Система работы по изучению темы «несклоняемые имена существительные»
2.1 Календарно-тематическое планирование
Как уже было сказано в 1.3. части работы, существительные в курсе русского языка – одна из важнейших тем. Знакомство со словами, обозначающими предметы, учащиеся начинают уже в 1 классе. Понятие о несклоняемых именах существительных они получают в 5 классе. В 5 классе на изучение тем по имени существительному дается 34 часа. В 6 классе дается обобщающее повторение темы. Программа изучения существительных построена ступенчато. Авторы учебника русского языка для 5-го класса В.И. Зеленина и М.Э. Рожнова (стр. 192–193) предлагают различные задания творческого характера по теме «Род несклоняемых имен существительных», например: · на карте Республики Узбекистан (карта дана на стр. 167 учебника) найдите несклоняемые имена существительные, составьте с ними предложения и запишите их; · определите род несклоняемых существительных, допишите окончания прилагательных и др. Также, на наш взгляд, особый интерес для учащихся представляют маленькие тексты под рубрикой «Для тех, кто хочет знать больше»: · В Англии к девушке обращаются мисс, а к женщине – миссис. В Германии – фрейлейн и фрау, во Франции – мадемуазель и мадам, в Швеции – фрёкен и фрау. · Иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласную букву и обозначающие лиц мужского пола, склоняются, например: мистера Джонсона, мистера Кима, мистера Клинтона. Такие же существительные, обозначающие лиц женского пола, не склоняются, например: с миссис Джонсон, о миссис Ким, у миссис Буш. Иноязычные фамилии, оканчивающиеся на гласную букву, не склоняются, например: с мистером Ли, о мадам Долли. Мы предложили бы грамматический материал представить в форме таблицы. Также, на наш взгляд, было бы целесообразным добавить задания по работе с различными видами словарей. На уроках русского языка и на внеклассных занятиях при изучении темы «Несклоняемые имена существительные» мы предлагаем использовать различные приемы педагогической технологии. Ниже мы приводим примерное календарно-тематическое планирование в 5 классе. Конспекты уроков по изучению несклоняемых существительных
Урок 1 : « несклоняем ы е су щ ествительн ы е » Цели и задачи: · определение рода несклоняемых существительных; · развитие логического мышления, умения анализировать; · делать выводы, применять знания на практике; · развитие устной и письменной речи; · воспитание творческого воображения. Оборудование: · словари, · распечатанные тексты, · компьютер, проектор. Ход урока 1. Постановка учебной проблемы. Формулирование темы урока. – Все ли имена существительные склоняются? (предположения учащихся) Решение проблемы. 1)Прочитать песенку. Как-то рано поутру С другом сели мы в метру И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине Без пальта и без кашне, А вернее, я и ты Без кашны и без пальты. Любит кины детвора, Если в кинах кенгура, Ходит – бродит по шоссу, Носит в сумке шимпанзу. Кенгуру в кафу зашёл, Занял там свободный стол И сидит за доминой С шимпанзой и какадой. Вдруг огромный обезьян Стал играть на фортепьян. Тут и взрослый, сняв пенсню, Хохотал на всю киню. Интересное кино. Жаль, что кончилось оно. В гардероб пора бежать – Будут польта выдавать. 2) – Что вас удивило, рассмешило? – Оправданно ли автор использует рифму? (Это песенка про то, как не надо говорить.) – Просклоняйте слово метро. – Что заметили? (У слова метро не изменилась никакая часть.) – Как бы вы назвали такие слова? (Существительные, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму, называются несклоняемыми.) 3)Работа по учебнику: Наблюдение – упр. 409. (Прочитать отрывки из стихотворений С.М. Маршака, выписать склоняемые и несклоняемые существительные в два столбика.). Развитие учебно-языковых знаний. 1) Что объединяет имена существительные? На какие группы можно разделить слова? Кенгуру, кофе, Буратино, какао, метро, Пьеро, депо, Суок, Н МИД, Карло, панно, Родари, Пиноккио, шимпанзе, шоссе, рагу, Верди, ВВЦ, жюри. Запись слов по группам. Чтение сведений о несклоняемых сложносокращённых словах. 2) Распределительное списывание. В один столбик склоняемые, в другой – несклоняемые. Эскимо, кино, ведро, метро, пианино, озеро, депо, окно, фойе, горе, море, кофе, кафе, печенье, реле, мелколесье, раздолье. Словарная работа: проговаривание слов, определение лексических значений слов фойе, реле. Проблемный вопрос. Устно составить словосочетания типа: крепк… кофе, дорог…пианино. (Могут быть варианты окончаний). Решение проблемы . 1) Наблюдение. Как согласуются глаголы и прилагательные с несклоняемыми именами существительными. Московский ТЮЗ, МГУ подготовил, гостеприимный Осло, широкая Ориноко. Сравнить свой вывод с выводами в учебнике. 2) Закрепление. 3) Составить и записать словосочетания, в которых данные несклоняемые имена существительные были бы согласованы с прилагательным в роде. (Словари). Какао, пианино, тире, какаду, кофе, Сухуми, интервью, Майами, Торонто. 4) Развитие речи. Сочинение – миниатюра (повествование) с использованием несклоняемых существительных (упр. 414). 6. Подведение итогов. (Работа над устной научной речью). Подготовить связный рассказ на тему: «Что я знаю о несклоняемых существительных?». Домашнее задание. 1. Упр. 416. (заполнить таблицу). 2. Задание творческим группам: Создать станицу журнала «Несклоняемые существительные» Иллюстрировать примерами, рисунками. 1 группа. Слова, обозначающие животных, птиц (пони, шимпанзе, какаду и др.). 2 группа. Слова, обозначающие географические названия (Миссисипи – река, Капри – остров, Эри – озеро). 3 группа. Слова, обозначающие фамилии.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (320)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |