Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Позитивные взаимоотношения детей можно развивать, используя внеурочную совместную деятельность( спортивные, трудовые, музыкальные и игровые мероприятия).



2019-12-29 157 Обсуждений (0)
Позитивные взаимоотношения детей можно развивать, используя внеурочную совместную деятельность( спортивные, трудовые, музыкальные и игровые мероприятия). 0.00 из 5.00 0 оценок




Полученные данные по проведенной методике можно представить в виде таблицы:

 

Таблица

Название производимых вычислений Класс 1 «А» Класс 1 «Б»
« звезд» 3 5
«предпочитаемых» 5 4
« низкостатусных» 10 7
« отверженных» 0 2
Максимально возможное число взаимных выборов 153 153
Индекс групповой сплоченности 0,31 0,16
Коэффициент благополучия отношений. 0,47% 0,50%
Коэффициент неблагополучия отношений. 0,53% 0,50%
Коэффициент «звездности». 0,16 0,27
Коэффициент «изолированности» 0 0,11
Коэффициент взаимности выборов 65% 35 %
Коэффициент осознанности 45% 46%

 

2.2 Диагностика уровня развития коллектива

 

Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» Составлена А.Н. Лутошкиным. (приложение 4.)

Мы решили использовать данную методику, так как она достаточно известная и неоднократно апробированная и позволяет изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его спаянным, крепким, единым. Данная проективная методика подходит для изучения мнений детей младшего школьного возраста о своем коллективе. Цель данной диагностической методики состоит в выявлении степени сплоченности детского коллектива и отношению детей к коллективу – школьного класса.

Ход выполнения

Мы объяснили школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своем развитии проходит ряд ступеней и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Далее мы попросили ребят определить, на какой стадии развития находится их коллектив.

Образное описание стадий развития коллектива

1 ступень. «Песчаная россыпь».

2 ступень. «Мягкая глина».

3 ступень. «Мерцающий маяк».

4 ступень. «Алый парус».

5 ступень. «Горящий факел».

Обработка полученных данных

На основании ответов школьников мы смогли определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворенности своим классным коллективом, узнали, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистических отношений, довольных и недовольных этими отношениями.

Результаты ответов 1 «А» класса.

Все ответы учащихся 1 «А» класса систематизированы в таблицу (см.приложение 6).

Обработав результаты ответов учащихся 1 «А» класса мы выяснили, что Ангелина Л., Сережа О., и Алеша О. ассоциируют свой класс с песком. Все в классе сами за себя , в игру принимают только своих друзей, и только иногда их . Эти дети относятся к «низкостатусным» детям, которые получили 1 – 2 выбора.

Б. Егор, В. Артем, Л. Миша ассоциируют класс с мягкой глиной, объясняя свой выбор тем, что, несмотря на то, что все члены коллектива общаются друг с другом, но есть дети, которые предпочитают общаться только со своими друзьями, обращаясь к остальным по мере надобности.

А. Вика, Б. Алеша, К. Вова, К. Настя, М. Егор, И. Ира, Ф. Александр ассоциируют свой класс с мерцающим маяком, дети объяснили свой выбор тем, что все ребята в классе дружные, любят вместе играть, трудиться, но иногда происходят конфликты, которые вносят разлад в дружбу, но совсем не на долго. Ребята все равно стремятся общаться друг с другом.

Ф. Ольга, О. Ольга выбрали алый парус, так как они общаются со всеми детьми и все дети общаются с ними, иногда их обижают, но очень быстро все мирятся и снова играют, поют и соревнуются вместе.

К. Виктор, Р. Таня, А., Сарханг выбрали горящий факел, объяснив это тем, что все дети дружные и всегда готовы прийти на помощь друг другу, особенно детям, которые учатся не очень хорошо. Они любят спортивные соревнования, игры, походы, всегда с удовольствием ходят всем классом.

Большинство детей (12 человек) оценивают свой класс, как дружный и сплоченный коллектив класса, отношения строятся на взаимовыручке и взаимопонимании. 3 детей оценили свой класс как дружный, но с ограничениями в межличностном общении, определив коллектив как средней сплоченности. 3 детей оценили коллектив как не сплоченный, но имеющий хорошую динамику для развития коллективных отношений.

Таким образом, можно сделать вывод, что класс имеет высокий уровень развития и имеет высокую тенденцию к формированию коллектива с признаками коллективизма и коллективными отношениями, так как помимо учебной деятельности детей объединяет интерес к внеклассным совместным мероприятиям. Оценивая психологический климат коллектива класса, можно сказать, что он достаточно благоприятный для формирования как персонифицированной личности в коллективе, так и коллектива класса.

Результаты ответов 1 «Б» класса.

Все ответы учащихся 1 «Б» класса систематизированы в таблицу (см.приложение 7).

Обработав результаты ответов учащихся 1 «А» класса мы выяснили, что Ж. Вадим, Ильм Оля К. Давид, Л. Алеша Л. Кирилл, Н. Вика, Н. Настя ассоциируют свой класс с песком. Все в классе сами за себя , в игру принимают только своих друзей. Дети часто ругаются, если игра идет не так как надо «лидерам».

Б. Алеша, В. Александр, Б. Миша, Н. Дана, ассоциируют класс с мягкой глиной, объясняя свой выбор тем, что, дети часто ругаются, но и мирятся быстро. Общаются не все дети друг с другом, но если учитель просит, то детей принимают в игру или совместную деятельность. Но есть дети, которые предпочитают общаться только со своими друзьями, обращаясь к остальным по мере надобности.

Ж. Ира , Т. Роман ассоциируют свой класс с мерцающим маяком, дети объяснили свой выбор тем, что в основном все дети дружные, любят вместе играть, трудиться, но часто происходят конфликты, которые вносят разлад в дружбу, но совсем не на долго. Ребята все равно стремятся общаться друг с другом.

С. Николай, Б.Люда, Г.Оля выбрали алый парус, так как они общаются со всеми детьми и все дети общаются с ними, хоть и происходят периоды разногласий, но соревнуются и играют почти всегда все вместе.

А. Ира, П. София выбрали горящий факел, объяснив это тем, что все дети дружные и всегда готовы прийти на помощь друг другу, особенно дети которые хорошо учатся всегда помогают хорошистам. Иногда в классе проходят спортивные соревнования, игры, походы, и все с удовольствием ходят всем классом. (Девочки имеют статус «звезд» и «лидиров», поэтому взаимное общение у них максимальное.)

Большинство детей (13 человек) оценивают свой класс, не сплоченный, конфликтный, с явными делениями на микрогруппы, с преобладающим влиянием «лидеров» класса. 3 детей оценили свой класс как дружный, но с ограничениями в межличностном общении, определив коллектив. как средней сплоченности. 3 детей оценили коллектив как сплоченный, дружный и неконфликтный. Таким образом, можно сделать вывод, что класс имеет низкий уровень развития, межличностные отношения поддерживаются только среди своей или близлежащей микрогруппы. Оценивая психологический климат коллектива класса можно сказать, что он не благоприятный для персонифицированного развития личности в коллективе и формирования коллектива класса. В тоже время, анализируя ответы детей, можно сделать вывод, что совместная внеурочная деятельность очень нравится детям и при ее увеличении есть хорошая динамика для формирования коллектива класса.

 


2.3 Беседа с классным руководителем

 

1. Число членов и возраст детского коллектива?

 В классе 18 учащихся ( 7 девочек и 11 мальчиков), возраст колеблется от шести до семи с половиной лет

2. Характеристика лидеров, степень их влияния: в чем оно проявляется? О. Оля, Р. Таня, К. Виктор, Б. Егор, являются лидерами и предпочитаемыми по успеваемости, по активности, которая выражается в участии в различных школьных мероприятиях.

3. В чем основные интересы коллектива?

В совместной внеклассной деятельности: поход в кино, игры, спортивные мероприятия, межличностные интересы детей, особенно проживающих рядом.

4. Насколько легко сговаривается коллектив? Какие конфликты внутри коллектива?

Конфликты есть но не много. В основном из – за несовпадения мнений лидирующих детей по вопросам совместной деятельности и распространения влияния этого мнения на остальных членов коллектива.

5. Кто из детей вне коллектива? Почему? Что это за дети?

Ф. Оля, О. Алеша, Л Ангелина, являются принятыми, но получившими меньше всего выборов. Они неохотно вступают в контакт со сверстниками, успеваемость у детей низкая, но есть стремление к хорошей учебе. Иногда они принимают участие в школьных мероприятиях. Этих детей изредка, но замечают в жизни класса. Они не вступают в споры, не высказывают мнений в спорных вопросах, но общаются практически со всеми детьми. Двое из этих детей пришли в класс совсем недавно и еще не реализовали себя в коллективе. У Лазаревой А., опекуном являются бабушка и дедушка , в семье нет хорошего материального достатка.

6. Что представляют собой дети, наиболее прижившиеся в коллективе? Наиболее прижившиеся дети в коллективе класса это - 5 предпочитаемых: 2 девочеки (А. Вика, И. Ира) и 3 мальчика (Б. Алеша, А. Сарханг, В. Артем); эти дети сохраняют нейтралитет ко всем . Они высказывают свое мнение, но не навязывают его. Общаются со всеми детьми не выделяя наиболее или наименее привлекательных.

7. Какой тон взаимотношений преобладает в классе (бодрый, жизнерадостный или подавленный, пессимизм, конфликтность)?

Можно сказать, что больше бодрости и жизнерадостности , но бывают редкие периоды конфликтности.

8. Строятся ли отношения на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности? Отношения строятся скорее на принципах сотрудничества и взаимной помощи, затем доброжелательности. В классе скорее преобладает деловой вид отношений направленный на коллективную деятельность . Но хорошо уже то, что эти критерии вообще присутствуют в классе.

9. Нравится ли детям участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время? Вне школы дети встречаются не так часто , как хотелось бы, но , к примеру, на организованном школой субботнике, работали и общались между собой все дети, даже те, которые редко обращали внимание друг на друга. Группа продленного дня конечно очень сплачивает детей, так как нет официального урочного тона в их межличностном общении. Мы организуем игры, прогулки, конкурсы, просто беседуем и обсуждаем различные темы интересные детям. Выслушиваем мнение всех детей. Такая совместная деятельность очень сплачивает класс. На совместных спортивных мероприятиях ( подразумевающих соревнование) дети сплачиваются на столько, что нет разделения на микрогруппы. В группе продленного дня более сильные в учебе дети помогают боле слабым.

10. Присутствуют ли в классе нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях?

Дети вообще жестоки от природы к тем, кто не такой как они сами. Поэтому говорить о справедливости в детском коллективе - сложно. Но в данном коллективе есть эти зачатки. В основном в классе каждая микрогруппа заступается за своего члена. Очень редко ( практически никогда) дети не заступаются друг за друга кроме случаев, когда обидчиками являются представители старшего класса . В таких случаях можно говорить о нормах справедливости между микрогруппами. Так же при совместной деятельности , особенно приводящий к результату (например совместные спортивные игры) присутствует равенство и поддержка более слабых.

11.Вызывают ли успехи или неудачи отдельных учащихся класса сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива?

Чаще дети переживают и радуются только за себя или близкого друга. Но если я акцентирую внимание детей, на каком – то хорошем достижении ребенка не привлекательного в классе, тогда участие выражают все члены коллектива.

12. Как реагируют дети на предложение совместной деятельности после уроков ( например спортивного соревнования с другим классом)?

Очень бурно и радостно. В классе только новенькие дети еще не достаточно активны, начинается совместное обсуждение действий на соревновании, лидеры активизируют детей всех категорий. Наблюдается необычное сплочение ради победы.

Это очень радует.

13.Как вы считаете, коллектив вашего класса достаточно дружный и сплоченный?

Конечно, дети еще не достаточно хорошо узнали друг друга на первом году совместной учебы, но у класса есть хорошая динамика к развитию дружного коллектива. Я стараюсь акцентировать внимание детей на доброжелательных отношениях, помощи слабым. Видя, что внеурочные совместные мероприятия очень нравятся детям и помогают взаимопониманию детей, я стараюсь организовывать их как можно чаще.

 


Вывод

 

Анализируя беседу с классным руководителем можно сделать вывод, что класс , развивается как коллектив , и наблюдается хорошая динамика его формирования. Среди детей нет достаточно резкого выделения «лидеров», «предпочитаемых» и «принятых». «Изгоев» в классе нет вообще. Класс разбит на несколько групп, но в совместной внеклассной деятельности эти группы сплачиваются, что говорит о высокой сплоченности. Прочные и постоянные межличностные отношения в классе не только в своей микрогруппе или близлежащей, но и за пределами группы, особенно частые не только по мере необходимости. Несмотря на разброс выборов в классе преобладает межличностное взаимодействие между индивидуумами, чем между микрогруппами. Такое положение в классном коллективе дает основание предполагать, что при увеличении совместной внеклассной деятельности класса будет повышаться сплоченность,формироваться положительный психологический климат, межличностные отношения в коллективе класса будут строиться на взаимопонимании, доверии, дружбе , а не на принципе сотрудничества.

Беседа с классным руководителем 1 «Б» класса.

1. Число членов и возраст детского коллектива?

 В классе 19 учащихся (9 девочек и 10 мальчиков), возраст колеблется от шести до семи с половиной лет

2. Характеристика лидеров, степень их влияния: в чем оно проявляется? София П., Б.Люда, Дана Н., Ира А., Рома Т. являются лидерами и предпочитаемыми по успеваемости, по активности, которая выражается в участии в различных школьных мероприятиях.

3. В чем основные интересы коллектива?

В данном классе совместной внеклассной деятельности очень мало и дети очень рады, когда можно провести какие – то совместные мероприятия. Интересы коллектива в основном строятся на совместной учебной деятельности.

4. Насколько легко сговаривается коллектив? Какие конфликты внутри коллектива?

Конфликты происходят очень часто, но не много. В основном внедрения «лидирами» в коллективные отношения микрогрупп класса личных взглядов на выборы и взаимовыборы членов коллектива, и распространения влияния этого мнения на отверженных детей.

5. Кто из детей вне коллектива? Почему? Что это за дети?

Кирилл Л., и Настя Н., являются изгоями, которые неохотно вступают в контакт со сверстниками, не участвуют в школьных мероприятиях, плохо относятся к учебе. Этих детей практически не воспринимают в коллективе. Они не вступают в споры, не высказывают мнений в спорных вопросах, но крепко общаются между собой, так как живут рядом. Дети из неблагополучных семей: например, у Насти Н., одна мама, в семье нет хорошего материального достатка, у Кирилла Л., многодетная семья, отец часто выпивает.

6. Что представляют собой дети, наиболее прижившиеся в коллективе? Наиболее прижившиеся дети в коллективе класса это - лидеры. Эти дети диктуют свои условия всем членам коллектива и умеют настоять на своем. Они высказывают свое мнение, навязывая его. Общаются с детими только своей микрогруппы и редко с близлежащей.

7. Какой тон взаимотношений преобладает в классе (бодрый, жизнерадостный или подавленный, пессимизм, конфликтность)?

Можно сказать, что больше бодрости и жизнерадостности, но конфликтный тон проявляется очень часто.

8. Строятся ли отношения на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности? Отношения строятся скорее на принципах взаимовыгоды и взаимных симпатий, затем доброжелательности и в последнюю очередь взаимной помощи.

9. Нравится ли детям участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время? Вне школы дети встречаются редко, но , к примеру, на организованном школой субботнике, работали и общались между собой все дети, даже те, которые никогда не обращали внимание друг на друга. Такая совместная деятельность очень сплачивает класс. На совместных спортивных мероприятиях (подразумевающих соревнование) дети сплачиваются но стараются выбрать в команду детей только своей или расположенной рядом микрогруппы, «изгоев» практически не замечают, а если и берут в совместную деятельность, то только с моего предложения.

10. Присутствуют ли в классе нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях?

Только среди своей категории, очень редко ( практически никогда) «лидеры» не заступаются за «изгоев», кроме случаев , когда представители другого класса обижают «изгоев». В таких случаях можно говорить о нормах справедливости. Так же при совместной деятельности, особенно приводящий к результату (например совместные спортивные игры) присутствует равенство и поддержка более слабых, если они были приняты в команду.

11.Вызывают ли успехи или неудачи отдельных учащихся класса сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива?

Чаще дети переживают и радуются только за представителей своего круга. Над неудачами «изгоев» смеются. Но если я акцентирую внимание детей, на каком – то хорошем достижении ребенка не привлекательного в классе, тогда участие выражает большинство членов коллектива, остальные сохраняют нейтралитет.

12. Как реагируют дети на предложение совместной деятельности после уроков (например спортивного соревнования с другим классом)?

Дети очень привыкли, что после уроков их забирают домой, и различные предложения о совместной деятельности вызывают достаточно сдержанные эмоции, кроме предложений совместных поездок и отдыха. В поездке рассаживаясь по интересам , при виде чего – то необычного или интересного общаются представители всех групп. Хотелось бы чаще совершать такие плодотворные для развития коллективных отношений поездки.

13. Как вы считаете, коллектив вашего класса достаточно дружный и сплоченный?

Мне бы очень хотелось, чтобы коллектив моего класса был сплоченней и дружней. По моему мнению, учеба сплачивает детей на 40 %, а остальные 60% должна нести неформальная обстановка общения в классе, которую можно создать только внеклассной работой с детьми: различные кружки, секции, совместные выезды, походы. Конечно, дети еще не достаточно хорошо узнали друг друга на первом году совместной учебы, но хотелось бы помочь детям создать дружный и сплоченный коллектив.

 

Вывод

 

Анализируя беседу с классным руководителем можно сделать вывод, что класс , как коллектив пока не сформирован. Но при правильно выбранной работе с классом будет наблюдаться хорошая динамика его формирования, которая подтверждается единичными случаями внеурочной совместной деятельности детей. Среди детей достаточно резкое выделение «лидеров», «предпочитаемых», «принятых» и «изгоев». Класс разбит на несколько групп, но в совместной внеклассной деятельности эти группы иногда сплачиваются, интересен тот факт, что «изгоев» игнорируют все группы и внимание им уделяется только с подачи учителя, что говорит о низкой сплоченности в классе. Прочные и постоянные межличностные отношения в классе только в своей микрогруппе или близлежащей, за пределами группы они проявляются по мере необходимости. Несмотря на разброс выборов в классе преобладает межличностное взаимодействие между микрогруппами, чем между индивидуумами. Для повышения сплоченности, формирования положительного психологического климата класса, необходимо увеличение время проведения неформальной совместной внеклассной деятельности, тогда межличностные отношения в коллективе класса будут строиться на взаимопонимании, а не на взаимовыгоде.

 

2.4 Результаты исследования и их интерпретация

 

Таким образом, в ходе нашего исследования были выделены следующие выводы:

 Социально – психологические факторы имеют ряд форм и особенностей, которые реализуются в коллективе, сверстников 1 «А» и 1 «Б» класса в процессе внеучебной совместной деятельности. То есть в зависимости от их частоты и различных форм, являются факторами прогресса, которые влияют на коллективные отношения и их формирование. Межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.

Существуют 4 круга общения, которые характеризуют систему личных отношений в классе (Я.Коломинский). Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых отношений, на которых влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура, а в конце I класса и индивидуальные нравственные качества. Положение ученика зависит от взаимных выборов, основанных на симпатиях, качеств личности и общественного мнения. Коллектив может влиять на индивидуальное развитие личности только тогда, когда положение ребенка в системе межличностных отношений благополучно. Дети занимают различное положение в системе личных взаимоотношений, не у всех есть эмоциональное благополучие. Определив положение каждого ребенка в группе и его социометрический статус можно проанализировать структуру межличностных отношений в этой группе.

