Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Совершенствование структуры таможенного тарифа



2019-12-29 177 Обсуждений (0)
Совершенствование структуры таможенного тарифа 0.00 из 5.00 0 оценок




Доминирующей чертой российской таможенно-тарифной по­литики последних лет является ее фискальная составляющая. Между тем, как показывает  нам зарубежный опыт, таможенный тариф многих государств, в том числе и высокоразвитых, служит одним из важных факто­ров развития их национальных экономик, выполняя в основном симулирующую и защитную функции. На это нацелены существу­ющие в этих странах довольно сложные механизмы подготовки и принятия решений по таможенному тарифу, а также статистичес­кое обеспечение.

С точки зрения перспектив развития отечественной экономи­ки представляется целесообразным изме­нить акценты в формировании и использовании таможенного та­рифа, выдвинув на передний план его защитную функцию.

Поставленная проблема при ее конкретизации трансформи­руется в задачу — сформулировать новые подходы к совершенствованию таможенного тарифа России. При этом целевая уста­новка заключается в том, чтобы встроить таможенный тариф в систему регуляторов формирования конкурентоспособной эко­номики, отвечающей перспективным национальным интересам и учитывающей специфику современного этапа экономического развития России.

Сегодня актуальным вопросом является активизация ввоза в России технологического оборудования, ввиду высокой степени изношенности основных фондов на большинстве российских предприятиях. Следует отметить, что некоторые виды оборудования в России не производятся, но крайне необходимы для технического переоснащения отечественных предприятий до современного технологического уровня. Отсюда существует необходимость снижения (а возможно и полной отмены) таможенных пошлин на импортируемое технологическое оборудование.

С 1 октября 2001 года были снижены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении более чем 400 наименований названного оборудования. С 1 января 2002 года вступили в силу уменьшенные до 5% ставки пошлин на станки для обработки дерева, что должно способствовать развитию российской деревообрабатывающей промышленности. В 2006 году ввозные пошлины на оборудование для легкой промышленности РФ так же были снижены до 0%. В марте 2008 года правительство утвердило импортную пошлину на необработанные алмазы в размере 10%. А вот пошлина на пшеницу в 2007 году была утверждена Правительством 40%, но не менее 0,105 евро за килограмм.

В целом по разработке ставок пошлин целесообразно исходить из следующих принципов:

1. соблюдение принципа эскалации тарифа, заключающегося в том, что ставки пошлин на большинство готовых изделий должны быть выше ставок на комплектующие элементы, из которых они изготавливаются

2. необходимость обложения минимальными ставками пошлин технологического оборудования и сырьевых материалов, производство которых в РФ отсутствует и в ближайшей среднесрочной перспективе не планируется.

3. Обложение высокими ввозными ставками товаров, производимых на территории России в количестве, необходимом для удовлетворения спроса.

Второе приоритетное направление развития таможенно-тарифного регулирования – корректировка специфических составляющих комбинированных ставок, применяемы в отношении ряда товаров, в целях обеспечения адекватности абсолютных размеров таможенных пошлин, рассчитываемых по специфической и адвалорной составляющим комбинированных ставок.

Следует иметь ввиду, что как минимум в среднесрочной перспективе применение комбинированных ставок таможенных пошлин будет неизбежным, поскольку именно этот вид ставок таможенных пошлин является одним из наиболее эффективных средств борьбы с занижением причитающихся к уплате сумм таможенных платежей за счет умышленного занижения таможенной стоимости товаров.

Третьим направлением дальнейшей оптимизации мер таможенно-тарифного регулирования является возможная унификация ставок на товары, имеющие сходные характеристики.

Реализация данной задачи позволяет в определенной степени решить проблему уклонения от уплаты таможенных пошлин в полном объеме путем заявления однородных товаров в товарные позиции, имеющие более низкую ставку таможенной пошлины.

Четвертое направление работы – активное применение особых видов пошлин – антидемпинговых, специальных, компенсационных, а так же расширение практики применения сезонных пошлин.

Практическое использование перечисленных видов пошлин позволяет более эффективно осуществлять выборочную защиту отечественных товаропроизводителей, когда иностранная конкуренция наносит им существенный ущерб. Активизация применения указанных пошлин приобретает особую актуальность в свете переговоров о вступлении России в ВТО.

В случае с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидированным импортом на таможенную территории РФ возможно введение специальных защитных мер – антидемпинговых специальных и компенсационных пошлин.

Расширение практики применения сезонных пошлин, например, на сельскохозяйственные товары с короткими сроками хранения, позволяет избежать причинения возможного ущерба рынкам отдельных товаров.

Международный опыт свидетельствует, что сезонные пошлины нашли очень широкое распространение в большинстве зарубежных стран, активно проводящих сельскохозяйственную политику, связан­ную с поддержкой национальных производителей.

Пятым приоритетным направлением работы по совершенствова­нию системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности следует назвать установление дифференцированных по своему уровню ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в отношении целого ряда комплектующих элементов, предназначенных для промышленного изготовления отдельных товаров.

Необходимо дифференцировать размер ставок ввозных таможен­ных пошлин в отношении, комплектующих для промышленной сборки телевизоров, оргтехники и автомобилей. Комплектующие, используе­мые для прочих целей, можно облагать ставкой пошлины, используе­мой для готовых изделий, а в отношении комплектующих для про­мышленной сборки применить пониженную ставку.

Принятие данных предложений позволит, с одной стороны, в зна­чительной степени снизить количество нарушений таможенных пра­вил, имеющих место при ввозе указанных товаров (сделав такие нару­шения экономически нецелесообразными), а с другой стороны, обес­печить благоприятные условия для деятельности существующих и раз­вития новых отечественных предприятий, работающих в этой области.

Следует отметить, что практическая реализация приведенных мер позволит сформировать адекватную систему таможенно-тарифного регулирования в контексте присоединения России к ВТО и усилить тарифную защиту отечественных производителей.

Таможенный союз- союз трех государств: Беларуси России и Казахстана

Основой Таможенного союза является общий Таможенный кодекс и единый для трех стран таможенный тариф.

Перемещение товаров внутри Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана не будет являться экспортом, а будет считаться взаимной торговлей. Между таможенниками Беларуси и России практически нет противоречий и с 1 июля 2010 года на Белорусско- Российской границе будет полностью отменен таможенный контроль.

Таможенные службы России, Белоруссии и Казахстана согласовали график перехода на унифицированные процедуры в рамках Таможенного союза и начнут его с 1 января 2010 года.

С 1 января 2010 года начинает работать Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. Правда, регулирующие документы будут вступать в силу постепенно, исходя из разработанного плана формирования этой структуры. С 1 июля 2010 года планируется вынести все формы контроля на внешние границы Беларуси и России. Процедуры по оформлению единого таможенного пространства с участием трех стран будут завершены к июлю 2011 года.

Сейчас, в конце года, обсуждается механизм распределения пошлин в государствах Таможенного союза, проходят заседания рабочих групп экспертов по этой теме. Однако все нормативные акты, соглашения, которые сейчас существуют, предусматривают распределение только таможенных пошлин трех государств. Но есть еще и таможенные платежи, взимаемые таможенными органами каждой страны. И тут уж никакого распределения не будет – НДС и сборы за таможенное оформление будут оставаться в каждом государстве. Впрочем, окончательно механизм работы единой таможенной зоны станет понятен после первых трех месяцев работы.

С 1 января 2010-го должен вступить в силу Единый таможенный тариф. Работа по этому документу еще ведется, и тариф будет подписан, когда таможенные ставки трех стран окажутся полностью согласованными.

В дальнейшем единую политику в тарифной сфере будет проводить комиссия Таможенного союза, решения которой – обязательны для трех сторон. С 1 января 2010 года этому органу передаются полномочия по ведению Единого таможенного тарифа. Ставки таможенных пошлин могут меняться только по соглашению трех сторон. Правда, голос России будет все же решающим: ей в комиссии принадлежат блокирующий процент голосов – 57%, Беларусь и Казахстан имеют по 21,5%..

Тарифы и пошлины.

Уже очевидно, что в конце года президентам трех государств придется лично договариваться по ряду товарных позиций. Тем более что есть и просто спорные вопросы. Например, порядок введения пошлин на импортные легковые автомобили в Беларуси. По мнению таможенников, эти тарифы могут быть как повышены, так и понижены – все зависит от трехсторонних договоренностей в конце года.

На чем базируется Таможенный союз? Прежде всего, на единой таможенной территории, которая объединит таможенные территории России, Белоруссии и Казахстана. Все проблемы таможенного администрирования выносятся на внешние границы. Исчезнут таможенные посты на белорусско-российской и российско-казахстанской границах. Товары, которые будут поступать, например, через белорусско-польскую границу на западе или казахстанско-китайскую границу на востоке, внутри стран никакой таможенной проверке уже подвергаться не будут.

Во-вторых, должен быть создан единый регламентирующий документ, которым станет Таможенный кодекс Таможенного союза. В нем будут содержаться все организационные, правовые и иные вопросы таможенного администрирования. Кодекс будет основой для осуществлений всех таможенных процедур.

Третья составляющая – это единый таможенный тариф на более чем 11 тысяч единиц товарной номенклатуры. К примеру, на сегодняшний день в России один таможенный тариф на ввоз автомобилей из третьих стран, в Казахстане другой, в Белоруссии – третий. И подобных расхождений много. Россия стремится защитить свою автомобильную промышленность, производя большое количество автомобилей внутри страны, поэтому на ввозимые товары была установлена очень высокая ввозная пошлина – до 20% стоимости автомобиля. В Казахстане такой автомобильной промышленности нет, производства легковых автомобилей нет и в Белоруссии, поэтому в этих странах ввозной таможенный тариф ничтожный – 2-3%. В рамках же Таможенного союза ввозной тариф должен быть единым, что обеспечит полную гармонизацию внешней торговли.

Таможенный союз, который мы создаем, - это крупный прорыв на постсоветском пространстве.

В рамках Таможенного союза пошлины пойдут на единый счет.

 

Уже в ближайшее время таможенное законодательство, а главное, практику его применения, ждут кардинальные изменения. В рамках стремительно создаваемого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана будет веден учет движения таможенных товаров по внешним границам союза - соответственно, исчезнут таможни на границах между этими тремя странами. Унификация ждет как таможенные кодексы, так и размеры таможенных платежей и документооборот. Более того, таможенные платежи будут поступать не в бюджеты государств, а на специальный «единый счет», средства с которого будут распределяться между таможенными союзниками по определенным квотам. Причем по этим правилам предпринимателям, занимающимся внешнеторговой деятельностью, придется жить уже менее чем через год.

Основные черты предстоящей таможенной революции обрисовал в Торгово-промышленной палате «круглом столе» ответственный секретарь комиссии Таможенного союза, заместитель генерального секретаря ЕврАзЭС Сергей Глазьев. По словам Глазьева, национальное таможенное законодательство России, Белоруссии и Казахстана доживает последние месяцы. 25 сентября собирающаяся в Алма-Ате комиссия Таможенного союза должна утвердить новый единый Таможенный кодекс, а 27 ноября на очередном заседании межгосударственного совета он должен быть подписан на самом высоком уровне. После ратификации парламентами трех стран с 1 июля 2010 года единый кодекс станет обязательным документом прямого действия, полностью заменяющим национальное таможенное законодательство.

Для участвующих в объединении государств главным было поделить деньги. Основной принцип, с которым согласились все участники Таможенного союза, заключается в том, что не будет однозначной привязки между страной назначения или происхождения товара и бюджетом этого государства. Все таможенные платежи начнут поступать на единый счет, с которого будут распределяться между странами по заранее согласованным квотам. Размер этих квот будет зависеть от объема ВВП, масштабов товарооборота и других показателей.

Плюсы и минусы таможенного союза для России.

Россия (особенно в долговременном плане) может получить от создания ТС весомые выгоды.

Так, полное снятие ограничений во взаимной торговле позволит ей обеспечить для своих товаров (прежде всего машинно-технической продукции, пока еще не конкурентоспособной на рынках дальнего зарубежья) свободный доступ на рынки стран-партнеров. Это будет способствовать преодолению спада производства и улучшению финансово-экономического положения сотен российских предприятий и целых отраслей, поддерживающих тесные исторически сложившиеся связи с контрагентами из этих бывших союзных республик.

Устранение ограничений в торговле дает также России возможность увеличить закупки в государствах-партнерах необходимой продукции (энергетических и коксующихся углей, продукции черной и цветной металлургии - в Казахстане, бытовой техники, транспортных средств, мясных и молочных продуктов - в Белоруссии, хлопка, табачного сырья и продукции цветной металлургии - в Киргизии).

Единый таможенный тариф участников ТС в отношении третьих стран позволит России обеспечить более надежную защиту от внешней конкуренции по сравнению с предыдущим этапом интеграции - зоной свободной торговли (когда товары третьих стран могут проникать на российский рынок через государства СНГ с более низкими тарифами). Предполагаемый в рамках ТС единый таможенный контроль будет препятствовать получившему в последнее время широкое распространение бесконтрольному вывозу из РФ стратегического сырья и незаконному ввозу товаров через территории стран-партнеров.

С образованием ТС Россия как экономически самая сильная участница получает возможность фактически возглавить его, что усилит ее позиции в отношениях с третьими странами и международными экономическими организациями. Предполагаемые в рамках ТС унификация хозяйственных законодательств и выравнивание условий хозяйственной деятельности могут в перспективе значительно облегчить работу российских предпринимательских структур на территориях стран-участниц.

Немаловажное значение для РФ имеет предусматривающийся в рамках ТС бесплатный транзит внешнеторговых грузов через территории государств-партнеров. Особенно важна возможность свободного транзита энергоносителей на Запад через Белоруссию (известно, например, что два из пяти основных нефтепроводов из России на Запад проходят через белорусскую территорию). Кроме того, формирование ТС избавляет от немалых затрат по обустройству внутренних границ (по данным Таможенного комитета РФ, обустройство 1 км границы обходится в 3 млрд. руб., а общая стоимость обустройства границ России с Белоруссией и Казахстаном составила бы 21 трлн. руб.).

Наряду с несомненными выгодами для России реализация ТС первоначально может привести к определенным трудностям и потерям.

Так, полная отмена пошлин, налогов и сборов фактически перекрывает один из важных источников бюджета РФ. Еще более серьезной проблемой является предполагаемое в рамках ТС осуществление взаимопоставок всех товаров (включая энергоносители) по внутренним ценам страны-производителя. На практике это означает, что Россия должна будет поставлять своим партнерам энергоресурсы по льготным ценам и тем самым в течение определенного времени субсидировать эти республики.

Определенные проблемы для России создает и то обстоятельство, что цены в Белоруссии, Казахстане и Киргизии в целом ниже, чем цены на аналогичные товары в РФ (к тому же они нередко регулируются государством). Это обеспечивает их предприятиям конкурентные преимущества, в том числе и на внутреннем рынке РФ.

Вместе с тем, на мой взгляд, минусы ТС не следует преувеличивать, тем более что некоторые из них при внимательном рассмотрении оборачиваются плюсами. Так, конкурентные преимущества предприятий стран-партнеров в результате относительной дешевизны их продукции могут оказать тонизирующее воздействие на российские предприятия, заставляя их повышать конкурентоспособность своей продукции, снижать издержки.

Финансовые потери РФ от формирования ТС во многом компенсируются значительным упрощением доступа предприятий на рынки стран-партнеров и другими выгодами. Следует также учитывать, что существенный разрыв в уровнях внутрироссийских цен на энергоресурсы и мировых цен вряд ли будет продолжительным. По оценкам специалистов, уже в ближайшие годы внутренние цены на них в РФ могут достигнуть (а по некоторым позициям уже достигли) уровня мировых, что автоматически приведет к прекращению ценового субсидирования Россией своих партнеров.

В целом представляется, что выгоды ТС значительно превосходят издержки. Поэтому укрепление союза, практическая реализация направленных на его создание договоров, очевидно, должны стать одним из приоритетных направлений внешнеэкономической политики РФ.

Заключение

Анализ уровня и структуры импортных пошлин российского тамо­женного тарифа, а также сопоставление их с аналогичными показате­лями в других индустриальных странах свидетельствует о том, что не­обходимо совершенствование этого важного инструмента регулирова­ния развития хозяйства с учетом общеэкономической политики, спе­цифики многогранного влияния импортных пошлин на внешнюю торговлю и всей совокупности последствий изменения пошлин для на­ционального хозяйства и социальной сферы. Вместе с тем проблема повышения эффективности импортного тарифа России по времени совпала с проблемой подготовки страны к присоединению к ВТО, а поэтому решение обеих проблем, видимо, целесообразно совместить. На первый взгляд — это осложняет задачу. Однако комплексный под­ход к ее выполнению, учитывая интересы национальной экономики в сочетании с общей тенденцией в области таможенно-тарифного регу­лирования в странах — торговых партнерах России, создает предпо­сылки для выработки оптимальных решений, которые позволили бы обеспечить необходимую защиту внутреннего рынка и создать условия для развития российской внешней торговли. Этого вряд ли можно дос­тичь, решая указанные проблемы обособленно.

Решение обеих актуальных проблем, в конечном счете, сводится к формированию таможенно-тарифного режима в России, благоприят­ствующего повышению конкурентоспособности национальной эко­номики.

В настоящее время тариф в силу различных причин излишне уни­фицирован. Необходимо разработать новую методологию и порядок применения таможенного тарифа с учетом использования дифферен­цированных ставок таможенных пошлин.

Следует совершенствовать систему и практику применения тариф­ных преференций в отношении ввоза товаров, а также пересмотреть перечень стран — пользователей схемой преференций. Только совер­шенствование тарифов, учитывающих приоритет отечественных това­ров, может помочь национальным производителям. Можно было бы распределить товарную номенклатуру на три группы.

Первая группа — товары, в ввозе которых Россия не нуждается. Здесь можно было бы поставить эффективный барьер в виде высоких таможенных пошлин против проникновения аналогичных товаров на внутренний рынок страны.

Вторая группа представлена товарами, где возможна конкуренция с отечественными производителями. Здесь тарифные ставки должны быть сбалансированными, чтобы обеспечить импорт и дать возмож­ность национальным товарам реально конкурировать с ним.

Третья группа — товары, которые не выпускаются в России. В этом случае тарифные ставки должны обеспечивать свободный доступ та­ких товаров на рынок страны. К этой группе товаров могут относиться новые технологии и т.п.                                                                                                                                                                                                                  


Список литературы

1. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003г. № 61-ФЗ;

2. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993г. №5003-I;

3. Закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», от 08.12.2003г., № 164-ФЗ;

4. Белецкий, Э.И. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (проблемы, суждение, поиск): монография / Э.И. Белецкий. – М.: РИО РТА, 2005;

5. Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД.–М., 2007

6. Бурдин, В.Е. Динамика производства основных российских товаров и выбор направлений в таможенно-тарифной политике / В.Е. Бурдин // Таможенная служба России на защите экономических интересов страны : Материалы докладов Всероссийской науч.-практ.конференции .— M., 2003;

7. Водьянов А. Таможенно-тарифная политика в контексте новых макроэкономических реальностей // Российский экономический журнал. 2000. - № 5-6. С. 87-95;

8. Драганов В.Г. Российская таможенно-тарифная система // Ученные записки - СПб им. В.Б. Бобкова. 2001 - №2.

9. Керефова М.М. Современные тенденции развития таможенно-тарифной политики // Академический вестник. 2004. - № 3, С. 16-19;

10. Литвинцева, Г.П. Продуктивность экономики России и структурные сдвиги в производстве товаров и услуг / Г.П. Литвинцева // Вопросы статистики.— Б.м. — 2003 .— № 4 .— С.11-26.;

11. Основы таможенного дела: учебное пособие в 2 т. / под. ред. Азарова. – М.: РИО РТА, 2005, - 576с.;

12. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономический деятельности: учебное пособие / В.Г. Свинухов. – М.: Экономистъ, 2004. – 155 с;

13. Соболевский Е.Н. О новом таможенном тарифе: комментарий // Иностранный капитал в России: налоги, учет, валютное и таможенное регулирование. – 2002. - № 1, С. 89-91;

14. Соколов К.Я. Таможенное регулирование в России.— М. 2002.

15. Ставки ввозных таможенных пошлин .— M.: ЭКСМОС, 2001.— 112с.;

16. Ставки импортных и экспортных таможенных пошлин.— СПб: ТИРЕКС, 2001 .— 146с. — (Таможня и Бизнес) .— ISBN 5-7950-0011-6.

17. Трофимов А.Г. Таможенно-тарифное регулирование. –М.: 2000;

18. Удовенко С.П. Концептуальные основы методики анализа и оценки таможенного тарифа / С.П. Удовенко // Ученые записки СПб им. В.Б. Бобкова филиала РТА. – 2004. № 2, - С. 98-115.

19. Удовенко, С.П. Таможенный тариф современной России (1993 - 2005 гг.) / С.П. Удовенко .— СПб : Архей, 2006;

20. Фаминский, И.П. Мировое хозяйство: динамика, структура производства, мировые товарные рынки (вторая половина ХХ-Начало ХХ1 в.) .— М : Магистр, 2007;

 



2019-12-29 177 Обсуждений (0)
Совершенствование структуры таможенного тарифа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Совершенствование структуры таможенного тарифа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)