Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обоснование комплексного подхода для оценки психофизиологических и психологических составляющих подростковой одаренности



2019-12-29 182 Обсуждений (0)
Обоснование комплексного подхода для оценки психофизиологических и психологических составляющих подростковой одаренности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

С целью решения поставленных задач был разработан комплексный методологический подход, позволяющий:

- во-первых, осуществить отбор одаренных детей, так как единой методики для выявления одаренных детей и подростков в настоящее время не существует, в исследовании был использован комплекс данных, включающих в себя оценку творческости, успеваемости и интеллектуальных способностей, полученных следующими методами тестирования и опросом:

· данные вступительных экзаменов в Школу Космонавтики;

· экспертная оценка классных руководителей, педагогов и руководителей научно-исследовательских лаборатории. В оценку входили данные об общей успеваемости, мотивированности, склонности к какому-либо предмету, интеллектуальных способностях, что позволяло выделить успешных с точки зрения образовательного процесса учеников

· фигурная тестовая методика Торренса (ТТСТ). Данная методика позволяет выявить склонность к нестандартному, оригинальному мышлению, способность находить новые решения, творческие способности. Данная методика позволяет выделить учеников с признаками творческой одаренности, которые могут быть неуспешны с точки зрения образовательного процесса, но обладают признаками одаренности;

- во-вторых, оценить психофизиологические и психологические аспекты подростковой одаренности. С этой целью были использованы:

· стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ). Данный метод позволяет выявить личностные черты, присущие одаренным подросткам. С точки зрения автора работы этот метод достаточно полно раскрывает профиль личности;

· Томский опросник психической ригидности Залевского (ТОРЗ). Данный метод позволяет выявить склонность личности к фиксированным формам поведения и мышления. Результаты по ТОРЗу позволяют оценить, насколько личность обследуемого восприимчива к изменениям и сама способна их продуцировать. Психическая гибкость является важнейшим условием психической цельности индивида и его психического здоровья. Она общепризнано входит в число признаков одаренности. Там где возникает ригидность, как один из маркеров болезни, возникает угроза одаренности, ухода личности в стереотипы, рамки, стандарты, невротизацию. Вот почему важно понимать и оценивать степень психической ригидности;

· метод динамической омегаметрии. Это метод оценки функционального состояния центральной нервной системы. Изменение омега-потенциала соответствует изменениям психического состояния человека. Эти изменения отражают процесс саморегуляции психической активности, который включает в себя периодические изменения внимания, памяти, мышления, эмоционального состояния и других психических составляющих;

- в-третьих, оценить изменения функционального состояния центральной нервной системы, происходящие с одаренными подростками под воздействием педагогических влияний их динамике. Под педагогическим влиянием мы понимаем взаимодействие учителя и ученика во время обычного урока. Психологические опросники, стандартизированные тесты, проективные методики не предназначены для выявления изменений психических процессов в динамике. Для этой цели была использована вышеупомянутая методика омегаметрии, позволяющая оценить и сравнить данные о перестройках функционального состояния головного мозга подростка с признаками одаренности и без таковых в условиях непосредственной педагогической работы.

Теоретической основой валидности и обоснованности подбора методик, являются их многократная экспериментальная проверенность и модальностные характеристики: каждая методика обладает своеобразием формулировки вопросов и задании, интерпретации данных. Все методики подобраны во взаимодополняющем контексте в соответствии с задачами исследования.

Все методики проводились на учащихся 15-17 лет, прошедших специальный отбор в школу для одаренных детей и проживающих в школе-интернате и обучающихся по однотипным программам. Таким образом, выборка идентична по возрастному, социальному критериям.

Несмотря на обширные психологические и педагогические исследования критериев и механизмов одаренности, в науке недостаточно исследован вопрос о психофизиологических механизмах одаренности. Выбранные методики позволяют исследовать личностные и психофизиологические критерии одаренности в их совокупности и динамике. Новизна данной работы заключается в использовании метода динамической омегаметрии для исследования динамики психических процессов одаренных школьников во время урока. Данное исследование позволит сделать вывод об особенностях функционирования ЦНС одаренных подростков в состоянии оперативного покоя и в состоянии долговременной, активной умственной деятельности.

 


2. Организацияиметоды исследования

 



2019-12-29 182 Обсуждений (0)
Обоснование комплексного подхода для оценки психофизиологических и психологических составляющих подростковой одаренности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обоснование комплексного подхода для оценки психофизиологических и психологических составляющих подростковой одаренности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)