Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация исследования



2019-12-29 191 Обсуждений (0)
Организация исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Исследование проводилось в Краевом центре по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью г. Железногорска – Школе Космонавтики, где проживают и учатся одаренные школьники 10-х и 11-х классов со всего Красноярского края. Школа Космонавтики работает в рамках государственной подпрограммы по оказанию поддержки способным и талантливым школьникам «Одаренные дети» президентской программы «Семья и дети РС». В работе использовались данные 60 человек в возрасте 15-17 лет. Исследование проводилось в два этапа.

Целью первого этапа исследования было выделение психофизиологических и психологических особенностей одаренных подростков.

Задачи первого этапа включали в себя:

1. Выделение 2 групп школьников: с признаками одаренности (экспериментальная группа) и без признаков одаренности (контрольная группа);

2. Исследование психофизиологических особенностей контрольной и экспериментальной групп;

3. Исследование психологических особенностей контрольной и экспериментальной групп;

4. Обработка и сравнительный анализ полученных результатов по контрольной и экспериментальной группам.

Целью второго этапа было исследование изменений психической активности под воздействием педагогических влияний. Под педагогическими влияниями понимается взаимодействие учителя и ученика во время обычного урока.

В задачи второго этапа входило:

1. Динамическое измерение функционального состояния мозга в процессе урока у экспериментальной и контрольной группы;

2. Обработка и сравнительный анализ полученных значений динамической омегаметрии экспериментальной и контрольной группы.

 

Методы исследования

 

Понимание одаренности как многогранного явления, предполагает использование нескольких критериев одаренности для выделения группы подростков с признаками одаренности. Такими критериями стали: творческость (оригинальное, нестандартное мышление, способность продуцировать новые решения); успеваемость (школьные оценки по учебным предметам); интеллектуальные способности (незаурядные интеллектуальные способности «схватывать все на лету», быстро усваивать любой материал, продуктивно решать задачи). Для оценки этих критериев были использованы следующие методы и методики:

· Сбор данных о вступительных экзаменах в Школу Космонавтики.

· Экспертная оценка классных руководителей, педагогов и руководителей научно-исследовательских лаборатории, воспитателей. Данные собирались методом опроса. Экспертная оценка включала в себя высокую интеллектуальную, творческую, исследовательскую, познавательную, социально-продуктивную активность подростка, по мнению педагогов, а также показатели его успеваемости за полугодие.

· Тест творческого мышления П. Торренса (США) Первоначально методика опубликована в 1966г. в США после девятилетних исследовании, в результате которых был создан инструмент для обнаружения и измерения творческого потенциала у детей, подростков и взрослых. С 1974 методика была усовершенствованна и стала широко использоваться во всем мире. Методика позволяет выявить творческие мыслительные способности и используется, в том числе для поиска детей со скрытым творческим потенциалом. Поскольку нет научного общепринятого определения творческой одаренности, Торренс определяет творческую одаренность через процесс, в ходе которого ребенок становится чувствительным к проблемам, пробелам в знаниях, дисгармонии, определяет эти трудности и ищет пути их решения, пока не находит, причем пути решения отличаются нестандартностью. В соответствии с определением П. Торренсом были сконструированы тестовые задания, которые представляют собой модели творческого процесса. Каждое задание было тщательно отобрано на основе факторного анализа большого количества разнообразных задач, модифицированных и сконструированных автором. Для обеспечения широкой зоны действия теста были отобраны относительно не коррелирующие между собой задания. Надежность и валидность тестов Торренса доказана практикой многочисленных, в том числе лонгитюдных исследований [30].

Фигурная тестовая методика Торренса включает три вида заданий: нарисуй картинку; незавершенные фигуры; повторяющиеся фигуры. Школьники были ориентированны на создание необычных, оригинальных, разнообразных и проработанных изображении. Каждой законченной картинке подросток давал название. Основными показателями и структурными компонентами творческого потенциала по данному тесту выступали:

- Беглость (скорость). Этот показатель отражает способность к порождению большого числа оформленных идей за ограниченное время. Параметр беглости интерпретируется как скорость мышления и обозначает, на сколько быстро тестируемый способен генерировать идей. Создатели теста понимают скорость мышления как один из основных признаков одаренности. Беглость это сумма всех завершенных в тесте заданий.

- Гибкость. Параметр гибкости интерпретируется как гибкость мышления и обозначает насколько мышление способно разрабатывать новые идеи, отличающиеся от предыдущих. Создатели теста понимают гибкость мышления как один из основных признаков одаренности. Этот показатель оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому и использовать разнообразные стратегии. Низкий показатель гибкости свидетельствует о ригидности мышления, низком уровне опыта, ограниченности интеллектуального потенциала и/или низкой мотивации. Высокие показатели имеют противоположные значения, но чрезвычайно высокая гибкость может свидетельствовать о стремлении человека метаться от одного аспекта к другому и его неспособности придерживаться единой линии в мышлении достаточно долго. Гибкость находится путем вычитания из скорости числа повторяющихся идей. Чем меньше разница между гибкостью и скоростью и чем выше показатель гибкости, тем гибче исследуемый.

- Оригинальность. Способность к выдвижению новых, неочевидных идей, отличных от общеизвестных, банальных или твердо установленных. Показатели по оригинальности выявляют степень нестандартности генерируемых идей. Чем реже в популяции встречается данная идея, тем более высоким баллом она оценивается. Высокие значения этого показателя характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Такие люди способны делать большие умственные «скачки» или «срезать углы» при поиске решений, но это не означает, что они импульсивны или неустойчивы, так как оригинальность решении предполагает способность избегать легких, очевидных и некачественных ответов.

- Разработанность деталей. Это степень детализации – характеризует способность наилучшим образом воплотить замысел. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие – для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учеников.

Показателями высокого творческого потенциала выступает высокий суммарный балл по всем шкалам и высокие баллы по каждой шкале в отдельности [30].

Для определения особенностей функционирования ЦНС в состоянии оперативного покоя контрольной и экспериментальной групп на первом этапе исследования, и особенностей функционирования ЦНС в ситуации обучения на втором этапе исследования нами применялся:

· Метод динамического измерения омега-потенциала полушарий мозга. Омега-потенциал отражает уровень относительно стабильного функционирования и является физиологическим показателем, определяющим функциональное состояние мозга. Он определяет условия для реализации деятельности и меняется при ее протекании. Значение омега-потенциала как электрофизиологического коррелята поведения доказано в экспериментах – динамика омега-потенциала коррелирует с активацией внимания, а изменение омега-потенциала соответствует изменениям психического состояния человека, т.е. отражает состояние мозговых структур, которые обеспечивают психическую деятельность.

По значениям омега-потенциала можно судить об уровне протекания психических процессов, количественной и качественной межполушарной асимметрии активности мозга, что объективно оценивает функциональное состояние мозга в процессе специальной деятельности человека (в том числе учебной).

Уровень омега-потенциала меняется также при изменении уровня направленного внимания, следовательно, эти изменения отражают процесс саморегуляции психической активности, который включает в себя периодические изменения внимания, памяти, мышления, эмоционального состояния и других психических составляющих, а также периодическую смену уровня функционирования этих процессов. Регистрация колебаний омега-потенциала является одним из наиболее информативных приемов изучения мозговой системы обеспечения различных адаптивных процессов. Он изменяется под действием всех средств, влияющих на биохимические процессы в мозге, с которыми он связан. Термин «омега-потенциал» впервые предложен в 1981 году для описания устойчивых во времени биопотенциалов мозга, секреторных и аффекторных органов и тканей [10].

Эмпирически выделено 3 уровня омега-потенциала. Понимание различий адаптивно-функциональных резервов организма для каждого уровня является необходимым условием для успешной интерпретации результатов проведенного исследования.

І уровень – значения омега-потенциала от 0 до 20 мВ, отражает снижение активного бодрствования: адаптивные функциональные резервы организма ограничены. Нормальные адаптивные реакции сохраняются при условии распределения нагрузок во времени.

С низкими значениями омега-потенциала выделяются две группы лиц:     

1 группа – характерна высокая истощаемость к большим физическим нагрузкам, высокая лабильность первичных процессов, высокая обучаемость при строгом дозировании распределения нагрузок во времени, низкие пороги реакций на раздражители, неустойчивые адаптивные реакции, потребность в социально-психологической защите, подверженность невротическим реакциям.

2 группа – характеризуется выраженной истощаемостью при незначительных физических и психических нагрузках, лабильность снижена, обучаемость плохая, затруднены процессы извлечения из долгосрочной памяти (предболезненное состояние, болезни).

 ІІ уровень – значения омега-потенциала от 20 до 40 мВ, отражает оптимальный уровень бодрствования: адекватные поведенческие реакции. Хорошая переносимость длительных психических и физических нагрузок с сохранением высокой работоспособности, оптимальная подвижность нервных процессов, легкое переключение внимания, хорошая оперативная и долгосрочная память, хорошо обучаются и воспроизводят обучение. Пороги реакций на нагрузку оптимальные.

 ІІІ уровень – значения омега-потенциала от 40 до 60 мВ, отражает напряженное состояние человека, неадекватные поведенческие реакции в ответ на любые экзо- и эндогенные воздействия как по психическому, так и по двигательному компоненту.

Делятся на 2 группы:

1 группа – практически здоровые люди, которых характеризуют высокие пороги адаптивных реакций, гиперустойчивость, вязкость реакций, снижение лабильности первичных процессов, затрудненность адаптивных перестроек в поведении. Обучение затруднено. Возможно у практически здоровых людей при психических и физических перегрузках и при корригируемых патологических нарушениях в организме.

2 группа – для них характерна отчетливая гиперустойчивость реакций на любые воздействия, длительность реакций – месяцы и годы. Пороги реакций высокие, лабильность первичных процессов низкая, нарушение адаптивных перестроек в поведении. Обучение и воспроизведение профессиональных и поведенческих навыков невозможно. Характерно для хронических и длительно текущих заболеваний.

Так как основой одаренности в понимании автора работы является особое взаимодействие мозговых процессов, это определило выбор омега-потенциала в качестве инструмента для анализа психофизиологических особенностей одаренности,

Для реализации методики на кафедре «Радиофизики» КрасГУ было создано устройство, осуществляющее динамическую регистрацию омега-потенциала, с дискретностью 1 сек, которое позволяет по двум каналам измерять, регистрировать, хранить в памяти и отображать фиксированные значения на дисплее прибора. Значения визуализируются на компьютере по специально разработанной программе в виде графиков, которые в последующем интерпретируются. Показания снимаются с помощью самоклеющихся хлорсеребряных электродов с области проекций лобных долей относительно противоположных кистей: левая кисть – относительно правого полушария и наоборот. Удобство прибора в возможности непрерывной записи параметров в течение полутора часов и пошагового просмотра полученных данных, благодаря чему легко проследить изменения параметров в ответ на экзо- и эндогенные воздействия [10].

Психологические особенности экспериментальной и контрольной групп определялись по опросникам:

· Опросник СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ представляет собой квантифицированный метод изучения личностных свойств и степени адаптированности обследуемого. Методика является модифицированным вариантом теста MMPI, впервые разработанного в 1942-49 гг. американскими психологами Маккинли и Хатэуэем в целях профессионального отбора военных летчиков. Методика была задумана авторами как тест, дифференцирующий норму от патологии. В связи с этим оригинальные названия шкал отражали клиническую специфику тех репрезентативных групп клинической патологии, с которыми сравнивалась группа нормы.

Применение методики СМИЛ при изучении личностных особенностей в разных по профессиональной занятости группах населения, в студенческих и производственных коллективах показало ее большие возможности при решении сложных вопросов профотбора и профориентации, комплектования производственных коллективов, расстановки кадров, при изучении и коррекции социального микроклимата на промышленных предприятиях. Методика успешно применяется в различных видах психологической службы в целях дифференцированного подхода при разработке психологической коррекции. Среднее арифметическое в популяции принято за значение, равное 50 T-баллов, среднеквадратическое отклонение - за 10 T-баллов. Таким образом, если за норму принимать отклонение от среднего в ту или другую сторону на два среднеквадратических отклонения, то нормальные значения по шкалам колеблются в пределах 30-70T. Причем колебания в пределах 40-60T являются статистически незначимыми отклонениями от среднего значения. Результаты исследования представлены в виде трех оценочных шкал и восьми базисных (основных) диагностических шкал. Величины оценочных и основных шкал для большей наглядности принято изображать графически в виде "профиля личности".

Ниже перечислены основные (базисные) шкалы в порядке их нумерации.

1-я шкала – сверхконтроля (ипохондрии). Повышение в пределах 70 Т-показатель зажатости, сверхконтроля, повышенной ориентации на нормативность в качестве устойчивого свойства личности, проявляющегося избыточным вниманием к отклонениям от нормального функционирования своего организма при дезадаптации (при повышении показателя данной шкалы выше 70·Т выявляются ипохондрические черты). Низкие показатели-50 Т - имеют противоположное значение, отражают отсутствие перечисленных особенностей личности и состояния.

2-я шкала – пессимистичности (депрессии) выявляет это качество наряду с неудовлетворенностью, склонностью к волнениям. Ведущий подъем по 2-й шкале характерен для гипостенического типа реагирования, а показатели выше 70·Т выявляют депрессивное состояние.

3-я шкала - эмоциональной лабильности (истерии) - при повышении ее показателей в рамках нормативного разброса отражает высокую чувствительность к средовым воздействиям и неустойчивость эмоционального состояния, усугубляющуюся при более высоких Т-баллах (выше 70 Т) вплоть до истероидных, истерических или истероформных проявлений.

4-я шкала - шкала импульсивности (психопатии), отражающая стенический тип реагирования в пределах повышения до 70 Т, а выше 70 Т - импульсивное, плохо контролируемое поведение психопатических личностей возбудимого круга, а также в рамках психопатоподобного синдрома резидуально-органического или эндогенного происхождения.

6-я шкала - ригидности (паранойи), в норме отражает склонность к педантизму, соперничеству и застреванию на негативных переживаниях, высокие показатели выявляют аффективную насыщенность переживаний, враждебность, склонность к паранойяльным реакциям. Относится так же, как и 4-я шкала к стеническому (при значительном повышении к гиперстеническому) типу реагирования.

7-я шкала - тревожности (психастении). Выявляет повышенную боязливость, конституционально обусловленную тревожность, неуверенность, конформность, мнительность при повышении в пределах 70 Т. Более высокие показатели по 7-й шкале отражают проблему выраженной психастенической акцентуации, преобладание тормозимых (гипостенических) черт, тревожное состояние в рамках невротических или неврозоподобных расстройств.

8-я шкала - шкала индивидуалистичности (шизоидности), бывает повышенной у лиц неконформных, с выраженной независимостью суждений и поступков, нестандартным мышлением, что при высоких показателях проявляется как своеобразие интересов, непредсказуемость поступков, иррациональный подход к решению проблем, отрыв от реальности.

9-я шкала выявляет уровень оптимистичности (гипомании) и отражает стенический тип реагирования. Показатели 9-й шкалы, расположенные ниже 50·Т, интерпретируются в плане снижения жизнелюбивых тенденций и общей активности [27].

· Томский опросник психической ригидности (ТОРЗ). В своем последнем варианте ТОРЗ состоит из 141 вопроса (утверждения), содержание которых отражает достаточно широко те ситуации, в которых от человека требуется изменить отдельные элементы программы своего поведения или ее в целом «под напором опыта» - образ жизни, стереотипы, отношения, установки, привычки, навыки, темп и ритм жизни и деятельности, средства достижения какой-либо цели или саму цель [8].

В связи с монотематичностью и в целях повышения достоверности результатов опросник сбалансирован по следующим параметрам: 1) чтобы избежать монотонии, создаваемой однообразием формулировок, пункты ТОРЗ сформулированы в виде вопросов и утверждений; 2) с учетом «стиля ответов» - одни опрашиваемые более склонны к утвердительным, другие к отрицательным ответам – применялись различные формы вопросов и утверждений. Отвечать на пункты ТОРЗ испытуемые должны были одним из четырех возможных вариантов, согласия-несогласия «да», «скорее да», «нет», «скорее нет». Количественная оценка ответов по каждому пункту вопросника, отражающая наличие или отсутствие исследуемого признака была следующей; признак отсутствует – 0; выражен слабо – 1; выражен сильно – 3; выражен очень сильно – 4.

Структурно ТОРЗ представляет собой 6 шкал, дополненных шкалой лжи Г. Айзенка, в каждую из которых входит определенное число вопросов / утверждений.

Шкала общей ригидности СКР - склонность к широкому спектру фиксированных форм поведения – персеверациям (симптомокомплекс ригидности).

Шкала актуальной ригидности АР – отражает неспособность при объективной необходимости изменить поведение.

Шкала сензитивной ригидности СР – отражает эмоциональную реакцию человека на необходимость изменения.

Шкала установочной ригидности УР – отражает личностный уровень проявления психической ригидности, выраженный в позиции, отношении или установке на принятие-непринятие нового.

Шкала ригидности как состояния РСО. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что в состоянии страха, стресса, утомления, болезненного состояния человек склонен к ригидному поведению.

Шкала преморбидной ригидности ПМР. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что уже в подростковом возрасте испытуемый испытывал трудности в ситуациях перемен.

Шкала реальности ШР. Это вид контрольной шкалы. Она показывает, исходит ли испытуемый в своих ответах на вопросы из своего опыта или только из предположений.

Каждая шкала оценивается по количественным параметрам интенсивности психической ригидности (ИПР). Показателем ИПР является алгебраическая сумма оценок ответов, несущих признак от «слабо выражен» до «очень сильно выражен» [8].

Тестирование по методикам Торренса, СМИЛ и ТОРЗ проходило в классах, в урочное время с использованием специальных бланков и материалов. Измерение омега-потенциала в состоянии оперативного покоя (на первом этапе) проходило в индивидуальном порядке, в изолированных условиях. Данные по левому и правому полушарию фиксировались на «входе» и на «выходе». На втором этапе исследования значения омега-потенциала замеряли в течение школьного урока длительностью 40 минут. Результаты фиксировались на компьютере в виде визуальных графиков. Параллельно с измерением на уроке делались записи, касающиеся организации урока, видов работ на уроке, действий преподавателя и поведения исследуемого на уроке. Эти записи использовались при анализе графиков контрольной и экспериментальной групп.

 

Обработка данных

 

На первом этапе обработки данных каждый старшеклассник был отнесен к одной из групп: контрольной (подростки без признаков одаренности) или экспериментальной (одаренные подростки) соответственно выраженности признаков одаренности по данным экспертной оценки педагогов, успеваемости и результатам тестовой методики Торренса.

Из 60 человек в экспериментальную группу вошло 16 человек с выраженными признаками одаренности, которые были охарактеризованы экспертами как высокоинтеллектуальные, успевающие, с неординарными умственными способностями и имеющие высокий суммарный балл по методике Торренса: >185 баллов.

В контрольную группу вошло 11 человек без каких-либо проявлении одаренности, которые были охарактеризованы экспертами как среднеуспевающие и плохоуспевающие по некоторым предметам, с ординарным мышлением, без интереса к познавательной деятельности и с низким суммарным показателем по методике Торренса: < 140 баллов.

Данные подростков (33 человека), которые расценивались как средние не учитывались в дальнейшем исследовании (Таблица 1).

 

Таблица 1 Сравнительная классификация суммарных показателей по тесту Торренса

Низкие показатели Средние показатели Высокие показател
От80 до 140 баллов. От 140 до 170 балл. От 180до 250 балл.

 

Результаты по опросникам СМИЛ, ТОРЗ и результаты фонового измерения омега-потенциала были проанализированы внутри экспериментальной и контрольной групп, и соотнесены с таблицей нормативных показателей (Таблица 2).

Следующей задачей на этом этапе было раскрыть психологические и психофизиологические механизмы подростковой одаренности методом сравнительного анализа.

 

Таблица 2 Условная классификация признаков


Название методики.

низкий средний высокий очень высокий

СМИЛ (Т-б)

0-40 40-60 60-70 ³70

Омега-потенциал (мВ)

<20 20-40 40-60 >60

ТОР (б)

СКР 0-62 63-124 125-186 187-248
РСО 0-6 7-12 13-18 19-24
ПМР 0-20 21-40 41-60 61-80
СР 0-19 20-38 39-57 58-76
АР 0-18 19-36 37-54 55-72
УР 0-17 18-34 35-51 52-68

 

На втором этапе исследования графики значений динамической омегаметрии, регистрируемых в процессе урока, сопоставлялись с записями наблюдения о ходе урока, на котором проводили измерение, с целью сравнить функциональные изменения ЦНС в процессе урока у контрольной и экспериментальной групп.

По каждой шкале всех тестов было найдено среднее значение для контрольной и экспериментальной группы в отдельности. По данным динамической омегаметрии получены типовые графики контрольной и экспериментальной групп.

 



2019-12-29 191 Обсуждений (0)
Организация исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)