Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Притча «О доме, построенном на камне и о доме, построенном на песке» (Мф.7; 21-27)



2019-12-29 632 Обсуждений (0)
Притча «О доме, построенном на камне и о доме, построенном на песке» (Мф.7; 21-27) 0.00 из 5.00 0 оценок




Мы с вами уже сказали, что все в мире имеет свое начало – свою основу - все наши дела, все наши поступки, все наши слова, все наши мысли…- всю свою жизнь человек строит на какой-то основе. Но каждый выбирает свою основу жизни. Но как же не ошибиться, как же выбрать единственно-правильную основу? Вот об этом Иисус и рассказал в притче, которая называется «О доме, построенном на камне, и о доме, построенном на песке». Теперь возьмите, пожалуйста, свои карандаши, фломастеры и альбомы. По ходу урока вы будете рисовать свой дом, как бы вы хотели его построить, что будет основанием для него, кого вы видите в этом доме… Проявите свою фантазию и творческий подход. Давайте с вами представим, что все мы с вами бригада строителей. И нам с вами предстоит серьезная задача: построить большой дом, в котором будем жить мы, наши близкие, наши друзья. Как вы думаете, с чего мы начнем наше строительство?

- Мы должны выбрать место для строительства.

Какое это должно быть место?

- Большое, красивое, твердое…

А как это «твердое, мягкое»? И почему твердое?

- Мягкое – например, песок. Это некрепкое основание для дома.

Да. Когда вы были совсем маленькими, то очень любили делать фигурки из песка. Но из любого ли песка можно было сделать фигурку?

- Нет. Только если песок был мокрый. А когда он высыхал, фигурка рассыпалась.

А какое самое твердое основание для строительства вы бы выбрали?

- Камень.

(Преподаватель демонстрирует сухой песок, который сыплется сквозь пальцы, пытается сделать из него форму и сверху что-то положить. И камень)

Нельзя проявлять беспечность в таком важном деле, как строительство дома. Малейшая ошибка может привести к трагедии. Вспомните, как называется сказка, в которой трое друзей строили себе домики?

- Сказка о трех поросятах.

(Какая участь постигла домики Ниф-Нифа и Наф-Нафа? Почему? Почему домик Нуф-Нуфа оказался самым крепким? Кто из них проявил беспечность при строительстве своего домика?)

Теперь послушайте саму притчу, которую рассказал Иисус народу.

(читается Евангелие от Матфея 7; 21-27)

«Всякий, кто слушает слова Мои и исполняет их, подобен человеку благоразумному, который построил свой дом на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, слушающий Мои слова и не исполняющий их, подобен человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и падение его было великое».

Продолжим наше строительство. Давайте теперь с вами подумаем, а что Иисус Христос подразумевал под «домом», что для каждого из нас является «домом»?

- Наша жизнь.

Всякий, кто видел, как строится дом, знает, что чем глубже и тверже основание его, тем он будет прочнее, тем лучше он устоит против бури, ветра и наводнения. А что же для человека в его повседневной жизни подразумевается под дождем, ветрами, бурями?

- Беды, несчастья, горе, болезни, бедность…

Да. Человеку в жизни приходится бороться с бедствиями и опасностями, и только тогда он устоит против них, если утвердит жизнь свою на твердом непоколебимом основании. А что же должно стать основанием нашего дома – нашей жизни, согласно учению Иисуса Христа?

- Вера, любовь.

Для нашего дома это основание есть вера в Бога и покорность Его заповедям. Ведь все Его заповеди учат нас любить Бога и своего ближнего. Притча начинается с очень важных слов: всякий, кто слушает слова Мои и исполняет их. Ведь очень много людей говорят: «Да, я верю в Бога!», но живут не так, как заповедовал Господь, а «по стихии мира сего», т.е. так, как им хочется. Мало слышать, очень важно исполнять то, чему учит нас Сам Господь - это помогает человеку твердо стоять на пути истины; он все свои дела совершает по заповедям и покоряет им свою собственную волю. Та любовь, которая не сопровождается добрыми делами, не есть истинная любовь, а есть любовь только на словах. Вот почему апостол Иаков говорит: «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2: 20).

Игра

Сейчас я вам предлагаю одну игру. Жили были два человека. Жили в одном городе, на одной улице, в одном доме. Но были совсем разные. Один из них, если говорить словами притчи, был благоразумным, т.е. построил свой дом (свою жизнь) на камне, а другой - безрассудным (глупым), основал свой дом (свою жизнь) на песке. Ваша задача определить, о каком из них идет речь. Если о благоразумном, то вы показываете зеленый свет, если о безрассудном – красный.

- Он богат, и употребляет свое богатство на добрые и полезные дела. (о благоразумном)

- Он богат, но живет только в угождение себе. (о безрассудном)

- Он беден, но старается честным трудом содержать себя и свое семейство, помня, что всякое бесчестное дело, ложь и обман противны Богу. (о благоразумном)

- Если человек богат, он живет больше для себя, проводит время в праздности и суетных удовольствиях, не думая о своих обязанностях. (о безрассудном)

- Он не соотносит своей жизни с заповедями Божьими, а привык следовать своей воле. (о безрассудном)

- Его нелегко соблазнить легкомысленным советом и дурным примером, потому что он привык следовать заповедям Господним. (о благоразумном)

- Он в сердце чувствует, что он не так живет, как следует, но не имеет довольно силы и бодрости духа, чтобы раскаяться от всего сердца и начать новую жизнь. (о безрассудном)

- Постигнет ли его несчастье, он не впадет в уныние, но старается преодолеть бедствия и с терпением переносит их, будучи уверен, что Сам Бог посылает страдания для пользы душевной. (о благоразумном)

- Если он впал в бедность, то по непривычке к труду часто решается на бесчестные поступки, чтобы добыть денег, и, добывши их тратит на пустяки и в свое удовольствие, вместо того, чтобы помочь ими своему ближнему. (о безрассудном)

- В бедствии он унывает и не далек от отчаяния. (о безрассудном)

- Знакомые и товарищи презирают его за легкомыслие, потому что он, как говорится, идет, куда ветер подует; слову его нельзя верить, на обещание его нельзя полагаться. (о безрассудном)

- В минуту опасности он не предается отчаянию, зная, что жизнь и смерть человека в руках Божиих. (о благоразумном)

И счастлив будет он, если встретится ему тот благочестивый человек, который ободрит его добрым словом и советом и уверит его, что Бог помогает всякому искренне кающемуся в своих плохих поступках.

Всем нам, конечно, хотелось бы сделаться людьми прямыми и твердо верующими, чтобы суметь устоять против жизненных испытаний. Но как это сделать? Для этого надо с малых лет приобрести привычку перед каждым делом спрашивать себя, хорошо ли оно и угодно ли Богу, и вообще поступать не так, как самому хочется, но так, как дόлжно. А как мы с вами можем узнать, дόлжно ли так поступать или нет? На предыдущих занятия мы с вами говорили о том, что Господь каждому из нас сделал подарок. Кто помнит, что это за подарок?

- Совесть.

Правильно. Наш лучший «со ветчик» - наша совесть. Всегда, когда мы собираемся сделать что-то нехорошее, а еще хуже, если уже что-то сделали, что у нас «скребет на душе», что нам не дает потом спокойно ночью спать?

- Совесть.

Что нам подсказывает, что нельзя так поступать, нехорошо, некрасиво?

- Совесть.

А если мы что-то все-таки натворили, что мы должны сделать, чтобы совесть успокоилась и дала нам спокойно спать по ночам?

- Попросить прощение и постараться исправиться.

Всегда ли мы так поступаем, как сейчас говорим? Давайте будем с вами стараться жить так, чтобы никто и никогда о нас не смог сказать «бессовестный человек», т.е. человек, который так укоренился во зле, что уже не слышит голоса собственной совести.

Закрепление урока

Наш урок подошел к концу. Покажите мне свои рисунки. Какие они все красивые и разные. Кто хочет прокомментировать свой рисунок?

(дети комментируют свои рисунки)

Давайте с вами вспомним основные моменты урока. На уроке вы узнали, что такое…

- Притчи (и поясняют).

Как называется притча, которую мы сегодня читали?

- О доме, построенном на камне, и о доме, построенном на песке.

Что в этой притче подразумевается под домом?

- Жизнь человека.

Что Иисус Христос подразумевал в этой притче под камнем?

- Вера в Бога и покорность Его заповедям.

Как Иисус Христос называет человека, построившего свой дом на камне?

Как вы понимаете это слово- «благо разумный»?

Почему Господь его назвал «благоразумным»? (отвечают)

Так как вы понимаете выражение «построить свой дом на камне»?

А как Он назвал человека, построившего свой дом на песке?

Как вы понимаете слово «без рассудный»?

Что случилось с его домом?

Что Иисус Христос подразумевал в этой притче под песком?

Что может привести к падению в жизни, в отношениях с ближними, с людьми?

- Зло, суета, неверие, самонадеяние…

Вспомните, какими Бог сотворил Адама и Еву, какими должны были быть люди по Его замыслу?

- Разумными, бессмертными, свободными.

И для того, чтобы вернуть человека после грехопадения в его прежнее состояние, Бог дал людям…

- Заповеди.

То есть, указал им путь к возвращению. Давайте с вами сделаем вывод: какой нравственный смысл этой притчи?

- Чтобы человеку твердо стоять на пути истины, он свою жизнь должен строить на вере в Бога, исполнении Его заповедей – заповедей любви к Богу и к ближнему. Таким людям Христос обещал вечную жизнь.

8. Домашнее задание

В Священном Писании мы найдем множество подтверждений того, что самый разумный тот человек, который всю свою жизнь, все свое упование на спасение возлагает на Бога. Например, 1 Псалом: «Блажен муж, который не идет на совет нечестивых и не стоит на пути грешников, и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе он размышляет день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает успеет. Не так – нечестивые, но они – как прах, возметаемый ветром. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет».

О чем говорит и о чем предупреждает нас в этом псалме Давид? (отвечают).

Домашнее задание для вас будет следующее: хотите – сами, а хотите – с помощью родителей подберите цитаты из Священного писания, которые прямо или косвенно подтверждают смысл прочитанной сегодня нами притчи.

Хотя вы еще не совсем взрослые, но уже являетесь строителями своего дома. Желаю вам, чтобы никакие злые ветра, никакие бури неудач и огорчений не смогли разрушить вашего дома. Пусть его крышей будет ВЕРА, стенами - НАДЕЖДА, а основанием - ЛЮБОВЬ. На этом наш урок окончен.

 

 


Урок 2

Тема: Господь мне дал талант…

Цель: Дать определение «таланта». Талант – как дар Божий, налагающий на человека ответственность. Служение Богу и людям своим талантом – и есть его приумножение.

Задачи: Обсудить смысл рассказанной Иисусом Христом притчи «О талантах». Разобраться: Для чего человеку дается талант. Почему одному дается один талант, а другому – три. Объяснить, что у каждого есть свой талант. С помощью игры побудить детей к поиску своего таланта, а также применению различных талантов для пользы людей. Обсудить: почему талант налагает на человека ответственность. Гордость – главное искушение талантливого человека. Воспитывать чувство уважения, а не зависти к талантам других людей. Практическая работа с толковым словарем. Развитие творческой фантазии.

Пособия: Библия. Толковые словари. Картинки или фото с изображениями различных профессий. Портреты знаменитых музыкантов, писателей, поэтов, актеров. Изображения древних монет. Мешочек с «монетами» различных цветов. Шоколадные медальки. «Алмаз». Фонарик. Музыкальное оформление: П.И.Чайковский «Вальс цветов».

План урока

1. Оргмомент

2. Что такое «талант»?

3. Притча «О талантах» (Мф. 25; 14-30)

4. Игра

5. Талант и гордость

6. Чтение поучительного рассказа

7. Закрепление урока

8. Домашнее задание


ХОД УРОКА

Оргмомент

Что такое «талант»?

(Дети заходят в класс под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов»., которая тихо звучит в течении беседы).

Сегодня вас ждет интересный и занимательный урок. «Чем же он так интересен?»,- спросите вы. А интересен он тем, что говорить мы будем о вас, о том, какие вы все разные, о том, какие вы все замечательные, какие вы все …ну, не такие, как другие. Можно ли найти на Земле двух абсолютно одинаковых человек, одинаковых и по внешнему виду, по характеру, по способностям?

- Нет, нельзя.

Все мы такие разные. Кто-то умеет красиво рисовать, кто-то умеет писать стихи, а кто-то их красиво читает, а кто-то хорошо вышивает, вяжет, шьет…помогайте мне…

- Готовит кушать, строит дом, вырезает по дереву, лечит…

А как вы думаете, существует ли человек, который умеет все это делать?

- Нет, вряд ли такой человек существует.

Человек может многое, но познать все земные науки и уметь абсолютно все – такое ему не под силу. Но тем, не менее у каждого из нас есть какая-то своя способность, что-то, что получается у нас особенно хорошо.

