Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Биография Анны Андреевны Ахматовой



2019-12-29 343 Обсуждений (0)
Биография Анны Андреевны Ахматовой 0.00 из 5.00 0 оценок




Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) родилась 11 июня 1889 года на Большом Фонтане, в дачном предместье Одессы в семье флотского инженера - механика Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны (в девичестве Стоговой). Она стала уже шестым ребенком в большой семье: у нее были сестры Ирина, Инна, Ия, братья Андрей и Виктор.

Наиболее близка детям была мать – натура впечатлительная, знавшая литературу, любившая стихи. Впоследствии Анна Ахматова посвятит ей проникновенные строки в одной из «Северных элегий»:

…Женщина с прозрачными глазами

(Такой глубокой синевы, что море

Нельзя не вспомнить, поглядевши в них),

С редчайшим именем и белой ручкой

И добротой, которую в наследство

Я от нее как будто получила,

Ненужный дар моей жестокой жизни…

По словам Ахматовой, свой род они вели от татарского хана Ахмата. Анна Андреевна писала: «Назвали меня в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Ее мать была татарской княжной Ахматовой, чью фамилию, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, я сделала своим литературным именем».

В 1891 году семья Горенко переехала в Царское Село, ныне город Пушкин, близ Царскосельского лицея. Там и прошли детство и отрочество Анны. С Царским селом, как и с Петербургом, будет связано для нее всё самое заветное в жизни. Каникулы они проводили под Севастополем на берегу Стрелецкой бухты. Море также навсегда останется с нею: здесь приходило ощущение простора, воли, находили выход дерзость и непокорность, столь свойственные её характеру. «...Самое сильное впечатление этих лет – древний Херсонес, около которого мы жили…».

 

Об отце Ахматова почти ничего не писала, кроме горьких слов о развале семейного очага после его ухода в 1905 году. После развода мать с детьми уехала на юг, в Евпаторию, там «…я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии…».

В это же время написаны первые стихи Ахматовой. Дома никто не поощрял ее первых попыток. «…А все скорее недоумевали, зачем мне это нужно…».  

 

1910 год отмечен в ее судьбе важными событиями: она вышла замуж за Николая Гумилёва (поэт, переводчик, критик), обрела дружбу с художником Амадео Модильяни, выпустила первую книгу «Вечер», принесшую ей мгновенную славу. Именно Гумилёв напечатал в парижском журнале «Сириус» одно из ее первых стихотворений «На руке его много блестящих колец», помог ей отобрать стихи для первой книги. Позже она стала членом «Цеха поэтов» и одним из наиболее заметных участников группы акмеистов. Печаталась в журналах «Gaudeamus», «Аполлон», «Русская мысль» и других периодических изданиях. 1914 год – выход второй книги «Четки». 1917 – «Белая стая». В 1918 году Анна Ахматова и Николай Гумилёв развелись.

Вторым мужем Ахматовой стал знаток Древнего Востока, Владимир Каземирович Шилейко.

Ахматова вошла в литературный круг, начала посещать Башню, литературный кружок Вячеслава Иванова. Новое окружение сыграло немалую роль в формировании поэтических взглядов Ахматовой.

«Башня» являлась одним из центров тогдашнего литературного Петербурга. Там бывали известные поэты того времени: Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Федор Сологуб, приходили артисты, ученые, художники.

«Башня» стала также местом профессионального изучения стиха, стиховедческого анализа, что было тогда внове.

Бывать в Башне по средамсчиталось почетным. Это был своего рода диплом на принадлежность к верхушкам интеллигенции. Из поэтесс, читавших свои стихи в Башне, самой яркой была Анна Ахматова. Пленительная сила струилась от нее, как и от ее стихов.

Из воспоминаний «Тени Минувшего» Ариадны Тырковой – Вильямс:

«…Тонкая, высокая, стройная, с гордым поворотом маленькой головки, закутанная в цветастую шаль, нос с горбинкой, темные волосы, на лбу подстриженной короткой челкой, на затылке подхвачены высоким испанским гребнем. Небольшой, тонкий, не часто улыбавшийся рот. Темные, суровые глаза. Её нельзя было не заметить. Мимо нее нельзя было пройти, не залюбовавшись ею. На литературных вечерах молодежь бесновалась, когда Ахматова появлялась на эстраде. Она делала это хорошо, умело, с сознанием своей женской обаятельности, с величавой уверенностью художницы, знающей себе цену…»

Первые послереволюционные годы Ахматовой были отмечены острыми лишениями и отдалением от литературной среды. Однако после развода с Шилейко, смерти Блока и расстрела Гумилева осенью 1921 года она вернулась в «мир живых людей», начала участвовать в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публикуется в периодических изданиях. В этом же году читатели увидели ещё два сборника её стихов: «Подорожник» и «Anno Domini».

В 1922 году она в третий раз вышла замуж, за искусствоведа и музейщика Николая Николаевича Пунина. «…С середины двадцатых годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые – перепечатывать…».

В 1924 новые стихи Ахматовой публиковались в последний раз перед многолетним перерывом. На ее имя был наложен негласный запрет, в печати появлялись только переводы.

Почти двадцатилетнее последующее молчание Ахматовой было связано со многими причинами. Какие-то годы она почти не писала. Политика печати тех лет, постоянное жесткое требование выполнять «социальный заказ» тоже не способствовали и не благоприятствовали ей. Но были и другие причины, чисто литературные, обстоятельства вкуса и читательского настроения, о которых обычно говорится гораздо меньше при объяснении почти полного ахматовского исчезновения из литературы.

Только в 1940 году вышел новый ленинградский сборник стихов Ахматовой «Из шести книг», прошедший строгую цензуру. Однако вскоре сборник все же изъяли из библиотек.

1935 год – арест сына Ахматовой Льва Николаевича Гумилева. Анна Андреевна провела семнадцать месяцев в тюремных очередях. (Льва Николаевича арестовывали трижды – в 1935, 1938 и в 1949 гг. Он был приговорен к расстрелу, который был заменен ссылкой).

В 1941 году Ахматова в Москве в первый и последний раз лично встретилась с Мариной Цветаевой.

15 апреля 1956 года вернулся из лагеря Лев Николаевич Гумилев.

В августе 1962 года Ахматова была выдвинута на Нобелевскую премию, но она была присуждена другому поэту. В этом же году 8 декабря впервые записана на бумагу поэма «Реквием». В начале октября 1965 года вышел последний прижизненный сборник стихотворений и поэм Анны Андреевны – знаменитый «Бег времени». Тяжелая сердечная болезнь давно уже подтачивала ее силы. Крепостью воли, твердостью, самообладанием она побеждала свой недуг, никогда не поддаваясь ему. Но смерть приближалась к ее изголовью, и она это чувствовала.

Я была на краю чего-то,

Чему верного нет названия…

Зазывающая дремота,

От себя самой ускользание…

«Смерть»

Прежде всего, она намеревалась завершить многолетнюю работу о последних годах Пушкина. Но этим планам не суждено было осуществиться. В Москве, вскоре после выступления на вечере памяти Данте, она слегла. Это был четвертый инфаркт. После выхода из больницы Ахматова провела некоторое время в Москве. Роковая минута наступила совершенно неожиданно. На следующее утро после приезда в санаторий, 5 марта 1966 года, ей стало плохо. Все средства, которыми располагает медицина, были пущена в ход. Но усилия оказались тщетными.

Биография Марины Ивановны Цветаевой:

Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, в полночь на Иоанна Богослова, почти в самом центре Москвы в тихом Трехпрудном переулке, в небольшом уютном доме, похожем на городскую усадьбу.

 

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

 

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

 

Семья была высококультурной, с богатыми семейными традициями. Корни рода её матери – талантливой пианистки Марии Александровны Мейн - протягивались в Германию. По линии отца – Ивана Владимировича Цветаева, - в Польшу и в Южно-Славянские земли. Отец Цветаевой – сын бедного священника из села Талицы Владимирской губернии.

Иван Владимирович возглавлял кафедру изящных искусств Московского университета, был человеком ярко - талантливым и многосторонне одаренным. Основатель и собиратель Музея Изящных Искусств (ныне музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина), выдающийся филолог, специалист в области античной истории и искусства, но совершенно глух к поэзии, к современной в особенности, - он не воспринимал ее не слухом, ни глазом. На понимание в семье Цветаева не рассчитывала, исключением была сестра Ася, натура глубоко родственная и одаренная, и впоследствии дочь Ариадна. К. Бальмонт писал: «…Две эти поэтические души, мать и дочь, более похожи на двух сестер, являя из себя самое трогательное видение полной отрешенности от действительности и вольной жизни среди грез, - при таких условиях, при каких другие только стонут, болеют и умирают. Душевная сила любви как бы освобождала две эти человеческие птицы от боли и тоски. Голод, холод, полная отброшенность - и вечное щебетание, и всегда бодрая походка, и улыбчивое лицо. Это были две подвижницы…».

 

Всё благоприятствовало быстрому и гармоничному духовному развитию детского ума, способностей, дарований Марины. Цветаева назвала собственное детство «сказкой». Марина Цветаева любила свой дом в Москве за то, что он в годы ее детства и юности был в полном смысле слова ее родным гнездом, надежно и безопасно спрятанным в неподвижной каменной листве огромного города. В отличие от департаментского Петербурга, Москва жила раскидистее и вольнее. Петербург был фасадом империи, а Москва – обжитой и уютной российской усадьбой, раскинувшейся на семи холмах, пестрой, звонкой и своевольной. В характер Цветаевой Москва вошла сполна – она в нем отпечаталась подобно родительским геном. Эту любовь к Москве она пронесла через всю жизнь.

 

Осенью 1902 года Марина с сестрой Асей и больной матерью уезжают на Итальянскую Ривьеру в городок близ Генуи. Летом 1904 года переезжают в Германию в Шварцвальд, лето 1906 года – возвращение в Москву. Мать умирает на даче Песочное близ города Тарусы. Во время пребывания за границей Марина учится в Католическом пансионе в Лозанне во Франции (пишет стихи на французском языке), затем во Фрейбурге (немецкие стихи). Осенью 1906 года поступает в интернат московской гимназии Фондервиз, затем в интернат Алферовской гимназии, после которого шестой и седьмой класс в гимназии Брюхоненко.

 

Марина Цветаева начала писать стихи в шестилетнем возрасте не только

по-русски, но и по-французски и по-немецки. Первые сборники стихов Цветаевой вышли в 1910 и 1912 гг. Сначала «Вечерний альбом», который был напечатан на средства автора в количестве 500 экземпляров.

Тем не менее, сборник заметила критика. С поддержкой первых проб юного поэта выступили: В.Брюсов, Н. Гумилёв, М. Волошин. Более сдержанны отзывы критики на вторую книгу – «Волшебный фонарь», продолжающую основные мотивы отроческих и юношеских стихов, в этом же году рождается дочь Ариадна. В 1913 году вышел еще один сборник «Из двух книг». Он еще очень приглушенно передавал голос будущего крупного поэта. Два последних сборника были изданы при содействии Сергея Эфрона. И только 1916 год, по мнению исследователей, считается годом рождения истинного поэта Цветаевой. В этот период Цветаева стала одним из постоянно публикуемых авторов в журнале «Северные записки».

 

Летом 1911 едет в Коктебель к М. Волошину, знакомится со своим будущим мужем Сергеем Эфроном, которому было в это время 17 лет, и которого любила до конца жизни. Через год после встречи, выходит за него замуж.

 И, быть может, тот очень ясный, тот очень лучезарный Коктебельский день был всё же для них обоих роковым. Ведь если бы не С.Я., М.И и не поехала бы в эмиграцию, и жизнь ее могла бы сложиться в России совсем иначе.

 

1913 год – смерть отца. 1917 год – рождение дочери Ирины. С начала революции и по 1922 год живет в Москве. В 1922 году от голода умирает дочь Ирина трех лет отроду. В это время она работает над книгой «Лебединый стан». Получив известия от мужа, уезжает в Берлин, бывшего офицера Добровольческой армии, уезжает в Берлин.

С 1922 по 1939 – годы эмиграции: три с половиной года в Чехии и четырнадцать лет во Франции. 1925 год – рождение сына Георгия (Мура). Продолжает заниматься творчеством: к этому периоду относятся не только стихи, но и проза, критические статьи. В Берлине появляются в печати в различных издательствах - поэма «Царь-Девица», сборник «Версты», книги стихов «Разлука», «Стихи к Блоку», «Ремесло», «Психея». В Праге – поэма «Молодец», автобиографическая повесть «Мои службы». В Париже – книга стихов «После России». В журнале «Версты» издана «Поэма Горы». В парижском альманахе «Ковчег» напечатана поэма «Конца», написана трагедия «Ариадна» по мотивам античного мифа. Занимается переводами: на французский язык – перевод поэмы «Молодец», ряда стихотворений Пушкина, переводы русских и немецких революционных, а также советских песен. Проза: «Герой труда» (встреча с В.Брюсовым), «Живое о живом», «Встреча с М.Волошиным», «Пленный дух», «Встреча с Андреем Белым», «Наталья Гончарова» (жизнь и творчество). Повести из детства: «Дом у Старого Пимена», «Мать и Музыка», «Черт» и т.д. Статьи: «Искусство при свете совести», «Лесной царь». Рассказы: «Открытие музея», «Сказки матери», «Жених» и др. Эссе: «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачев».

В 1935 году Цветаева с сыном возвращается на Родину в СССР. В августе 1939 – арестована Ариадна, в октябре – муж.

    Марину Ивановну многие боялись и избегали с ней встречаться. Книгу, которую она готовила к печати, объявили формалистической и непонятной советской молодежи. Она создавала произведения великолепной поэтической мощи, которые, конечно, ни в какое сравнение не могут идти с ее первыми сборниками. Но чем многостороннее, богаче и ослепительнее раскрывался ее уникальный художественный талант, тем тяжелее и прочнее опускалась над нею, живою и страстною, холодная плита молчания и забвения.

«…Я здесь оказалась более чужой, чем там. Мужа забрали, дочь забрали, меня все сторонятся. Я ничего не понимаю в том, что тут происходит, и меня никто не понимает. Когда я была там, у меня хоть в мечтах была Родина. Когда я приехала сюда, у меня и мечту отняли…», - пишет Марина Цветаева.

В эвакуации в Елабуге 31 августа 1941 года в состоянии душевных переживаний заканчивает жизнь самоубийством.

Тема поэта и поэзии

Тема творчества – одна из основных в стихах и Марины Цветаевой и Анны Ахматовой.

«Ни на какое другое дела своего не променяла бы», - признавалась Цветаева.

 

Для Цветаевой в ее стихах превыше всего был смысл. Не жалея их, не дорожа их плавностью, она безжалостно резала строку, усекала стопы, резко – с помощью тире – отбрасывала слово вверх. Иногда, наоборот, плавно замедляла бег строки, почти останавливала ее. Она добивалась, чтобы смысл выступал в сияющей и прямой обнаженности. Но, при всём этом, музыка стиха не терялась, она, подчиненная смыслу, преображалась.

«…Музыкально – смысловое естество не исчезало, а превращалось в резко индивидуальную музыку поэта – композитора Цветаевой…» Семен Бучкин.

      В одной из своих статей она предложила «ключ» к творческому своеобразию - разделение «поэтов с историей и поэтов без истории». К первым Марина Иванова относила Пушкина и Маяковского, и, по логике дальнейшего сопоставления, себя. Ко вторым – Лермонтова, Пастернака, Ахматову. Талант первых всю жизнь изменяется, и временами – до непохожести. Вторые же… «О поэтах без истории можно сказать, что их душа и личность сложились еще в утробе матери. Им не нужно ничего узнавать, усваивать, постигать – они уже всё знают отродясь». Это сказано метафорично, мысль по - цветаевски заострена до парадокса. Но, она удачно передает раннюю мудрость, бездонную афористичность двадцатилетнего Лермонтова, двадцатитрехлетней Ахматовой.

 

Ахматова начала писать рано, в 11 лет.

Её ранняя лирика представлена сборниками «Вечер» (1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917). «Четки» выдержали девять, «Белая стая» - четыре издания. Ошеломляющий читательский успех подтверждает цветаевскую мысль: «Раннее уже было зрелым».

 

Наше священное ремесло

Существует тысячи лет...

С ним и без света миру светло…

А. Ахматова

 

Живя в грозное время, невзирая на бытовые неурядицы и трагические события личной жизни, буквально преследовавшие их, они видели смысл своего существования в служении поэзии.

«Стихи есть бытие», - так утверждала Марина Цветаева.

 

Моею музой оказалась мука

Она со мною кое-как прошла

Там, где нельзя, там, где живет разлука,

Где хищница, отведавшая зла. А. Ахматова

 

Но где же на календаре веков

Ты, день, когда скажу: «Не до стихов!».

М. Цветаева

Созидательницы шедевров любовной лирики, страстные, увлекающиеся натуры, они неизменно превыше всего ставили возможность заниматься любимым ремеслом.

 

Что страсть – старо.

Вот страсть! – перо

М. Цветаева

«Человеком чувствую себя только с пером в руке», - писала Анна Ахматова незадолго до смерти, когда больничная койка всё чаще заменяла ей письменный стол.

Обе имели своё представление о природе творчества.

Каждая книга стихов Ахматовой - лирический роман. Можно проследить разработку образующих его повествовательных линий, можно говорить о композиции стиха, вплоть до соотношений его отдельных персонажей. «При переходе от одного сборника к другому мы испытываем характерное чувство интереса к сюжету – к тому, как разовьется этот роман», - Б. Эйхенбаум.

Мне ни к чему одические рати

И прелесть элегических затей.

По мне, в стихах всё может быть некстати,

Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

А. Ахматова

Стихи растут, как звезды и как розы,

Как красота – ненужная в семье.

А на венцы и на апофеозы –

Один ответ: - Откуда мне сие?

Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты,

Небесный гость в четыре лепестка.

О мир, пойми! Певцом – во сне – открыты

Закон звезды и формула цветка.  М. Цветаева

4. А.С.Пушкин в творчестве Ахматовой и Цветаевой.

 

Огромное влияние на развитие поэзии серебряного века оказало обаяние личности А.С. Пушкина, его гуманистическая философия, высота нравственного идеала.

М.И. Цветаева и А.А. Ахматова внесли значительный вклад в исследование его поэзии. У каждой из них есть свой Пушкин.

Для Цветаевой он – первая любовь и вечный спутник, с которым она постоянно сверяет своё чувство прекрасного, своё понимание поэзии.

В мемуарном очерке «Мой Пушкин» Цветаева рассказывает о том, как девочка, которой было суждено самой стать великим поэтом, открыла для себя Пушкина. Она брала у него «Уроки смелости. Уроки гордости. Уроки верности. Уроки судьбы. Уроки одиночества». При всем преклонении перед гением Пушкина любовь ее была абсолютно лишена рабской зависимости: «Пушкинскую руку жму, а не лижу…».

 

Мы помолчали бы оба – не так ли? –

Глядя, как где-то у ног,

В милой какой-нибудь маленькой сакле

Первый блеснул огонек.

 

И – потому, что от худшей печали

Шаг – и не больше! – к игре,

Мы рассмеялись бы и побежали

За руку вниз по горе.

«Встреча с Пушкиным» М.И.Цветаева.

В этих ранних стихах почти всё идет от книжного романтизма, и сам Пушкин для юной Цветаевой больше повод, чтобы рассказать о себе, как сама она

по - пушкински мятежна и своевольна.

Находясь в эмиграции, в канун столетней годовщины со дня гибели А.С. Пушкина, Цветаева переводит его стихи на французский язык. По признанию современников, в этих переводах она достигла высочайшего мастерства и тем самым во многом способствовала тому, чтобы гениального русского поэта узнали в Европе.

В 1937 году она написала эссе «Пушкин и Пугачев», в которое вложила свои заветные мысли об искусстве.

В цикле «Стихи к Пушкину» Цветаева утверждает своё кровное неразделимое духовное родство с Пушкиным. Родство по ремеслу и вдохновению. Ей бесконечно близки независимость, мятежность, бунтарство, бескорыстное служение поэзии «умнейшего мужа России».

Отношение Марины Цветаевой к Пушкину совершенно свободное, как к единомышленнику, товарищу по цеху поэтов. Ей ведомы и понятны все тайны пушкинского ремесла – каждая его скобка, каждая описка. Она знает цену каждой его остроты, каждого слова.

 

«С тех пор, да, с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова – убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали всё моё младенчество, детство, юность. Я поделила мир на поэта и всех и выбрала – поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать - поэта - от всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались». («Мой Пушкин»).

 

Пушкин в понимании Цветаевой был тем чистым родником, из которого черпали творческую энергию русские поэты всех поколений - от Лермонтова до Блока и Маяковского. Для нее он был самый «вечно современный Пушкин», всегда оставался лучшим собеседником, советчиком.

 

 Оригинальным исследователем пушкинского творчества была и Анна Ахматова. Ее царскосельское детство было окутано воздухом русской поэзии и культуры. В Царском Селе впервые она различила «еле слышный шелест шагов» «смуглого отрока» и с тех пор не расставалась с ним никогда.

У Пушкина она училась подлинности и простоте поэтического слова, великой любви к России. В глубоко поэтическом, хотя и написанном прозой, «Слове о Пушкине» она говорит о нем, как о национальной святыне, как о поэте, преодолевшем время и пространство.

В исследовании о «Каменном госте» Ахматова утверждает, что именно Пушкин сформировал нравственный идеал Русской литературы, проложил «столбовую дорогу…по которой шли и Толстой и Достоевский».

«Пушкиниана» Ахматовой длилась около полувека, наделенная поразительной, почти вещей интуицией, она проникала во все тайны пушкинского ремесла, глубоко понимала психологию его личности. В юности она задорно и дерзко бросала вызов царскосельской статуе:

 

…А там мой мраморный двойник,

Поверженный под старым кленом,

Озерным водам отдал лик,

Внимает шорохом зеленым.

 

И моют светлые дожди

Его запекшуюся рану…

Холодный, белый, подожди,

Я тоже мраморную стану.

 

Пройдя долгий путь, Ахматова осознала какой ценой «покупается» слава поэта:

Кто знает, что такое слава!

Какой ценой купил он право,

Возможность или благодать

Над всем там мудро и лукаво

Шутить, таинственно молчать

И ногу ножкой называть?..



2019-12-29 343 Обсуждений (0)
Биография Анны Андреевны Ахматовой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Биография Анны Андреевны Ахматовой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (343)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)