Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности изобразительного творчества дошкольников.



2019-12-29 420 Обсуждений (0)
Особенности изобразительного творчества дошкольников. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Формирование творческой личности одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном возрасте наиболее эффективное средство для этого — изобразительная деятельность детей. Принимая во внимание то, что развитие творческих способностей возможно у всех детей, независимо от их уровня интеллектуального развития. Развитие креативности (от английского creativity — способность к творчеству), способствует более успешному решению любых жизненных проблем. Творчество является одним из наиболее важных механизмов детского воспитания и самовоспитания.

Основной показатель творчества, который учёные рассматривают как деятельность высшего уровня, - новизна её результата. Казалось бы, с этой позиции говорить о творчестве детей нецелесообразно, поскольку они не создают ничего объективно и принципиально нового. Более того, процесс создания окрашен субъективной позицией творца, его индивидуальностью. Однако отечественные психологи и педагоги (Л.С.Выготский, В.В. Давыдов, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков, Н.П.Сакулина, Е.А.Фрелина и другие) сумели доказать: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Пример тому — интересные, порой оригинальные рисунки, конструкции, стихотворения.

Л. Парамонова выделила три особенности детского творчества.

Первая важная особенность детского творчества новизна открытий субъективна.

Вторая заключается в том, что процесс создания продукта для ребёнка имеет едва ли не первостепенное значение. Его деятельность отличается эмоциональной включённостью, стремлением искать и много раз опробовать различные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. Ребёнок в отличие от взрослого, для которого решение проблемы (осознание, поиск подходов) самый трудный и мучительный процесс, с лёгкостью начинает интересную для него деятельность.

Третья особенность детского творчества, которая, безусловно, связанна с первыми двумя и особенно со второй. Увлёкшись поиском, ребёнок обязательно стремится закончить интересную для него деятельность положительным результатом.

Педагогическая практика должна строится с опорой именно на эти особенности творчества, несмотря на то, что они демонстрируют несовершенство психических процессов в развитии ребёнка, столь естественных в этот возрастной период.

Своё понимание творчества, известный исследователь А. Лилов выразил так: «...творчество имеет свой общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты творчества таковы:

творчество есть общественное явление, его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создаёт общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и, особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта (класса, народа, общества) при его взаимодействии с объективной действительностью».

В своём исследовании В.Г.Злотников указывает, что художественное характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт — произведение искусства.

По мнению Мухиной В.С. собой изобразительное творчество ребёнка дошкольного возраста имеет некоторые особенности, которые отличают его от творчества взрослого.

1. Ребёнок дошкольного возраста рисует, вырезает, наклеивает, при этом создаёт субъективно новоё, новое для себя самого. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна.

2. Изобразительная деятельность детей как прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Известно, что этот опыт осуществлён и материализован в орудиях и продуктах деятельности, а также в способах деятельности, выработанных общественно-исторической практикой. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребёнок не может. Именно взрослый является носителем этого опыта и его передатчиком. Усваивая опыт, ребёнок развивается. Вместе с тем и сама изобразительная деятельность, как типично детская, включающая рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию ребёнка.

Известный советский педагог В.Н.Шацкая, говоря о детском творчестве и его значении для формирования личности ребёнка, подчёркивала: «Мы его (художественное детское творчество) рассматриваем в условиях общего эстетического воспитания скорее как метод наиболее совершенного овладения определённым видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как создание объективных художественных ценностей».

Известный исследователь детского творчества Е.А.Флерина писала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому».

А.А. Волков, характеризуя изобразительное творчества дошкольников, писал: «Воспитание творчества — разностороннее и сложное воздействие на ребёнка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослого принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитать и у ребёнка для того, чтобы успешно развивать в нём творчество. Обогатить ум ребёнка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями — значит дать обильную пищу тля творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательным — значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своём творчестве виденное ими».

Включая в содержание образования наряду со знаниями и умениями опыт творческой деятельности, И.Я.Лернер определяет такие черты творческой деятельности:

1) самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

2) видение новой функции предмета (объекта);

3) видение проблемы в стандартной ситуации;

4) видение структуры объекта;

5) способность к альтернативным решениям;

6) комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми способами деятельности.

И.В. Лернер утверждает, что творчеству можно учиться, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям.

Создавая изображение, ребёнок осмысляет качества изображаемого, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанных с их передачей действия, продумывает средства передачи образов в рисунке, лепке, аппликации. Чем же характеризуется творчество?

Обратимся к работе Б.М.Теплова: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, - искренность. Без неё все другие достоинства теряют значение».

Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребёнка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной педагогической стимуляции. Но систематическая педагогическая работа, по мнению учёного, не может строиться в расчёте лишь на самостоятельно возникающее творчество, которое у многих детей не наблюдается, хотя эти же дети при организованном вовлечении их в художественную деятельность обнаруживают иногда незаурядные творческие способности.

Таким образом, возникает большая педагогическая проблема—поиск таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребёнка действенное подлинное желание «сочинять».

Отечественные исследователь психологии детского творчества Е.И. Игнатьев писал: «от простого перечисления отдельных деталей в рисунке ребёнок переходит к точной передаче особенностей изображаемого предмета. Одновременно изменяется и роль слова в изобразительной деятельности ребёнка, слово всё больше и больше приобретает значение регулятора, направляющего процесс изображения, контролирующего приёмы и способы изображения...»

Каждый ребёнок, создавая изображение того или иного предмета, передаёт сюжет, включает в него свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом заключается изобразительное творчество ребёнка дошкольного возраста, проявляющееся у него не только тогда, когда он сам придумывает тему для своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создаёт изображение по заданию педагога. Определяя композицию (расположение изображений на листе бумаги), цветовое решение, другие выразительные средства, внося интересные дополнения и т.п.

 

2.2  Стадии рисования ребенка.

В течение детства увлечение изобразительной деятельностью проходит ряд стадий, каждая из которых характеризуется совершенно определенными особенностями рисунков, по которым можно судить о том, развивается ли ребенок в соответствии со своим возрастом, опережает его или отстает от него в развитии. Календарный возраст и «возраст развития» не всегда совпадают.

Календарные сроки каждой стадии у разных детей несколько смещаются в зависимости от условий воспитания, особенно от отношения взрослых к увлечению рисованием детей. Непродолжительные задержки (до полугода) ребенка на изображениях, характерных для какой-либо из стадий, не следует считать признаком отставания в развитии. Интенсивность и продолжительность продвижения на каждой стадии у разных детей неодинаковы, поэтому некоторая задержка на одной из них, особенно вызванная внешними условиями, впоследствии может быстро и эффективно компенсироваться. Однако значительное расхождение между календарным возрастом и «возрастом развития», особенно в завершающий период дошкольного возраста и начальный школьный, потребует особенных педагогических средств обучения ребенка.

Исследования психологов и педагогов выделяют следующие стадии, охватывающие весь период детства: доизобразительная стадия (стадия «каракулей»), стадия бесформенных изображений, стадия изобразительных схем, стадия правдоподобных изображений, стадия правильных (реалистических) изображений.

Доизобразительная стадия рисования.

Обычно дети начинают рисовать на втором году жизни: одни – чуть раньше, другие чуть – позже. Если бумагу и карандаш ребенок вовремя получит от взрослых, то чаще и охотнее будет пользоваться именно этими материалами для рисования. Иначе он самостоятельно обнаружит, что кусочек мела или угля, так же как и папина авторучка и мамина губная помада, наделен замечательным свойством.

Почему даже тот ребенок, который никогда не видел, как это делается, вдруг начинает рисовать?

Наблюдая начальную стадию детского рисования, разные ученые отмечали одинаковые или очень сходные факты, но, несмотря на это, по-разному объясняли причину зарождения рисования у ребенка. Одни считали, что так проявляют себя врожденная “графическая потребность” и излишки нервно-мускульной энергии маленьких детей. Другие связывали это с определенными этапами созревания интеллекта. Третьи видели в этом проявление инстинктов и подсознательных влечений. Но все обратили внимание на то, что сроки начала рисования у разных детей неодинаковы – колеблются от одиннадцатимесячного до четырехлетнего возраста. Для детей подражание взрослым – источник и главное средство освоения всего нового. Поэтому подражание не всегда ведет к полному повторению: подражая чтению, ребенок начал рисовать.

Однако первые детские каракули лишь условно можно назвать рисованием. Сколько ни вглядывайся в беспорядочное сплетение линий, штрихов, точек, даже дырок в бумаге, никакого сходства с чем-нибудь определенным не обнаружишь. Каракули ничего не изображают. Потому и называют специалисты первую стадию графической активности детей доизобразительной.

Вначале дети даже не смотрят на то, что сделали на листе, только черкают. Но после нескольких первых проб малыш начинает интересоваться результатами своих усилий.

Желание угадать смысл детских каракулей породило множество предположений. В беспорядочных линиях маленьких детей нередко пытаются найти символику эмоциональных состояний, графическое выражение переживаний ребенка, знаки его подсознательных впечатлений и т.п.

И все-таки для ребенка каракули имеют смысл. Вначале, при самых первых попытках водить карандашом по бумаге, он получает удовольствие только от самих своих движений. Конечно, штрихи на бумаге попадаются ему на глаза, но пока что они его не интересуют. Очень скоро малыш замечает, что эти штрихи и его движения как-то связаны. Движения, которые прежде лишь ощущались и пропадали неизвестно куда, теперь приобрели совсем иную форму, не такую, к которой он привык, - они закрепились, на бумаге остались ясные и четкие следы движений его руки. Невидимое стало видимым. Впервые ребенок сам создал и обнаружил наглядный образ собственных действий.

Благодаря каракулям начинает образовываться тот «мостик», который помогает преодолеть разрыв между представлениями-действиями и представлениями о видимом облике вещей, потому что детские каракули – одновременно образ и двигательный, и зрительный.

Итак, подражание действиям взрослых побудило ребенка взяться за карандаш. А неиссякаемая потребность все делать своими руками сделала это занятие очень привлекательным. Сами движения рукой по бумаге доставляют ребенку большое удовольствие. Но руки не всегда слушаются. Рисование же совершенствует движение руки, что само по себе очень важно для развития многих способностей ребенка. Еще важнее то, что между движением руки и развитием зрения человека существует теснейшая взаимосвязь.

В детстве зависимость зрения от движений руки сохраняется очень долго. Родители могут существенно влиять на темп и качество развития своего ребенка в этот очень насыщенный изменениями и новыми образованиями период детства. Это важно потому, что в первые годы жизни многое в психике ребенка изменяется очень быстро и то, что упущено, чем дальше, тем труднее исправить.

Если вы попробуете предложить бумагу и карандаш ребенку 7-11 месяцев от роду, он охотно ухватится за незнакомые предметы, потянет их в рот, станет мять или рвать бумагу, покусает карандаш, попытается проткнуть им бумагу. Случайно малыш может приложить карандаш к бумаге так, что на листе останется штрих, на который он, однако, никак не прореагирует и повторять движение не станет, а карандаш скоро уронит. К концу первого года жизни или позже рука ребенка уже может удерживать карандаш и делать им движения на поверхности бумаги, водить щепкой или палочкой по земле, мелом, известкой и кирпичом по стене или асфальтовой дорожке.

Скоро он с вашей помощью освоит новые предметы и настолько полюбит это занятие, что будет самостоятельно находить карандаш и бумагу или что-то их заменяющее даже тогда, когда родители этого не хотят.

Дети учатся воспроизводить свои движения. Им нравится многократно повторять, водить рукой туда и обратно, стараясь не отрывать карандаш от бумаги. И хотя ребенок, заполнив, таким образом, очередной лист, внимательно изучает сделанное, это пока не отражается на его действиях: они еще очень неуверенны. В результате повторения движений на бумаге начинают получаться пучки штрихов и линий, напоминающие плохо связанный веник. Такие пучки могут долго почти не изменяться, но это не показатель застоя в развитии, потому что постепенно ребенок научается делать их не случайно, а намеренно.

Первым организатором детских каракулей становится ритм. Сначала это можно заметить только по ритмичному повторению движений руки с карандашом. На бумаге почти ничего не заметно. Внешний вид пучков кажется тем же, но линии в них все чаще получаются направленными в одну сторону, а позже появляется и равномерность в их расположении на листе. Важное изменение происходит в отношении ребенка к результату своих действий.

Дети начинают зрительно, по внешнему виду отличать организованную поверхность от неорганизованной и по-разному к ним относятся. Происходит значительнейшее событие в развитии психики ребенка в целом – неупорядоченности восприятия и мышления приходит конец.

Развитие детей в этот период больше всего зависит от того, насколько активно они совершают практические действия с разными предметами.

Внешний вид рисунков детей постепенно меняется. Наряду с пучками появляются зигзаги, дугообразные и прямоугольные линии, а затем следы вращательных движений карандашом. Листы теперь густо заполнены линиями. Свободного места почти не остается.

Полезно в это время обратить внимание на характер движений, которые, рисуя, делает ваш сын или дочь. Если у ребенка преобладают отрывистые движения с малой амплитудой – это полезно для развития мелких мышц кисти руки, но тормозит совершенствование руки в целом. Покажите ему, как делать широкие, размашистые движения, от которых получается линия, идущая через весь лист. Наоборот, если в рисовании преобладают крупные движения, что бывает реже, ребенку полезно показать, как делаются мелкие штрихи, зигзаги и спирали. Для этого, наряду с большими листами для рисования, надо давать детям листочки среднего, а маленького размера. Поначалу малышу полезнее давать карандаши только четырех основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый) и черный. Такой набор он легче запоминает и, следовательно, быстрее станет различать цветные карандаши по названию цветов.

 

 Стадия бесформенных изображений. На пути к первым изображениям.

Доизобразительная стадия детского рисования еще не закончилась, а ребенок уже на пути к первым изображениям мира людей, животных, растений, предметов. И этот период еще можно охарактеризовать как стадию бесформенных изображений. Нет, на его рисунках ничего, хотя бы отдаленно напоминающего все это, найти невозможно… Так на пути к первым изображениям союзником рисования стало слово, точнее – речь. Отныне она надолго будет прочно связана с изобразительной деятельностью детей.

Об этой связи ученые знали давно, однако считалось, что в рисовании речь играет второстепенную роль, дополняя главное – активную зрительную деятельность ребенка. Но последние исследования физиологов дали неожиданные результаты. Оказалось, что в течение всего периода активной изобразительной деятельности, начиная со стадии каракулей до 9-10 лет, процесс рисования преимущественно связан с активностью речевых разделов мозга и рисунок отражает тот уровень обобщения, который доступен ребенку в мышлении.

Рисуют же дети только каракули. Сначала при этом ребенок молчит. Потом шепотом произносит какие-нибудь слова, чаще всего те же “мама”, “баба”, “папа” и им подобные. Показывая рисунок, он может произнести какое-то слово, но та картинка, которая вчера была названа “мама”, сегодня стала “баба”, а завтра будет “га-га”. Все эти слова к рисунку никакого отношения не имеют – просто малышу нравится по любому поводу их повторять. Сначала он лишь приговаривает по ходу рисования. Подчеркивая тем самым ритм своих действий, ритмичные звуки соединяются с постукиванием, черканьем круговыми движениями карандашом. Потом появляются слова, обозначающие какие-то действия, но обязательно ритмично организованные: “кап-кап-кап” или “бум-бум-бум”…

На вопрос: “Что ты нарисовал?” – малыш попросту не знает, что ответить. А если взрослый назовет рисунок “трава” или “бабушка”, может согласиться или возразить: “Нет. Каляка-маляка”. Без помощи родителей дети еще не опознают в своих каракулях даже случайного сходства с чем-то определенным. Важно не упустить то время, когда они смогут это сделать, тогда помощь будет полезна. Но еще важнее не спешить с названием рисунка, потому что тогда у вашего ребенка может сложиться уверенность в том, что любой набор линий без каких-либо видимых оснований можно считать изображением дома, дерева, цветов, если назовешь их соответствующим словом.

Вначале третьего года жизни или немного позже дети очень увлекаются тем, что делают карандашом движения в разных направлениях. Теперь, прежде чем приступить к рисованию, они сначала осматривают лист, потом проводят линию вверх или вниз, пробуют прочертить ее влево и вправо, иногда на ходу изменяют направление движения руки – получаются ломаные, угловатые следы карандаша. Дети осваивают пространство листа. Лист бумаги становится местом передвижения.

След и направление движения в пространстве – вот главное, что теперь занимает детей. Линии на листе для ребенка как бы план реальной местности, но план ничем не наполненный.

Теперь на рисунках детей нет свободного места, бумага плотно зарисована, одни линии перекрывают другие, сплетаясь друг с другом. Удобно это делать карандашами разного цвета.

В это время или немного раньше дети начинают замечать, что от усилия, с которым они нажимают на карандаш, зависит яркость линии на рисунке. Это открытие ребенка надо поддержать. Показать, что, рисуя мягкими графическими материалами (углем, мелком, восковым мелком), не надо так сильно напрягать руку, как при рисовании карандашом.

Ребенок часто видит, как старшие в семье пишут письма родственникам и знакомым, слышит, как читают их ответы, и ему тоже хочется участвовать в этом интересном занятии. Особенно если адресат ему знаком: бабушка, дедушка или папа в командировке. Внешне его “письма” – те же каракули, но, делая их, ребенок старается приговаривать что-то более или менее связанное, разумеется, не на рисунке, а между словами. Позже в распоряжении каракулей не листе начинает проявляться едва заметное сходство со строчками письма и чаще встречаются мелкие петлеобразные линии, отдаленно напоминающие написание слов от руки. Но, играя в “письма”, дети не пишут, а рисуют. Обучая малыша по разному нажимать на карандаш, родители воспитывают у него способность свободно регулировать свои движения.

Рисуют дети охотно. Наряду с каракулями иногда изображают что-то немножко похожее на реальные предметы. Покрывая штрихами и пятнами лист за листом, он напряженно всматривается в каждый из них, поворачивает в разные стороны, неутомимо ищет на рисунках сходство с существами, предметами и явлениями, которые видел в жизни или на картинках. И вдруг замечает: на разных рисунках одинаково проведенные штрихи соединяются в изображение, похожее на один и тот же предмет. Малыш старается повторить эти штрихи и получает такое же изображение, но уже не случайно, а преднамеренно.

Первые изображения получаются у маленьких детей чаще всего случайно или в результате специального показа и объяснения взрослыми того, как рисуется машина, домик, солнышко.

Взрослым вид ребячьих каракулей, особенно на книгах или обоях, кажется настолько безобразным, что невольно возникает желание поскорее прекратить это занятие, а то и запретить совсем, чтобы не сложилась дурная привычка пачкать ценные вещи. Малышу же нравится черкать, поэтому он сопротивляется и находит удобный случай заняться любимым делом. Но долго противостоять взрослому ему не под силу, и занятия на время или совсем прекращаются.



2019-12-29 420 Обсуждений (0)
Особенности изобразительного творчества дошкольников. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности изобразительного творчества дошкольников.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (420)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)