Основные цели изучения теории вероятностей в классах с углубленным изучением математики
Математические школы и классы с углубленным изучением математики были созданы в нашей стране в начале 60-х годов, когда выяснялась необходимость в подготовке специалистов, умеющих использовать прикладные возможности математики: программистов, инженеров-конструкторов, физиков, экономистов и других. В настоящее время в математических школах и класса с углубленным изучением математики обучение ведется по программам разработанным коллективом ученых и преподавателей ВУЗов. При сравнении программ массовой и математической школы можно отметить, что алгебраический материал, изучаемый в математических классах, включает темы, отсутствующие в программе массовой школы. Среди них теория вероятностей. Содержание обучения теме "элементы теории вероятностей", выделены в "программе для общеобразовательных учреждений. Математика" [18] обеспечивает дальнейшее развитие у учащихся их математических способностей, ориентации на профессии, существенным образом связанных с математикой, подготовку к обучению в ВУЗе. Специфика математического содержания рассматриваемой темы позволяет конкретизировать выделенную основную задачу углубленного изучения математики следующим образом. 1. продолжить раскрытие содержания математики, как дедуктивной системы знаний. А) построить систему определений основных понятий; Б) выявить дополнительные свойства введенных понятий; В) установить связи введенных и ранее изученных понятий. 2. Систематизировать некоторые вероятностные способы решения задач; раскрыть операционный состав поиска решений задач определенных типов. 3. Создать условия для понимания и осознания учащимися основной идеи практической значимости теории вероятностей путем анализа основных теоретических фактов. Раскрыть практические приложения изучаемой в данной теме теории. Достижению поставленных образовательных целей будет способствовать решение следующих задач: 1. Сформировать представление о различных способах определения вероятности события (статистическое, классическое, геометрическое, аксиоматическое) 2. Сформировать знание основных операций над событиями и умения применять их для описания одних событий через другие. 3. Раскрыть сущность теории сложения и умножения вероятностей; определить границы использования этих теорем. Показать их применения для вывода формул полной вероятности и формул Байеса. 4. Выявить алгоритмы нахождения вероятностей событий а) по классическому определению вероятности; б) по теории сложения и умножения; в) по формуле полной вероятности; г) по формуле Байеса. Сформировать предписание, позволяющее рационально выбрать один из алгоритмов при решении конкретной задачи. Выделенные образовательные цели для изучения элементов теории вероятностей дополним постановкой развивающих и воспитательных целей. Развивающие цели: · формировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, выявлять и развивать математические способности; · в процессе обучения развивать речь, мышление, эмоционально-волевую и конкретностно-мотивационную области; · самостоятельное нахождение учащимися новых способов решения проблем и задач; · применение знаний в новых ситуациях и обстоятельствах; · развивать умение объяснить факты, связи между явлениями, преобразовывать материал из одной формы представления в другую (вербальная, знако-символическая, графическая); · учить демонстрировать правильное применение методов, видеть логику рассуждений, сходство и различие явлений. Воспитательные цели: · формировать у школьников нравственные и эстетические представления, систему взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе; · формировать потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценностей и ценностных ориентаций; · воспитывать личность, способную к самообразованию и самовоспитанию.
