Содержательно-методический аспект процесса обучения младших школьников речевому этикету
Анализ программ и обеспечивающих их учебников с точки зрения формирования речевого этикета позволил выявить следующие недостатки: l Систематической работы по формированию речевого этикета программы не предусматривают. l Обозначенные в программах требования к знаниям, умениям, навыкам в области речевого этикета не отражаются в упражнениях, представленных в учебниках. l Содержащиеся в учебниках упражнения по речевому этикету, а также характер заданий к ним не способствуют выработке необходимых умений и навыков в области речевого этикета. Так как речевой этикет довольно сложен для начальных классов, выбраны только самые простые и употребительные его аспекты: •Разнообразные формы приветствия и прощания. •Вежливые формы извинения за причиненные неудобства. •Вежливые формы обращения. •Благодарность за услугу. •Поздравления. Выделенные основные направления по формированию речевого этикета, анализ типичных ошибок, допущенных учащимися при выполнении заданий в ходе констатирующего среза, позволили нам разработать и внедрить в практику обучения комплекс упражнений. Основная идея разработанного комплекса упражнений заключается в переходе от знакомства с основными формулами речевого этикета к овладению навыками осмысленного использования их в своей речи. При составлении комплекса упражнений учитывалось, на каком этапе обучения будет использован тот или иной тип упражнений, какие теоретические сведения будут усвоены и закреплены учащимися, какие при этом будут сформированы умения и навыки, а также место этих упражнений в общей системе упражнений по русскому языку. При разработке комплекса упражнений мы опирались на предложенную Н.И. Формановской классификацию упражнений по речевому этикету для студентов средних и высших учебных заведений, применив ее к учащимся начальных классов с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также классификацию на основе систематизации методов обучения, предложенную И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным. Согласно классификации Н.И. Формановской, применительно к изучению речевого этикета в начальной школе было выделено три группы упражнений. Первая группа представляет собой лексико-семантические упражнения. В ходе выполнения упражнений данного типа у учащихся формируется умение выделять формулы речевого этикета в потоке речи. Эта группа упражнений характерна для первого этапа работы по формированию речевого этикета учащихся. С помощью упражнений данной группы учащиеся усваивают необходимые сведения о речевом этикете, приобретают умение находить этикетные формулы в потоке речи. Фрагмент занятия 1. Прочитайте диалог ученика 4 класса Вани и библиотекаря. Найдите «вежливые слова» и выпишите их. -Здравствуйте! – произнес Ваня. -Добрый день! Чем могу помочь? – произнес библиотекарь. -Скажите пожалуйста, а у вас есть басни К.И. Чуковского? -Есть. Сейчас принесу. -Извините, а можете принести разные книги, чтобы я выбрал одну и – Конечно можно. В нашей библиотеке имеется несколько разных изданий. Библиотекарь приносит книги. -Вот, возьми на здоровье. -Спасибо! – поблагодарил мальчик, выбрав нужную книгу. -Не за что. – улыбаясь, ответил библиотекарь. -До свидания! – попрощался Ваня. -Всего доброго! Далее следует фронтальная проверка правильности выполнения задания. Вторая группа упражнений носит комбинированный характер. При выполнении заданий данной группы упражнений учащиеся получают основные лексико-грамматические знания, а также у них формируются и закрепляются умения и навыки по речевому этикету. Далее ребята читают стихотворения об основных выражениях речевого этикета. Фрагмент занятия 2. Ученики читают стихотворения, в которых встречаются этикетные слова. За что мы говорим «спасибо»? За все, что делают для нас. И мы припомнить не смогли бы – Кому сказали? Сколько раз? – Добрый день! – тебе сказали. Добрый день! – ответил ты Как две ниточки связали Теплоты и доброты. Здравствуйте! – ты скажешь человеку. – Здравствуй! – улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку И здоровым будет много лет. Отменить, что ли слово «пожалуйста»? Повторять ли его поминутно. Нет, пожалуй, что без «пожалуйста» Нам становится неуютно. -Какие этикетные слова встречаются в этих стихотворениях? -Подберите синонимы или синонимичные выражения к данным словам. Упражнения комбинированного характера целесообразно использовать на втором и третьем этапах обучения речевому этикету. Выполнение упражнений третьей группы позволяет выяснить степень знаний, умений и навыков в области речевого этикета в целом, а также выяснить уровень знаний по каждому направлению в работе по формированию речевого этикета младших школьников. Фрагмент занятия 5. Задание 1. Перечислите известные вам слова: а) приветствия б) прощания в) просьбы г) благодарности д) извинения Работа над формулами речевого этикета в начальных классах должна заключаться, прежде всего, в формировании у учащихся знаний о способах словесного выражения вежливости в русском языке и умений соотносить речевое выражение вежливости с поведенческим. Это достигается в результате объяснения, закрепления и активизации в речи формул речевого этикета, а также на основе примеров из повседневной жизни и художественной литературы. Основываясь на этих положениях, строилась экспериментальная работа. В ходе обучающего эксперимента у учащихся формировалась следующая система языковых и речевых умений: •умения аналитического характера, представляющие собой умение выделять этикетные формулы в потоке как устной, так и письменной речи; •умение разделять формулы речевого этикета по формам этикетного общения; •нормативно – коммуникативные умения – правильное и уместное употребление единиц речевого этикета в соответствии со стилем и ситуацией общения; •умение развернуть этикетные формулы в соответствии со сложившейся коммуникативной ситуацией. В эксперименте приняли участие 20 учащихся, обучающихся по УМК «Школа России», и 20 учащихся, обучающихся по УМК «Школа 2100». Контрольным классом был выбран 3 «Б» класс, обучающийся по программе «Школа 2100», работа по формированию речевого этикета в котором ведется в рамках уроков культуры речи. Экспериментальным классом был выбран 3 «В» класс, обучающийся по традиционной программе, систематической работы в котором по формированию этикета речи не ведется. Цель эксперимента заключалась в следующем: 6.сравнить эффективность формирования речевого этикета в процессе кружковой работы и в процессе уроков культуры речи; 7.установить объем и уровень умения практически применять формулы речевого этикета младшими школьниками в собственной речи; 8.повысить уровень знаний и практических умений и навыков в области речевого этикета. Обучающий эксперимент был разделен на этапы. Каждому этапу соответствовал определенный комплекс упражнений. На первом этапе – происходит знакомство учащихся с понятием «этикет» – вежливое, учтивое отношение к окружающим. «Речевой этикет» – словесное выражение вежливости, правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих. Также на этом этапе дети учатся выделять в речи «волшебные слова», т.е. слова, выражающие приветствие, прощание, благодарность, просьбу, поздравление. Фрагмент занятия 1.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |