Налоговый контроль как самостоятельное производство налогового процесса.
Мнения ученых о пределах и содержании производства по делам о налоговых правонарушениях расходятся. Первая точка зрения сводится к идентификации производства по налоговому правонарушению с производством налогового контроля. Так, на примере выездной налоговой проверки выделяют следующие стадии производства по делам о налоговых правонарушениях: 1) сбор информации и материалов о налоговом правонарушении; 2) рассмотрение дела и вынесение решения; 3) пересмотр решения (оставление решения в силе); 4) исполнение окончательного решения[27.132]. Причем стадия возбуждения дела начинается с принятия решения руководителем (его заместителем) налогового органа о назначении налоговой проверки налогоплательщика, изучения порядка расчета и внесения налоговых платежей налогоплательщиком в бюджет, выявления факта налогового нарушения, осуществления и процессуального закрепления действий по сбору фактических обстоятельств, оформления результатов выездной налоговой проверки и представления материалов налоговой проверки руководителю налогового органа для рассмотрения[28.248]. Отмечу определенное противоречие в таком подходе выделения стадий. В стадию «возбуждение дела в ходе проверки» не может входить такое процессуальное действие, как «принятие решения руководителем (его заместителем) налогового органа о назначении налоговой проверки налогоплательщика», поскольку оно предшествует этой самой проверке. Так же ошибочно включать в данную стадию «изучение порядка расчета и внесения налоговых платежей налогоплательщиком в бюджет», поскольку оно представляет собой содержательную часть производства по налоговому контролю, и само по себе не означает автоматическое выявление признаков налоговых правонарушений. Существует позиция, согласно которой производство по делам о налоговых правонарушениях, предусмотренных НК РБ, является специфической формой налогового контроля. Здесь подчеркивается взаимосвязь между такой формой налогового контроля, как выездная налоговая проверка, в рамках которой проходит распознание и доказывание обстоятельств налогового правонарушения, и другой формой в виде реагирования на ее результаты за счет принятия решения о применении финансовых санкций. Решение данного вопроса во многом определяет отличие производства по налоговым правонарушениям от административного производства, налогового контроля от административного расследования как стадии административного производства. Как указывалось ранее, такой стадии административного производства как, обнаружение и возбуждение дела должностным лицом, определяющее начало действий, направленных на сбор доказательств, подтверждающих совершение административного проступка, в налоговом процессе практически нет. Контрольно-проверочные мероприятия носят в основной своей массе плановый характер безотносительно к фактам и сигналам извне, указывающим на наличие налогового правонарушения, что определяет основное различие между ними. Соответственно, рассматривая административное производство как определенный порядок последовательных и взаимообусловленных действий, нельзя говорить о производстве налогового контроля как о форме административного расследования, поскольку повод к началу административного расследования изначально отсутствует. Для получения соответствующего сигнала или информации по такому трудно выявляемому виду правонарушения, как налоговое, необходимо провести проверку и произвести распознание признаков правонарушений, получить хотя бы минимальный объем соответствующей информации о правонарушении. Этимологический корень расследования — «след» предполагает именно наличие признаков, следов, указывающих на правонарушения. В этом случае действия уполномоченного органа по возбуждению и расследованию конкретного дела будут носить правоохранительный характер, в то время как действия по производству налогового контроля изначально носят характер регулятивный. В литературе отмечается, что начало административного расследования — процесс возбуждения дела — является психологическим, волевым актом, не оформляемым в процессуальную форму. Отдельное производство налогового контроля является той основой, которая позволяет обоснованно возбудить соответствующее дело о налоговом правонарушении и юридически-формализованно оформить психологически волевой акт возбуждения производства по налоговому правонарушению составлением акта налоговой проверки. То есть акт налоговой проверки в данном случае и будет являться поводом для начала административного расследования. В продолжение рассматриваемого вопроса следует обратить внимание и на различие в процессуальном порядке оформления административного расследования и производства по налоговому контролю. Так, при производстве налогового контроля должностное лицо должно составить акт о проведенной проверке (п. 1 ст. 78 НК РБ), даже если в нем не будет содержаться выявленных нарушений, что во многом подчеркивает специфику налогового контроля как процессуального действия. Протокол об административном правонарушении (ст. 234 КоАП РБ) как документ, фиксирующий окончание расследования, в данной ситуации составляться вообще не будет ввиду отсутствия выявленных правонарушений. Немаловажным моментом, характеризующим сущность производства по налоговому контролю, являются односторонние активные действия уполномоченного органа по проверке и выявлению нарушений, где праву налогового органа противостоит обязанность контролируемых субъектов, в частности предоставлять соответствующие объекты для проверок, давать показания и т.д. и т.п. На данной стадии гарантии прав налогоплательщика обеспечиваются строгой процессуальной формой проводимого налогового контроля, основанной на законе, где участники налоговых отношений состоят не в подчинении налогоплательщиков налоговым органам (субординация), а в подчинении обоих сторон закону, что обеспечивается действием конституционного принципа равенства всех перед законом. Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что налоговый контроль отличается от административного расследования как правовой природой, так и объемом совершаемых действий. Налоговый контроль можно разделить на две условные части, не имеющие отдельной процессуальной формы: 1) контрольно-проверочные действия и распознание правонарушений; 2) сбор информации и получение доказательств с последующим процессуальным закреплением выявленных налоговых правонарушений. Таким образом, нельзя согласиться в полной мере с мнением о том, что налоговый контроль представляет по своей сути «налоговое расследование», поскольку оно составляет лишь его вторую часть и зависит от результатов первой части производства собственно контроля. Можно не согласиться с мнением об отсутствии в Налоговом кодексе соответствующего набора и процессуального порядка применения налоговых проверочных действий (истребование документов, их выемка, экспертиза). Анализ ст.ст. 70-77 НК РБ позволяет определить пределы и рамки осуществления действий в рамках налогового контроля, в частности, истребование документов осуществляется в рамках камеральной и выездной налоговой проверки (ст. 70, 71 НК РБ), выемка документов и предметов — при осуществлении только выездной налоговой проверки и на основании мотивированного постановления должностного лица, осуществляющего выездную налоговую проверку (ст. 76 НК РБ), и т.д. Установление конкретных сроков проведения выездной налоговой проверки (ст. 71) обеспечивает временную определенность действий должностных лиц в рамках налогового контроля, что является дополнительной гарантией прав налогоплательщиков. Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что налоговый контроль является отдельным производством налогового процесса и представляет собой совокупность контрольно-проверочных действий, осуществляемых в установленной законом процессуальной форме, направленных на собственно контроль, распознание, расследование и закрепление налоговых правонарушений, результаты которых являются основанием для возбуждения производства по налоговым и административным правонарушениям. Таким образом, к характерным отличиям производства налогового контроля от административного расследования или производства по налоговым правонарушениям можно отнести следующее: 1) По основаниям возникновения производства налогового контроля. Отсутствие повода и стадии возбуждения налогового контроля, связанных с наличием признаков правонарушений. Производство налогового контроля носит в основном плановый характер и обусловлено правом налогового органа проводить проверку лишь за определенный период времени. 2) По процессуальному оформлению производства налогового контроля. Акт проверки, как документ, фиксирующий результаты контрольно-проверочных действий, составляется в обязательном порядке и независимо от выявленных проверяющими нарушений. 3) По объему содержания проводимых действий. Включает: 1)контрольно-проверочные действия и распознание правонарушений; 2) сбор информации и получение доказательств совершенных правонарушений с последующим процессуальным закреплением выявленных правонарушений. 4) По объему прав организаций на стадии производства налогового контроля. Отсутствие нормативно установленных прав налогоплательщика доказывать в какой-либо процессуальной форме свою невиновность при производстве налогового контроля в силу самого факта отсутствия на стадии начала и непосредственного производства налогового контроля, закрепленных в соответствующей процессуальной форме признаков правонарушений. Составляемый в порядке ст. 78 НК РБ акт проверки появляется лишь на заключительной стадии и фиксирует окончание производства по налоговому контролю. 5) Результаты производства налогового контроля, выраженные в акте налоговой проверки, являются основанием и поводом для начала административного расследования и применения всех предусмотренных
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |