Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исследование существующей системы управления образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей



2019-12-29 184 Обсуждений (0)
Исследование существующей системы управления образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Проблемой исследования является недостаточная теоретическая и практическая изученность данной области управления образовательным процессом в ДОУ.

Целью проводимого нами исследования является изучение проблемы управления образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей.

Для осуществления поставленной цели нами поставлены следующие задачи:

1. Изучить эффективность методической работы в МДОУ № 52 и МДОУ № 430 и провести оценивание уровня профессиональной компетенции педагогов МДОУ.

2. Выявить уровень интеллектуального развития у детей дошкольного возраста из контрольной и экспериментальной групп.

3. На основе проведенного исследования разработать комплекс мероприятий по повышению качества управления образовательным процессом в МДОУ № 430 с приоритетом интеллектуального развития детей.

4. Осуществить оценку эффективности реализованного комплекса мероприятий.

Исследование проводилось на базе МДОУ № 52 в качестве контрольного учреждения и МДОУ № 430 г. Челябинска в качестве экспериментального учреждения, был проведен опрос педагогического персонала дошкольных образовательных учреждений и проведена диагностика 30 детей старшего дошкольного возраста (15 детей - контрольная группа МДОУ № 52; 15детей - экспериментальная группа МДОУ № 430).

В МДОУ № 52 и МДОУ № 430 по семь групп, из них 1-ая младшая, 2-я младшая, средняя, старшая, 2 подготовительные.

Деятельность МДОУ № 52 и МДОУ № 430 выстраивается в соответствие с программой дошкольного образования "Развитие" (Л.А. Венгер).

Настоящая программа направлена на развитие у детей умственных и художественных способностей. Основываясь на исследованиях, проведенных в отечественной и мировой психологии, авторы программы сосредоточили внимание не на содержательной стороне сообщаемого детям материала (конкретных знаниях, умениях и навыках), а на способах овладения этим материалом, организации деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития способностей.

При отборе программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.

Сотрудничество ребенка со взрослым реализуется в новых формах построения развивающих занятий.

В ходе проведения экспериментальной работы использовались следующие методы: анкетный опрос персонала, тестирование детей старшего дошкольного возраста.

I. Анкетный опрос педагогического персонала ДОУ.

Очень важно добиться, чтобы педагогический коллектив понимал роль и место каждого сотрудника ДОУ и родителей Результаты анкетного опроса педагогического персонала дошкольных образовательных учреждений, воспитанников в организации и осуществлении целостного воспитательно-образовательного процесса.

Сотрудникам детского сада мы предложили оценить (по десятибалльной шкале) уровень эффективности своей работы по каждому направлению, связанному, с интеллектуальным воспитанием детей, отмстить причины затруднений и факторы, препятствующие эффективности работы.

Мы используем в данной работе анкеты в виде таблиц, разработанные И.А. Романовой [78; с.63-65].

По данным анкетирования нами были составлены таблицы, включающие следующие разделы:

- направления работы сотрудников;

- уровень знаний и умений, позволяющих исполнять должностные обязанности (по десятибалльной шкале).

Количественная обработка данных анкетирования проводится с помощью метода перевода "сырых" баллов в процентную шкалу (сумма количества баллов/количество направлении* 100%).

Оценка идет по возрастающей: чем выше педагог оценивает уровень своей компетенции, тем более высокий балл он себе ставит (от 1 до 10).

По данным результатов анкетирования составляются таблицы эффективности работы специалистов ДОУ по осуществлению интеллектуального воспитания детей.

Констатирующий эксперимент проводился в сентябре 2007 года в муниципальных дошкольных общеобразовательных учреждениях № 430, №52 г. Челябинска.

Результаты анкетного опроса педагогического персонала дошкольных образовательных учреждений.

 

Таблица 1

Выявление уровня профессиональной компетенции заведующей ДОУ

Направления работы руководителя ДОУ

Уровень оценки знаний (от 1 до 10)

  МДОУ № 52 МДОУ № 430
Организация всего образовательного процесса, распределение функциональных обязанностей между членами коллектива 7 7
Сотрудничество с органами управления образованием 7 7
Выделение дополнительных ставок и подбор, повышение квалификации кадров в области интеллектуального воспитания 7 6
Составление дизайн а-проекта учреждения, обогащение развивающей предметной и пространственной среды 6 6
Решение финансовых вопросов 7 7
Работа с родителями 7 7
Координация работы с другими учреждениями 6 6
Связь со школой 7 7

 

Таким образом, заведующие ДОУ критически оценивают качество выполнения своих профессиональных обязанностей. На недостаточном уровне происходит организация всего образовательного процесса, распределение функциональных обязанностей между членами коллектива. Невысокий уровень обогащения развивающей предметной и пространственной среды. Для повышения интеллектуального развития детей необходимо повышение квалификации педагогов, дополнительной работы с родителями.

 

Таблица 2

Выявление уровня профессиональной компетенции методиста ДОУ

Направления работы методиста

 

Уровень оценки знаний (от 1 до 10)

МДОУ № 52 МДОУ № 430
Ознакомление коллектива с существующими программами и методиками интеллектуального воспитания 7 7
Выбор программы и методики 7 6
Определение места интеллектуального воспитания в общем образовательном пространстве детского сада 6 6
Контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей 7 7
Мониторинг деятельности всего коллектива, участие в диагностике детей и анализ ее результатов 7 6
Проведение методических семинаров для членов коллектива 7 7
Участие в обогащении развивающей предметной и пространственной среды 6 6
Участие в распространении опыта работ учреждения 7 6
Организация родительских собраний 7 7
Обобщение результатов работы 7 7

 

Таким образом, у методистов ДОУ имеется значительный потенциал для повышения уровня своей профессиональной компетенции. Необходимо уделить особое внимание определению места интеллектуального развития в общем образовательном пространстве ДОУ. Быть более требовательными к выбору программ и методик интеллектуального развития, знакомить с ними коллектив, проводить над координацией работы всех специалистов и воспитателей. Мониторинг деятельности всего коллектива. Более ответственно подойти к обогащению развивающей и предметной среды.

 

Таблица 3

Выявление уровня профессиональной компетенции медицинского работника

Направления работы медицинского работника

 

Уровень опенки знаний (от 1 до 10)

МДОУ № 52 МДОУ № 430
Участие в оценке развивающей предметной и пространственной среды с точки зрения состояния здоровья детей 7 7
Выполнение гигиенических требовании к занятиями "охранительного" режима для часто болеющих детей 8 7
Оздоровительная работа с детьми. Взаимосвязь с формированием представлений об основных способах ОБЖ 7 7
Экол ого-оздоровительное просвещение родителей 6 б

 

Таким образом, медицинские работники ДОУ критически оценивают качество выполнения своих профессиональных обязанностей. В результате проса было выявлено, что ведется недостаточная работа с родителями по вопросам эколого-оздоровительного просвещения. Необходимо более ответственно подойти к оценке развивающей предметной и пространственной среды с точки зрения здоровья детей.

 

Таблица 4

Выявление уровня профессиональной компетенции музыкального руководителя

Направления работы музыкального руководителя

 

Уровень оценки знаний (от 1 до 10)

МДОУ № 52 МДОУ № 430
Проведение музыкальных занятий с использованием методов и средств развития интеллекта детей 7 7
Согласование музыкальных занятий с тематикой занятий других педагогических специалистов ДОУ 7 7
Разработка сценариев, подготовка инсценировок, праздников и интеллектуальных досугов 7 7
Подбор музыкальных произведений к программе эколога, учителя-логопеда и педагога-психолога 7 6
Музыкальное сопровождение интеллектуальных игр в группах детского сада 6 6

 

Таким образом, музыкальные руководители ДОУ критически оценивают качество выполнения своих профессиональных обязанностей и имеют потенциал для повышения уровня своей профессиональной компетенции. Необходимо более тщательно подходить к подготовке и проведению музыкальных занятий с использованием методов и средств развития интеллекта детей, к разработке сценариев, подготовке инсценировок, праздников и интеллектуальных досугов. Особое внимание уделять музыкальному сопровождению интеллектуальных игр в группах детского сада. Согласовывать музыкальные занятия с тематикой занятий других педагогических специалистов ДОУ.

 

Таблица 5

Выявление уровня профессиональной компетенции воспитателя ДОУ (воспитатели младших, средней, старшей и подготовительных групп - средние показатели)

Направления работы воспитателя

 

Уровень оценки знаний (от 1 до 10)

МДОУ № 52 МДОУ № 430
Обогащение развивающей предметной и пространственной среды в группе 7 7
Участие в диагностике интеллектуального развития детей 7 6
Выполнение заданий эколога, учителя-логопеда и педагога-психолога 7 7
Экологизация видов деятельности дошкольников в группе 7 7
Выполнение отдельных исследовательских проектов 6 5
Создание условий для интеллектуального воспитания детей в группе 7 6
Работа с родителями 6 6
Выступления на педагогических советах ДОУ с обобщением и анализом опыта своей работы по интеллектуальному воспитанию детей 6 5
Участие и сбор информации для некоторых разделов образовательной программы ДОУ, в разработке авторских технологий развития интеллектуальных способностей воспитанников 6 6

 

Таким образом, воспитатели ДОУ критически оценивают качество выполнения своих профессиональных обязанностей и имеют потенциал для повышения уровня своей профессиональной компетенции. Воспитатели ДОУ практически не выступают на педагогических советах ДОУ с обобщением и анализом опыта своей работы по интеллектуальному развитию детей. Мало внимания уделяют исследовательской работе. На невысоком уровне создание условий для интеллектуального развития детей в группе. Необходимо более ответственно подойти к обогащению развивающей предметной и пространственной среды в группе. Для повышения интеллектуального развития детей необходима дополнительная работа с родителями.

 

Таблица 6

Выявление уровня профессиональной компетенции инструктора физкультуры

Направления работы инструктора физкультуры

 

Уровень оценки знаний (от 1 до 10)

МДОУ № 52 МДОУ X? 430
Согласование программы физического воспитания с программой интеллектуального развития воспитанников ДОУ 6 7
Участие в эколого-оздоровительной работе 6 5
Участие в экологических праздниках и интеллектуальных досугах 5 5
Обучение правилам безопасности жизнедеятельности во время походов, отдыха на природе и др. 7 7

 

Таким образом, инструктора физкультуры ДОУ критически оценивают качество выполнения своих профессиональных обязанностей и имеют существенный потенциал для повышения уровня своей профессиональной компетенции. Необходимо более четкое согласование программы физического воспитания с программой интеллектуального развития воспитанников ДОУ. Активнее участвовать в экологических праздниках и интеллектуальных досугах, в эколого-оздоровительной работе.

 

Таблица 8

Выявление уровня профессиональной компетенции психолога ДОУ

Направления работы эколога

 

Уровень оценки знаний (от 1 до 10)

МДОУ № 52 МДОУ №
Ознакомление коллектива с существующими программами и методами экологического образования 7 7
Выбор программы и методики (совместно с методистом) 6 6
Определение места экологического образования в общем, образовательном 7 6
Руководство составлением "экологического паспорта" 7 7

 

Таким образом, экологи ДОУ критически оценивают качество выполнения своих профессиональных обязанностей и имеют значительный потенциал для повышения уровня своей профессиональной компетенции. Необходимо быть более требовательными к выбору программ и методик способствующих интеллектуальному развитию детей.

 

Таблица 8

Выявление уровня профессиональной компетенции психолога ДОУ

Направления работы психолога

 

Уровень оценки знаний (от 1 до 10)

МДОУ № 52 МДОУ № 430
Максимальное содействие полноценному психологическому и личностному развитию каждого ребенка 7 7
Профилактическая и пропедевтическая работа с воспитателями по развитию у детей основных личностных новообразований 7 7
Внимание к созданию эмоционального, психологического комфорта в детском саду как профилактике психосоматических заболеваний 7 7
Изучение (диагностика) индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления 7 6
Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающихся программах и специальных формах организации их деятельности 7 6
Содействие повышению психологической компетентности сотрудников ДОУ, родителей в закономерностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей 6 6
Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ 6 6

 

Таким образом, психологи ДОУ критически оценивают качество выполнения своих профессиональных обязанностей и имеют существенный потенциал для повышения уровня своей профессиональной компетенции. Содействовать повышению психологической компетентности сотрудников ДОУ, родителей в закономерностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей. Оказывать помощи детям, нуждающимся в особых обучающихся программах и специальных формах организации их деятельности. Особое внимание уделять изучению (диагностика) индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер.

 

Таблица 9

Эффективность работы различных специалистов ДОУ по осуществлению интеллектуального воспитания детей

Категория специалиста

 

Эффективность работы в (%)

МДОУ № 52 МДОУ № 430
Заведующая ДОУ 67,5 66,3
Методист 68,0 66,0
Медицинский работник 70,0 67,5
Музыкатьный руководитель 68,0 66,0
Воспитатели 65,5 62,2
Инструктор физической культуры 60,0  (.0,0
Эколог ДОУ 67,5 65,0
Психолог ДОУ 67,1 64,3
Средние показатели 66,7 64,7

 

Таким образом, результаты проведенного исследования показывают, что персонал МДОУ № 52 и МДОУ № 430 критически оценивает осуществление управления образовательным процессом в учреждении ио отношению к интеллектуальному развитию дошкольников и здесь имеется большой резерв для повышения качества работы персонала.

Методики на диагностику уровня интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

Уровень интеллектуального развития детей дошкольного возраста является основным критерием эффективности управления образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении с приоритетом интеллектуального развития детей.

Показателями интеллектуального развития детей дошкольного возраста являются:

1. овладение логическими операциями;

2. процесс рассуждения;

3. первоначальные математические представления.

1) Изучение уровня овладения логическими операциями на конкретном материале (по О.М. Дьяченко)

Подготовка исследования. Подготовить 8 геометрических фигурок, различающихся по форме, цвету и величине (квадраты и круги, красные и синие, большие и маленькие).

Проведение исследования. Эксперимент проводят индивидуально с детьми старшего дошкольного возраста. Перед ребенком в произвольной последовательности раскладывают ряд из 8 геометрических фигур, предлагают посмотреть, какие это фигуры, и сказать, чем они отличаются друг от друга, добиваясь называния всех отличий. В случае необходимости указывают на 2 фигурки, различающиеся по одному из параметров (например, большой и маленький красный квадраты), и спрашивают, чем отличаются друг от друга эти фигурки. После этого подчеркивают, что здесь есть фигурки квадратные и круглые, красные и синие, большие и маленькие. Затем вынимают из ряда любую фигурку и предлагают малышу найти самую непохожую на эту. Если ребенок колеблется, то инструкцию повторяют, интонационно подчеркивая слова "самую непохожую". После того как малыш сделал выбор, указанную им фигурку вынимают из ряда, кладут рядом с фигуркой-образцом и спрашивают, почему он думает, что эти фигурки самые непохожие. Если ребенок ошибся, то все фигурки кладут на свои места и задание повторяется.

Обработка данных. На основе анализа протоколов детей распределяют по трем уровням в овладении логическими операциями.

1. Высокий уровень. Ребенок выбирает фигурку по трем параметрам либо при первом предъявлении, либо при двух последующих предъявлениях подряд и четко объясняет свой выбор ("Потому, что это квадрат, а это кружок, этот красный, а этот синий, этот большой, а этот маленький").

2. Средний уровень. Ребенок выполняет задание сам или с незначительной помощью взрослых, но затрудняется объяснить выбор фигурки.

3. Низкий уровень. Ребенок нс справляется с заданием.

2) Изучение процесса рассуждения (по Л.В. Запорожец).

Подготовка исследования. Подготовить таз с водой и разнообразные предметы, сделанные из металла, целлулоида, дерева и т.п.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми старшего дошкольного возраста в форме игры в отгадывание. Ребенку показывают какой-либо предмет и спрашивают, будет ли он плавать или утонет, если его опустить в воду.

После того как ребенок ответит на вопрос, ему предлагают самому бросить этот предмет в воду. Таким образом, выясняют, угадал ребенок или ошибся. Эксперимент продолжается с использованием множества вещей. Поскольку среди них есть сходные между собой или по величине, или по форме, или по материалу, создается возможность образовать обобщение и руководствоваться им в последующих суждениях. В процессе эксперимента ребенку задают дополнительные вопросы: "Почему ты думаешь, что это будет плавать?", "Почему это потонет?", чтобы выяснить, насколько он способен обосновать свои суждения.

Обработка данных. Анализируют процесс обобщения, рассуждения ребенка: как он приходит к соответствующему обобщению; какие признаки в предметах выделяет; как принимает задачу; как осознает процесс решения. Затем детей распределяют по уровням развития рассуждения:

I уровень - ребенок выделяет единичные, несущественные признаки предметов, вначале не осознает своих суждений; суждения начинают связываться на основе простейшего обобщения.

II уровень - у ребенка есть первоначальные обобщения, он начинает аргументировать свои суждения, но не делает обобщение предметом анализа, а пользуется им лишь как средством угадывания в игре; а если это средство оказывается негодным, то отбрасывает его и отыскивает другое.

III уровень - у ребенка параллельно с суждениями об отдельных явлениях идет сознательная работа над самими понятиями, он не просто активно создает обобщения, но исправляет и совершенствует их. Образование обобщений становится особой задачей.

3) Тест 3. Первоначальные математические представления

Цель задания: определить представление детей о соотношениях больше на; меньше на, о количественном и порядковом счете, о форме простейших геометрических фигур.

Материалы: семь любых предметов или их изображений на фланелеграфе; предметы могут быть как одинаковые, так и разные.

Способ выполнения: ребенку дают лист бумаги и карандаш. Задание состоит из нескольких частей, которые предлагаются последовательно.

Задания:

1. Нарисуй на листе столько же кругов, сколько на доске предметов.

2. Нарисуй квадратов на один больше, чем кругов.

3. Нарисуй треугольников на два меньше, чем кругов.

4. Обведи линией шесть квадратов.

5. Закрась пятый круг.

Оценка задания (оценивается качество выполнения всех заданий в совокупности):

1-й уровень - задание выполнено полностью верно;

2-й уровень - допущены 1-2 ошибки;

3-й уровень - допущены 3-4 ошибки;

4-й уровень - допущено более 5 ошибок [68; 119]. Результаты диагностики уровня интеллектуального развития старших дошкольников

Для проведения экспериментального исследования мы разбили детей на контрольную и экспериментальную группы по 15 человек в каждой.

1. Показатели диагностики старших дошкольников на уровень овладения логическими операциями на конкретном материале (по О.М. Дьяченко)

 

Таблица 10

Направленность

 

Уровень

 

Показатели 1 группы (%)

Контрольная (МДОУ №) Экспериментальная (МДОУ №)

Выявление уровня развития логического мышления ребенка.

 

Низкий 26,7 26,7
Средний 46,6 53,3
Высокий 26,7 20,0

 

Большинство детей по данному показателю продемонстрировали средние показатели (46,6 % из контрольной и 53,3% из экспериментальной группы).

При этом 26,7% детей из обеих групп показали низкий уровень, 26,7% детей из контрольной и 20,0% из экспериментальной группы - высокий уровень.

2. Показатели диагностики старших дошкольников на уровень развития рассуждения (по Л.В. Запорожец).

 

Таблица 11

Показатели диагностики старших дошкольников на уровень развития рассуждения

Направленность

 

Уровень

 

Показатели группы (%)

Контрольная (МДОУ № 52) Экспериментальная (МДОУ №430)

Выявление уровня развития рассуждения ребенка

 

Первый 33,3 33,3
Второй 40,0 53,3
Третий 26,7 20

 

Большинство детей по данному показателю продемонстрировали второй уровень (40,0 % из контрольной и 53,3% из экспериментальной группы). При этом 33,3 % детей из контрольной и экспериментальной групп показали первый уровень, 26,7 % детей из контрольной и 20% детей из экспериментальной группы показали третий уровень.

3. Показатели диагностики старших дошкольников по тесту "Первоначальные математические представления"

 

Таблица 12

Показатели диагностики старших дошкольников по тесту "Первоначальные математические представления"

Направленность

 

Уровень

 

Показатели группы (%)

Контрольная (МДОУ№52) Экспериментальная (МДОУ№430)

Определение представления детей о соотношениях "больше на; меньше на", о количественном и порядковом счете, о форме простейших геометрических фигур

Первый 33.3 40,0
Второй 40,0 40,0
Третий 20,0 13,3
Четвертый 6,7 6,7

 

Самый высокий - четвертый уровень показали лишь 6,7% детей из контрольной и экспериментальной групп, второй уровень - по 40% детей из обеих групп, третий уровень продемонстрировали 20,0% детей из контрольной и 13,3% детей из экспериментальной групп, самый низкий - первый уровень показали 33,3% детей из контрольной и 40,0% детей из экспериментальной группы.



2019-12-29 184 Обсуждений (0)
Исследование существующей системы управления образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исследование существующей системы управления образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)