Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эластичность спроса и предложения. Практическое использование показателей эластичности.



2019-12-29 282 Обсуждений (0)
Эластичность спроса и предложения. Практическое использование показателей эластичности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Эластичность спроса позволяет почти точно измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Коэффициент эластичности – это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Математически эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.

Виды эластичности:

· эластичность спроса по цене;

· эластичность предложения по цене

· точечная эластичность спроса

· перекрестная эластичность спроса по цене

· дуговая эластичность спроса

· эластичность спроса по доходу;

· эластичность соотношения цен и заработной платы;

· эластичность прямой линии

· эластичность технического замещения.

Осн., рассматриваемой на практике категорией, как правило, выступает эластичность спроса по цене (). Она имеет следующие формы:

эластичный спрос (> 1). Величина спроса изменяется в большей степени в ответ на изменение цены. К примеру, рост цены на 2% вызывает снижение величины спроса на 10%;

· неэластичный спрос (< 1). Величина спроса изменяется в меньшей степени в ответ на изменение цены. Допустим, рост цены на 1% приводит к снижению спроса лишь на 0,5%;

· единичная эластичность спроса (=1). Имеет место, если на каждый процент изменения цены кол-во спроса изменяется также на 1%;

· совершенно эластичный спрос (= ∞). Здесь величина спроса изменяется бесконечно при незначительно малом изменении цены. В данном случае кривая спроса горизонтальна;

· совершенно неэластичный спрос (= 0). Величина спроса никак не изменяется при вариации цены. График кривой такого спроса представляет собой вертикальную.

Эластичность спроса – это чувствительность величины спроса к изменению цены на товар называется эластичностью спроса.

В связи с этим, можно сказать, что:

· Эластичный спрос – спрос на продукт или ресурс, для кот-го коэффициент ценовой эластичности больше единицы. Т.е. процент изменения величины спроса больше процента изменения цены товара.

· Неэластичный спрос – коэффициент эластичности спроса на такой продукт или ресурс меньше единицы; процентное изменение цены больше процентного изменения объема предложения.

При этом различают:

эластичность спроса по цене:

где Q1, Q2 – величина спроса на товар, штук;

Р1, Р2 – цена на данный товар, денежных единиц.

эластичность спроса по доходу – показывает, на сколько процентов изменится величина спроса на товар при изменении дохода потребителей на 1 %:

где I1 I2 – доход потребителей, денежных единиц;

Q1, Q2 – величина спроса на товар, штук.

перекрестная эластичность – показывает, на сколько процентов изменится величина спроса на товар А при изменении товара В на 1 %:

где QA1, QA2 – величина спроса на товар А, штук;

РВ1, РВ2 – цена товара В, денежных единиц.

На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

1. Спрос эластичен в долговременном периоде.

2. Чем больше удельный вес покупки в бюджете потребителя, тем эластичнее спрос на него.

3. На товары первой необходимости спрос менее эластичен, на предметы роскоши – эластичен.

Эластичность предложения – это чувствительность величины предложения к изменению цены на товар называется эластичностью предложения:

где Q1, Q2 – величина предложения данного товара, штук;

Р1, Р2 – цена на товар, денежных единиц.

Эластичность предложения не оценивается показателем общей выручки. Между величиной предложения и ценой товара имеется прямая зависимость, благодаря кот-й кривая предложения является возрастающей – при росте цены товара, работ, услуг, всегда возрастает и общая выручка продавцов.

В общем говоря, деление эластичности является достаточно условным, так как разные блага имеют разный коэффициент эластичности. Эластичность может изменяться в зависимости от фактора времени, от конкретной группы населения, от наличия товаров-заменителей и т.д.

Также неверно отождествлять эластичность и наклон кривой спроса, ибо данные понятия являются различными. Отличия между ними можно проиллюстрировать на эластичности прямой линии спроса (рис. 7).

На рис. 7 заметно, что прямая линия спроса в каждой точке имеет одинаковый наклон. Однако выше середины линии спрос эластичный, а вот ниже – неэластичный. В точке, расположенной посередине, наблюдается единичная эластичность спроса. Об эластичности спроса можно судить по наклону только вертикальной или горизонтальной линии.

Эластичность и наклон – разные понятия

Обозначим формы эластичности другой категории – предложения:

эластичное предложение (объем предложения изменяется на больший процент, чем цена). Данная форма характерна для долгосрочного периода;

неэластичное предложение (объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена). Такая форма характерна для краткосрочного периода;

абсолютно эластичное предложение (аналогично абсолютно эластичному спросу). Характерно для долгосрочного периода, и кривая предложения строго горизонтальна;

абсолютно неэластичное предложение. Присуще текущему периоду, и кривая предложения строго вертикальна.

Наравне с эластичностью спроса и предложения в отдельности существует и перекрестная эластичность. Она может быть:

положительная, характерна для товаров-субститутов;

отрицательная, присуща товарам-дополнителям;

нулевая, свойственна товарам, не относящимся ни к заменителям, ни к дополонителям.

В микроэк-ком анализе показатель эластичности может быть использован для:

определения ценовой политики предприятия;

анализа поведения потребителя;

прогнозирование изменений в расходах потребителей и в доходах производителей вследствие изменения цены товаров

определение стратегиикомпаний, максимизирующих свою прибыль;

разработка структуры налогообложения;

выработка мероприятий государственного регулирования эк-ки, в особенности политики занятости населения.

 

10.Теория потребительского поведения.

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные товары и услуги.

Предъявляя спрос на те или иные блага, потребитель стремится извлечь от их приобретения наибольшую пользу, т.е. максимизировать совокупную полезность. Однако потребитель наталкивается на ограничения, связанные с величиной дохода, которым он располагает, и уровнем рыночных цен. Эти ограничения заставляют потребителя делать выбор между теми или иными благами.

Потребительский выбор – это выбор максимизирующий совокупную полезность в условиях ограниченности ресурсов (дохода). Таким образом теория потребительского потребления связана с анализом трех проблем: совокупной полезности, дохода и цен.

Рациональное потребительское потребление предполагает, что потребитель максимизирует совокупную полезность в условиях существующего у него бюджетного ограничения.

Потребитель находится в сост-ии равновесия, если он не может увеличить совокупную полезность, при данной величине своего дохода и существующих ценах, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара.

Предпосылки анализа потребительского поведения:

· - множественность видов потребления – каждый потребитель стремится иметь множество разнообразных благ;

· - ненасыщаемость – потребитель стремится приобрести большее кол-во благ;

· - транзитивность – постоянство и согласованность вкусов потребителя (если ему безразличен выбор между молоком и кефиром или между кефиром и ряженкой, то ему безразличен и выбор между молоком и ряженкой);

· - взаимозаменяемость благ – потребитель готов отказаться от какого-то кол-ва благ одного вида, если ему предложат большее кол-во благ другого вида;

· - убывающая предельная полезность – с увеличением кол-ва потребляемых благ их предельная полезность снижается.

Осн. направления теории потребительского поведения:

· Кардиналистическое (от мат. «кардинальное» - количественное число)-

Полезность измерима абсолютно (единицы измерения полезности – «утили»).Потребитель находится в равновесии, т.е. он максимизирует совокупную полезность распределяя свой доход таким образом, что последний рубль, израсходованный на приобретение любого товара, приносит равную предельную полезность, т.е. отношение предельной полезности к цене одинаково для всех товаров. Условие потребительского равновесия выражается формулой:

Ординалистическое (от мат. «ординальное» - порядковое число)Полезность количественно неизмерима и потребитель имеет возможность лишь устанавливать, ранжировать предпочтительность того или иного набора приобретаемых благ. Ординалистическая теория определяет состояние равновесия потребителя на основе кривых безразличия, которые выявляют предпочтительность того или иного набора благ и бюджетной линии, характеризующей возможность потребителя приобрести тот или иной набор благ.

Кривая безразличия (U) представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя (рис. 4.1).

Любая точка на кривой безразличия (A, B, C, D, E) характеризует набор товаров X и Y, имеющих одинаковое потребительское значение (приносящих одинаковую совокупную полезность) для потребителя, и потому потребителю безразлично, какой набор приобрести, т.е. ни один из наборов не имеет предпочтения.

Карта кривых безразличия – множество кривых безразличия, каждая их которых представляет собой различный ур-нь совокупной полезности (рис. 4.2).

Каждая кривая безразличия представляет разную совокупную полезность. Совместно кривые безразличия характеризуют предпочтения потребителей. Чем дальше кривая безразличия от начала координат, тем больше совокупная полезность приносимая набором товаров.

Бюджетная линия (BL) показывает кол-во товаров, доступных потребителю при имеющемся в его распоряжении доходе и существующих рыночных ценах (рис. 4.3).

Любая точка лежащая на бюджетной линии доступна потребителю, т.е. его доход и существующие цены позволяют ему купить любой набор товаров X и Y.

Бюджетная линия:

- сдвигается вправо, когда доход потребителя увеличивается или цены товаров снижаются одинаково;

- сдвигается влево, когда доход потребителя уменьшается или цены товаров возрастают одинаково;

- меняет угол наклона, когда цены товаров изменяются непропорционально.

Потребитель находится в равновесии, если приобретает набор товаров соответствующей точке самой высокой из доступных ему кривых безразличия бюджетной линии. В точке равновесия потребитель получает наибольшую полезность при данном уровне цен и имеющемся в его распоряжении доходе (рис. 4.4).

Равновесное положение потребителя достигается в точке е, в кот-й бюджетная линия (BL) касается наиболее высокой из всех доступных потребителю кривых безразличия - U2. Потребителю доступны и комбинации товаров X и Y, лежащие на кривой безразличия U1 (точки a и b), однако последние соответствуют меньшей совокупности полезности, так как они расположены на кривой безразличия, более близкой к началу координат. В то же время наборы товаров, находящиеся на кривой безразличия U3, обладают для потребителя большей полезностью, но недоступны ему в силу его бюджетного ограничения.

Фирма( предприятие)

Предприятие - особый объект гражданских прав, юридическое лицо, являющееся произв-венно-коммерческой организацией; самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для произв-ва и сбыта продукции, выполнения работ и/или оказания услуг в целях удовлетворения общ-ныхи частных потребностей и получения дохода с прибылью; произв-венный или коммерческий имущественно-земельный комплекс, созданный для осуществления предпринимательской деят-ти.

Фирма - экономически и юридически самостоятельный субъект хоз-вования, имущественно, социально и организационно обособленный участник хозяйственной деят-ти, имеющий свое наименование, а также общеизвестный и общепризнанный фирменный знак отличия.

Простейший логический анализ рассматриваемых терминов-понятий показывает, что все из них могут быть объединены в одну группу - группу хозяйствующих субъектов, так или иначе, по тем или иным признакам отличающихся друг от друга.



2019-12-29 282 Обсуждений (0)
Эластичность спроса и предложения. Практическое использование показателей эластичности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эластичность спроса и предложения. Практическое использование показателей эластичности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)