§2. Анализ содержания темы "Элементы теории вероятностей" в школьных учебниках
Теория вероятностей не изучается на базовом уровне. Эта тема становится актуальной лишь для учащихся классов с углубленным изучением математики. С понятием "вероятность" учащиеся впервые встречаются в9классе. В содержании темы учебника "Алгебра 9" [4] выделяются три взаимосвязанных направления, имеющие особое значение для развития логического и вариационного мышления. Во-первых, это подготовка в области комбинаторики, с целью создания аппарата для решения вероятностных задач и формирования важного вида практически ориентированной математической деятельности; во-вторых, формирование умений связанных со сбором, представлением и анализом данных; и в - третьих, формирование представлений о вероятности случайных событий и умение решать вероятностные задачи. На данном этапе изучения уточняются способы представления и нахождения информации в таблицах, на диаграммах, в каталогах, рассматриваются задачи на перебор вариантов, формируются начальные представления о частоте и вероятности событий. Дальнейшее изучение теории вероятностей осуществляется в 11 классе. В учебнике "Алгебра 11" [5] глава "элементы теории вероятностей" начинается с рассмотрения достоверных, невозможных и случайных событий пока только на интуитивном уровне. Приводятся примеры на каждый вид событий и говорится о том, что случайные события представляют для нас особый интерес, к их изучению привели математиков потребности практики. Основное понятие, с которым связан весь курс теории вероятностей – это понятие опыта (или испытания). Но ему не дается четкое математическое определение, а вводится на интуитивном уровне. Материал в теме изложен дедуктивно, если вводимым понятиям даются точные математические определения. Можно построить несколько логических цепочек определений: 1. По количеству благоприятных исходов из возможных, относительно одного события. Событие
достоверное невозможное случайное 2. По количеству благоприятных исходов, относительно нескольких событий: События
несовместные противоположные независимые
3. операции над событиями
объединение разность событий событий пересечение событий следствие событий
Перечисленные понятия вводятся описательно, на каждое из них приводится пример. В темы сформулированы и доказаны следующие утверждения: 1. Если события А и В несовместны, то Р(АUВ) =P(A) +P(B). В основе доказательства лежит подсчет всевозможных исходов события А и В и определения объединения событий. 2. Если события А1, А2,... ... Аn попарно несовместны, то вероятность объединения этих событий равна сумме их вероятностей: Р(А1UA2U... . UAn) =P(A1) +P(A2) +... +P(An) Для доказательства применяется определение несовместных событий и утверждение 1. 3. Для любого события А имеем: Р(А) =1-Р(А). Для доказательства исполняются факты: AUA - есть достоверное событие (И) и Р(И) =1. А∩А – невозможное событие (ǿ) и утверждение 1. 4. Для любых двух событий справедливо равенство Р(АUВ) =P(A) +P(B) - Р(А∩В) Идея доказательства состоит из: · разложения событий А и В на компоненты; · нахождение объединения события А и события В; · нахождение вероятности объединения событий А и В; · нахождение суммы вероятности события А и события В. 5. пусть вероятностное пространство И представлено в виде объединения попарно несовместных событий Х1,,……, Хn: И=Х1UX2U... . UХn, где Xi∩Xj=ǿ при i≠j. Тогда для любого события А верно равенство: Р(А) =Р(Х1) Р(А/Х1) +…+Р(Хn) P(A/Xn). Для доказательства находится пересечение события А и вероятностного пространства И. пользуясь законом дистрибутивности операции пересечения событий, теоремой сложения вероятностей и условием, что Xi∩Xj-невозможное событие, получается, что событие А является объединением попарно несовместных событий А∩Х1,…А∩Хn. Находится вероятность Р(А) и применяется формула условной вероятности. 6. Пусть вероятность события А равна Р, и пусть Рmn-вероятность того, что в серии из n независимых испытаний это событие произойдет m раз. Тогда справедлива формула Бернулли Pmn=Cn в степени m* p в степени m * q в степени n-m. Идея доказательства: подсчет благоприятных серий испытаний, нахождение вероятности каждой из них и использование условия, что любые две различные серии несовместны. Теория вероятности рассматривается в учебниках Ю.М. Колягина и других "Алгебра и начало анализа 11" для общеобразовательных классов и А.Л. Вершера, А.П. Харпа "Математика 11" для учащихся гуманитарного профиля. Представленные в учебном пособии задачи считаем возможным квалифицировать следующим образом: (Основа классификации - теоретические сведения основ теории вероятностей). Вычисление вероятности как относительной частоты (частости) появления события (NN 493-499) Определение множества исходов испытания (NN 499-508) вычисление вероятности по классическому определению вероятности: а) число исходов испытания определяется методом "перебора" (NN 516-521) б) число исходов испытания определяется с применением формул комбинаторики (NN 522-548) 4. Алгебра событий (NN 533-548) 5. Вычисление вероятности по теоремам сложения вероятностей (NN 549-553) 6. Вычисление условной вероятности (NN 565-579).
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |