Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Содержательно-методический аспект процесса обучения младших школьников речевому этикету



2019-12-29 253 Обсуждений (0)
Содержательно-методический аспект процесса обучения младших школьников речевому этикету 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Анализ программ и обеспечивающих их учебников с точки зрения формирования речевого этикета позволил выявить следующие недостатки:

l Систематической работы по формированию речевого этикета программы не предусматривают.

l Обозначенные в программах требования к знаниям, умениям, навыкам в области речевого этикета не отражаются в упражнениях, представленных в учебниках.

l Содержащиеся в учебниках упражнения по речевому этикету, а также характер заданий к ним не способствуют выработке необходимых умений и навыков в области речевого этикета.

Так как речевой этикет довольно сложен для начальных классов, выбраны только самые простые и употребительные его аспекты:

•Разнообразные формы приветствия и прощания.

•Вежливые формы извинения за причиненные неудобства.

•Вежливые формы обращения.

•Благодарность за услугу.

•Поздравления.

Выделенные основные направления по формированию речевого этикета, анализ типичных ошибок, допущенных учащимися при выполнении заданий в ходе констатирующего среза, позволили нам разработать и внедрить в практику обучения комплекс упражнений.

Основная идея разработанного комплекса упражнений заключается в переходе от знакомства с основными формулами речевого этикета к овладению навыками осмысленного использования их в своей речи.

При составлении комплекса упражнений учитывалось, на каком этапе обучения будет использован тот или иной тип упражнений, какие теоретические сведения будут усвоены и закреплены учащимися, какие при этом будут сформированы умения и навыки, а также место этих упражнений в общей системе упражнений по русскому языку.

При разработке комплекса упражнений мы опирались на предложенную Н.И. Формановской классификацию упражнений по речевому этикету для студентов средних и высших учебных заведений, применив ее к учащимся начальных классов с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также классификацию на основе систематизации методов обучения, предложенную И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным.

Согласно классификации Н.И. Формановской, применительно к изучению речевого этикета в начальной школе было выделено три группы упражнений.

Первая группа представляет собой лексико-семантические упражнения. В ходе выполнения упражнений данного типа у учащихся формируется умение выделять формулы речевого этикета в потоке речи. Эта группа упражнений характерна для первого этапа работы по формированию речевого этикета учащихся. С помощью упражнений данной группы учащиеся усваивают необходимые сведения о речевом этикете, приобретают умение находить этикетные формулы в потоке речи.

Фрагмент занятия 1.

Прочитайте диалог ученика 4 класса Вани и библиотекаря. Найдите «вежливые слова» и выпишите их.

-Здравствуйте! – произнес Ваня.

-Добрый день! Чем могу помочь? – произнес библиотекарь.

-Скажите пожалуйста, а у вас есть басни К.И. Чуковского?

-Есть. Сейчас принесу.

-Извините, а можете принести разные книги, чтобы я выбрал одну и
взял домой? – робко спросил ученик.

– Конечно можно. В нашей библиотеке имеется несколько разных изданий.

Библиотекарь приносит книги.

-Вот, возьми на здоровье.

-Спасибо! – поблагодарил мальчик, выбрав нужную книгу.

-Не за что. – улыбаясь, ответил библиотекарь.

-До свидания! – попрощался Ваня.

-Всего доброго!

Далее следует фронтальная проверка правильности выполнения

задания.

Вторая группа упражнений носит комбинированный характер. При выполнении заданий данной группы упражнений учащиеся получают основные лексико-грамматические знания, а также у них формируются и закрепляются умения и навыки по речевому этикету.

Далее ребята читают стихотворения об основных выражениях речевого этикета.

Фрагмент занятия 2.

Ученики читают стихотворения, в которых встречаются этикетные слова.

За что мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы –

Кому сказали? Сколько раз?

– Добрый день! – тебе сказали.

Добрый день! – ответил ты

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

– Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Отменить, что ли слово «пожалуйста»? Повторять ли его поминутно. Нет, пожалуй, что без «пожалуйста» Нам становится неуютно.

-Какие этикетные слова встречаются в этих стихотворениях?

-Подберите синонимы или синонимичные выражения к данным словам.

Упражнения комбинированного характера целесообразно использовать на втором и третьем этапах обучения речевому этикету.

Выполнение упражнений третьей группы позволяет выяснить степень знаний, умений и навыков в области речевого этикета в целом, а также выяснить уровень знаний по каждому направлению в работе по формированию речевого этикета младших школьников.

Фрагмент занятия 5.

Задание 1.

Перечислите известные вам слова:

а) приветствия

б) прощания

в) просьбы

г)  благодарности

д) извинения

Работа над формулами речевого этикета в начальных классах должна заключаться, прежде всего, в формировании у учащихся знаний о способах словесного выражения вежливости в русском языке и умений соотносить речевое выражение вежливости с поведенческим. Это достигается в результате объяснения, закрепления и активизации в речи формул речевого этикета, а также на основе примеров из повседневной жизни и художественной литературы.

Основываясь на этих положениях, строилась экспериментальная работа.

В ходе обучающего эксперимента у учащихся формировалась следующая система языковых и речевых умений:

•умения аналитического характера, представляющие собой умение выделять этикетные формулы в потоке как устной, так и письменной речи;

•умение разделять формулы речевого этикета по формам этикетного общения;

•нормативно – коммуникативные умения – правильное и уместное употребление единиц речевого этикета в соответствии со стилем и ситуацией общения;

•умение развернуть этикетные формулы в соответствии со сложившейся коммуникативной ситуацией.

В эксперименте приняли участие 20 учащихся, обучающихся по УМК «Школа России», и 20 учащихся, обучающихся по УМК «Школа 2100». Контрольным классом был выбран 3 «Б» класс, обучающийся по программе «Школа 2100», работа по формированию речевого этикета в котором ведется в рамках уроков культуры речи. Экспериментальным классом был выбран 3 «В» класс, обучающийся по традиционной программе, систематической работы в котором по формированию этикета речи не ведется.

Цель эксперимента заключалась в следующем:

6.сравнить эффективность формирования речевого этикета в процессе кружковой работы и в процессе уроков культуры речи;

7.установить объем и уровень умения практически применять формулы речевого этикета младшими школьниками в собственной речи;

8.повысить уровень знаний и практических умений и навыков в области речевого этикета.

Обучающий эксперимент был разделен на этапы. Каждому этапу соответствовал определенный комплекс упражнений.

На первом этапе – происходит знакомство учащихся с понятием «этикет» – вежливое, учтивое отношение к окружающим.

«Речевой этикет» – словесное выражение вежливости, правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих.

Также на этом этапе дети учатся выделять в речи «волшебные слова», т.е. слова, выражающие приветствие, прощание, благодарность, просьбу, поздравление.

Фрагмент занятия 1.



2019-12-29 253 Обсуждений (0)
Содержательно-методический аспект процесса обучения младших школьников речевому этикету 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Содержательно-методический аспект процесса обучения младших школьников речевому этикету

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)