Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образы А.А.Ахматовой и М.И. Цветаевой в искусстве



2019-12-29 327 Обсуждений (0)
Образы А.А.Ахматовой и М.И. Цветаевой в искусстве 0.00 из 5.00 0 оценок




Анну Ахматову рисовали многие знаменитые художники. В их числе: Амедео Модильяни (1911), Натан Альтман (1914), Юрий Анненков (1921), Лев Бруни (1922), Николай Тырса (1927), Георгий Верейский (1929), Мартирос Сарьян (1946), Михаил Лянглебен (1964), К. Петров-Водкин и др.

Наиболее выразителен портрет Альтмана. Анна Ахматова изображена в платье интенсивно-синего цвета, контрастирующем с ярко-желтой шалью и как бы обрамлена зелеными кристаллами пейзажа, причем угловатость ее фигуры соответствует гранениям пейзажного фона и уравновешивает их.

Несмотря на оттенок салонности, присущий этому полотну, перед нами – подлинный портрет Ахматовой, и в какой – то мере – той эпохи. В нем прочитываются духовная глубина, спокойная сила, тревожное предчувствие драматических событий и противостояние судьбе.

Известны также барельеф, бюст и статуэтка Анны Ахматовой работы скульптора Натальи Данько.

На стихи А.А.Ахматовой «Сероглазый Король» А. Вертинский написал песню. Сама Анна Андреевна эту балладу не любила.

На тему поэмы «Реквием» композитор Э. Раздолина сочинила музыку.

Анна Ахматова оставляет завещание в поэме «Реквием»:

 

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

 

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем – не ставить его

 

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь

 

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищем меня,

 

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

 

За тем, что в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных марусь,

 

Забыть, как постылая хлопала дверь,

И выла старуха, как раненый зверь.

 

И пусть с неподвижных и бронзовых век,

Как слезы, струится подтаявший снег.

 

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

 

Памятник Анне Ахматовой появился в Санкт - Петербурге на набережной Робеспьера спустя 40 лет после кончины русской поэтессы. По замыслу скульптора Галины Додоновой, героиня Серебряного века смотрит через Неву на печально знаменитую тюрьму "Кресты".

Официальное открытие памятника состоялось 18 декабря 2006 года.

Трехметровая скульптура, созданная архитектором Владимиром Реппо и скульптором Галиной Додоновой, расположилась на постаменте из темно-красного гранита.

Как рассказала скульптор Галина Додонова, место для установки монумента указала сама Ахматова: в поэме "Реквием" она просит поставить ей памятник "здесь, где стояла я триста часов, и где для меня не открыли засов". В годы сталинских репрессий поэт много времени провела в тюремных очередях, чтобы оставить передачу находившемуся под следствием сыну Льву Гумилеву.

"Внутреннее, скрытое от посторонних глаз страдание я пыталась выразить в ее хрупкой и тонкой фигуре, в напряженном повороте головы - она оглядывается на "Кресты", - так описала свой замысел автор памятника.

 

Музыкальность М. Цветаевой, передавшаяся ей от матери, самым непосредственным образом отразилась в ее стихах. И. Бродский в одной из своих статей говорил о «фортепианном» характере ее произведений, хотя сама она предпочитала говорить о виолончели, потому что ценила в этом инструменте сочетание музыки с теплотой человеческого голоса.

На ее стихи писали музыку многие композиторы, в том числе и Дмитрий Шостакович.

В 1935 году в Париже композитор Ф. Гарман написал музыку на стихи «Стихи растут, как звезды и как розы…».

Особенно часто обращаются к стихам Цветаевой современные композиторы: А. Петров («Генералам двенадцатого года», «Под лаской плюшевого пледа…»), М. Таривердиев («Хочу у зеркала, где муть…», «Мне нравится, что вы больны не мной»), И. Крутой («Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…») и др.

Заключение

В заключение можно сказать, что в образах двух, несомненно, великих поэтов Ахматовой и Цветаевой есть  много общего. Они полностью посвятили свою жизнь творчеству, даря нам свой неиссякаемый талант. Они хорошо известны и любимы русскими людьми, и людьми во всем мире. Их имена очень часто стоят рядом. Издаются их совместные сборники. Когда говорят об одной из них, обязательно упоминают вторую.

Но при этом каждая из них – это отдельный поэтический мир, жизненный путь…

 

1) Внешний облик:

Ахматова была пленительной звездой петербургских салонов. Поэтический дар сочетался у нее с красотой. Выдающиеся художники писали ее портреты, знаменитые поэты посвящали ей стихи, ее произведения были положены на музыку. Трудно найти другой пример такой ошеломительной и ослепительной славы. Внешне Ахматова была гармонией, она всегда держала себя как неприступная и гордая царица, которая всегда знала себе цену.

Цветаева – простая и понятная. Она не любила свою внешность, пыталась ее изменить, чтобы соответствовать званию поэта. Она часто курила, по-особому стригла свои волосы. А под этой простой внешностью – буря эмоций.

 

2)   Отношение к Родине:

По отношению к Родине, Ахматова была патриотом. Она ценила и любила Россию, не покинув ее даже во времена массовой эмиграции.

Цветаева не меньше любила Россию. В своих стихах, в жизни, в быту, в любви, Цветаева была романтиком. 17 лет она провела в вынужденной эмиграции, но так и не стала эмигранткой по духу, не прижилась на чужбине. Для нее Родина – всегда была в душе. Не важно где быть, она всё равно чувствовала свою принадлежность только России.

 

3)   Творчество:

В построении стиха они были различны:

 Ахматова была лишь хранительницей традиций, но не их обновителем, и в этом смысле Цветаева выше Ахматовой.

Евгений Евтушенко писал: «Марина Ивановна Цветаева – выдающийся поэт- профессионал, вместе с Пастернаком и Маяковским реформировавшая русское стихосложение на много лет вперед.

Процесс написания стихов для каждой – свой:

Ахматова писала свои стихи на обрывках бумаги, составляя в последствии из них цельные произведения.

Для Цветаевой обязательно было уединение, тишина, ее рабочий стол. Писание стихов – трудовой процесс.

Ахматовский и Цветаевский стили

 Каждая книга стихов Ахматовой - лирический роман. В каждом произведении можно проследить сюжетные линии, можно говорить о композиции стиха, вплоть до соотношений его отдельных персонажей.  Душевная буря, смятение чувств передаются Ахматовой скупой подробностью еле заметных, скрытых от чужого, постороннего глаза деталей, в стихах всегда выдается то, чего бы не заметили без стихов.

В своих стихах Цветаева была романтиком.  Любовь Цветаевой - вспышка, яркая как молния.  Цветаева  любила резкость, отбрасывала строки с помощью тире, ее любимого знака, сохраняя при этом удивительную музыкальность стиха.

Ее гений ни в чем не уступал ахматовскому. Как поэт в некоторых отношениях она, возможно, и превосходила ее: в поэтическом темпераменте, в особой невероятной музыкально – демонической власти над словом, даже в рифмах она была совсем иною. Цветаева вообще ни на кого не походила, а на Ахматову меньше всего.

Марину Цветаеву–поэта не спутаешь ни с кем другим. Её стихи можно безошибочно узнать – по особому распеву, неповторимым ритмам, по общей интонации.

4)   Принадлежность к литературным течениям:

Ахматова вошла в литературный круг, благодаря Н. Гумилеву. Новое литературное окружение сыграло немалую роль в формировании поэтических взглядов Ахматовой. Она стала членом «Цеха поэтов» и одним из наиболее заметных участников группы акмеистов. Выйдя из этого течения, она, тем не менее, продолжала быть востребованной в различных поэтических кругах («Башня» Иванова и др.)

Марину Цветаеву не впишешь в рамки литературного течения, границы исторического отрезка. Она необычайно своеобразна, трудноохватима и всегда стоит особняком. Но все ею написанное объединено пронизывающей каждое слово могучей силой духа.

5) Творческое наследие:

Марина Цветаева — большой поэт, и вклад ее в культуру русского стиха XX века значителен. Среди произведений Цветаевой, кроме лирики — семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза, огромное количество переводов с разных языков.

 

6)   Жизненный путь:

Когда Цветаевой было 40 лет и она жила в Париже, не принятая эмиграцией и оказавшаяся чужой для Советской России, где у нее попросту не было ни одного читателя, так как не было книг, которые можно было бы прочитать, в ответ на слова одного из своих корреспондентов, что ее «не помнят», отвечала точно и прямо: «Нет, голубчик, меня не «не помнят», а просто не знают... Здесь я – без читателя, в России – без книг…».  С 1912 по 1920 год – «ни одной книги». Причина рано наступившего забвения ясна: «пиша непрерывно», Цветаева не печаталась.

Успех же Ахматовой был головокружителен и на протяжении всех тех лет, когда Цветаева, не печаталась, он не знал ни малейших спадов. Ее слава росла и ширилась с каждой новой книгой: «Четки», «Белая стая», вышедшие после «Вечера», были у всех на устах.

Во всех сложнейших жизненных обстоятельствах Анна Андреевна Ахматова сохраняла стойкость духа и достоинство поэта. Ударам судьбы она стремилась противопоставить неустанный труд над своими стихами и труд переводчика, литературоведа, исследователя.

Повсеместный культ ее памяти как поэта и как человека, которого не смогли сломить никакие испытания, живет и сегодня. Её жизнь стала легендой. Её несгибаемое пассивное сопротивление тому, что она считала недостойным себя и страны, создало ей место не только в истории русской литературы, но и в русской истории. Всенародное признание и широкая международная известность пришли к ней и осветили последнее десятилетие жизни.          

Марина Ивановна Цветаева предсказала свою судьбу сама и очень рано, она предсказала собственное долгое забвение, а затем, после глухоты и немоты, громкую посмертную славу. Угадала и свою страшную смерть, ошибившись лишь во времени суток: «Знаю, умру на заре…».

В следующем стихотворении она сказала, что в нем «формула – наперед – всей писательской (и человеческой) судьбы…».

 

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

 

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

- Нечитанным стихам! –

 

Разбросанным в пыли по магазинам,

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

…….

 

7) Жизнь после смерти:

Подлинным триумфом в посмертной судьбе Ахматовой стал ее столетний юбилей (1989 год), широко отмеченный всей страной и – по решению ЮНЕСКО – во всем мире.

18 декабря 2006 года в Санкт-Петербурге открылся памятник Анне Ахматовой. Бронзовую скульптуру установили на набережной Робеспьера. Поэтесса словно смотрит через Неву на следственный изолятор "Кресты", где в годы сталинских репрессий находился её сын Лев Гумилев. Это своеобразное исполнение поэтического завещания Ахматовой, которая в своем знаменитом "Реквиеме" написала о том, где мог бы располагаться памятник.

В Тарусе, накануне дня рождения Марины Цветаевой, ей установили памятник. На высоком берегу Оки, рядом с фигурой поэта — живое деревце красной рябины как  знак родины, как ее символ.

Это далеко не всё, чем мы можем почтить память великих русских женщин-поэтов, лучших представительниц серебряного века.

…….

Я преклоняюсь перед мужеством этих женщин, перед тем как стойко они перенесли все тяготы и невзгоды, посланные им судьбой, не переставали при этом творить, создавать шедевры любовной и гражданской лирики.

 

Во время работы над рефератом я поняла, какой заряд чувств и эмоций могут нести в себе стихи. Чтобы понять смысл произведения, не достаточно один раз поверхностно прочитать его. Необходимо снова и снова возвращаться к нему при определенном состоянии своей души. При каждом новом прочтении открываются неизведанные стороны, мир поэзии безграничен. Это очень ярко видно на примерах произведений Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. Эти стихи на протяжении многих десятилетий помогают людям жить…

Их поэзия помогает нам отвечать на многие жизненные вопросы, помогает находить друзей, единомышленников, учит нас проникновению в самые сокровенные стороны духовной жизни человека.         

Список литературы:

1.  Анастасия Ивановна Цветаева Воспоминания М., «Советский писатель»,   

1983, 768 стр.

2.  Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. Цветаева М.И.

Стихотворения. Поэма. Драматургия. Эссе. Повести. Рассказы. – М.: Олимп;

ООО «Издательство АСТ», 2000, – 752 с.

3.  Белкина М.И.  Скрещение судеб. – М.: Книга, 1988. – 253 с., ил.

4. Кудрова И.В.  Версты, дали…: Марина Цветаева: 1922 – 1939. – М.: Сов.

Россия, 1991. – 368 с.

5.  Лидия Чуковская  Записки об Анне Ахматовой. Кн. 1. 1938 – 1941. –

М.: Книга, 1989. – 272с.

6. Павловский А. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой:

Монография. – Л.: Сов. Писатель, 1989. – 352 с.

7. Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество: Кн. Для учителя. –

М.: Просвещение, 1991. – 192 с.

8. Русская литература ХХ века. Очерки. Портреты. Эссе. Учеб. Пособие для

учащихся 11 кл. сред. шк. В 2 ч. Ч. 2/ В.А. Чалмаев, В.Г. Боборыкин, А.И.    

Павловский и др..; Сост. Е.П. Пронина Под ред. Ф.Ф. Кузнецова. – 2-е изд.,   

Дораб. – М.: Просвещение, 1994-383 с.

9. Саакянц А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. М.: Эллис Лак.

   1999. 816 с.

10. Серебряный век: Поэзия. – М.: ООО «Издательство АСТ»;

Издательство «Олимп», 2001. – 672 с.

11. Царицы муз: Русские поэтессы XIX – начала  ХХ вв./Сост.,  автор вступ.

статьи и коммент. В.В. Ученова. – М.: Современник, 1989. – 448 с.

 

 

 

 



2019-12-29 327 Обсуждений (0)
Образы А.А.Ахматовой и М.И. Цветаевой в искусстве 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образы А.А.Ахматовой и М.И. Цветаевой в искусстве

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (327)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)