Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Урок 3 : « род н есклоняемы х имен существительны х »



2019-12-29 285 Обсуждений (0)
Урок 3 : « род н есклоняемы х имен существительны х » 0.00 из 5.00 0 оценок




Несклоняемые существительные

Заимствованные слова конферансье, маэстро, кенгуру и подобные не изменяются, в отличие от таких заимствованных слов, как шампунь или рояль, и называются несклоняемыми. У них нет окончаний.

Определение

Несклоняемые существительные – это группа неизменяемых заимствованных слов. В неё входят как имена собственные (Дюма, Перу, Тбилиси), так и нарицательные (фрау, маэстро, меню).
Несклоняемые существительные не имеют формальных признаков рода – окончаний.

Лекция:

Учитель: Наши знания о роде были бы неполными, если бы мы не вспомнили такие слова, как конферансье, маэстро, кенгуру и другие.

Учитель: Что в них особенного?

Нигора: Это не русские слова.

Руфина: Они не изменяются: Плыли на каноэ. Подошли к каноэ. Стояли рядом с каноэ.

Серёжа: У слов кенгуру, фрау, меню странные окончания. Таких не бывает у русских существительных.

Учитель: Кто из ребят прав?

Учитель: Нигора права.

Учитель: Это заимствованные слова.

Учитель: Верно, заметила Руфина, они не изменяются, в отличие от таких заимствованных слов, как шампунь или рояль, и называются несклоняемыми.

Учитель: А так как они не изменяются, то и окончаний у них быть не может: ведь окончание – это изменяемая часть слова.

Учитель: Поэтому Серёжа не прав.

Учитель: Итак, несклоняемые существительные – это группа неизменяемых заимствованных слов.

Учитель: В неё входят как имена собственные (Дюма, Перу, Тбилиси), так и нарицательные (фрау, маэстро, меню).

Учитель: Вот что написано о несклоняемых существительных в Учебнике.

Как определить род несклоняемых существительных?

Несклоняемые существительные не изменяются. Их конечные гласные – это гласные корня, а не окончания рода. Но у них должен быть род. Как его определить?

Определение

Несклоняемые существительные, обозначающие животных, относятся к мужскому роду: красивый какаду. Но если речь идёт о животном женского пола, то слова согласуются с несклоняемым существительным в женском роде: Какая симпатичная эта кенгуру с детёнышем.

Определение

Род несклоняемых существительных, обозначающих людей, зависит от их пола: мадам (она), мсье (он), Дюма (он). Слова, обозначающие и мужчин, и женщин, относятся к мужскому роду: Она замечательный конферансье.

Определение

Род несклоняемых существительных, обозначающих географические объекты, определяется по родовому слову: красивый Тбилиси (город), далёкая Перу (страна), полное тайн Онтарио (озеро).

Определение

Большинство несклоняемых существительных среднего рода: новое пальто, жёлтое такси, старое пенсне. Но есть и исключения: вкусный сулугуни (сыр), свежая салями (колбаса).

Лекция:

Учитель: Мы знаем, что эти существительные не изменяются. Их конечные гласные – это гласные корня, а не окончания рода.

Учитель: Но род-то у них должен быть. Каким местоимением их заменять? Какаду, например, он или она?

Серёжа: Онууу!!!

Учитель: Смех смехом, но как согласовывать с ними слова? Какаду красивый или красивая?

Учитель: Сидел в клетке или сидела в клетке?

Учитель: Как определять род таких существительных?

Руфина: Я не знаю, как сказать о какаду. А о кенгуру, если у неё сумка с детёнышем, я скажу – она.

Учитель: Анфиса, одушевлённые существительные, обозначающие животных, как правило, мужского рода.

Учитель: Но если мы видим, что пол животного – женский, мы говорим – «она». В этом ты права.

Нигора: Дюма – это он, потому что мужчина, писатель.

Нигора: Мадам – француженка, а фрау – немка.

Нигора: Но конферансье… Не знаю. Вести концерт может и мужчина, и женщина.

Учитель: Лиза правильно определила род таких существительных, как Дюма, фрау, мадам.

Учитель: А слова маэстро, конферансье, Нигора, – мужского рода, так же, как инженер и врач.

Серёжа: Тбилиси – город, он.

Серёжа: Перу – страна, она.

Серёжа: Ещё я знаю Онтарио. Это озеро, оно. Если знаешь географию, то всё просто.

Учитель: Ты совершенно прав, Серёжа. Если знаешь географию, то определить род слова, называющего географический объект, можно по его родовому понятию.

Руфина: Ой! Я тоже знаю: сулугуни – сыр, значит он, – вкусный сулугуни. Салями – колбаса, значит она – вкусная салями.

Руфина: А вот такси… Почему-то оно. Хотя и машина.

Учитель: Потому что большинство несклоняемых неодушевлённых существительных – среднего рода. Так что, Руфина, такси – «оно» по правилу.

Учитель: А вот салями и сулугуни – это как раз слова-исключения.

Учитель: Если вы сомневаетесь в роде несклоняемого существительного, то можно обратиться к морфологическому словарю.

Учитель: Все правила, о которых мы говорили на уроке, есть у нас в Учебнике.

Кофе – он или оно?

Вопрос: Как правильно говорить горячий кофе или горячее кофе?

Ответ: В морфологическом словаре рядом со словом кофе стоит пометка – м.р. Значит, нужно говорить горячий кофе. Слово кофе – исключение, обычно такие несклоняемые существительные среднего рода.

Сейчас часто говорят о кофе «оно» (конечная гласная – е, как у слов среднего рода), поэтому лингвисты собираются установить двойную норму: кофе – м.р. и ср. р. Таким образом, язык со временем приспосабливает к себе заимствованные слова, заставляет их вести себя по своим законам

Лекция:

Учитель: Вопрос? Пожалуйста.

Лиза: Как правильно говорить горячий кофе или горячее кофе. По правилам получается, что кофе должно быть оно. Я так и говорю, а моя бабушка меня всё время поправляет. Почему?

Учитель: У нас же есть словарь. Давайте откроем его на букву К.

Учитель: Посмотрите, рядом со словом кофе стоит пометка м.

Учитель: Это значит, что кофе – исключение, слово мужского рода.

Учитель: И бабушка поправляет тебя, Лиза, правильно: горячий кофе – это литературная норма.

Учитель: Но конечное – е так похоже на окончание слов среднего рода, что постепенно большинство носителей русского языка стало говорить о кофе – оно, поэтому лингвисты собираются зафиксировать и этот вариант как норму.

Учитель: Это свидетельствует о том, что язык со временем приспосабливает к себе заимствованные слова, заставляет их вести себя по своим законам.

Материалы для работы :

1. Справочник;

2. Учебный словарь «Несклоняемые существительные»;

3. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?»;

4. Альбом;

5. Иллюстрации:

 

§ Шимпанзе § Кофе
§ Пони § Манго
§ Какаду § Салями
§ Кенгуру § Ситро
§ Бизе § Суфле
§ Желе 1 § Сулугуни
§ Желе 2 § Эскимо
§ Какао § Ассорти
§ Киви § Авокадо 1
§ Кольраби § Авокадо 2
§ Филе § Озеро Абрау
§ Туапсе · Река Миссисипи


2019-12-29 285 Обсуждений (0)
Урок 3 : « род н есклоняемы х имен существительны х » 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Урок 3 : « род н есклоняемы х имен существительны х »

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (285)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)