Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Альт у Берлиоза , «Гарольд в Италии».



2019-12-29 529 Обсуждений (0)
Альт у Берлиоза , «Гарольд в Италии». 0.00 из 5.00 0 оценок




Альты в творчестве Бетховена.

 В конце 18 начале 19 столетия Бетховен стал завершителем венского классицизма. Он довел до совершенства классический тип оркестра. Струнная группа в количественном отношении по сравнению с прошлым веком возросла -  в 18 веке нормой было 16-22 музыканта струнника, в начале 19 – при 12 первых скрипок 12 вторых, 8 альтов, 9 виолончелей и 7 контрабасов – всего около 50 струнников. По 8 альтов насчитывалось в лучших европейских оркестрах Мюнхена, Берлина, Парижа (1820-е). В других концертирующих оркестрах состав был более скромным: по 8 первых вторых скрипок и по 4 альта. Бетховен имел дело с оркестрами ещё меньшего состава, которого для исполнения его симфоний было явно недостаточно. Альты в целом в оркестре Бетховена были на положении сопровождающего голоса, но общий уровень фактурной разработки партий значительно вырос. Альты в основном проявляют себя в смешанных тембрах. Некоторые традиционные приёмы оркестровки, такие как присоединение альтов к басам, у Бетховена приобретают иное значение: например во 2 симфонии в 4 части этот прием заострят внимание на мелодии, и одновременно изменяется, смешиваясь с альтовым, тембр нижних голосов. Унисон альтов и виолончелей применяется у Бетховена в центральных, ключевых эпизодах и становится средством огромного воздействия (так в пятой, седьмой девятой симфониях). Основную тему из медленной части 9 симфонии исполняют вторые скрипки и альты, здесь уже нет той насыщенности , которая присуща альтам и виолончелям.       

Если в симфонических произведениях композитор редко выдвигал альты на первый план, выявляя их характерные тембровые особенности, то в квартетах это становится постоянным. Возникает новый тип «квартетной полифонии». Как известно, Бетховен играл на альте в боннском придворном оркестре, вероятно это обстоятельство способствовало развитию альтовых партий в его камерных ансамблях и оркестре. Необходимо упомянуть имя альтиста Франса Вайса – участника квартетов Разумовского и Шуппанцига, которые исполняли квартеты Бетховена в присутствии автора. Композитор ценил Вайса, и может ему и обязаны альтовые партии тем, что они не уступают по значению скрипке и виолончели.

Алессандро Ролла (1757 – 1841) –

был выдающимся скрипачом, альтистом, композитором и педагогом. Особенно значительна его роль в истории альтового искусства, им создано множество произведений для альта, предназначенных как для концертного исполнения, так и для обучения. А.Ролла родился в 1757 году в итальянском городе Павия и учился сначала на фортепиано , затем на скрипке у Ренци и Конти. После окончания учебы работал концертмейстером Итальянской оперы в Вене. В 1782 году Ролла уже солист-альтист при дворе в Парме, где позже становится концертмейстером и дирижером придворной инструментальной капеллы. В 1796 году в Парму к Ролле приезжает для совершенствования скрипичной игры четырнадцатилетний Никколо Паганини, подробности занятий Роллы с Паганини остаются невыясненными. Ролла высоко ценил талант юного скрипача и помог ему организовать концерты при пармском дворе. С 1802 и до конца жизни Ролла проводит в Милане – сначала в театре «Ла Скала» как концертмейстер и дирижер, а затем с основания Миланской консерватории в 1808г становится первым профессором скрипки и альта. У него учились – скрипачи Э.Каваллини, Б.Феррара, Антонио Джузеппе Ролла сын.                                                                                          Авторитет А.Роллы как исполнителя и педагога был очень высоким. Его современник аббат Джузеппе Бертини, автор музыкального словаря 1814г, говорит о том , что Ролла «пользуется репутацией искуснейшего виртуоза-альтиста в Европе». В 1833 году М.Глинка ,во время своего путешествия по Италии, встречался с Роллой, который участвовал в исполнении его серенады для фортепиано, арфы, альта, виолончели, фагота и валторны. В своих записках Глинка отмечал ,что не смотря на преклонный возраст «он играл чрезвычайно отчетливо, верно и без тени шарлатанства, от чистоты и верности звука у меня навернулись на глазах слезы».

Произведения написанные им для альта: 12 концертов для альта с оркестром, 3 произведения концертного плана для альта с оркестром - Adagio и тема с вариациями G-dur, а так же дивертисмент d-moll для альта в сопровождении оркестра. Около шестидесяти дуэтов для скрипки и альта, шесть маленьких пасторалей для альта соло, четыре сонаты: As-dur – с аккомпанирующим басом, две – с сопровождением скрипки и одна – с аккомпанементом альта. Большинство из перечисленного до сих пор еще не издано. Наиболее известен и часто исполняется концерт Es-dur оп.3.   Творческая деятельность Роллы подвела итог большому и плодотворному периоду в развитии альтового искусства конца XVIII и первой трети XIX века, когда представления об альте как сольном инструменте были намного расширены.

Альт у Берлиоза , «Гарольд в Италии».

Гектор Берлиоз (1803-1869) считается основателем современного симфонического оркестра, и его влияние на западноевропейскую симфоническую музыку весьма значительно. Он был первым, кто последовательно задумывал свои сочинения исходя из самой сущности оркестровых инструментов; он открыл целый ряд неизвестных до него колористических возможностей и тончайших звуковых оттенков. Регистры и тембры инструментов выбирались композитором в соответствии с конкретной программой произведения, часто определенный тембр воплощает определенный образный персонаж. Берлиоз многое сделал для развития альтовых партий в оркестре. Альты у него исполняют сопрановые , теноровые и басовые партии – в зависимости от того, что нужно для равновесия звучания. Берлиоз утверждал альт в качестве равноправного инструмента в оркестре не только как композитор и дирижер, но и как публицист – в своих многочисленных статьях и в знаменитом трактате об инструментовке. Он придавал большое значение того чтобы каждый инструмент был ясно слышан и не подавлялся другими группами. Он также восставал против употребления в оркестрах «альтов недомерков». Что касается состава оркестра ,он был сторонником не менее 10 альтов при 15 первых и 14 вторых скрипках.    

«Гарольд в Италии» - вторая симфония Берлиоза, вершина трактовки альта как солирующего инструмента симфонического произведения. Альту здесь поручается характеристика главного героя. Создание «Гарольда» было связано с именем Паганини. Парижская музыкальная газета январь 1834г: «Паганини просил Берлиоза написать для него новую композицию в стиле «Фантастической симфонии», которую артист хочет играть в своем английском турне. Это произведение озаглавлено «Последние минуты Марии Стюарт. Драматическая фантазия для оркестра, хора и альта соло. Паганини будет исполнять на премьере альтовую партию». Фактически Паганини нужен был концерт для альта с оркестром. Но замыслы Берлиоза были другими, он был одним из создателей романтической программной симфонии и именно в этом жанре он намеревался осуществить просьбу Паганини. Первоначальным замыслом была упомянутая в газете драматическая фантазия – прообраз Гарольда в Италии. Но когда композитор показал эскизы Паганини, он нашел в партии альта слишком много пауз, и это его не удовлетворило. И не связанный заказом Берлиоз даст большую свободу творческой фантазии. Он задумал написать ряд сцен для оркестра, в которых альт соло звучал бы как более или менее активный персонаж, сохраняющий повсюду присущий ему характер. В качестве программы Берлиоз взял фрагмент поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». В своих мемуарах он писал: « Я хотел уподобить альт меланхолическому мечтателю в духе Чальд Гарольда, вставляя его среди поэтических воспоминаний , оставшихся у меня от скитаний в Абруццах». Берлиоз работал над симфонией с огромным воодушевлением, можно сказать лихорадочно, симфония была создана за полгода. О программности сочинения также говорят заголовки частей : 1 часть – «Гарольд в горах», 2 часть – « Шествие пилигримов, поющих вечную молитву», 3 часть – « Серенада Абруццкого горца своей возлюбленной , 4 часть – « Оргия разбойников. Отголоски других частей». В основу легла четвертая песня поэмы Байрона о странствиях Гарольда в Италии, композитор интерпретировал текст довольно легко. Один исследователей творчества Берлиоза писал: « Гарольд в симфонии носит имя, заимствованное у Байрона, но имеет душу Берлиоза». Использование альта в качестве солирующего инструмента в такой монументальной симфонии – явление удивительное. На выбор инструмента конечно повлияло предложение Паганини, но и мнение самого композитора об альте было достаточно высоким. Своеобразие этой как бы театрализованной симфонии в том, что солирующий альт и оркестр – это два разных действующих лица. В ходе развития музыки Берлиоз использует все многообразие тембра инструмента, используя все его регистры.

Интересна характеристика И.Соллертинского: «…объективный мир превращается в контрастный фон для страданий погруженного в гамлетические раздумья, разъедаемого рефлексией и скептицизмом героя, равнодушно взирающего на залитые солнцем ландшафты и наивное веселье поселян: такова драматургическая линия «Гарольда в Италии» Берлиоза, где Гарольд всегда одинок, безучастен, и его альтовая характеристика никогда не сливается с общей жизнью оркестра».

Впервые симфония исполнена 23 ноября 1834 года в концертном зале Парижской консерватории. Дирижировал Н.Жирар , партию альта исполнил Кретьен Юран – концертмейстер и солист оркестра Гранд-опера. Три первых исполнения были далеки от совершенства, дирижер явно не справлялся с партитурой, партия альта была исполнена превосходно, все рецензии были в основном посвещенны солисту, которого называли «Паганини альта», «Байроном оркестра». Настоящий успех пришел, когда за дирижерский пульт встал сам Берлиоз в 1836г, с этих пор композитор никому не доверял своего любимого детища и до конца жизни дирижировал им сам, всегда с огромным успехом во многих странах. На Паганини симфония произвела огромное впечатление, что он и выразил Берлиозу в самых восторженных словах. Исполнить «Гарольда» самому ему так и не удалось.             В России симфония впервые прозвучала под управлением самого автора во время первых гастролей Берлиоза в Петербурге и Москве, в 1847 году. На альте солировал Г.Эрнст, через 20 лет Берлиоз опять побывал в России , тогда солистом в Москве выступал – Ф.Лауб, в Петербурге – замечательный русский альтист Иероним Вейкман. Берлиоз подготовил новое использование выразительных возможностей альта и в симфоническом оркестре, в опере и в сольном жанре. Дальше это было развито Вагнером и Штраусом.

Кретьен Юран (1790-1845).

В первой половине XIX века К.Юран и А.Ролла были единственными исполнителями-альтистами , регулярно выступавшими и с сольными программами ,и в камерных ансамблях. По традиции того времени К.Юран владел многими музыкальными инструментами: скрипка, альт, виола д'амур, гитара, фортепиано и орган. Родился в небольшом городке вблизи Аахена на границе Франции, Бельгии и Пруссии ,с детства занимался на скрипке у своего отца и довольно быстро сделал значительные успехи. Юному скрипачу довелось играть перед французской императрицей Жозефиной, рекомендация которой к профессору парижской консерватории Ж.Ф.Лесюэру открыла путь 16-ти летнему Юрану в Париж. Получив прекрасное и многостороннее образование у лучших парижских педагогов, Юран тем не менее не мог стать стать студентом консерватории: после поражения Наполеона, Пруссия захватила Аахен, а студентом Парижской консерватории мог быть только француз. Его деятельность в качестве альтиста началась с 1814 года, когда известный французский скрипач П.Байо пригласил К.Юрана участвовать в своем струнном квартете. Его концертная деятельность как альтиста и исполнителя на виоле дамур оставила наибольший след.   По всей вероятности в то время он был единственным исполнителем подобного плана во Франции.  Им было сыграно немало сочинений композиторов XVI-XVIII веков. Для выступлений он сам делал альтовые транскрипции, сочинял оригинальные произведения. Юран уделял значительное внимание альту и виоле виоле д'амур, но скрипка все же была его основным инструментом. Тридцать лет он проработал в оркестре Гранд-опера и сыграл множество скрипичных соло в операх и балетах. В 1837 году Лист организовал серию из четырех концертов, посвященных камерным произведениям Бетховена, в качестве скрипача был приглашен К.Юран , исполнивший с Листом и виолончелистом А.Батта фортепианное трио. Жорж Санд писала: «Юран играет музыку Бетховена с глазами, омытыми слезами».                                                                                                                                                             

Берлиоз и Юран познакомились в конце 20-х годов и они благожелательно относились друг к другу, у них было много общих интересов. И предложение композитора сыграть партию альта в «Гарольде было естественным и закономерным.

 

Паганини-альтист.

В творческой жизни Паганини (1782-1840) был небольшой период , когда он, увлеченный разнообразием и глубиной звучания альта, играл на этом инструменте. Все началось с того , что в 1833 году Паганини приобрел в Лондоне прекрасный бархатистого тембра альт Антонио Страдивари. Освоившись с инструментом ,он начал сочинять сонату для альта с оркестром, но пока ее не закончил. А вот несколько камерных ансамблей с участием альта Паганини закончил , и одно из них было исполнено в мае1833 в Лондоне. Лондонская газета писала: «На вечере ,данном на днях доктором Биллингом , Паганини, Мендельсон и Линдли сыграли трио для альта, гитары и виолончели. Мендельсон исполнял на фортепиано партию гитары...игра Паганини на альте в ансамбле была подлинно классична – никаких фокусов, скачков, все пассажи были исполнены правильно и красиво, в таком же стиле играл на виолончели Линдли. Сочинение отражает возможности синьора ,оно очень доступно по музыке, но вместе с тем написано учено и необыкновенно впечатляюще».                                                                                                                                                                   

Когда Паганини услышал «Фантастическую симфонию Берлиоза , он решил заказать произведение для альта с оркестром , дальнейшая судьба этого произведения известна. Тогда он заканчивает начатое им сочинение и 28 апреля 1834 года впервые выступает как альтист-солист в Лондоне с «Сонатой для Большого альта с оркестром». Критика встретила это произведение крайне сдержано, так же как и широкая публика. Артисту пришла идея сконструировать большой альт из-за того , что альт Страдивари ,при всех своих превосходных качествах, по видимому не отличался силой тона и не мог противостоять оркестру. Инструмент был заказан одному итальянскому мастеру , который сделал его к концерту. Паганини назвал его в одном случае «Гранд виолой»,  в письмах же он называет его «контравиолой». И.Ямпольский в книге о Паганини пишет: «Возможно идея «большого альта» возникла у Паганини не без влияния парижского мастера Жана Баттиста Вильома, за работами которого он с интересом следил. В то время мастер как раз проводил опыты по конструированию подобного инструмента , названного им так же «контравиолой». Выступление Паганини в Лондоне было последним публичным выступление в качестве альтиста. После смерти Паганини в 1840 году рукопись сонаты вместе с архивом перешли к его сыну – Ахиллу. Вначале XX века она попала в музей истории музыки Хейера в Колонне. После коллекцию рукописей приобрел мангеймский промышленник Ф.Риттер. И только в 1927 году вся коллекция попала в римскую библиотеку. В 1974 была опубликована, спустя 140 лет после первого исполнения. Что касается художественных достоинств произведения – оно уступает скрипичным. Соната создана без учета специфики альта , приходит мысль, что это скрипичное произведение, переложенное для альта, хотя точно известно об оригинальности сонаты. Но не смотря на это, сочинение после опубликования получило среди альтистов популярность.

 Сольные и камерные произведения разных авторов.

Более яркую картину эволюции альта можно проследить в интенсивно развивающемся на протяжении XIX жанре струнного квартета, где выразительные возможности альта раскрылись полнее и глубже  ,чем в ограниченном круге сольной альтовой литературы. В этот период были созданы квартеты Бетховена ,а также Шуберта, Шумана, Брамса, Дворжака и Сметаны, альтовому голосу в некоторых эпизодах поручаются особенно ответственные моменты. Значительна роль альта и в других жанрах камерно-инструментальной музыки.                                                                           Наиболее раннее сольное произведение XIX века – Фантазия для альта с оркестром И.Н.Гуммеля(1778-1837), изданная в 1822 году, оригинальное ее название Попурри. В основу положена ария из второго акта «Дон Жуана» Моцарта. Это сочинение предвосхитило популярные позднее оперные фантазии для фортепиано Листа и других композиторов.                                             

Есть соната для альта и фортепиано Мендельсона(1809-1847) ,сочиненная когда юному композитору было пятнадцать лет. В ней заметно влияние Бетховена , но проявляется и индивидуальный почерк Мендельсона. Появление альтового произведения было не случайным, в то время Мендельсон играл на альте в камерных ансамблях со многими известными музыкантами – Н.Паганини, Н.Гаде, Ф.Давидом.

На альте также играл и Ф.Шуберт(1797-1828), в венской капелле и в семейном квартете вместе с братьями и отцом. У Шуберта есть произведение, которое альтисты считают альтовым, а виолончелисты – виолончельным. А вообще оно написано для другого инструмента – арпеджионе. Соната a-moll Arpedggione ,была создана Шубертом в 1824 году для своего друга Г.Штауфера, который и изобрел этот смычковый инструмент. Это был гибрид виолончели и гитары, вскоре был забыт, но написанная для него соната исполняется альтистами и виолончелистами.

Marchenbilder – «Сказочные картины» для альта Р.Шумана – жемчужина альтового репертуара, одно из немногих оригинальных альтовых произведений XIX столетия. Это небольшой цикл из четырех пьес. Произведение написано в 1851 году и посвящено скрипачу и музыкальному историку            И. фон Василевскому, который также играл на альте и был первым исполнителем картин вместе с Кларой Шуман.                                                                                                                                                      Интересна партия альта и в «Сказочных повествованиях» Шумана – четырех пьесах для фортепиано, кларнета и альта. Одно из лучших камерных произведений Шумана – третий струнный квартет, в третей части которого композитор поручает альту взволнованную , страстную мелодию.

Характерное звучание альтового голоса есть и в квартетах Брамса. Л.Стоковский отмечает: «Во второй части его соль мажорного квартета звучит проникающая в душу мелодия, отличающаяся глухим и меланхоличным колоритом; этот колорит может быть создан лишь звучанием альта».

Квартет «Из моей жизни»  Б.Сметаны(1824-1884) начинается исключительным по напряжению соло альта ,в котором с большой полнотой раскрылись художественные и виртуозные возможности инструмента. Этот квартет сначала пражское Общество камерной музыки сочло неисполнимым, но он был реабилитирован после того как был сыгран квартетом, альтистом в котором был Дворжак.  Антонин Дворжак(1841-1904) в детстве обучался игре на скрипке и к восемнадцати годам имел немалый оркестровый опыт. В 1859 году будущий композитор поступил в частную капеллу Камзака и был там единственным альтистом. А когда в Праге был построен временный оперный театр для работы в него была приглашена эта капелла, так Дворжак стал артистом оркестра оперного театра, в котором проработал около десяти лет, сначала как единственный альтист, потом первый из двух. Играл партии альта соло в «Гугенотах» Мейербера, «Волшебном стрелке» Вебера, «Руслане и Людмиле» и других операх.



2019-12-29 529 Обсуждений (0)
Альт у Берлиоза , «Гарольд в Италии». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Альт у Берлиоза , «Гарольд в Италии».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (529)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)