Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в области таможенного дела



2019-12-29 506 Обсуждений (0)
Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в области таможенного дела 0.00 из 5.00 0 оценок




Закон «О таможенном тарифе» устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации - инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

Сферой действия Закона является единая таможенная территория Российской Федерации.

Реализация таможенной политики должна осуществляться в соответствии с таможенно-правовыми нормами. Необходимость четкой правовой регламентации таможенной политики обусловлена прежде всего тем, что инструменты ее осуществления прямо или косвенно вторгаются в сферу частного бизнеса, императивно регулируя те или иные направления предпринимательской деятельности. Кроме того, "внешняя" направленность таможенной политики, создающая для государства обязательства международно-правового характера, также нуждается в нормировании.

Таможенно-правовые нормы - это устанавливаемые государством правила поведения, с помощью которых регулируются общественные отношения в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Совокупность таможенно-правовых норм и составляет таможенное право как комплексную отрасль российского законодательства.

Источник таможенного права должен носить нормативный характер.

Таможенный кодекс и Закон РФ «О таможенном тарифе» занимают центральное место в механизме правового регулирования таможенных отношений, затрагивают все основные правовые вопросы, возникаю­щие в таможенной практике Российской Федерации. По юридической силе они уступают только Конституции РФ и являются той правовой базой, на которой строится и развивается все таможенное законода­тельство.

Отдельные таможенно-правовые нормы могут содержаться в дру­гих законодательных актах. Например, Федеральный закон от 13 де­кабря 1996 г. «Об оружии» определяет основы правового регулирова­ния внешней торговли оружием и регламентирует сопровождающие ее таможенные процедуры. В нем также присутствуют нормы, устанавли­вающие порядок ввоза на российскую таможенную территорию и вы­воза с нее различных видов оружия, находящегося в пользовании фи­зических лиц. Аналогичные вопросы, возникающие в связи с переме­щением через таможенную границу культурных ценностей, урегулиро­ваны в Законе РФ от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Комплексный характер таможенного законодательства предпола­гает использование отдельных норм, содержащихся в источниках дру­гих отраслей права — Уголовном кодексе (уголовно наказуемая кон­трабанда, валютные преступления), Гражданском кодексе (права и обязанности сторон по договору хранения и перевозки при регулиро­вании правоотношений, возникающих в связи с использованием услуг таможенного перевозчика, хранением товара на таможенном складе и складе временного хранения и т.д.), Уголовно-процессуальном и Гра­жданском процессуальном кодексах и т.д.

Важную роль в механизме таможенно-правового регулирования играют подзаконные акты. Их подзаконность означает, что они при­нимаются во исполнение и развитие законов и должны им соответст­вовать.

По количественным параметрам подзаконные акты — наиболее многочисленный вид источников таможенного права, ему способству­ет большое число отсылочных норм в текстах таможенных законов. Повышение роли подзаконных актов в системе источников таможен­ного права объясняется, кроме того, наличием в таможенном законо­дательстве многочисленных нечетких формулировок.

К источникам таможенного права относятся нормативные прика­зы и инструкции ФТС России. Помимо них руководство ФТС может из­давать и направлять таможенным органам указания и письма, где, как правило, даются разъяснения о порядке применения того или иного нормативного акта, но не содержатся новые нормы таможенного права (а следовательно, они не являются источниками права).

Правовые акты могут издавать таможенные органы на местах (в пределах своей компетенции). Эти акты обычно носят индивидуаль­ный характер. Однако в отдельных случаях в них могут быть включены локальные правовые нормы (правила пользования таможенным скла­дом и т.п.).

Поэтому различные приказы руководителей таможенных органов о назначении на должность, перечислении средств, объявлении дисциплинарного взыскания, отмене незаконного акта нижестоящего органа и др. не являются источниками таможенного права, так как не содержат общих правил, то есть юридических норм. Такие акты по конкретным вопросам называются индивидуальными. Индивидуальные правовые акты выступают в качестве юридических фактов - порождают, изменяют или прекращают конкретные правоотношения в таможенной сфере. Индивидуальный характер правовых актов может проявляться в конкретности предписаний, определенности субъектов, регулировании конкретных отношений, однократности реализации (применения, исполнения) и др.

Основными принципами построения системы источников таможенного права являются конституционность и законность. Конституционность в данном случае предполагает строгое соответствие всех источников права основным принципам таможенного регулирования, закрепленным в Конституции РФ. Законность означает обязательное соответствие подзаконных актов предписаниям законов, на основании и в развитие которых принимались данные подзаконные акты.

К основным элементам системы источников таможенного права России относятся:

а) внутреннее таможенное законодательство;

б) международно-правовые договоры и соглашения с участием России, касающиеся таможенных вопросов.

Важную роль в механизме таможенно-правового регулирования играют подзаконные акты. Их подзаконность означает, что они принимаются во исполнение и развитие законов и должны им соответствовать. По количественным параметрам подзаконные акты - наиболее многочисленный вид источников таможенного права. Основными видами подзаконных актов, регулирующих таможенные отношения, являются:

1. Указы Президента РФ.

2. Постановления Правительства РФ.

3. Подзаконные акты, принимаемые совместно несколькими государственными органами.

4. Нормативные акты ФТС.

Нормативные акты общего характера вступают в силу по истечении 30 дней после их опубликования, за исключением случаев, когда эти акты устанавливают более льготные правила, чем те, которые действуют, или если акты российского законодательства обязывают ФТС ввести нормативные акты по таможенному делу в более короткие сроки.

Государственный суверенитет предполагает, что каждое государство может регулировать таможенные вопросы односторонним путем с помощью внутреннего законодательства. В то же время очевидно международное значение таможенной политики, вследствие чего эти вопросы становятся предметом договорного регулирования. Унификация национальных таможенно-правовых систем создает благоприятные условия для расширения международного экономического сотрудничества и углубления интеграционных процессов.

Основными инструментами унификации таможенных правил являются международные договоры и рекомендации специализированных международных организаций.

Международно-правовое сотрудничество Российской Федерации в таможенной сфере развивается по трем основным направлениям:

1) взаимодействие со странами СНГ;

2) сотрудничество со странами "дальнего зарубежья";

3) сотрудничество в рамках международных организаций.

Что же касается принципа приоритетного развития и поддержки национального производителя, то он реализуется с помощью повышения ставок таможенных пошлин, которые прописаны в таможенном тарифе. Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Таможенные тарифы остаются одним из важнейших инструментов государственного регулирования внешней торговли, который позволяет осуществлять с его помощью защиту национальных интересов производителей от иностранной конкуренции. Таможенный тариф относится к экономическим регуляторам.

Таможенный тариф Российской Федерации – это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Таможенный тариф содержит конкретные ставки пошлин, которые прямо воздействуют на цены импортируемых товаров, влияют на уровень внутренних цен в стране, непосредственно сказываются на результатах хозяйственной деятельности предприятий. В силу этого таможенные тарифы остаются одним из важнейших инструментов государственного регулирования внешней торговли, который позволяет с ее помощью защитить национальных производителей от иностранной конкуренции, и стимулировать развитие отстающих отраслей.

Функции таможенного тарифа:

- фискальная - обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета;

- защитная - предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерно­го уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;

- стимулирующая – стимулирует ввоз товаров, которые не производятся, или производятся в количестве, недостаточном для удовлетворения потребности граждан.

Многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики страны в целом требуют взвешенного подхода к определению уровня ставок пошлин, так как необходимо учитывать всю совокупность возможных экономических, а также социальных последствий.

Таким образом, из вышеизложенного материла можно сделать вывод, что суть принципа приоритетного развития и поддержки национального производителя заключается в снижении конкурентоспособности иностранных товаров на отечественном рынке за счет удорожания ввоза этих товаров посредством повышения ставок импортных пошлин в таможенном тарифе. С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические условия товары отечественных товаропроизводителей и сходные товары их иностранных конкурентов.




2019-12-29 506 Обсуждений (0)
Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в области таможенного дела 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в области таможенного дела

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (506)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)