При помощи соответствующих методов и следования основным методологическим принципам мы подтвердили гипотезу исследования положительного влияния социально – психологических факторов на формирование коллектива сверстников младшего школьного возраста, что совместная внеурочная деятельность сплачивает детей намного больше, чем совместная учебная деятельность. Обработав результаты исследования мы выяснили, что для формирования дружеских взаимоотношений у детей в классе начальной школы необходимо проводить внеурочные совместные игры, беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества. Семилетние школьники с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают именно с теми или иными товарищами играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями. Дети вместе поют, читают , играют, соревнуются, трудятся, а это сплачивает их в коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается. Сплочение коллектива не будет хорошим, если не проводить в нем какую-то работу по формированию дружеских взаимоотношений. Из всего можно сделать вывод, что сама по себе группа не будет дружной. Социально – психологические факторы, такие как дружба, игра, труд, спортивные мероприятия положительно влияют на формирование коллектива класса начальной школы.

 


Заключение

 

В последнее десятилетие развития психологической науки проблемы коллектива, казалось бы, потеряли актуальность. Почти прекратились исследования коллектива и процессов, происходящих в нем. Но не так давно, когда стало ясно, что без коллективной идеи, особенно в школе, не обойтись, хотим мы этого или нет, но коллектив имеет большой в психологический потенциал. Именно через классный коллектив дети развиваются как личности, присваиваются общественные ценности и нормы. И чем более детский коллектив будет ориентирован на совместную деятельность, тем более зрелых граждан он будет воспитывать. Такая оценка роли коллектива вновь сделала его изучение актуальным.

Младший школьный возраст - особо ответственный период, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в классе и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации работы с младшими школьниками. Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни младшего школьника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в коллективе класса начальной школы. У детей семилетнего возраста идет активное сплочение коллектива под влиянием внеучебной совместной деятельности. Основными мотивами выбора являются игровой, трудовой и нравственный. Удачным фактором способствующим формированию коллектива и коллективных взаимоотношений является дополнительная совместная деятельность. В нашем исследовании мы рассмотрели с теоретических позиций структуру, закономерности функционирования и развития коллектива. Уделили серьезное внимание исследованию отношений и предпочтений в классе. Кратко обобщая все вышеизложенное, можно отметить, что структурирование коллектива возможно при особенном отношение к совместной внеурочной деятельности. Все это проявляется в психологическом климате коллектива. При нарушении совместной деятельности психологический климат может ухудшиться, и это станет заметным по взаимоотношениям детей. Необходимо уделять больше внимания сплоченности коллектива. Так как сплоченность является одним из ведущих психологических факторов развития коллективной деятельности. Коллектив и коллективные отношения играют ведущую роль в формировании личности ребенка и его полноценной социализации в обществе.

 


Список использованной литературы

 

1. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы.

2. Андреева Г.М. Социальная психология // Социология в России /Под ред.

3. Артемов В.А. Введение в социальную психологию. М., 1927.

4. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение.- 1983.

5. Браун Р. Межгрупповые отношения // Перспективы социальной психологии. М., 2001. -С.548-578.

6. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005. -351с.

В.А. Ядова. М., 1996-б.

7. Введение в практическую социальную психологию /Под ред. Ю.М.Жукова, Допетровской, О.В.Соловьевой. М., 1994.

8. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. Т.3. М., 1983.

 



2019-12-29 157 Обсуждений (0)
Позитивные взаимоотношения детей можно развивать, используя внеурочную совместную деятельность( спортивные, трудовые, музыкальные и игровые мероприятия). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Позитивные взаимоотношения детей можно развивать, используя внеурочную совместную деятельность( спортивные, трудовые, музыкальные и игровые мероприятия).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)