(Пусть ученики поразмыслят о хороших людях (священники, друзья, члены семьи и т.д.), которые им знакомы. Почему эти люди произвели большое впечатление на нас? Попросите детей перечислить достоинства, нравственные качества и дела, которые, как нам хотелось бы, преобладали бы в нашем характере и нашей жизни. Пусть дети расскажут всем об этих людях, которые могут послужить для нас добрым примером).

Вы, наверное, слышали такое выражение: «Дар Божий»? А где и когда вы его слышали? (дети отвечают). Вот, например, Вася (Петя, Маша…) слышал, когда его мама так говорила о дедушке, что он «доктор от Бога». А вот подумайте, его дедушка с самого рождения был таким, всегда ли его так называли?

- Нет. Когда он выучился, стал врачом, много работал, помогал людям.

Видите, Бог даровал ему способность к постижению медицинской науки, а он этот талант начал в себе развивать дальше. Как он его развивал?

- Хорошо учился, много читал, перенимал опыт у других, много работал.

Скажите, а творить добрые дела – это талант? Утешить плачущего – это талант? Умение выслушать и дать хороший совет – это талант? (дети отвечают).

Ведь это такие поступки, которые совершаются не публично, не ради себя, а ради ближнего. И это очень ценно в очах Божиих.

Талант человеку дается Богом, а человек уже сам своим упорным трудом развивает его, чтобы приносить пользу другим. Народная мудрость гласит:

«Дал Бог руки, а веревки сам вей».

Притчу, которую мы сегодня с вами прочитаем, называется «Притча о талантах». А что означает само слово «талант»? (Дети дают ответы).

Давайте заглянем с вами в словари. (Работа с толковым словарем)

ТАЛАНТ1, Выдающиеся врожденные качества, природная одаренность в каком-нибудь отношении. (Т. актера. Музыкальный т.) Талантливый — обладающий талантом, характеризующийся талантом. Талантливый человек. Зарыть талант в землю — не дать проявиться таланту.

ТАЛАНТ2, Самая крупная единица веса и денежно-счетная единица в античном мире (Др. Греции, Вавилоне и др.). В Др. Греции т. как единица веса равнялся 26,2 кг серебра (аттический т.), как денежная единица был равен 60 минам.

Как видите, талант это не только какие-то способности или одаренность. В Иудее времен Иисуса Христа «талант» обозначал крупную денежную сумму, (демонстрируются картинки с видами древних монет), соответствующую шестидесяти минам. Мина равнялась ста динариям. Рядовой работник зарабатывал один динарий в день.

Теперь послушайте притчу «О талантах», которую Господь Иисус Христос рассказал людям. (Читается Евангелие от Матфея 25; 14-30).

«Сын Человеческий поступит как один господин, который отправляясь в далекую страну, поручил рабам своим имение свое. Одному рабу дал он пять талантов, другому рабу дал он два таланта, а третьему один. Господин этот был мудр и раздал деньги рабам, соображаясь с их способностями. Во время его отсутствия первый работал, трудился, торговал на данные ему деньги и таким образом приобрел еще пять талантов; тот, который получил два таланта, сделал так же и заработал другие два; но получивший один талант пошел и зарыл его в землю. Наконец, возвратился господин и потребовал у рабов своих отчета в деньгах, которые он им оставил. Первый, получивший пять талантов, принес другие пять талантов и сказал: «Господин! Пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрел на них». Господин сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Точно так же и получивший два таланта принес другие два, приобретенные его трудом, и услышал от господина такую же похвалу. Подошел и получивший один талант, и сказал: «Господин! Я знал, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в землю; вот тебе твое». – «Лукавый раб и ленивый!- сказал ему господин. – Если ты боялся меня, то зачем не торговал, не трудился и не принес мне другого таланта? Тогда бы я получил добро свое с прибылью». Потом он обратился к другим рабам и сказал: «Возьмите у него талант и дайте тому, у которого их десять, а этого злого раба бросьте туда, где вечный плач и скрежет зубов».

В этой притче Иисус Христос сравнивает Себя с господином. Кто же рабы?

- Это- все мы.

А что же подразумевается под «талантом»? Деньги?

- Деньги, которые раздал господин рабам своим,- все те качества и способности, которые дает нам Господь: ум, память, силы души и тела, здоровье, богатство.

Все это мы должны употреблять на добрые дела, служить этими дарованиями Богу и людям. Бог знает, сколько нужно дать каждому, по его способностям, поэтому и получают – кто-то больше, кто-то меньше. Но даже один данный нам Богом талант налагает на нас большую ответственность. Что означает выражение: «Зарыть талант в землю»?

- Значит, не дать проявиться таланту

Что случилось с рабом, зарывшем свой единственный талант?

- Господин отдал его талант другому, а его наказал.

Мы не должны зарывать свой талант в землю, то есть, не должны губить свои способности и силы наши в лености и грешных удовольствиях. А сколько людей, которые так поступают? Сколько детей, которые имеют все средства к учению, а ленивы и невнимательны, которые могли бы быть благочестивыми и добрыми, а ведут себя дурно! (Мы ведь и сами иногда такими бываем, правда?).

Сколько взрослых, которые могли бы угодить Богу, помогая своим семействам, и которые губят в грехах и ум, и здоровье, и время! Сколько богатых, которые во зло употребляют свое богатство! Как страшно подумать о наказании, которое ожидает неверных и ленивых рабов! Но каждый из нас может исправиться. Нужно только твердо решиться начать добродетельную жизнь.

Игра

Сейчас я вам всем раздам по т.н. «таланту». Вы видите, что они все разных цветов. Теперь образуйте группы по соответствующим цветам. На доске написан список.

· Люблю заботиться о малышах

· Увлекаюсь рисованием

· Хороший чтец

· Терпелив

· Аккуратный и дисциплинированный

· Отличный музыкант

· Хороший спортсмен

· Прекрасно рисую

· Добрый к другим

· Иное

Бог дал каждому из нас таланты, чтобы служить Ему и людям.

1 вариант: Изберите из списка внизу одно - два дела, которые у вас получаются лучше других, или добавьте в список какие-нибудь дела или особенные способности. Которые здесь не указаны. Подумайте, кому и как вы можете помочь своими талантами (родителям, сестре, брату, другу, учителю и т.д.), т.е приумножьте эти таланты. Ответы напишите на талантах, которые я вам раздала. (Дети работают по группам).

2 вариант: Преподаватель сам раздает «таланты», а группа должна их «приумножить».

3 вариант: Пусть дети сделают в классе подарки друг другу. На одной стороне своего «таланта» подпишите: КОМУ: (имя получателя), ОТ КОГО: (свое имя), а на другой стороне ЧТО: (напишите, какой свой талант вы можете применить, чтобы помочь тому или другому человеку и как можно это исполнить).

Далее проверяется выполнение задания. За каждый приумноженный талант они получают по шоколадной медальке.

Талант и гордость

Подумайте, какая опасность подстерегает на жизненном пути всех людей, а в особенности знаменитых талантливых людей? Какой такой грех, который еще называют «корнем всех грехов»?

- Гордость.

Из-за гордости происходят все самые большие несчастья: Денница возгордился и стал падшим аггелом; Каин возгордился, позавидовал своему брату Авелю и убил его, а сколько примеров из нашей современной жизни…

Лучшие подруги Маша и Катя поссорились: Машу в классе все считали красавицей и умницей, а Катю – «гадким утенком». И Маша решила, что Кате не место рядом с ней, и пора завести себе «достойных» подруг. В результате – потеряла старую подругу, а новых так и не приобрела из-за своей гордости. Хорошо, что Маша не стала завидовать достоинствам своей подруги, а оказалась человеком с добрым сердцем, умеющем прощать. А Катя – способной попросить прощение. И подруги помирились.

Учитесь следить за всеми чувствами, которые зарождаются в ваших душах и сердечках: может это зависть, которая спала в вас, пока вашему другу не купили велосипед, о котором вы давно мечтали; а может вас просто распирает от гордости, когда вы слышите похвалу в свой адрес за красивый голос. А если все же эти грехи зародились в душе, какое лучшее лекарство может быть для человека?

- Исповедь.

Запомните, от того, что вы будете завидовать чужому таланту – этот талант у вас не появится. Лучше найдите свое зернышко, свою «изюминку», свой талант и приумножьте его своим служением Богу и людям, и, главное, научитесь не гордиться им.

Рассказ, который я вам сейчас прочитаю, является ярким примером того, что может случиться с тем, кто возгордился своим талантом.



2019-12-29 632 Обсуждений (0)
Притча «О доме, построенном на камне и о доме, построенном на песке» (Мф.7; 21-27) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Притча «О доме, построенном на камне и о доме, построенном на песке» (Мф.7; 21-27)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (632)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)