Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические основы оценки кредитоспособности организаций



2019-12-29 175 Обсуждений (0)
Методические основы оценки кредитоспособности организаций 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Изучение кредитоспособности заемщиков, т. е. изучение факторов, которые могут повлечь за собой непогашение кредита, является одним из необходимых условий решения задачи – можно ли предоставить тому или иному конкретному заемщику кредит и в какой сумме. Таким образом, цели и задачи анализа кредитоспособности заключаются в определении способности заемщика своевременно и в полном объеме погасить задолженность по ссуде. От степени риска, который банк готов взять на себя, зависит размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах, и условия его предоставления. Это обусловливает необходимость оценки банком не только платежеспособности клиента на определенную дату, но и прогноза его финансовой устойчивости на перспективу. Объективная оценка финансовой устойчивости заемщика и учет возможных рисков по кредитным операциям позволяют банку объективно управлять кредитными ресурсами и получать прибыль.

В мировой и российской банковской практике для оценки кредитоспособности заемщика используются различные финансовые коэффициенты. Их выбор определяется особенностями клиентуры банка, возможными причинами финансовых затруднений, кредитной политикой банка. Все используемые коэффициенты можно разбить на пять групп:

I – коэффициенты ликвидности;

II – коэффициенты эффективности или оборачиваемости;

III – коэффициенты финансового левериджа;

IV – коэффициенты прибыльности;

V – коэффициенты обслуживания долга [30; С. 50-56].

Показатели кредитоспособности, входящие в каждую из названных групп, могут отличаться большим разнообразием. В качестве примера приведем следующую систему (таблица 1).

 

Таблица 1 Показатели кредитоспособности

Нормативные уровни показателей Нормативный уровень
1 2
I. Коэффициенты ликвидности: - коэффициенты текущей ликвидности - коэффициенты быстрой (оперативной) ликвидности 2,0 – 1,25
II. Коэффициенты эффективности (оборачиваемости): - оборачиваемости запасов - оборачиваемости дебиторской задолженности - оборачиваемости основного капитала (фиксированных активов) - оборачиваемости активов  
III. Коэффициент финансового левериджа: - соотношение всех долговых обязательств (краткосрочных и долгосрочных) и активов - соотношение всех долговых обязательств и собственного капитала - соотношение всех долговых обязательств и акционерного капитала - соотношение всех долговых обязательств и материального акционерного капитала (акционерный капитал — нематериальные активы) - соотношение долгосрочной задолженности и фиксированных (основных) активов - соотношение собственного капитала и активов - соотношение оборотного собственного капитала и текущих активов     0,25 – 0,6   0,66 – 2     0,5 – 1,5
IV. Коэффициенты прибыльности: - коэффициенты нормы прибыли - коэффициенты рентабельности - коэффициенты нормы прибыли на акцию  
V. Коэффициенты обслуживания долга (рыночные коэффициенты): - коэффициент покрытия процента - коэффициент покрытия фиксированных платежей   7 - 2

 

Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) показывает, способен ли заемщик в принципе рассчитаться по своим долговым обязательствам:

 

Ктл = Текущие активы / Текущие пассивы,         (1)

 

где Ктл – коэффициент текущей ликвидности.

Коэффициент текущей ликвидности предполагает сопоставление текущих активов, т.е. средств, которыми располагает клиент в различной форме (денежные средства, дебиторская задолженность нетто (т.е за минусом резерва на покрытие безнадежных долгов) ближайших сроков погашения, стоимости запасов товарно-материальных ценностей и прочих активов), с текущими пассивами, т.е. обязательствами ближайших сроков погашения (ссуды, долг поставщикам, по векселям, бюджету, рабочим и служащим). Если долговые обязательства превышают средства клиента, последний является некредитоспособным. Отсюда приведенные нормативные уровни коэффициента. Значение коэффициента, как правило, не должно быть меньше 1.

Исключение допускается только для клиентов банка с очень быстрой оборачиваемостью капитала.

Коэффициент быстрой (оперативной) ликвидности (Кбл) рассчитывается следующим образом:

 

Кбл = Ликвидные активы / Текущие пассивы.              (2)

 

Ликвидные активы представляют собой ту часть текущих пассивов, которая относительно быстро превращается в наличность, готовую для погашения долга. К ликвидным активам в мировой банковской практике относятся денежные средства и дебиторская задолженность, в российской практике – также часть быстро реализуемых запасов.

С помощью коэффициента быстрой ликвидности можно прогнозировать способность заемщика быстро высвобождать из оборота средства в денежной форме для погашения долга банка в срок [24; С. 58-60].

Коэффициенты эффективности (оборачиваемости) дополняют первую группу коэффициентов – показателей ликвидности и позволяют сделать более обоснованным заключение. Например, если показатели ликвидности растут за счет увеличения дебиторской задолженности и стоимости запасов при одновременном замедлении их оборачиваемости, нельзя повышать класс кредитоспособности заемщика.

В группу коэффициентов эффективности входят следующие показатели:

Оборачиваемость запасов:

- длительность оборота в днях:

 


Средние остатки запасов в периоде / Однодневная выручка от реализации;                          (3)

 

- количество оборотов в периоде:

 

Выручка от реализации за период / Средние остатки запасов в периоде; (4)

 

Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях:

 

Средние остатки задолженности в периоде / Однодневная выручка от реализации;                               (5)

 

Оборачиваемость основного капитала (фиксированных активов):

 

Выручка от реализации / Средняя остаточная стоимость основных фондов в периоде;                  (6)

 

Оборачиваемость активов:

 

Выручка от реализации / Средний размер активов в периоде (7)

 

Коэффициенты эффективности анализируются в динамике, а также сравниваются с коэффициентами конкурирующих организаций и со среднеотраслевыми показателями.

Коэффициенты прибыльности характеризуют эффективность использования всего капитала, включая его привлеченную часть. Разновидностями этих коэффициентов являются следующие.

Коэффициенты нормы прибыли:

 


Валовая прибыль – прибыль до уплаты процентов и налогов / Выручка от реализации;             (8)

Чистая операционная прибыль – прибыль после уплаты процентов, но до уплаты налогов / Выручка от реализации;          (9)

Чистая прибыль после уплаты процентов и налогов / Выручка от реализации.     (10)

 

Коэффициенты рентабельности:

 

Прибыль до уплаты процентов и налогов / Активы или собственный капитал;                        (11)

Прибыль после уплаты процентов, но до уплаты налогов / Активы или собственный капитал;      (12)

Чистая прибыль (прибыль после уплаты процентов и налогов) / Активы или собственный капитал;      (13)

 

Сопоставление трех видов коэффициентов рентабельности показывает степень влияния процентов и налогов на рентабельность организации.

Коэффициенты нормы прибыли на акцию:

доход на акцию:

 

Дивиденды по простым акциям / Среднее количество простых акций; (14)

 

дивидендный доход (%):

 

Годовой дивиденд на одну акцию х 100 / Средняя рыночная цена одной акции.               (15)

 


Если доля прибыли в выручке от реализации растет, увеличивается прибыльность активов или капитала, то можно не понижать рейтинг клиента даже при ухудшении коэффициента финансового левериджа [30; С. 120-123].

Коэффициенты обслуживания долга (рыночные коэффициенты) показывают, какая часть прибыли поглощается процентными и фиксированными платежами. Общая их сумма рассчитывается следующим образом.

Коэффициент покрытия процента:

 

Прибыль за период / Процентные платежи за период           (16)

 

Коэффициент покрытия фиксированных платежей:

 

Прибыль за период / (Проценты + Лизинговые платежи + Дивиденды по привилегированным акциям + Прочие фиксированные платежи) (17)

 

Коэффициенты обслуживания долга показывают, какая часть прибыли используется для возмещения процентных или всех фиксированных платежей. Особое значение эти коэффициенты приобретают при высоких темпах инфляции, когда величина процентов уплаченных может приближаться к основному долгу клиента или даже превышать его. Чем большая часть прибыли направляется на покрытие процентов уплаченных и других фиксированных платежей, тем меньше ее остается для погашения долговых обязательств и покрытия рисков, т.е. тем хуже кредитоспособность клиента.

Описанные финансовые коэффициенты кредитоспособности рассчитываются на основе средних остатков по балансам на отчетные даты. Показатели на 1-е число далеко не всегда отражают реальное положение дел и относительно легко искажаются в отчетности. Поэтому в мировой практике используется еще система коэффициентов, рассчитываемых на основе счета результатов. Этот счет содержит отчетные показатели оборотов за период. Исходным оборотным показателем является выручка от реализации. Путем исключения из нее отдельных элементов (материальных и трудовых затрат, процентов, налогов, амортизации и т.д.) получают промежуточные показатели и в итоге получают чистую прибыль за период. Счет результатов можно представить в виде таблицы (таблица 2) [40; С. 64-72].

 

Таблица 2 .Счета результатов

Показатель Метод определения
Выручка от реализации  
Валовой коммерческий доход или коммерческая маржа (ВД) Выручка от реализации - Стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей и готовых изделий
Добавленная стоимость (ДС) ВД - Эксплуатационные расходы (административные, на субподрядчиков)
Валовой эксплуатационный доход (ВЭД) ДС - Расходы на зарплату - Налоги на заработную плату - Оплата отпусков
Валовой эксплуатационный результат (В ЭР) ВЭД - Уплата процентов за кредит + Доход от вложенных средств в другие организации - Отчисления в фонд риска
Прибыль, которая может быть использована для самофинансирования (СФ) ВЭР - Прибыль, распределяемая между работниками организации - Налоги на прибыль
Чистая прибыль (П) СФ + (-) Случайные доходы (расходы) - Амортизация недвижимости

 

По данным счета результатов исчисляют коэффициенты, отражающие кредитоспособность клиента коммерческого банка.

Рейтинговая оценка организации-заемщика является обобщающим выводом анализа кредитоспособности. Рейтинг определяется в баллах, которые рассчитываются при использовании классности. Класс кредитоспособности клиента определяется на базе основных и дополнительных показателей. Основные показатели, выбранные банком, должны быть неизменны относительно длительное время. В документе о кредитной политике банка или других документах фиксируют эти показатели и их нормативные уровни, которые бывают ориентированы на мировые стандарты, но индивидуальны для данного банка и данного периода. Набор дополнительных показателей может пересматриваться в зависимости от сложившейся ситуации. В качестве таких показателей используют, например, оценку делового риска, менеджмента, длительность просроченной задолженности банку, показатели, рассчитанные на основе счета результатов, результаты анализа баланса [36; С. 60-63].

Класс кредитоспособности клиента определяют на базе основных показателей и корректируют с учетом дополнительных показателей.

Класс кредитоспособности по уровню основных показателей можно определять по балльной шкале. Например: класс I – 100-150 баллов; класс II– 151-250 баллов; класс III – 251- 300 баллов. Для расчета баллов используют класс показателя, который определяют путем сопоставления фактического значения с нормативом, а также рейтинг (значимость) показателя.

Рейтинг (значимость) показателя определяют индивидуально для каждой группы заемщиков в зависимости от политики данного коммерческого банка, особенностей клиента, ликвидности их баланса, положения на рынке. Например, высокая доля краткосрочных ресурсов, наличие просроченной задолженности по ссудам и неплатежей поставщикам повышают роль коэффициента быстрой ликвидности, который показывает способность организации к оперативному высвобождению денежных средств. Втягивание ресурсов банка в кредитование постоянных запасов, занижение размера собственного капитала повышает рейтинг показателя финансового левериджа. Нарушение экономических границ кредита, «закредитованность» клиентов выдвигают на первое место при оценке кредитоспособности уровень коэффициента текущей ликвидности.

Общая оценка кредитоспособности дается в баллах. Баллы представляют собой сумму произведений рейтинга каждого показателя на класс кредитоспособности. Пример определения суммы баллов приведен в таблице 3.

 


Таблица 3 Определение суммы баллов по рейтинговой методике

№п/п Основной показатель Рейтинг показателя, %

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

      класс балл (гр. 1 х гр.2) класс балл (гр. 1х гр.4) класс балл (гр. 1 х гр.6)
А Б 1 2 3 4 5 6 7
1 Кл 40 1 40 2 80 3 120
2 Кп 30 1 30 2 60 3 90
3 Псс 30 1 30 2 60 3 90

Итого

X 1 100 2 200 3 300

 

№п/п Основной показатель Рейтинг показателя, %

Вариант 4

Вариант 5

Вариант 6

      класс балл (гр. 1 х гр.8) класс балл (гр. 1 х гр. 10) рейтинг, % класс балл (гр. 12 х гр. 13)
А Б 1 8 9 10 11 12 13 14
1 Кл 40 3 120 1 40 20 3 60
2 Кп 30 3 90 2 60 10 3 30
3 Пес 30 2 60 3 90 70 2 140

Итого

х 3 270 2 190 х 2 300

 

Корректировка класса кредитоспособности заключается в том, что плохие дополнительные показатели могут понизить класс, а хорошие повысить. Одинаковый уровень показателей и рейтинг в баллах могут быть обеспечены за счет разных факторов, причем одни из них связаны с позитивными процессами, другие – с негативными. Поэтому для определения класса большое значение имеет факторный анализ коэффициентов кредитоспособности, анализ баланса, изучение положения дел в отрасли или регионе [32; С. 46-52].

Таким образом, цели и задачи анализа кредитоспособности заключаются в определении способности заемщика своевременно и в полном объеме погасить задолженность по ссуде. От степени риска, который банк готов взять на себя, зависит размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах, и условия его предоставления.

Оценка кредитоспособности крупных и средних организаций базируется на фактических данных баланса, отчета о прибылях и убытках, кредитной заявке, информации об истории клиента и его менеджерах.

Коэффициент финансового левериджа характеризует степень обеспеченности заемщика собственным капиталом. Варианты расчета этого коэффициента различны, но экономический смысл один: оценка размера собственного капитала и степени зависимости клиента от привлеченных ресурсов.

При стабильной экономике или относительно стабильном положении заемщика оценка его кредитоспособности в будущем может опираться на фактические характеристики за прошлые периоды.

Все вышеприведенные показатели помогают банку определить кредитоспособность заемщика. Однако организация-заемщик, должно эффективно распоряжаться заемным капиталом. Рассмотрим критерии эффективности его использования.

Основным показателем эффективности использования заемного капитала является такой показатель как эффект финансового рычага, именно данный показатель и будет рассмотрен в следующем пункте.



2019-12-29 175 Обсуждений (0)
Методические основы оценки кредитоспособности организаций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические основы оценки кредитоспособности организаций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)