Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результаты контрольного обследования речи дошкольников в группе ОНР.



2019-12-29 228 Обсуждений (0)
Результаты контрольного обследования речи дошкольников в группе ОНР. 0.00 из 5.00 0 оценок




             
     

 


 

Однако остались недочеты в дифференциации простых предлогов, употреблении сложных предлогов, сложных предложений. Поэтому коррекционная работа будет продолжена на втором году обучении, аналогично при усложнении речевого материала, использовании различных методов и приемов, при участии воспитателей и помощи родителей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Общее недоразвитие речи представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: фонетический, лексический и грамматический строй.

В настоящее время основной контингент специальных логопедических групп составляют дети преимущественно с III уровнем общего недоразвития речи.

У этих дошкольников представления об окружающем мире значительно беднее, чем у правильно говорящих детей. Обиходная речь менее развернута, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений нет, но имеются отдельные пробелы в развитии всех компонентов речи.

Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных речевых единиц. Дошкольники испытывают затруднения в словоизменении, выявляется неточность употребления лексико-грамматических конструкций. Они допускают большое количество ошибок на управление, согласование различных частей речи. Эти ошибки отражаются и в связной речи.

Поэтому в экспериментальной работе особое внимание уделялось формированию лексико-грамматических конструкций, так как правильное их употребление делает связную речь дошкольников более художественно оформленной.

В течение 2006-2007 учебного года в МДОУ детский сад №12 «Солнышко» ст. Выселки Выселковского района в группа ОНР I год обучения проводилась исследовательская работа по теме «Система формирования лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи». В эксперименте участвовала подгруппа, состоящая из шести дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Проанализировав специальную методическую литературу, была определена последовательность коррекционной работы по формированию лексико-грамматических конструкций в речи детей, которая строилась по онтогенетическому принципу. Для обследования речи детей мы использовали методику Л.Ф. Спировой, а обследование лексико-грамматического строя речи проводили, используя методику Т.П. Горюновой.

При логопедическом обследовании мы выявили нарушения неречевых и речевых процессов. Тщательно было изучено умение детей использовать в речи грамматические конструкции.

У всех дошкольников был отмечен недостаточный уровень сформированности лексико-грамматических конструкций. Дети допускали ошибки в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными в роде, числе, падеже, времени. Они не использовали в речи сложные предлоги и путают простые. Также наблюдались ошибки в предложно-падежных конструкциях. Не все дошкольники не употребляли в речи сложные предложения, а при составлении сложносочиненных или сложноподчиненных предложений испытывали значительные трудности.

Результаты обследования экспериментальной подгруппы отражены в диаграмме в сравнении с данными контрольной подгруппы.

После проведения планирования логопед приступил к коррекционной работе.

Коррекционная работа по формированию лексико-грамматических конструкций проводилась на фронтальных и индивидуальных занятиях с использованием различных методов и приемов, подобранных в соответствии с возрастом и уровнем развития детей. Для лучшего усвоения детьми изучаемого материала логопед активно применял наглядность разного вида: предметные, сюжетные, серийные, парные картинки, схемы составления рассказов. На занятиях проводились разного вида игры, упражнения, задания. Фронтальные занятия по лексико-грамматическим темам решали задачи:

- развитие понимания речи;

- практическое усвоение способов словообразования;

- усвоение форм словоизменения;

- усвоение навыка согласования существительных с прилагательными, числительными в роде, числе, падеже;

- употребление категорий притяжательных местоимений;

- составление простых предложений и их распространение;

- составление сложных предложений.

Из-за неустойчивого внимания, сниженной работоспособности, недостаточных речевых навыков, дети медленно усваивали материал, поэтому логопед закреплял его на индивидуальных занятиях.

В ходе индивидуальных занятий решались следующие задачи:

- уточнение произношения звуков;

- постановка и закрепление отсутствующих звуков;

- развитие фонематического слуха;

- преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры;

- закрепление изученных лексико-грамматических конструкций.

 В дальнейшем дошкольники научились правильно составлять различные виды грамматических конструкций, и употреблять их в связной речи.

Особенностью коррекционной работы в группе ОНР является участие воспитателя, который реализовывал коррекционно-воспитательные задачи в режимные моменты и по заданию логопеда. Воспитатель обращал внимание на то, как дети пользуются лексико-грамматическими конструкциями, изученными с логопедом. В ходе режимных моментов он побуждал детей к оречевлению своих действий и следил за правильностью ответов. Во второй половине дня воспитатель занимался с дошкольниками по заданию логопеда. Он проводил с детьми игры, упражнения по закреплению лексико-грамматических конструкций. Без активного участия родителей был бы неполный коррекционный процесс. Логопед организовывал консультации, собрания, индивидуальные беседы для родителей, оформлял стенд с необходимой информацией на темы: «Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома», «Игровые упражнения, формирующие лексико-грамматический строй», «Как и что, читать детям с общим недоразвитием речи». Родители следили за речью детей дома, обращали внимание на правильное построение лексико-грамматических конструкций и занимались по индивидуальным тетрадям. Все это способствовало улучшению речи детей.

Для совершенствования речи детей были разработаны рекомендации для родителей:

- следить за речью ребенка;

- обращать внимание на речь взрослых, окружающих ребенка;

- приучать детей правильно употреблять в своей речи слова, словосочетания, предложения;

- чаще задавать детям вопросы, побуждая их к речевому общению;

- учить дошкольников рассказывать о выполняемых действиях;

- рассказывать им о предметах и явлениях окружающего мира;

- проводить развивающие игры;

- развивать навыки правильного общения.

В конце учебного года было проведено повторное обследование детей. У дошкольников отмечалось улучшение речи, словарный запас расширился, были усвоены грамматические конструкции, повысился уровень речевых возможностей. Они правильно употребляли эти конструкции в структуре простых предложений, а в сложных допускали незначительные ошибки.

Сравнив результаты обследования экспериментальной подгруппы с контрольной, где формированию лексико-грамматических конструкций не уделялось особого внимания, мы выявили, что показатели группы, где проводился эксперимент, оказались выше. В результате проведенной исследовательской работы можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Для подведения итогов исследовательской работы был организован «Круглый стол», куда были приглашены воспитатели и родители данной группы. Логопед рассказал о результатах экспериментальной работы. Он отметил, что у дошкольников улучшилось звукопроизношение, активный словарь стал значительно шире. Дети правильно употребляют грамматические конструкции и безошибочно применяют их в предложениях. Логопед отметил, что сформированные у детей навыки будут совершенствоваться на втором году обучения, при усложнении речевого материала.

Таким образом, методически правильно организовав коррекционную работу и систематизировав материал по формированию лексико-грамматических конструкций, активно применив наглядно-дидактический материал, использовав помощь воспитателей и родителей в коррекционно-воспитательном процессе, мы добились успешного усвоения дошкольниками группы ОНР лексико-грамматических конструкций, поэтому цель, поставленная в дипломной работе достигнута.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2002.

2.  Белякова В.А Ознакомление старших дошкольников со словесным составом предложения / Под ред. Н.Н. Подьякова, Ф.А.Сохина. – М., 1984.

3. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей.- М., 1998.

4. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей (1 ч.). – СПб., 1993.

5. Воспитание и обучение детей с расстройством речи / Под ред. С.С. Ляпидевского, В.И. Селиверстова. – М., 1984.

6. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1995. - №1.

7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

8. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя речи. – М., 1953.

9. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР. – М., 1996.

10. Горюнова Т.П., Минашина В.С., Сереброва Н.И. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития. – М., 1985.

11. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения/ РГПУ им. Герцена. – СПб., 2001.

12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.( Дети с общим недоразвитием речи). – М., 1981.

13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если Ваш ребенок отстает в развитии. – М., 1993.

14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург. 1999.

15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М., 1973.

16. Игры в логопедической работе с детьми/ Под ред. В.И. Селиверстова – М., 1981.

17. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М., 1998.

18. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

19. Крамаренко Т.Н., Крамаренко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам. – М., 1982.

20. Крылова Н.Л. О преемственности в речевой работе воспитателя и логопеда детского сада / Дефектология. 1978. - №1.

21. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.

22. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – М., 1958.

23. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.

24. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1999.

25. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М., 1995.

26. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М., 1982.

27. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 1995.

28.  Малиованова Е.Л. Развитие речевых способностей. – М., 2005.

29. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.

30. Назарова Е.В. Формирование лексико-грамматической организации речевого высказывания у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. – М., 2000.

31. Нарушение речи у дошкольников/ Сост. Р.А. Белова – Давид. – М., 1972.

32. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.

33. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению /Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000.

34. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Левиной. – М.,1968.

35. От простого к сложному/ Под ред. Ю. Левина. – М., 1971.

36. Павлова Л.В. О некоторых формах работы с родителями: обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи/ Сост. С.А. Миронова. – М., 1997.

37. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. – СПб., 1998.

38. Педагогические основы логопедической помощи детям дошкольного возраста/ Под ред. М.А. Поваляевой. – Ростов- на- Дону, 1996.

39. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, 2001.

40. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999.

41. Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников// Дефектология. – 1995.-№3.

42. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997.

43. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973.

44. Ребенок с большой буквы/ Под ред. М.А. Поваляевой, А.И. Кушнер. – Ростов-на-Дону, 1999.

45. Репина В.М. Коррекция нарушений речи у детей. – К., 1998.

46. Садретдинова Г.Ф., Смирнова М.В. Планирование и содержание занятий с детьми 5-6 лет, страдающих недоразвитием речи. – СПб., 1996.

47. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2003.

48. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.

49. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. – М., 2004.

50. Соколенко Н.И. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. Альбом №3. – М., 1982.

51. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., 1984.

52. Спирова Л.Ф. Приемы выявления речевых нарушений у детей. – М., 1968.

53. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.

54. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно (Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет). – М., 2001.

55. Успенская Л.П.. Успенский М.Б. Учись говорить правильно. – М., 1973.

56. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999.

57. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи (воспитание и обучение). – М., 2000.

58. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. – М., 1993.

59. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1987.

60. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.

61. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

62. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5 летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1991.

63. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада (I-II год обучения). – М., 1993.

64. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004.

65. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1997.

66. Хрестоматия по логопедии/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова – М., 1997.

67. Худенко Е.Д., Чиркина Г.В. Как научить ребенка думать и говорить. – М., 1993.

68. Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду с нарушением речи. – М., 1992.

69. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.

70. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958.


Приложение 1

 

Тема дипломной работы: «Система формирования лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи».

Предмет исследования: процесс формирования лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи.

Аспект предмета исследования: коррекционно-педагогический.

Объект исследования: деятельность логопеда и дошкольников по формированию лексико-грамматических конструкций в группе ОНР.

Цель дипломной работы: совершенствование системы формирования лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи.

Задачи:

1. Отобрать и проанализировать специальную и методическую литературу.

2. Изучить приемы формирования лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи.

3. Показать необходимость формирования лексики и грамматического строя речи у дошкольников.

4. Проследить последовательность системы формирования лексико-грамматических конструкций.

5. Определить роль воспитателей и родителей в коррекционном процессе.

6. Сделать сравнительный анализ результатов исследования.


Схема к плакату №2


Схема к плакату №3

 


 

 


лексико-грамматический строй и связная речь

лексика грамматические конструкции связная речь
называние: · предметов по картинкам · частей предметов · предмета по описанию · действий предмета · объяснение значений слов · подбор определений к предмету употребление: · единственного и множественного числа существительных · глаголов настоящего и прошедшего времени в числе · существительных в косвенных падежах без предлогов · предложно-падежных конструкций · согласование существительных с прилагательными и числительными составление: · предложений · рассказа: - по картинке, серии картин - описание предмета - из личного опыта - творческий · пересказ

Приложение 2

Диаграмма № 1



2019-12-29 228 Обсуждений (0)
Результаты контрольного обследования речи дошкольников в группе ОНР. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результаты контрольного обследования речи дошкольников в группе ОНР.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)