Ознакомление с прозой И.А. Бунина на факультативе
В связи с тем, что "деревенская" проза И.А. Бунина фрагментарно представлена в курсе средней школы, мы считаем возможным более широкое ознакомление с позой И.А. Бунина1910-х годов в объёме факультативного курса "Изображение деревенской жизни в прозе И.А. Бунина 1910-х годов". Целями такого факультатива обозначим следующие компоненты: 1. Наиболее полное и широкое ознакомление учеников с творчеством писателя в этот период. 2. Изучаем проблемы исторического пути России. 3. Ознакомление со взглядами писателя на судьбу России. Факультативный курс предполагает 9 занятий, которые проводят один раз в неделю. Нами предлагаются следующие темы для изучения: 1. Трагизм судьбы И.А. Бунина. 2. Жизненные итоги братьев Красовых ("Деревня"). 3. Изображение писателем темноты русской души в повести "Деревня". 4. Женские образы в повести И.А. Бунина "Деревня". 5. Восприятие повести И.А. Бунина "Деревня" современниками. 6. Судьба матери и сына в повести "Весёлый двор". 7. Сравнительная характеристика героев рассказа И.С. Тургенева "Бежин луг" и И.А. Бунина "Ночной разговор". 8. Изображение сильного характера в рассказе "Захар Воробьёв". 9. Связь творчества И.А. Бунина с русской культурой (мысли И.А. Бунина о судьбе России и душе русского народа и русская философская мысль.) Для того, чтобы не замыкаться в рамках факультатива ученики с помощью учителя по окончании занятий могут подготовить литературный вечер, посвященный творчеству И.А. Бунина и, в частность, его прозе о деревне. Данный факультатив может войти составной частью в более широкий факультативный курс, посвященный творчеству И.А. Бунина. Но он может стать начальным этапом, первым шагом в большом разговоре о судьбе России и русской душе, с привлечением произведений великих классиков русской литературы, мастеров живописи, деятелей русской философии. Это даёт возможность школьникам осмыслить то, что происходит с Россией, вникнуть в суть русской души, русского характера, вырастать собственную позицию относительно исторического пути России, разобраться в противоречиях русской жизни. Факультативный курс может изучаться параллельно основному курсу, или независимо от него, если программа достаточно обширна. В последнем случае мы изучаем творчество И.А. Бунина углубленно, одновременно охватывая эту эпоху, и литературный процесс, и т.д. Список изучаемых произведений может быть дополнен (или изложен) в зависимости от потребности школьников, желания учителя и учебного времени. Первое занятие посвящено более глубокому изучению биографии писателя, с усиленным вниманием к вопросам, раскрывающим истоки обращения писателя к "деревенской" прозе, его взгляд на судьбу России и русского крестьянства. Необходимо попытаться составить карту путешествий писателя по России, используя различные источники (дневники В.Н. Муромцевой – Буниной "Жизнь Бунина". Ваборенко " И.А. Бунин. Материалы для биографии", А. Горелов "Три судьбы" и др.). На этом занятии целесообразно познакомить школьников с отдельными ранними произведениями И.А. Бунина о деревне. Это необходимо для того, чтобы проследить эволюцию взглядов писателя на крестьянство. Чтобы заинтересовать школьников повестью "Деревня", следует использовать следующий приём. Прочитать классу несколько выдержек из повести и попросить ребят определить, к какому времени можно отнести эти высказывания, например: "Дикий мы народ... нигде не видал скучнее и ленивее типов..." (т.3, с.26), "самая погибельная наша черта слово – одно, а дело – другое!" (т.3, с.27) Нету во всём свете голее нас, да зато и нету охальнее на эту самую голь. Чем позлей уязвить? Бедностью! "Чёрт! Тебе лопать нечего..." (т.3,с.31). Справедливы ли эти строки сегодня? Согласно ли вы с ними? Почему? Так может завязаться разговор о проблемах русского национального интереса. Целесообразно предложить ученикам прочитать повесть и постараться определить, как видит И.А. Бунин русский национальный характер, русскую душу. А для выявления первичного восприятия произведения рекомендуем попросить ребят письменно ответить, как, они увидели в повести концепцию русского национального характера. На основании полученных данных о читательском восприятии произведения, учитель строит свою дальнейшую работу. Первый этап второго занятия посещён истории создания повести. Каждый из учеников факультатива (или небольшая группа членов) готовит доклад (3-4 минуты) по одной из предложенных тем: 1. Замысел повести 2. Дурновка в повести: быт и нравы 3. Образ Тихона Красова 4. Автобиографичность и собирательность образа Кузьмы Красова. Это занятие по форме своей представляет семинар. Жизненную историю братьев можно изучать по отдельности, а затем подвести к тому, что жизненные итоги у них общие и попытаться ответить на вопрос, в чём причина этого? При анализе нельзя оставлять без внимания такие образы – символы, как платок, изношенный на изнанку как свидетельство всуе изношенной жизни и образ тройки (полемика с Н.В. Гоголем), безуспешно пытающейся выбраться из грязи. Можно сопоставить эти образы, а так же и риторический вопрос, который мы слышим и в возвышенном лирическом отступлении в "Мёртвых душах", и в устах Кузьмы Красова: "Русь, куда несёшься ты?" Что толкнуло Бунина на такое полемическое изображение тройки, какой смысл вкладывает он в него? Какой из образов отражает истину? Ответы на эти вопросы - ещё один шаг на пути постижения взглядов И.А. Бунина на Россию, её судьбу, реальная возможность для учеников выработать свою позицию. Бунин полемизирует и с другим русским классиком, Л.Н. Толстым, противопоставляя толстовскому Акиму из "Власти тьмы" своего Акима – караульщика, с мёртвой душой, продавшего свою жену за пятиалтынный. Заключительное, пятое, занятие по изучению повести, о восприятию её современниками может проходить в форме круглого стола или в форме дискуссий. Один из возможных путей построения занятия: каждый из учеников выбирает себе роль какого-либо критика, писателя, отозвавшегося о деревне, уясняет себе его позицию и затем на занятии ведёт разговор от имени этого критика. Или можно построить дискуссию на основании обсуждения какой-либо проблемы, например, односторонность изображения деревни в повести. Изучение крестьянских рассказов может вестись разными формами и разными путями, например, сравнительное изучение "Ночного разговора" И. Бунина и "Бежина луга" И. Тургенева. Бунин в "Ночном разговоре" сталкивает две концепции русской культурной жизни, которые он считал ошибочными: идеализацию народа интеллигенцией и её приверженность реалистическим традициям в русской литературе. Бунин подчёркивал свою точку зрения, полемизируя в "Ночном разговоре" с "Бежиным лугом" Тургенева, и воплотил свои аргументы в трёх аспектах произведения: в портретах героев, их рассказах и фоне. Это те узловые моменты, на которых строится анализ произведения. Разговор о русской душе, судьбе России, начатый при изучении творчества Бунина 1910-х годов, можно продолжить изучением русской философской мысли, поднимающей проблему души народа, судьбы страны. Это может быть и отдельный факультативный курс, если ученики захотят наиболее глубоко и полно ознакомиться с творчеством русских философов. Концепции литературного вечера, посвященного творчеству И.А. Бунина 1910-х годов, его прозе о деревне, размышлениям о судьбе России, могут быть различны, например: а) портрет писателя глазами его современников, б) представление картины России, которую писатель рисует в своих произведениях. Не исключены и другие варианты. Главное – показать, что Бунин, несмотря на мрачные, полные безыскусности картины русской безысходности картины российской действительности, любил Россию, болел о ней, "страдал так непрерывно, так люто...".
Заключение
Творчество И.А. Бунина 1910-х годов проникнуто раздумьями о судьбе России, её будущем. Писатель не видел положительной перспективы развития страны, он чувствовал, что рушатся незыблемые основы бытия, поэтому его произведения этих лет проникнуты трагичностью, безысходностью. Он с сожалением пишет о старой, уходящей России и с ужасом смотрит на ростки нового. Но это не означает, что И.А.Бунин не любит Россию, видит в ней не только плохое. Глубокой болью, щемящей нежностью проникнуты его раздумья о судьбе его Родины. "Русь, куда несешься ты?" - задаёт себе вопрос один из героев Бунина и, вероятно, сам писатель, которому кажется, что история движется вспять и Россия возвращается к своей дикой первобытности. Бунин стремится найти ответ, разобравшись в тайнах русской души, он хочет понять, что породило такие ужасные крайности в характере русского народа? Но на такой вопрос нельзя дать однозначного ответа. Может быть, одна из причин – соединение восточного, азиатского и западного в русской душе? Из двух начал русской души азиатское, дикое, одерживает верх. Поэтому в условиях русской действительности всё хорошее, доброе, светлое, всё то, что так ценилось в старину – сила, мощь, ум – неизбежно погибает («Захар Воробьёв») или ощущает свою полную духовную беспомощность ("Деревня"). Прав или нет писатель? Однозначно на это сложно ответить. С одной стороны, наверное, прав, с другой – явно сгущает краски. Но в любом случае произведения писателя заставляют задуматься в наши дни о Родине, о душе народа, понять самобытность её развития, попытаться увидеть будущее. Боль художника не затупилась, его произведения и сегодня звучат остро, современно, потому что проблема, которую поднимает И.А. Бунин, значима для каждого человека, искренне любящего свою Родину – Россию.
Примечания
1. Бердяев И.А. Судьба России. - М. 1990. с. 10 2. Кожинов В. Тютчев. - М.. 1994. с. 247. 3. Там же. 4. Бердяев И.А. Судьба России М.. 1990. с. 11. 5. Бунин И.А. Собрание сочинений в 5-ти томах, т-2 М..1958. с. 403. 6. Боровский В. Литературно - критические статьи. - М..1956. с. 135. 7. Крутикова Л. Из творческой истории "Деревни" И.А. Бунина "Русская литература". 1956. № 4. с. 130. 8. Бунин И.А. Собрание сочинений в 6-ти томах, т.З м., 1967. с. 77. В дальнейшем ссылки на это издание с тома и страницы. 9. Горьковское чтение (1958-59). Издательство АН СССР. 1961. с. 50. 10. Боровский В. Литературно - критические статьи: - м., 1958 - с. 139. 11. Горьковское чтение (1958-59). Издательство АН СССР. 1961. с. 53. 12. Михайлов О. И.А. Бунин. Жизнь и творчество. - Тула. 1987 - с. 146. 13. "Современник». 1911. №2. С. 238 (Даётся по цитации в работе Михайловой О.Н. И. Бунин. Очерк творчества. - М., "Наука". 1967. С. 65) 14. "Новый мир", 1958, №10, с. 209-210. 15. Кучеровский Н. "Деревня" И.А. Бунина в критике 1910-х годов и эстетическая концепция жизни в его прозе // В сб: Станицы истории русской литературы. Калуга, 1969, с. 57. 16. Боровский В. Литературно - критические статьи: - м., 1958 - с. 142. 17. Кучеровский Н. "Деревня" И.А. Бунина в критике 1910-х годов и эстетическая концепция жизни в его прозе // В сб.: Станицы истории русской литературы. Калуга, 1969, с. 61. 18. Твардовский А.Т. О Бунине // в кн.: Бунин И.А. Собрание сочинений в шести томах, т. 1, М., 1965, с. 21. 19. Кучеровский Н. Эстетическая концепция жизни в каприйских рассказах И.А. Бунина // в кн.: Русская литература «XX века (дооктябрьский период ). Сборник третий. Калуга, 1971, с. 112. 20. Бунин И.А. Собрание сочинений в 6-ти томах, М., 1958, т. 2, с. 406. 21. Солоухина О.В. О нравственно - философских взглядах И.А. Бунина // "Русская литература", 1984, №4, с. 55. 22. Кучеровский Н. Повесть Бунина "Весёлый двор" //"Русская литература", 1970, №4, с. 128. 23. Бунин И.А. Собрание сочинений в 9-ти томах, т.9, изд. "Художественная литература", М., 1967, с. 274. 24. Твардовский А.Т. О Бунине // в кн.: Бунин И.А. Собрание сочинений в шести томах, т. 1, М, "Художественная литература", 1967, с. 13. 25. Кучеровский Н. Повесть Бунина "Весёлый двор" //"Русская литература", 1970, №4, с. 135. 26. Кучеровкий Н. Повесть Бунина "Весёлый двор" //"Русская литература", 1970, №4, с. 138. 27. "Ежегодник газеты Речь на 1913 год", СПВ., с.383 // Цитируется по книге: Бунин И.А. Собр. сочин. В 6-ти томах, т.% М., "Художественная литература", 1987, с.633. 28. Речь СПВ., 1912., №305,6 ноября // Цитируется по книге: Бунин И.А Собр. сочин. В 6-ти томах, т.З, М., "Художественная литература", 1987, с.633. 29. Афанасьев В.А. И.А. Бунин. Очерк творчества, М., "Просвещение", 1966, с. 131. 30. Кучеровский Н. И. Бунин и его проза (1887-1917). -Тула,- 1980, с. 149. 31. Там же, с. 149. 32. Бунин И.А. Собрание сочинений, т. 4, М, 1958, с. 407. 33. Там же. 34. "Новое время", 1912, №12928, 9 марта // Цитируется по книге: Бунин И.А. Собр. сочин. В 6-ти томах, т.3, М., "Художественная литература", 1987, с.631. 35. Афанасьев В.А. И.А. Бунин. Очерк творчества, М., 1966, с. 131. 36. Кучеровский Н. И. Бунин и его проза (1887-1917). -Тула,- 1980, с. 133. 37. Горелов А. Три судьбы, - Л., 1980 - с. 359. 38. Волков А. Проза И. Бунина, - М., 1969, - с. 165. 39. Михей - пророк в Южном царстве Иудеи..., младший современник пророка Исаака, действовал во 2-ой половине 8-го века до нашей эры... 1-3 главы книги пророка Михея – обличительные предостережения ... Обличения направлены против Самарии, столицы Израиля, против алчности богатых, против продажных судей, против пророков, возвещающих то или иное за плату, против падких на подкуп Израильских князей... //В кн.: Большой путеводитель по Библии, М., 1993, с. 303-304. 40. Баборенко А.И. , И.А. Бунин, Материалы для биографии (с 1870 по 1917), -М, 1983-с. 219. 41. Там же. С. 181. 42. Бердяев Н. Судьба России, - М., 1990 - с. 33. 43. Там же, с. 34. 44. Паустовский К. Наедине с осенью, - М., 1967 - с. 65. 45. Журнал "Москва", 1983, №3, с,202. 46. Афанасьев В.А. И.А. Бунин. - М, 1966 - с. 128. 47. Кучеровский Н. Повесть Бунина "Весёлый двор" //"Русская литература", 1970, №4, с. 133. 48. Слова "говор" и "диалект" могут употребляться и как синонимы. 49. Кочеткова Т.С. Роль просторечия в процессах освоения говорами лексики литературного языка. //В кн.: Литературная норма и просторечие. (Сб. Ст.) - М, 1997 - с. 59. 50. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11кл. - М., "Просвещение", 1995. 51. Программа для средне образовательных учебных заведений. Литература. - М., "Просвещение", 1991. 52. Михайлов О. "Окаянные дни" Бунина // "Москва", 1989, №3 с. 202. 53. Современный мир. 1913, №11, с. 278 // Бунин И.А. Собр. сочин. В 6-ти томах, т.3, М., "Художественная литература", 1987, с.642. 54. Сб. "В большой семье", Смоленск, 1960, с. 251 //В кн.: Бунин И.А. Собр. сочин. В 6-ти томах, т.3, М., "Художественная литература", 1987, с.641. 55. Пушкин А.С. Собр. соч. В 3-х т., т.2, М., "Художественная литература", 1966, с. 408-410. 56. Михайлов О. "Окаянные дни" Бунина // "Москва", 1989, №3 с. 202., Библиография
1. Аванесов Р.И. Общенародный язык и местные диалекты на разных этапах развития общества - М., Изд-во МГУ, 1954. 2. Афанасьев В.А. И.А. Бунин. Очерк творчества, М., 1966. 3. Баборенко А.И. , И.А. Бунин, Материалы для биографии (с 1870 по 1917), Изд. 2-ое-М.: Худ. Лит-ра. 1983. 4. Бердяев Н. Судьба России, - М.: Сов. Писатель, 1990. 5. Бердяев Н.А. Русская идея. //В кн.: О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М., Наука. 1990. 6. Бунин И.А. Собрание сочинений в 9-ти томах, изд. "Художественная литература", М., 1966. 7. Бунин И.А. Собрание сочинений в 5-ти томах, "Художественная литература", М., 1956. 8. Бунин И.А. Собрание сочинений в 6-ти томах "Художественная литература", М., 1987. 9. Бунин И.А. (Сб. Материалов) в 2-х кн. (Воспитательная статья О.Н. Михайлова) - М., 1973. Большой путеводитель по Библии: Пер. С нем. - М.: Республика. 1993. 10. И.Вантенков И.П. Бунин - повествователь (рассказы 1890 - 1916г.), Минск. Изд-во ВГУ, 1974. 11. Волков А.А. Проза Ивана Бунина. - М., "Московский рабочий", 1969. 12. Вопросы языка современной русской литературы: сб. Ст. -М., 1971. 14.Боровский В. Литературно - критические статьи, - М., 1956. 13. Гейденко В.А. А. Чехов и Иван Бунин: М., "Советский писатель", 1967. 14. Горелов А. Три судьбы. - Л.. 1960. 15. Гречнев В.Я. Русский рассказ конца XIX-XX века (проблематика и поэтика жанра) - Л., "Наука", 1879. 16. Горьковские чтения (1958-59). Изд-во АН СССР, 1961. 17. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах - М, "Русский язык", 1979. 18. Долгополов Л. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX-начала XX века. – Л., Советский писатель. 1985. 19. Забелин П. В. Идейно-художественная проблематика и стиль повести Бунина "Деревня", - М., 1991. 20. Ильин И.А. О тьме и просвещении. - М., 1991. 23.Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. - М., Наука, 1975. 24.Кожинов В.В. Судьба России: вчера, сегодня завтра. - М., 1990. 25.Кожинов В.В. Тютчев. - М.: Соратник. 1994. 21. Колобаева А.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX вв. - М, Изд-во МГУ. 1990. 22. Крутикова Л.В. Иван Бунин //В кн. История русской литературы в 4-х томах, т.4. Литература конца XIX начала XX веков. (1881-1917). - Л., Наука. 1983. 23. Крутикова Л.В. В мире художественных изысканий Бунина (как создавались рассказы 1911-1916 годов) //В кн.: Литературное наследство. М., Наука, 1973, т. 84 кн.2. 24. Кучеровский Н.М. Повесть И.А. Бунина "Весёлый двор" // "Русская литература", 1970, №4. 25. .Кучеровский Н.М. Бунин и его проза (1887-1917): Тула. 1980. 26. Кучеровский Н.М. Эстетическая концепция жизни в каприйских рассказах И. А. Бунина. //В кн.: Русская литература XX века (дооктябрьский период). Сборник 3-ий - Калуга, 197L 27. Кучеровский Н.М. "Деревня" Бунина в критике 1910-х годов и эстетическая концепция жизни в его прозе. // В кн.: Страницы истории русской литературы. - Калуга, 1968. 28. Кругикова Л. Из творческой истории жизни "Деревни" Н.А. Бунина. //- Русская лит-ра", 1959, №4. 29. Ковалёва А. Факультативные занятия по литературе в школе. - М., "Просвещение'', 1974. 30. Ларин В.А. Эстетика слова и языка писателя. -Л., 1974. 31. Л инков В.Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. - М., Изд-во МГУ, 1989. 32. Лавров В. Холодная осень. - М. 1989. 33. Лосский Н.О. Характер русского народа. - Посев. 1957 // Репринтное восприятие издания. Изд-во "Ключ", 1990. 34. Литературная норма и просторечие, (сб. Ст.) - М., 1997. 35. Маранцман В.Г. Школьные факультативы, как процесс общения школьников с искусством. // В кн. Поиск новых путей: Из опыта работы. - М.: Просвещение. 1990. 36. Маранцман В.Г. Методика преподавания в 2-х книгах. - М., "Просвещение". 1995. 37. Маранцман В.Г. Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. - М., "Просвещение". 1977. 38. Е.А. Маймин. Опыты литературного анализа. Книга для учителя. — М., "Просвещение". 1972. 39. Мескин В.А. Человек в кругу бытия (о творчестве И.Бунина)\\ "Русская словесность", 1993, №4. 40. Михайлов О.Н. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество - М, "Современник", 1976. 41. Михайлов О.Н. "Окаянные дни Бунина." // В жур. "Москва". 1989, №3. 42 Михайлов О.Н. Заметки о русской литературе XX века. // В сб.: Страницы истории русского реализма. - М., 1982. 43. Михайлов О.Н. И.А. Бунин. Очерк творчества. - М., "Наука". 1967. 44. Марулло Т.Г. "Ночной разговор" Бунина и "Бежин луг" Тургенева. // "Вопросы литературы". 1994, вып. 3. 45. Мастерство русских классиков. Сб-к статей. - М., "Художественная литература". 1959. 46. Муромцева - Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. - М., советский писатель. 1989. 47. Мищенко Е.Г. Путь к новому роману на рубеже XIX-XX веков. -Воронеж: Изд-во ВГУ. 1988. 48. Никулин Л. В. Чехов. Бунин. Куприн. Литературные портреты. - М., 1980. 49. Нинов А. "Деревня " И. Бунина в русской литературе. \\ "Вопросы литературы". 1970. № 10. 50. Нинов А. Смерть и рождение человека. (Ив. Бунин и М. Горький в 1911-1913 годах) // Вопросы литературы. 1964. №12. 51. Нинов А. Горький и Ив Бунин. - Л., 1984. 52. "Новый мир". 1956, № 10. 53. Паустовский К. Наедине с осенью. Портреты, воспоминания, М. "Советский писатель". 1967. 54. Полоцкая Э. Реализм Чехова и русская литература конца XIX- начала XX века ( Куприн, Бунин, Андреев ) \\ В кн. Развитие реализма в русской литературе в 3-х томах, т.З. М., "Наука". 1974. 55. Программы для общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации - М., "Просвещение". 1991. 56. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. – М., "Просвещение". 1994. 57. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Факультативные курсы - М, "Просвещение". 1995. 58. Литература: Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. 5-11 кл. - М, "Просвещение", 1991, 59. Программы по литературе для школ и классов с углублённым изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля, 5-11 кл. – М., "Просвещение". 1992. 60. Прохорова В.Н. Диалектизмы в языке художественной литературы.- М.; Учпедгиз. 1957. 61. Русская диактология. (Под ред. Р.И. Аванесова и В.Г. Орловой).- М.: "Наука". 1965. 62. Русские писатели. Библиографический словарь, в 2 ч., ч, И А - Л. М.: просвещение. 1990. 63. Русская душа. Тысяча лет отечественного любомудрия. —■ М; Роман-газета. 1994. 64. Смирнова Л.А. И.А. Бунин: Жизнь и творчество: Кн. для учителя. - М.: Просвещение. 1991. 65. Твардовский А.Т. О Бунине. //В кн.: И.А. Бунина собрание сочинений в 6-ти., т. 1. - М.,: "Худож. лит-ра", 1987. 66. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. - Л., 1941.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |