Право на обжалование в системе категорий налогового процесса.
Несомненным демократическим достижением Республики Беларусь является правовое закрепление увеличившихся возможностей субъектов налоговых правоотношений по обжалованию нарушенных прав. Обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия), решений их должностных лиц является юрисдикционной формой защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов заинтересованных лиц. Субъективное право на защиту — это юридически закрепленная возможность управомоченного лица использовать меры правоохранительного характера с целью восстановления нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право. Источниками правового регулирования института обжалования в налоговом праве являются Конституция Республики Беларусь, Налоговый кодекс РБ, Закон РБ от 01.11.2004 «Об обращении граждан». Особое место в этом ряду занимает Гражданский процессуальный кодекс РБ, детально регламентирующие процедуру рассмотрения и разрешения жалоб в суде. Впервые в белорусском налоговом праве в Налоговый кодекс был включен отдельный раздел (Глава 11), регламентирующий возможность и порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. Обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия), решений их должностных лиц как правоохранительный процесс возбуждается путем подачи жалобы заинтересованного лица в компетентный государственный орган. В связи с тем что обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия), решений их должностных лиц происходит в определенной законом процессуальной форме, обоснованно называть его производством по обжалованию актов государственных органов, действий (бездействия) их должностных лиц
НК РБ рассматривает обжалование в широком смысле, включая в него, во-первых, обращение заинтересованного лица с жалобой и, во-вторых, восстановление прав и охраняемых законом интересов — «исправление» налоговым органом либо должностным лицом налогового органа допущенных нарушений. В узком смысле под обжалованием следует понимать только непосредственно инициативу заинтересованного лица, то есть его обращение с жалобой на акты государственного органа, действия (бездействие) должностного лица в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. В налоговом праве многие процессуальные формы основаны на достижениях уголовно-правовой науки и практики уголовного судопроизводства, поэтому представляется обоснованным рассматривать обжалование неправомерных действий налоговых органов по аналогии с процедурами обжалования, применяемыми в уголовном процессе. Вместе с тем производство по обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц имеет существенные особенности, обусловленные спецификой фискальной функции государства. В числе прочих особенности процедуры обжалования в налоговом праве тесно связаны с проблемой «административной юстиции». Одной из основных задач процедуры обжалования является защита нарушенных прав налогоплательщиков. Защита прав заинтересованных лиц (охрана прав в узком смысле слова) включает в себя «те предусмотренные законом меры, которые направлены на восстановление или признание гражданских прав и защиту интересов при их нарушении или оспаривании». Защита прав и правовая защита являются идентичными понятиями. В частности, под охраной прав в широком смысле некоторые авторы понимают всю совокупность мер (правового, экономического, политического, организационного и иного характера), обеспечивающих нормальный ход реализации прав, направленных на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав. Предметом правовой защиты являются субъективные права и охраняемые законом интересы заинтересованного лица. Как стадия налогового процесса процедура обжалования имеет свои объекты, к числу которых правомерно отнести действия, бездействие, акты и решения налоговых органов или их должностных лиц. Под объектом обжалования мы понимаем именно то, на проверку чего направлена жалоба заинтересованного лица, то есть решение, действие, бездействие. Между тем можно рассматривать действия, бездействие, акты, решение, как предмет обжалования, и в этом случае объект обжалования означает существующие в обществе отношения, обеспечивающие те или иные нарушенные, по мнению заявителя, права. Например, предметом жалобы могут быть любые действия, а также бездействие работников государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предметом судебного рассмотрения по делам, возникающим из административно-правовых отношений, и некоторым делам особого производства является разрешение административно-правового спора, т.е. в первую очередь проверка законности действий органов управления. Согласно статье 85 НК РБ налогоплательщик имеют право обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц, если он полагает, что такие решения или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением положений, установленных налоговым или иным законодательством, либо нарушают его права. В теории права существует понятие акта применения права (правоприменительного акта), под которым понимается официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений. Таким понятием могут быть охвачены акты ненормативного характера, действия и решения государственных органов, за исключением их бездействия. В зависимости от формы внешнего выражения акты применения права подразделяются на акты-документы и акты-действия. Правоприменительный акт-документ — это надлежащим образом оформленное решение компетентного органа, составленное в письменной форме. В свою очередь, акт-действие есть также решение компетентного органа, но не составленное в письменной форме. По этому признаку можно разграничить действия и акты, решения налоговых органов. Действия налоговых органов есть правоприменительные акты-действия, а акты и решения — правоприменительные акты-документы. Для актов и решений налоговых органов обязательным является наличие письменной формы. Кроме того, поскольку в Кодексе не установлено иное, налогоплательщик вправе обжаловать в суд требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование. Бездействие как объект обжалования есть отсутствие должного поведения (решения), имеющего юридическое значение для заинтересованного лица. Процедура обжалования действий, бездействия и актов налоговых органов и их должностных лиц имеет внешнее выражение — присущую ей юридическую форму. Формой правовой защиты признается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. В научной литературе выделяют две формы правовой защиты — юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты есть деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных прав. Кроме обжалования как юрисдикционной формы защиты субъективных прав, налогоплательщик вправе использовать также и неюрисдикционные формы. Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия заинтересованных лиц по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным и иным компетентным органам. Для понимания сущности производства по обжалованию неправомерных действий (бездействий) налоговых органов и их должностных лиц важное значение имеет понятие правовой формы, с помощью которой налогоплательщик вправе защищать свои имущественные права. Налоговый кодекс такой формой признает жалобу (ст. 86 НК РБ). Использование той или иной формы защиты прав налогоплательщиков опирается на собственное основание. В соответствии со ст. 86 НК РБ решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу и (или) в общий либо хозяйственный суд, если иной порядок обжалования не установлен Президентом Республики Беларусь. Жалоба есть обращение граждан по поводу нарушения их субъективных прав и свобод. Жалобой в налоговом процессе является правовое требование заинтересованного лица к налоговому органу, вытекающее из налогового правоотношения, на основании юридических фактов, с которыми связываются неправомерные акты налогового органа, действия (бездействия) его должностных лиц, и обращенное к вышестоящему налоговому органу (вышестоящему должностному лицу) или к суду для рассмотрения и разрешения в определенном процессуальном порядке. Признание обжалования составной процедурой правоохранительного налогового процесса позволяет сделать вывод, что основным участником обжалования является государственный орган, в том числе суд — в случае судебного обжалования. Помимо него, субъектами обжалования будут заинтересованные лица (налогоплательщик, налоговый агент и иные участники налоговых правоотношений), государственный орган, действия которого обжалуются (по инициативе которого принят акт — в случае, если обжалуемый акт принят судом), а третья группа — лица, способствующие осуществлению правоохранительного процесса (переводчик, свидетель, эксперт, специалист, представитель). Жалобы налогоплательщиков на неправомерные действия (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц рассматриваются в определенных юрисдикционных формах. Традиционным является выделение судебной и административной формы обжалования. Административная форма обжалования представляет собой рассмотрение и разрешение жалобы заинтересованного лица на акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом). К сожалению, в Налоговом кодексе процедура рассмотрения жалобы по существу оставлена без внимания, отсутствуют положения, детализирующие процедуру рассмотрения жалоб заинтересованных лиц. Отсутствие детально урегулированной процедуры рассмотрения и разрешения жалобы может приводить к тому, что жалобы «разрешаются заинтересованными органами исполнительной власти негласно, в отсутствие жалобщика, к тому же часто работниками, не имеющими правовой подготовки. Поэтому обоснованные жалобы нередко остаются без удовлетворения». При разрешении дела по существу вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) принимает решение. По результатам рассмотрения жалобы на решение налогового органа лицо, ее рассматривающее, вправе: 1) оставить решение без изменения, а жалобу - без удовлетворения; 2) отменить решение полностью или частично; 3) отменить решение и назначить дополнительную налоговую проверку. Копия решения по жалобе в течение пяти дней со дня его принятия направляется плательщику (иному обязанному лицу) (ст. 88 НК РБ). В качестве одного из полномочий вышестоящего налогового органа (вышестоящего должностного лица) указано право на отмену решения налогового органа и назначение дополнительной проверки. В других статьях НК РБ такая разновидность налоговой проверки как дополнительная не предусматривается, что вызывает в правоприменительной практике неоднозначные оценки правомерности назначения и проведения такой проверки. При обращении в суд с жалобой на действия налоговых органов необходимо учитывать положения гражданского законодательства об исковой давности, закрепленные в главе 12 Гражданского кодекса РБ. Согласно ст. 196 ГК РБ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. На основании ст. 197 общий срок исковой давности установлен в три года. Обращаясь в суд с исковым заявлением, истец стремится не только к тому, чтобы его требование было удовлетворено, но и к тому, чтобы оно без задержки было исполнено. Если у истца есть опасения, что исполнение судебного решения будет затруднительным или вовсе невозможным, то он вправе просить суд принять меры по обеспечению иска. Обеспечение иска по требованию о признании недействительным акта налогового органа является действенной мерой, препятствующей налоговой инспекции при отсутствии оснований или в случае злоупотребления своими правами совершить в бесспорном порядке списание денежных средств налогоплательщика после того, как эти средства появятся на его расчетном счете. Основаниями для обжалования акта налогового органа могут являться не только отсутствие в действиях налогоплательщика налоговых нарушений, но и отсутствие именно тех составов нарушений или тех обстоятельств, с которыми закон связывает применение той или иной меры воздействия, в том числе финансовых санкций. Анализ норм Налогового кодекса РБ, а также иного законодательства позволяет сделать вывод, что по сравнению с организациями, физические лица имеют больший диапазон прав на обжалование актов налоговых и иных государственных органов, неправомерных действий (бездействия) их должностных лиц.
Заключение. Создание прочной финансовой основы существования государства и общества, успешное осуществление реформ в сфере налогообложения, проводимых в настоящее время, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без эффективного налогового процесса, призванного обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц. На базе имеющихся научных теорий в результате проведенного исследования: -определено место налогового процесса в системе права; -сформулированы определения налогового процесса, налогового контроля; -выделены особенности налогового процесса. Дискуссионным является вопрос об отраслевой принадлежности налогового процесса. Некоторые авторы считают что налоговый процесс определяется как регламентируемая нормами права часть бюджетного процесса, представляющая собой деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников налоговых отношений по определению концепции формирования, структуры и объема государственных доходов; корректировке действующей системы налогов и сборов. Но более предпочтительным считается точка зрения, что налоговый процесс по своей сущности наиболее сходен с административным процессом, так как правовое регулирование налоговых отношений является частью общего механизма административно-правового регулирования налогообложения. Большинство авторов, давая определение налоговому процессу, сходятся в том, налоговый процесс следует рассматривать в широком смысле - как нормативно установленную форму упорядочения деятельности субъектов права по установлению, введению, исчислению и уплате налогов и сборов, контролю за данной деятельностью, обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также привлечению к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговый контроль относится к общегосударственному финансовому контролю и может быть определен как регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов и сборов в бюджет или внебюджетный фонд. Налоговый контроль является отдельным производством налогового процесса и представляет собой совокупность контрольно-проверочных действий, осуществляемых в установленной законом процессуальной форме, направленных на собственно контроль, распознание, расследование и закрепление налоговых правонарушений, результаты которых являются основанием для возбуждения производства по налоговым и административным правонарушениям. К особенностям налогового процесса следует отнести отличие производства по налоговым правонарушениям от административного производства, налогового контроля от административного расследования как стадии административного производства. Такой стадии административного производства как, обнаружение и возбуждение дела должностным лицом, определяющее начало действий, направленных на сбор доказательств, подтверждающих совершение административного проступка, в налоговом процессе практически нет. Контрольно-проверочные мероприятия носят в основной своей массе плановый характер безотносительно к фактам и сигналам извне, указывающим на наличие налогового правонарушения, что определяет основное различие между ними.
Список использованной литературы 1. Налоговый Кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002. 2. Закон "Об обращениях граждан" от 01.11.2004. 3.Закон Республики Беларусь «О государственной пошлине» от 10.01.1992. 4. Закон "О нормативных правовых актах республики Беларусь" от 10.01.2000. 5. Указ Президента Республики Беларусь №530 «О реструктуризации задолженности хозяйственных обществ по платежам в бюджет» от 4.04.2002. 6. Постановление Правительства Республики Беларусь “Положение о взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей” от 20 января 1999. 7. Финансовое право. Учебник. Отв. ред. О.Н. Горбунова. М., 1996. 8. Российская юридическая энциклопедия. Под ред. А.Я. Сухарева. М., 1999. 9. Финансовое право. Учебник. Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 1999. 10. Публичное право. Тихомиров Ю. А Учебник.-М, 1995. 11. Процессуальное право и его место в структуре права. Лукьянова Е.Г. М., 2000. 12. Теория юридического процесса. Под ред. Горшнева В.М. Харьков, 1985. 13. Социальная ценность права в советском обществе" Алексеев С.С. М., 1971. 14. Соотношение правовых категорий "налоговый процесс" и "налоговое производство" и особенности их реализации в НК РФ" Иванова В.Н. Юрист№2, 2001. 15. Налоговое право. Учебник для вузов". Петрова Г.В. М., 1999. 16. Налоги и налогообложение. Под ред. Романовского М.В. 2000.
17. Налоговый контроль и ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Кучеров И.И. М., 2001. 18. Управленческие процедуры. Лазарев Б.М. М., Наука 1988. 19. Юридический процесс и административное производство" Журнал российского права №9 2000. 20. Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И. М., 1995. 21. Общая теория государства и права. Академический курс М., 1998. 22. Актуальные проблемы административного процесса в РФ. Панова И.В. Екатеринбург, 2000. 23. Финансовое право Российской Федерации: Учебник. М.В. Карасева. М., 2002. 24. Проблемы правового регулирования налоговых отношений в системе государственного управления. Горош Ю.В. М., 1998. 25. Перспективы формирования правовой отрасли российского административно-процессуального права. Масленников М.Я. Воронеж, 2002. 26. Финансовое право России: Учебник для вузов. Крохина Ю.А. М., 2004. 27. Финансовое правоотношение. Карасева М.В. 1997. 28. Понятие и значение процессуальных норм в финансово-правовом регулировании. Пауль А.Г. 2000. 29. Единство процесса. Рязановский В.А. М., 1996. 30. Курс административного права и процесса. Тихомиров Ю.А. М., 1998. 31. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. Винницкий Д.В. 2003. 32. Налоговый процесс как внутриотраслевой институт налогового права. Бачурин Д.Г. 2001. 33. Налоги и налоговое право. Учебное пособие. Брызгалина А.В. 1997. 34. Основные начала законодательства о налогах и сборах как нормы прямого действия в судебной практике. Вилесова О.П. 2001. 35. Меры административного принуждения за нарушения законодательства о налогах и сборах - классификация и условия применения. Колисниченко Ю.Ю. 2002. 36. Налоги Беларуси: Теория, методика и практика. Василевская Т. И., Стасенко В. А. – Мн.: Белпринт, 1999.
РЕФЕРАТ
Объем данной дипломной работы составляет 64 страницы. Работа включает следующие разделы: введение, 4 главы, заключение и список использованной литературы. Объектом исследования является налоговый процесс его структура. Целью исследования налогового процесса является совершенствование форм, методов взаимоотношения налогоплательщиков с государственными органами, отвечающими за принятие нормативно-правовых о налогообложении, исполняющих и контролирующих исполнение этих законов органов, а также обжалование действий налоговых органов и должностных лиц. На базе имеющихся научных теорий в результате проведенного исследования: —определено место налогового процесса в системе права. Налоговый процесс по своей сущности наиболее сходен с административным процессом, так как правовое регулирование налоговых отношений является частью общего механизма административно-правового регулирования налогообложения —сформулированы определения налогового процесса, налогового контроля. Налоговый процесс - нормативно установленная форма упорядочения деятельности субъектов права по установлению, введению, исчислению и уплате налогов и сборов, контролю за данной деятельностью, обжалованию актов налоговых органов, действий (без действия) их должностных лиц, а также привлечению к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговый контроль является отдельным производством налогового процесса и представляет собой совокупность контрольно-проверочных действий, осуществляемых в установленной законом процессуальной форме, направленных на собственно контроль, распознание, расследование и закрепление налоговых правонарушений, результаты которых являются основанием для возбуждения производства по налоговым и административным правонарушениям. —выделены особенности налогового процесса. Особенностью налогового процесса является отличие в производстве по налоговым правонарушениям.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (275)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |