Последовательность работы над формированием речевого дыхания.
Первый этап Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация ритма дыхания и увеличение объема вдоха. Упражнения на дыхание 1. Исходное положение (и. п.): встать, плечи развернуть; голову держать прямо; одну руку положить на диафрагму, другую - на ребра. Глубокий вдох на счет "раз", задержка дыхания; плавный выдох на счет 1, 2, 3, 4, 5 (считать вслух). 2.И. п., как в упр.1. Глубокий вдох на счет 1, 2, задержка дыхания на счет 1, 2, 3 плавный выдох на счет 1, 2, 3, 4, 5. 3.И. п., как в упр.1. Глубокий вдох на счет 1, 2, задержка дыхания на счет "раз", плавный выдох на счет 1, 2, 3, 4 (вслух), затем добрать воздух и продолжить считать до 8-10. Выработка правильного физиологического (диафрагмального) дыхания. Левую руку положить на живот, правую - на нижнюю часть груди. Сделать глубокий вдох через нос, произвести свободный, плавный выдох через нос. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2-3 секунды воздух в легких, затем медленно и плавно выдохнуть через рот. Игровые упражнения "Мячик", "Шарик", "Шарик - ямочка". Второй этап Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала. Игровые упражнения "Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые" (дутье на полоски, листочки и др.). Дутье на подвешенные бумажные игрушки - жуков, бабочек, птичек и др. Катание по столу легких предметов, дутье на вертушки. Надувание мыльных пузырей. Игра на музыкальных инструментах (дудочке, свирели, губной гармошке и др.). Дутье в трубочки (соломинки для коктейля), вставленные в воду. Игра с воздушными шарами ("Чей шар поднимется выше?"). Надувание резиновых игрушек, шаров. Катание по столу маленьких машинок ("Чья машинка уедет дальше?"). "Погаси свечу", "Футболисты", "Забей мяч в ворота", "Горячий чай". Третий этап Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков (проводится одновременно с развитием артикуляции звуков). Громкое и длительное произнесение изолированных гласных звуков. Сделать короткий вдох на счет "раз" (рот открыт). Задержать воздух на счет "раз" и произвести протяжный, плавный выдох с произнесением одного из гласных звуков [а], [э], [о], [у] или [и]. Длительное и с различным уровнем громкости произнесение сочетаний звуков: аа-ууууу, ааа-иии-ууу, ооо-иии-ааа-ууу. Произнесение согласных звуков [ф], [х], по мере появления звуков используются согласные [с], [з], [ж], [ш]. Игровые упражнения "Погреем ручки" (произносится на выдохе звук х-х-х-х-х), "Проколотый мяч" (произносятся звуки шшшш или ссс), "Комары и комарики" (произносится звук зззз), "Большие и маленькие жуки" (произносится звук жжжж), "Насос" (произносится звук сссс). Педагогу следует контролировать длительность и громкость произношения звуков, плавность перехода от одного звука к другому без добора воздуха между ними. Четвертый этап Произнесение слогов и звукоподражаний. Игровые задания и упражнения "Эхо". Заблудились мы в лесу, закричали мы "Ау!" "Разговор игрушек". Произнесение слоговых сочетаний: па-по-па-по, пу-бу-пу-бу. "Разговор инопланетян" (вы-ву-вы-ву, ва-фа-вы-фы), "Кто как голос подает". (Кукушка: "Ку-ку, ку-ку". Лошадка: "Иго-го-о-о". Кошка: "Мяууу". Собака: "Гавввв", "Аффффф", Курочка: "Ко-ко-ко-ко". Петух: "Ку-ку-ре-ку".)"Позовем голубей" (гули-гули-гули). Несли тяжелую вещь, поставили на место: "Ух! Ух! Ух!" "Дровосеки". Пятый этап Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов). 1. Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания и произнесение от 2 до 4 слов на одном выдохе, например, счет (один, два, три, четыре), дни недели (понедельник, вторник, среда, четверг), предметы, относящиеся к определенной родовой группе (шапка, шуба, шорты, куртка). 2. Глубокий вдох на счет 1,2, короткая задержка дыхания, произнесение чистоговорки из 3-4 слов на выдохе, например "Лола мыла куклу Милу". 3. Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания, произнесение чистоговорки с дополнительным вдохом: "Мама Милу мылом мыла (вдох), Мила мыла не любила". Выводы: В первой главе мы рассмотрели роль речевого дыхания в развитии ребенка дошкольного возраста, как в норме, так и при нарушении речи, в работе многих исследователей отмечается важное значение речевого дыхания в речепораждении. Речевое дыхание является тем компонентом при нарушении, которого порождение речи значительно страдает. Мы проанализировали целый ряд работ, посвященный изучению детей с нарушением речи. В этих работах отмечается, что при многих нарушениях речи в частности при: дислалии, дизартрии, ранолалии, заикании у детей имеются значительные проблемы с речевым дыханием. Поэтому они нуждаются в специальной коррекционно-педагогической работе по развитию речевого дыхания.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |