Результаты контрольного обследования речи дошкольников в группе ОНР.
Однако остались недочеты в дифференциации простых предлогов, употреблении сложных предлогов, сложных предложений. Поэтому коррекционная работа будет продолжена на втором году обучении, аналогично при усложнении речевого материала, использовании различных методов и приемов, при участии воспитателей и помощи родителей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Общее недоразвитие речи представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: фонетический, лексический и грамматический строй. В настоящее время основной контингент специальных логопедических групп составляют дети преимущественно с III уровнем общего недоразвития речи. У этих дошкольников представления об окружающем мире значительно беднее, чем у правильно говорящих детей. Обиходная речь менее развернута, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений нет, но имеются отдельные пробелы в развитии всех компонентов речи. Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных речевых единиц. Дошкольники испытывают затруднения в словоизменении, выявляется неточность употребления лексико-грамматических конструкций. Они допускают большое количество ошибок на управление, согласование различных частей речи. Эти ошибки отражаются и в связной речи. Поэтому в экспериментальной работе особое внимание уделялось формированию лексико-грамматических конструкций, так как правильное их употребление делает связную речь дошкольников более художественно оформленной. В течение 2006-2007 учебного года в МДОУ детский сад №12 «Солнышко» ст. Выселки Выселковского района в группа ОНР I год обучения проводилась исследовательская работа по теме «Система формирования лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи». В эксперименте участвовала подгруппа, состоящая из шести дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Проанализировав специальную методическую литературу, была определена последовательность коррекционной работы по формированию лексико-грамматических конструкций в речи детей, которая строилась по онтогенетическому принципу. Для обследования речи детей мы использовали методику Л.Ф. Спировой, а обследование лексико-грамматического строя речи проводили, используя методику Т.П. Горюновой. При логопедическом обследовании мы выявили нарушения неречевых и речевых процессов. Тщательно было изучено умение детей использовать в речи грамматические конструкции. У всех дошкольников был отмечен недостаточный уровень сформированности лексико-грамматических конструкций. Дети допускали ошибки в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными в роде, числе, падеже, времени. Они не использовали в речи сложные предлоги и путают простые. Также наблюдались ошибки в предложно-падежных конструкциях. Не все дошкольники не употребляли в речи сложные предложения, а при составлении сложносочиненных или сложноподчиненных предложений испытывали значительные трудности. Результаты обследования экспериментальной подгруппы отражены в диаграмме в сравнении с данными контрольной подгруппы. После проведения планирования логопед приступил к коррекционной работе. Коррекционная работа по формированию лексико-грамматических конструкций проводилась на фронтальных и индивидуальных занятиях с использованием различных методов и приемов, подобранных в соответствии с возрастом и уровнем развития детей. Для лучшего усвоения детьми изучаемого материала логопед активно применял наглядность разного вида: предметные, сюжетные, серийные, парные картинки, схемы составления рассказов. На занятиях проводились разного вида игры, упражнения, задания. Фронтальные занятия по лексико-грамматическим темам решали задачи: - развитие понимания речи; - практическое усвоение способов словообразования; - усвоение форм словоизменения; - усвоение навыка согласования существительных с прилагательными, числительными в роде, числе, падеже; - употребление категорий притяжательных местоимений; - составление простых предложений и их распространение; - составление сложных предложений. Из-за неустойчивого внимания, сниженной работоспособности, недостаточных речевых навыков, дети медленно усваивали материал, поэтому логопед закреплял его на индивидуальных занятиях. В ходе индивидуальных занятий решались следующие задачи: - уточнение произношения звуков; - постановка и закрепление отсутствующих звуков; - развитие фонематического слуха; - преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры; - закрепление изученных лексико-грамматических конструкций. В дальнейшем дошкольники научились правильно составлять различные виды грамматических конструкций, и употреблять их в связной речи. Особенностью коррекционной работы в группе ОНР является участие воспитателя, который реализовывал коррекционно-воспитательные задачи в режимные моменты и по заданию логопеда. Воспитатель обращал внимание на то, как дети пользуются лексико-грамматическими конструкциями, изученными с логопедом. В ходе режимных моментов он побуждал детей к оречевлению своих действий и следил за правильностью ответов. Во второй половине дня воспитатель занимался с дошкольниками по заданию логопеда. Он проводил с детьми игры, упражнения по закреплению лексико-грамматических конструкций. Без активного участия родителей был бы неполный коррекционный процесс. Логопед организовывал консультации, собрания, индивидуальные беседы для родителей, оформлял стенд с необходимой информацией на темы: «Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома», «Игровые упражнения, формирующие лексико-грамматический строй», «Как и что, читать детям с общим недоразвитием речи». Родители следили за речью детей дома, обращали внимание на правильное построение лексико-грамматических конструкций и занимались по индивидуальным тетрадям. Все это способствовало улучшению речи детей. Для совершенствования речи детей были разработаны рекомендации для родителей: - следить за речью ребенка; - обращать внимание на речь взрослых, окружающих ребенка; - приучать детей правильно употреблять в своей речи слова, словосочетания, предложения; - чаще задавать детям вопросы, побуждая их к речевому общению; - учить дошкольников рассказывать о выполняемых действиях; - рассказывать им о предметах и явлениях окружающего мира; - проводить развивающие игры; - развивать навыки правильного общения. В конце учебного года было проведено повторное обследование детей. У дошкольников отмечалось улучшение речи, словарный запас расширился, были усвоены грамматические конструкции, повысился уровень речевых возможностей. Они правильно употребляли эти конструкции в структуре простых предложений, а в сложных допускали незначительные ошибки. Сравнив результаты обследования экспериментальной подгруппы с контрольной, где формированию лексико-грамматических конструкций не уделялось особого внимания, мы выявили, что показатели группы, где проводился эксперимент, оказались выше. В результате проведенной исследовательской работы можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. Для подведения итогов исследовательской работы был организован «Круглый стол», куда были приглашены воспитатели и родители данной группы. Логопед рассказал о результатах экспериментальной работы. Он отметил, что у дошкольников улучшилось звукопроизношение, активный словарь стал значительно шире. Дети правильно употребляют грамматические конструкции и безошибочно применяют их в предложениях. Логопед отметил, что сформированные у детей навыки будут совершенствоваться на втором году обучения, при усложнении речевого материала. Таким образом, методически правильно организовав коррекционную работу и систематизировав материал по формированию лексико-грамматических конструкций, активно применив наглядно-дидактический материал, использовав помощь воспитателей и родителей в коррекционно-воспитательном процессе, мы добились успешного усвоения дошкольниками группы ОНР лексико-грамматических конструкций, поэтому цель, поставленная в дипломной работе достигнута. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2002. 2. Белякова В.А Ознакомление старших дошкольников со словесным составом предложения / Под ред. Н.Н. Подьякова, Ф.А.Сохина. – М., 1984. 3. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей.- М., 1998. 4. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей (1 ч.). – СПб., 1993. 5. Воспитание и обучение детей с расстройством речи / Под ред. С.С. Ляпидевского, В.И. Селиверстова. – М., 1984. 6. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1995. - №1. 7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. 8. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя речи. – М., 1953. 9. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР. – М., 1996. 10. Горюнова Т.П., Минашина В.С., Сереброва Н.И. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития. – М., 1985. 11. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения/ РГПУ им. Герцена. – СПб., 2001. 12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.( Дети с общим недоразвитием речи). – М., 1981. 13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если Ваш ребенок отстает в развитии. – М., 1993. 14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург. 1999. 15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М., 1973. 16. Игры в логопедической работе с детьми/ Под ред. В.И. Селиверстова – М., 1981. 17. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М., 1998. 18. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985. 19. Крамаренко Т.Н., Крамаренко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам. – М., 1982. 20. Крылова Н.Л. О преемственности в речевой работе воспитателя и логопеда детского сада / Дефектология. 1978. - №1. 21. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001. 22. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – М., 1958. 23. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968. 24. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1999. 25. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М., 1995. 26. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М., 1982. 27. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 1995. 28. Малиованова Е.Л. Развитие речевых способностей. – М., 2005. 29. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991. 30. Назарова Е.В. Формирование лексико-грамматической организации речевого высказывания у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. – М., 2000. 31. Нарушение речи у дошкольников/ Сост. Р.А. Белова – Давид. – М., 1972. 32. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001. 33. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению /Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000. 34. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Левиной. – М.,1968. 35. От простого к сложному/ Под ред. Ю. Левина. – М., 1971. 36. Павлова Л.В. О некоторых формах работы с родителями: обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи/ Сост. С.А. Миронова. – М., 1997. 37. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. – СПб., 1998. 38. Педагогические основы логопедической помощи детям дошкольного возраста/ Под ред. М.А. Поваляевой. – Ростов- на- Дону, 1996. 39. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, 2001. 40. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999. 41. Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников// Дефектология. – 1995.-№3. 42. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997. 43. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973. 44. Ребенок с большой буквы/ Под ред. М.А. Поваляевой, А.И. Кушнер. – Ростов-на-Дону, 1999. 45. Репина В.М. Коррекция нарушений речи у детей. – К., 1998. 46. Садретдинова Г.Ф., Смирнова М.В. Планирование и содержание занятий с детьми 5-6 лет, страдающих недоразвитием речи. – СПб., 1996. 47. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2003. 48. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994. 49. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. – М., 2004. 50. Соколенко Н.И. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. Альбом №3. – М., 1982. 51. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., 1984. 52. Спирова Л.Ф. Приемы выявления речевых нарушений у детей. – М., 1968. 53. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997. 54. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно (Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет). – М., 2001. 55. Успенская Л.П.. Успенский М.Б. Учись говорить правильно. – М., 1973. 56. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999. 57. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи (воспитание и обучение). – М., 2000. 58. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. – М., 1993. 59. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1987. 60. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987. 61. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989. 62. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5 летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1991. 63. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада (I-II год обучения). – М., 1993. 64. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004. 65. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1997. 66. Хрестоматия по логопедии/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова – М., 1997. 67. Худенко Е.Д., Чиркина Г.В. Как научить ребенка думать и говорить. – М., 1993. 68. Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду с нарушением речи. – М., 1992. 69. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983. 70. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958. Приложение 1
Тема дипломной работы: «Система формирования лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи». Предмет исследования: процесс формирования лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи. Аспект предмета исследования: коррекционно-педагогический. Объект исследования: деятельность логопеда и дошкольников по формированию лексико-грамматических конструкций в группе ОНР. Цель дипломной работы: совершенствование системы формирования лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи. Задачи: 1. Отобрать и проанализировать специальную и методическую литературу. 2. Изучить приемы формирования лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи. 3. Показать необходимость формирования лексики и грамматического строя речи у дошкольников. 4. Проследить последовательность системы формирования лексико-грамматических конструкций. 5. Определить роль воспитателей и родителей в коррекционном процессе. 6. Сделать сравнительный анализ результатов исследования. Схема к плакату №2 Схема к плакату №3
Приложение 2 Диаграмма № 1
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |