Налоговый процесс и налоговое производство
Соответствующие определения налогового процесса уже встречаются в юридической литературе. Говоря о налоговом процессе в широком смысле слова, следует понимать под этим все процессуальные отношения, связанные с обеспечением права государства на часть имущества налогоплательщика в виде налогового платежа в соответствующий бюджет, и в узком, понимая под налоговым процессом только те налогово-процессуальные правоотношения, которые связаны с производством по налоговому правонарушению. Налоговый процесс, в традиционном понимании процесса, включает лишь налоговую юрисдикцию, которая имеет как общие черты, так и ряд отличий от административной и уголовной юрисдикции. Налоговый процесс в широком смысле слова реализуется через две функции: правоустановительную и правоохранительную (юрисдикционную). Правоустановительная функция налогового процесса реализуется через последовательный ряд процедур, заключающихся в осуществлении учета налогоплательщиков, контроля за предоставление деклараций и иных документов, отражающих деятельность налогоплательщика, предоставление информации налогоплательщику по его запросу, ведение реестра налогоплательщиков и некоторые другие[14.56]. Налоговый (административный) процесс рассматривается как совокупность действий, совершаемых налоговыми органами (должностными лицами) для реализации возложенных на них задач и функций. Таким образом, налоговый процесс трактуется как государственно-управленческая деятельность во всем многообразии ее проявлений[15.151]. Другими авторами налоговый процесс определяется как регламентируемая нормами права часть бюджетного процесса, представляющая собой деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников налоговых отношений по определению концепции формирования, структуры и объема государственных доходов; корректировке действующей системы налогов и сборов; содержания объектов налогообложения; состава налогооблагаемой базы и размеров налоговых ставок; формированию налогового законодательства; разработке и исполнению планов мобилизации налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды, а также по контролю за их исполнением и соблюдением налогового законодательства[16.204]. Следует согласиться сточкой зрения что налоговый процесс и налоговое производство по своей сущности наиболее сходны соответственно с административным процессом и административным производством, так как правовое регулирование налоговых отношений является частью общего механизма административно-правового регулирования налогообложения[17.304]. В науке административного права высказывалось несколько точек зрения на понятие административного процесса: 1) административного процесса не существует вообще; 2) административный процесс охватывает весь комплекс мер по реализации компетенции органов государственного управления — от принятия правового акта до наложения взыскания, 3) административный процесс — регламентированная законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися в отношениях служебного подчинения; а также по применению мер административного принуждения; 4) административный процесс включает в себя только производство по делам об административных проступках; 5) административный процесс — порядок рассмотрения всех индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления. Некоторые авторы рассматривают административный процесс как порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления исполнительными и распорядительными органами государственной власти, а в предусмотренных законом случаях и другими государственными и общественными органами, как деятельность, в ходе осуществления которой возникают общественные отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права. Число сторонников широкого понимания административного процесса значительно. Существует точка зрения что реально административно-правовые отношения всегда воспринимаются только как процессуальные. Сторонники понимания процесса только как юрисдикционной деятельности всякую иную урегулированную правом систему действий называют процедурой. Представители концепции широкого понимания процесса отождествляют процесс и процедуру. Возникает вопрос, как соотносятся эти понятия. Одни авторы считают, что в результате закрепления или установления процедур правовыми нормами они становятся юридическим явлением и превращаются в процессуальный элемент правопорядка. Сама система действий, реально совершаемых в соответствии с процедурой теми или иными гражданами, организациями, органами и должностными лицами, и система правоотношений, складывающихся в результате и посредством этих действий, образуют процесс[18.55]. Таким образом, налоговый процесс реализуется через конкретные правовые процедуры. Конкретные правовые процедуры подразделяются на макропроцедуры (нормативно установленный общий порядок действий) и микропроцедуры (часть макропроцедуры), соотносящиеся между собой как целое и его части. Процесс — совокупность самостоятельных отдельных правовых процедур и процедур, образующих в совокупности производства. Обратимся к толкованию слов «процедура» и «процесс»: «процедура — официальный порядок действий, выполнения, обсуждения чего-либо», «процесс — ход, развитие какого-либо явления, последовательная смена состояний в развитии чего-либо"[20.630]. В общей теории права выделяют три основные стадии правового регулирования, а именно: стадию нормативной регламентации поведения людей, т.е. установления норм права, стадию возникновения на основе норм права и при наличии соответствующих юридических фактов правоотношений и стадию реализации субъективных юридических прав и обязанностей, возникших у субъектов правоотношений[21.163]. Таким образом, в ходе правового регулирования государством общественных отношений происходит последовательная смена юридических явлений, т.е. движение их от состояния разработки и принятия правовых норм до состояния упорядоченности на основе этих норм отдельных сторон жизни общества. Налоговый процесс в наиболее широком его понимании может быть определен как деятельность (совокупность последовательно совершаемых действий) государства, других субъектов юридических отношений по выработке правовых норм и приведению их в действие в целях урегулирования налоговых правоотношений. Как отмечалось выше, связь финансового права с административным несомненна, однако рассматривать понятие налогового процесса невозможно в отрыве от других структурных частей финансового права, в частности в отрыве от бюджетного права. Представляется, что здесь также будет уместна аналогия, ведь особое место бюджетного права обусловлено в конечном итоге центральным местом бюджета в финансовой системе Белоруссии, с которым взаимосвязаны все иные звенья финансовой системы. Следует также обратить внимание на то, что уже давно в юридической науке «прижились» такие понятия, как законодательный и избирательный процессы, бюджетный процесс; и эти процессы ни у кого не ассоциируются со спором о праве, с судопроизводством. Одним из правовых институтов, входящих в подотрасль бюджетного права, является бюджетный процесс — составная часть бюджетного права. В финансово-правовой науке под бюджетным процессом понимается установленный правовыми нормами порядок составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, исполнения этих бюджетов, а также составления, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении[23.69]. Из данного понятия следует, что бюджетный процесс — это сложный правовой механизм, в котором выделяются следующие стадии: —составление проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов; —рассмотрение и утверждение проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов; —составления, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов и государственных внебюджетных фондов. При этом на всех стадиях бюджетного процесса имеет место государственный финансовый контроль. Характерной особенностью бюджетного процесса является его непрерывность во времени. С учетом вышеизложенного, рассматривая налоговое право как самостоятельную подотрасль финансового права, представляется возможным дать определение налогового процесса в следующем виде: Налоговый процесс — вид юридического процесса, представляющий собой нормативно установленную форму упорядочения деятельности субъектов права по установлению, введению, исчислению и уплате налогов и сборов. Контролю за данной деятельностью, обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также привлечению к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Как видно из этого определения, налоговый процесс разбивается на отдельные составляющие, одним из которых является этап установления и введения налогов и сборов. Представляется, что необходимость включения в налоговый процесс этапа установления и введения налогов и сборов обусловлена тем, что государственное управление налоговыми отношениями имеет свое начало именно на стадии установления, изменения или отмены тех или иных налоговых платежей.
Предпосылкой и условием успешного формирования доходной части бюджетов, а, следовательно, и покрытия государственных расходов, может служить только одно: принятие государственно-управленческих решений по вопросам установления, изменения или отмены налогов[24.140].
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (433)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |