Методические рекомендации
С.П. Яковлева Практические занятия по методике преподавания обще c твознания Брянск 2004 Печатается по решению Ученого совета Исторического факультета БГУ Протокол № 62 от 20.05.2004____2004.
Яковлева С.П. Практические занятия по методике преподавания обществознания. Методические рекомендации для студентов исторического факультета. Брянск БГУ имени И.Г. Петровского, 2004. 30с. Составитель: Яковлева С.П., канд. пед. наук доцент кафедры. Рецензенты: Ивако Н.В.; канд. ист. наук, преподаватель кафедры, Боровикова В.Г.; канд. ист. наук, доцент кафедры философии.
Яковлева С.П., 2004.
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2004. Введение В соответствии с современной концепцией школьного общественного образования, а также с Государственным стандартом высшего образования учителя, студенты должны владеть методикой преподавания общественных дисциплин. Предлагаемые методические рекомендации для практических занятий студентов нацелены на формирование у них профессиональных качеств учителя современного типа. Они призваны помочь студентам овладеть методическими знаниями и умениями, приобрести начальные навыки творческого педагогического труда. Методические рекомендации определяет содержание и структуру практических занятий по методике обучения обществознанию. Каждое занятие состоит из двух частей: теоретической и практической. Практическая часть занятий требует от студентов постановки и решения педагогических задач конкретных уроков обществознания путем анализа и содержания и обоснованного выбора эффективных приемов и средств деятельности учителя и старшеклассников. Выполнение этой части задания опирается на теоретические основы методической науки, предполагает тесную связь с педагогикой, психологией, методикой преподавания истории. Теоретические знания, необходимые для практических занятий, даны в методических рекомендациях в виде перечня вопросов «для обсуждения и самопроверки», которые студенты могут извлечь из материала соответствующей лекции и путем самостоятельного изучения рекомендованной литературы. Содержание структуры дисциплины «Методика преподавания обществознания» («Человек и общество» 10-11 класс). [3]
Занятие 1 Тема: Общая характеристика обществоведческого образования в средней школе. Цели занятия: • Уяснить необходимость перестройки школьного обществоведческого образования в 90-ые гг. XX в.; • Понять основные принципы, черты новой концепции обществоведческого образования; • Познакомиться с содержанием Программ, Государственного стандарта по обществознанию, План : 1. Необходимость перестройки школьного обществоведческого образования. 2. Основные черты новой концепции обществоведческого образования. Содержание и цели курса «Человек и общество». Государственный стандарт по социальным дисциплинам. 3. Анализ школьных программ по обществознанию (Л.Боголюбов, В.Купцов, А.Кравченко).
Литература : 1. Программы для средних учебных заведений «Человек и общество» (авт. Коллектив под рук. В.И.Купцова и авт. коллектив под рук. Л.Н.Боголюбова).- М., 1999. 2. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Н. Учителю обществознания - о государственном стандарте обществоведческого образования // Обществознание в школе. - 2000. — №2. 3. Концепция образовательной области. Обществознание. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. — №3. 4. Баранов П.А. Некоторые подходы к проектированию учебных программ по обществознанию. // Обществознание в школе. -1997.—№3, 5. Кинкулькин А.Т. Подготовка учителя к преподаванию обществоведческих курсов//Обществознание в школе. - 1997. —№1,2,4. 6. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания в школе. Пособие для учителя.- М,, 2003. Методические рекомендации При подготовке первого вопроса надо выяснить несколько моментов. Когда в нашей стране появился школьный предмет «обществоведение»? Какие этапы можно выделить в школьном обществоведении? Каким чертами можно охарактеризовать обществоведческое образование в СССР во второй половине XX в. Для этого используйте материал соответствующей лекции, учебник Л.Бахмутовой по методике обществознания, Введение к школьным программам по обществознанию. Указанный материал позволит выяснить недостатки прежнего обществоведческого курса, определить черты и принципы новой концепции обществоведческого образования в современной школе России (второй вопрос плана). Для уяснения сущности Государственного образовательного стандарта необходимо прочитать этот документ и законспектировать статью Л.Боголюбова и Л.Ивановой. Программа Л.Боголюбова и В.Купцова надо рассмотреть основательно: выписать названия разделов и тем, просмотреть вопросы каждого урока. При этом попытайтесь выяснить, на каких новых принципах и подходах к рассмотрению общества построены данные программы. Вопросы для обсуждения и самопроверки: 1. Охарактеризуйте школьное обществоведение в 20-30-х гг. XX в.? 2. Что положительного было в обществоведческом образовании в период с 1962 по 1992 гг.? 3. Почему возникла необходимость его коренного обновления? Назовите и кратко охарактеризуйте черты новой обществоведческой концепции. 4. Охарактеризуйте содержание программ Л.Боголюбова и В.Купцова. 5. Найдите в программах черты цивилизационного подхода, плюрализм в освещении материала, вариативность. 6. Какие вывода на основе анализа программы можно сделать о воспитательных задачах? 7. Опираясь на Государственный образовательный стандарт, программу по обществознанию, выделите и запишите в структурную схему функции современного школьного обществоведческого образования.
Функции школьного обществоведческого образования В сфере деятельности В сфере самосознания В сфере общения
Занятие 2 Тема: Два подхода к изучению общества: формационный и цивилизационный. Цели занятия: • уяснить черты материалистического понимания истории; • уяснить смысл классических теорий цивилизаций (Н.Я.Данилевский; О.Шпенглер, А.Тойнби); • сравнить формационный и цивилизационный подходы; • выявить слабые и сильные стороны обоих подходов. План: 1.Основные черты формационного подхода к рассмотрению общественного процесса. 2. Изучение проблемы цивилизаций в отечественной и западной общественной мысли. 3.Сравнительный анализ двух подходов к рассмотрению всемирно-исторического процесса. 4. Современные споры о формациях и цивилизациях. Литература: 1. Философский словарь. Философский энциклопедический словарь. Историческая энциклопедия. Статьи: К.Маркс; материалистическое понимание истории; общественно-экономическая формация; Н.Я.Данилевский; О.Шпенглер; А.Тойнби; П.Сорокин; исторического кругозора теория. 2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.—М, 1991. 3. Тойнби А. Постижение истории (Сборник извлечений из трудов автора).—М., 1991. 4. Патрушев А. Миры и мифы О.Шпенглера // Новая и новейшая история.—1996.—№3. 5. Лазебникова А.Ю. Методические вопросы изучения курса «человек и общество»// Преподавание истории в школе.—199!.— №6. 6. Хачатурян В.М. Проблемы изучения сравнительной истории цивилизаций// Преподавание истории в школе.—1991.—№5. 7. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания в школе. Пособие для учителя.—М., 2003.—Тема 6. 9. Барг М.А. О категории «цивилизация» // Новая и новейшая история. — 1990. — №5. Ш.Васильев Л. С. Всемирно-исторический процесс: концептуальный анализ // Преподавание истории в школе. — 1993. — №3. И.Гудожник П.С. Цивилизация: развитие и современность.// Вопросы философии. — 1986. — №3, 1988. — №4. 12. Гуревич А. Я. Теория формаций и реальность истории.// Вопросы философии. — 1991 . — №10. 13. Ковалёв А. Ещё раз о формационном и цивилизационном подходах.// Общественные науки и современность. — 1996. — №1. Методические рекомендации: Опираясь на изученный вузовский курс «философии», сделайте выписки из энциклопедий и словарей, раскрывающие суть формационного подхода. Подготовьте развёрнутые сообщения об одном из мыслителей (по выбору): Д.Вико, Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин, используя источники и литературу под номерами 1-8 вышеуказанного списка. Законспектируйте одну из статей, указанных во второй части списка литературы (№9-13). Определите, как трактует автор статьи проблему соотношения формации и цивилизации.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |