Разработка комплекса мероприятий управления образовательным процессом в МДОУ № 430 с приоритетом интеллектуального развития детей
I. Совершенствование методической работы в МДОУ X" 430. Организовать методическую работу - это значит распределить функции управления и закрепить определенный порядок их выполнения. Планирование повышения профессиональной компетенции педагогов МДОУ № не только возможно, но и необходимо. И еще более это востребовано, когда образовательное учреждение переходит в режим развития, осуществляя инновационную деятельность. При планировании системы методической работы выделяются специально организованные формы обучения следующих категорий педагогов: вновь поступившие педагоги; молодые специалисты; педагоги, занимающиеся инновационной деятельностью. Для начинающих специалистов целесообразно организовать "Школу молодого воспитателя", в содержание работы которой включается: стажировка у более опытного педагога; наставничество; изучение научно-методической литературы; посещение занятий у педагогов-новаторов; выполнение учебных заданий под руководством опытного педагога (разработка конспектов занятий, воспитательных мероприятий, перспективных планов по определенным видам детской деятельности, организация предметно-развивающей среды и т.д.); разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Для педагогов, занимающихся инновационной деятельностью, планируются: проведение проблемно-деловых игр по приоритетным направлениям деятельности образовательного учреждения; педагогические мастерские; мастер-классы; работа в составе творческих групп; педагогические ринги; педагогические чтения. При разработке комплекса мероприятий для МДОУ № 430 мы опирались на программу консультативного обучения воспитателей, разработанной кандидатом психологических наук Н.П. Слободяник [67; с.83-85]. На наш взгляд, он отвечает проблемам рассматриваемого МДОУ. Данный комплекс мероприятий предназначен для повышения уровня профессиональной компетенции педагогического состава ДОУ в области системы базовых знаний для организации образовательного процесса с приоритетом интеллектуального развития детей. В рамках данного комплекса нами были осуществлены следующие мероприятия: Была проведена лекция на тему "Значимость развития познавательной сферы ребенка". При этом затрагивались следующие вопросы. Понятия "интеллект" и "познавательное развитие" дошкольников. Познавательные психические функции как компоненты системы познавательного развития ребенка. Общие закономерности развития познавательных функций. Значение стимуляции сенсорных процессов, памяти и мышления в раннем детстве. Динамика изменения восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи на протяжении дошкольного детства. Была проведена лекция на тему "Развитие познавательных функций дошкольника". Освещались следующие вопросы. Роль внимания и восприятия в процессе обучения и воспитания детей раннего возраста. Роль памяти, мышления и речи в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста. Взрослый и ребенок: "единство аффекта и интеллекта" (Л.С. Выготский) как фактор, запускающий механизмы поисковой активности ребенка. Способы "обучающего" взаимодействия взрослого с ребенком. Принципы построения "развивающей среды". Был проведен "круглый стол" по теме "Интеллектуальная готовность детей к обучению в школе". В ходе обсуждения затрагивались следующие вопросы. Понятие интеллектуальной готовности детей к обучению в школе. Компоненты. Анализ существующих методик изучения "школьной зрелости" с точки зрения оценки уровня развития познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления, речи и воображения). Необходимость учета индивидуального подхода, раскрывающего потенциальные особенности каждого ребенка, и эмоционального характера выполнения заданий при тестировании интеллекта ребенка-дошкольника. Была прочитана лекция и проведена дискуссия на тему "Методики развития интеллекта дошкольников". Обсуждались следующие вопросы. Обзор существующих направлений развития интеллекта у детей дошкольного возраста. Методы развития. Характеристика основных программ интеллектуальною развития дошкольников. Основные методики по развитию восприятия и памяти детей. Краткий обзор методов развития мышления. Роль речи и воображения в становлении механизмов произвольной регуляции поведения. Формирование у дошкольников компонентов учебной деятельности. Отдельно формулируются методические рекомендации к проведению тематических занятий. Они оформляются соответствующим образом и хранятся в методическом кабинете ДОУ. Была проведена лекция с последующим практическим заданием на тему "Значение конструктивной деятельности для формирования языковой и интеллектуальной способностей дошкольников с нарушениями поведения". Цель: дать слушателям представление о значении продуктивной деятельности для развития дошкольника, познакомить с особенностями формирования разных видов конструирования у дошкольников с нарушениями поведения. Содержание работы: слушатели знакомятся с лекционным материалом, заполняют таблицу "Виды конструирования детей разного возраста", анализируют особенности их формирования у детей с нарушениями поведения. Была проведена лекция и дальнейшее обсуждение материала методом "мозгового штурма" на тему "Формирование интеллектуальной и языковой способностей в конструктивной деятельности дошкольников". Цель: познакомить слушателей с методами и приемами формирования интеллектуальной и языковой способностей в конструктивной деятельности дошкольников, научить мыслить самостоятельно, творчески. Содержание работы: после знакомства с лекционным материалом, предлагается 5-минутный "мозговой штурм", после которого слушатели предлагают собственные приемы развития интеллектуальной и языковой способностей в конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями поведения. Был проведен тренинг с помощью деловой игры на тему "Методические рекомендации родителям и педагогам". Цель: в форме деловой игры научить слушателей самостоятельно разрабатывать и внедрять в практическую работу приемы формирования языковой и интеллектуальной способностей в конструктивной деятельности дошкольников, а также коррекции нарушений поведения. Содержание работы: слушатели делятся на несколько рабочих групп, каждая из которых предлагает методические рекомендации для педагогов и родителей детей с нарушениями поведения по заданным проблемным ситуациям. К такого рода методическим рекомендациям обычно предоставляется список рекомендованной литературы и контрольных вопросов для слушателей, позволяющих выяснить уровень усвоения учебного материала. В процессе ознакомления с передовым педагогическим опытом важно уметь анализировать собственные достижения и педагогические находки, выявлять и стимулировать нетрадиционные формы и виды работы педагогического коллектива по развитию интеллектуальных способностей детей. П. Программа занятий с детьми МДОУ № 430 с приоритетом интеллектуального развития детей. Приведем данные о проведении занятий с детьми в таблице 13
Таблица 13 Данные о проведении занятий с детьми.
Приводятся только занятия познавательного цикла. Согласно временному стандарту к проведению занятий, в младшей и средней группах ДОУ их количество не должно превышать 10 занятий в неделю, в старшей и подготовительной к школе группах - 15 занятий в неделю (во второй половине дня - не чаще 2-3 раз в неделю). При этом занятия, требующие умственного напряжения, должны составлять не более 50 % от количества всех занятий с детьми, занятия эстетического и физкультурно-оздоровительного цикла - оставшиеся 50 %. Эти занятия соотносятся с другими формами работы, с факультативными занятиями. Например: 1. Чтение художественной литературы познавательного характера и знакомство с содержанием детских энциклопедий - 1-2 раза в неделю. 2. Показ диафильмов, видеофильмов познавательного характера - I раз в неделю. 3. Занятия по развитию исследовательской деятельности и проведению экспериментов и опытов в экологической комнате (или сенсорном уголке) - 1 раз в неделю. 4. Дидактические игры но ознакомлению с окружающим миром и природой, но развитию математических способностей - ежедневно. 5. Занятия по развитию моделирующей деятельности и конструированию - 1 раз в две недели. 6. Индивидуальная работа по сенсорному и интеллектуальному развитию - ежедневно. 7. Интеллектуальные досуги (викторины, КВН и др.) - 1 раз в месяц. 8. Экскурсии в музей - 1 раз в квартал и т.д. Согласно гигиеническим требованиям к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, доля таких занятий в учебной сетке не должна превышать 11-25 % от общего количества занятий в неделю (см. Инструктивно-методическое письмо приложение к письму МО РФ от 14 марта 2000 г. № 65/23-16) [76; 69]. При проведении всех видов контроля за эффективностью осуществления видов и форм работы по интеллектуальному воспитанию детей старшим воспитателем ДОУ анализируется: преобладание объяснительно-иллюстративного, проблемного и программированного видов обучения детей на занятиях; соотношение между обучающей, речевой и моторной плотностью занятия; адекватное соотношение нагрузки на память детей и их мышление, воспроизводящей и творческой деятельности воспитанников в процессе использования и чередования разных видов и форм обучения; соотношение урочной формы организации учебной работы (в том числе - типов и структуры занятий) и вспомогательных форм обучения (учет возможностей проведения факультативных занятий, учебных экскурсий, деятельности "проблемных кружков" и т.д.). Рассмотрим подходы к формированию интеллектуальных способностей и качеств личности воспитанников на примере методики развития элементарных математических представлений. Материал подготовлен кандидатом педагогических наук доцентом МГПИ А.В. Калинченко и кандидатом педагогических наук доцентом МГПИ Ю.В. Микляевой. Особенностью рекомендуемого ими подхода является опора на методические рекомендации к построению образовательного процесса доктора педагогических наук профессора МПГУ М.Н. Перовой, которые позволяют повысить эффективность существующей системы математического образования дошкольников [79; с.71-73]. Занятие должно представлять собой целостный, логически законченный, ограниченный определенными рамками времени отрезок образовательного процесса. Особенности математического материала, предусмотренного программой, отражаются на построении и содержании занятия: предусмотрено формирование преставлений о числе и счете, о форме, величине, времени и пространстве. Нередко на одном занятии приходится включать материал из разных разделов математики, что влияет на его организацию, структуру, выбор методов и приемов. Эффективность занятия обеспечивается реализацией его задач: образовательной, развивающей и воспитательной. На одном занятии воспитатель, как правило, решает несколько учебных задач в зависимости от содержания материала и места, которое занимает занятие в системе других по формированию элементарных математических представлений, а также в зависимости от возможностей детей. С одним материалом воспитатель только знакомит детей на уровне восприятия, осмысления и запоминания, с другим работает по применению в сходной ситуации, третий вид материала позволяет углубить, дифференцировать, обобщить, систематизировать, закрепить знания, выработать прочные умения и навыки. Нередко в занятие включается материал, который готовит детей к восприятию новых знаний. Несмотря на многообразие дидактических целей одного занятия, всегда можно выделить основную цель. В зависимости от нее и от логики процесса обучения можно определить несколько видов занятий: занятия по изучению новых знаний, на которых дети знакомятся с новым математическим материалом; занятия по закреплению новою материала (применения знаний в сходных ситуациях); занятия по повторению, обобщению и систематизации знаний (усвоение способов действий в комплексе); комбинированные занятия. Каждый вид занятия имеет свои структурные элементы, но они носят динамический характер. Воспитатель должен выделить цель каждою структурного элемента (этапа) занятия и добиться ее реализации. Нередко проводятся занятия, которые полностью посвящены усвоению новых знаний. Это объясняется особенностями познавательной и эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста, которым целесообразно сообщать новый материал небольшими порциями с последующим его закреплением. Такие занятия позволяют сосредоточить внимание на одном учебном материале, повторить и актуализировать именно те знания, на которых будет строиться объяснение нового, последовательно закрепить полученные знания. Рассмотрим пример занятия усвоения новых знаний у старших дошкольников. Занятие на тему: "Число 2" Цель: Познакомить с новым числом 2. Показать обозначение числа 2 цифрой 2. Развивать мышление (операцию сравнения) и речь (согласованию имени числительного с именем существительным). Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи. План занятия: 1. Организация детей на занятие. 2. Повторение числа 1. Поиск в окружающей обстановке одного предмета и фиксация его цифрой 1. 3. Объяснение нового материала. Получение числа 2 путем добавления одного предмета к одному предмету. Пересчет. Определение того, что последнее число при счете показывает численность всего множества. Счет элементов конкретных множеств (2 куклы, 2 кубика, 2 руки и т.д.). Отсчитывание 2 предметов (возьми из коробки 2 карандаша и т.д.) Знакомство с цифрой 2. 4. Физкультминутка. 5. 3акрепление нового материала. Сравнение двух множеств (из одного и двух элементов) приемом приложения. Уравнение данных множеств путем добавления к меньшему одного элемента и удаления одного элемента из большего множества. Определение, что 1 меньше, чем 2. на один и 2 больше, чем 1, на I. 6. Дидактическая игра. Командные соревнования, цель которых определить, какая команда найдет в окружающей обстановке больше различных множеств предметов из двух элементов [71; 147]. На занятиях по закреплению нового материала дополняются, расширяются, применяются в сходной ситуации знания детей, полученные на предыдущем занятии. Поэтом на таком занятии целесообразно повторять и другой математический материал, в котором возможно применение новых знаний. Например, после изучения числа 2, можно провести занятие по составлению геометрической аппликации из 2 больших и 2 маленьких кругов, квадратов и треугольников. Повторение пройденного имеет целью углубить, обобщить и систематизировать материал, связать его с жизнью и практической деятельностью. Структура занятий по повторению может быть самой разнообразной и зависит от содержания повторяемого материала. Комбинированные занятия являются наиболее распространенными. Они включают в себя и повторение ранее полученных знаний, и сообщение новых знаний, и первичное их закрепление, и формирование умений и навыков. Однако необходимо, чтобы рассматриваемый материал был взаимно связан и подчинялся принципу последовательности и системности. Таким образом, можно сформулировать основные общие требования к проведению занятия по формированию математических представлений. 1. Каждое занятие должно иметь четко сформулированную тему и цель. Допускается постановка нескольких дидактических целей. Неоднозначность цели на занятии обусловлена необходимостью включать почти в каждое занятие новый материал, повторять пройденное и готовить детей к восприятию новых знаний. Однако на каждом занятии по математике должна быть одна главная дидактическая цель. Наряду с обучающими целями формулируются развивающие и воспитательные. 2. Содержание учебного материала на занятии должно отвечать теме, целям занятия, быть доступно детям, отвечать требованиям индивидуального и дифференцированного подхода, научно, тесно связано с жизнью и трудом. Объем учебного материала должен обеспечить активность детей в течение занятия. 3. Методы и приемы работы на занятии должны отвечать возрастным особенностям детей, развивать познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий, способностей анализировать, синтезировать, обобщать. 4. На каждом этапе занятия по математике ведется систематический контроль за качеством усвоения знаний, формированием умений и навыков. Воспитатель ставит перед детьми конкретные цели и добивается от каждого ребенка (в зависимости от его возможностей) их реализации, осуществляет контроль за деятельностью детей, вносит коррективы в их знания, оказывает необходимую помощь, укрепляет уверенность, поощряет даже минимальные успехи. 5. Занятие должно быть оснащено необходимыми наглядными пособиями и дидактическим материалом. Следует отметить, что одновременно должно демонстрироваться не более 1-2 наглядных пособий. 6. Каждое занятие по математике должно отличаться организационной четкостью: ясная цель и правильное распределение времени между каждой структурной частью и подчиненность их главной дидактической цели занятия. Структурные части занятия: Организация детей на занятие. Повторение изученного на предыдущих занятиях. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний. Сообщение нового материала воспитателем, восприятие и первичное осознание его детьми. Повторение, обобщение и систематизация имеющихся знаний детей под руководством воспитателя и в самостоятельной деятельности. Подведение итогов занятия. 7. На каждом занятии по математике соблюдается принцип непрерывности повторения. 8. Воспитатель обязан обращать внимание на развитие речи детей, обогащение их словаря новыми терминами и выражениями; следить за точностью, лаконичностью и грамматическим строем речи. 9. Образцом подражания для детей должен быть воспитатель, который прекрасно знает учебный материал, владеет методикой проведения занятий, всегда собран, эмоционален, доброжелателен по отношению к детям, давать четкие, лаконичные инструкции. 10. П. Любое занятие, том числе и по математике, обязано учитывать требования к оздоровительному режиму с учетом работоспособности и утомляемости детей дошкольного возраста. Этому способствует переключение видов деятельности, проведение физкультминутки, целесообразное распределение учебного материала и видов работы. Конспекты других занятий по интеллектуальному развитию детей приводятся в приложении. Таким образом, целью мероприятий по совершенствованию методической работы в МДОУ № 430 является повышение уровня осведомленности педагогов в вопросах интеллектуального развития детей. Вследствие чего педагоги МДОУ вносят в образовательный процесс инновационные разработки, способствующие интеллектуальному развитию воспитанников.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |