Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные черты материалистического понимания истории.



2019-12-29 168 Обсуждений (0)
Основные черты материалистического понимания истории. 0.00 из 5.00 0 оценок




Положение, черта, признак теории   Привлекаемые фрагменты источников; название, краткое содержа­ние, цитата   Приёмы работы с текстом   Вопросы и задания для учащихся  

Вопросы для обсуждения и самопроверки:

1. Что понимается под источниками знаний?

2.Какие функции выполняют документы в курсе обществознания?

3.Какие типы документов называет Н.Б. Басик в своей статье? Предложите собственную классификацию документов.

4.Обоснуйте свой выбор документов для лабораторного заня­тия.

5.Какими методическими условиями (предписаниями) вы руко­водствовались, определяя формы и приёмы изучения источников?

 

Занятие №7

Тема 7: Формы учебных занятий по обществознанию.

Цели занятия:

• закрепить знания о формах занятий, типах и видах уроков, их структурных компонентах;

• выяснить основные классификации учебных занятий;

• выявить факторы, влияющие на выбор типа и формы урока;

• уяснить особенности системы уроков по обществознанию;

• освоить методику подготовки и проведения урока-семинара.

• развивать умения анализа и самоанализа урока.

План:

1. Проведение урока-семинара по теме: «Современная цивили­зация и политическая жизнь».

2.Анализ-разбор урока.

3.Повторительная беседа о типах, формах урока, факторах, влияющих на выбор урока. Определение основных требований к уроку обществознания.

Литература:

1. Учебник по обществознанию...

2. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания в школе.— 11 класс.—Тема 10.

3. Методические рекомендации по курсу «Человек и общест­во»: В 2-х ч./ Под ред. Л.Н.Боголюбова.— М., 2001. Ч.2. 11 класс.— Тема 6 «Современная цивилизация и политическая жизнь».

4. Боголюбов Л.Н. Урок в обществоведческом курсе.// Обществознание в школе.—1998.—№1,2.

5. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 классе: Методическое пособие по курсу «Человек и общество».— М., 1998.

6. Жильцова Е.Н. Нетрадиционные формы занятий при изуче­нии курса «Человек и общество» в 11 классе.// Обществознание в школе. — 1997. — №1.

7. Добрыднев А. Г. Урок-практикум «Власть и политика».// Преподавание истории и обществознания в школе. — -2001 . — №1 .

8. Кузьмин В. А. Политологический блок уроков в общество­ведческом курсе.// Преподавание истории в школе. — 1997, — №1 ,2.

Методические рекомендации:

Ознакомьтесь со статьями учёных-методистов (№4,6,7,8 списка литературы). Законспектируйте одну из них.

Подготовьте урок «Политическая система и её роль в жизни общества». Форма урока — семинар.

Вопросы для обсуждения и самопроверки:

1. Какие существуют формы обучения? Докажите, что урок — основная форма организации обучения.

2. Опираясь на статью Л.Н.Боголюбова, назовите элементы

урока обществознания.

3 . Перечислите требования к современному уроку обществознания.

Занятие №8

Тема 8: Подготовка и проведение урока-семинара в форме групповой работы школьников.

Цели занятия:

» продолжить отрабатывать методику проведения уроков-

семинаров;

• уяснить значение активных форм обучения, игровых ситуа­ций для развития интереса к учению, для организации познаватель­ной деятельности учащихся;

• продолжить работу по овладению организацией познаватель-

ной деятельности учащихся;

• уяснить назначение, виды, формы самостоятельной работы школьников на уроках.

 План:

1. Проведение урока-семинара в форме групповой работы старшеклассников по теме: «Глобальные проблемы современности».

2. Анализ-разбор урока.

Литература:

1. Учебник по обществознанию...

2. Человек и общество. Дополнительные материалы к учебнику. 10-11 кл. Пособие для общеобразовательных учебных заведений./ Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой.—М., 1999.

3. Гудожник Г.С., Елисеева В.С. Глобальные проблемы челове­чества.—М„ 1989.

4. Глобальные проблемы человечества и природа.—М, 1986.

5. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и её охрана: книга для учителя.—М., 1985.

6. Максаковский В.П. Географическая картина мира.—Ч.III. Глобальные проблемы человечества.—Ярославль, 1996.

7. Мельник Л.Г. Мир. открытый заново: Рождение экологиче­ского мышления.—М., 1988,

8. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества.—М., 1994,

9. Шипов И.А. Экология: Учеб.—М., 1997.

10. Королькова Е.С. Нравственный смысл некоторых проблем­ных паданий.// Обществознание в школе.—1998.—№3.

11. Ученик на уроке обществознания: опыт творческой дея­тельности.// Общсствознание в школе.—1997.—№4.

12.Захарова Е.Н. Проблемы индустриального общества в школьном курсе обществознания. (Материалы к изучению).// Общс­ствознание в школе.—1998.—№2.

13. Философский энциклопедический словарь./ Ред. сост. Е.Ф. Рубеки и и др.—М.. 1997.

14. Тирская Е.А. О семинарских занятиях и групповой форме работы.// Преподавание истории в школе.- — 1991.—- №3.

Методические рекомендации :

Повторите материал лекции по методике истории «Организация познавательной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, ин­дивидуальная и групповая». Изучите материал лекции по МПО «Урок-семинар — групповая форма работы учащихся». Законспекти­руйте статью Е.Тирской.

Проанализируйте учебный материал предстоящего урока-семинара, соотнесите содержание параграфа учебника с планом, т.е., с соответствующим разделом программы. Определите необходимый материал, который нужно включить в канву содержания урока. Под­берите к этому уроку современный материал (документы, научно-публицистические статьи, статистические данные). Используйте ма­териалы, предложенные в пособиях под №№2-8, 1 1,12 списка лите­ратуры. Составьте на карточках задания для 4-х групп учащихся класса. Спланируйте и опишите групповую работу учащихся на уро­ке-семинаре «Глобальные проблемы современности». Подготовьте макет оформления доски. Возможные варианты:

• записи всех новых (основных) понятий урока;

• схема «Что породило глобальные проблемы?»

• логическая цепочка «Взаимосвязь глобальных проблем»;

Таблица «Сущность глобальных проблем и пути их реше­ния»:

Название гло­бальной про­блемы   Сущность, последствия для человечества   Возможные пути реше­ния  
           

Предложите свой макет оформления доски. Разработайте темы докладов (сообщений) учащихся к семинару. Как варианты: «Осо­бенности экологии Брянщины», «Проблемы демографии нашего края» и др.

Занятие №9

Тема 9: Подготовка и проведение урока нетрадиционной фор­мы по теме: «Духовные ценности современного общества».

Цели занятия:

• продолжить усвоение методики проведения уроков;

• познакомиться с некоторыми нетрадиционными формами учебных занятий (урок-диспут, беседа «за круглым столом», ролевая игра, телемост, «пресс-конференция»

• закрепить знания и умения по руководству познавательной деятельностью учащихся.

План (Темы уроков - по выбору):

1. Духовная культура. Традиции и новаторство в культуре. Многообразие культур в современном обществе. Народная культура. Диалог культур.

2. Паука, образование. Наука в современном мире. Функции науки. Роль образования в обществе. Тенденции развития современ­ного образования—образование в XXI в.

3. Духовная культура. Мир искусства. Миф и реальность со­временного искусства. Элитарное и массовое искусство. Кризис ис­кусства?

4. Религия в современном мире. Религия как форма культуры. Многообразие религий. Роль религии в современном мире. Веротер­пимость и свобода совести как духовные ценности.

5. Проблемы современной отечественной культуры. Классифи­кация культуры. Шоу-бизнес. Вестернизация. Молодёжная культура. Сохранение культурного наследия.

6. Средства массовой коммуникации. СМИ. Функции массовой коммуникации. Телевидение и культура. Информационно-технологический неоколониализм.

7. Духовный мир человека. Понятие «духовный мир». Общече­ловеческая культура и личность. Интеграция личности в систему на­циональной и мировой культуры. Духовные ценности. Российский менталитет. Культура досуга.

Литература:

I

1. Библер В.С. Цивилизация и культура.—М, 1993.

2. Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культуроведе-ния,—М., 1999.

3. Европа и Россия: диалог культур./ Под ред. Т.М. Фадеева,— М.. 1994.

4. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы.—М.. 1998.

5. Культурология: Учеб. пособие./ Состав, и отв. Ред. А.А. Ра­ду гин.— М., 1998.

6. Пантелеев М.М. Культура второй половины XX в.// Препода­вание истории в школе.—1992.—№2.

7. Проблемы развития личности в современном российском обществе.—М., 1996.

8. Урсул А.Д. Информатизация общества.—М., 1990.

9. Философия науки и техники. Учеб. пособие/ Под ред. В.С.Стёпина.—М.,1995.

II

1. Аринин Е.И. Религия вчера, сегодня, завтра.—М.,1993.

2. Гараджа В.И, Религиоведение. Пособие для студентов лед. вузов.—М., 1994.

3. Ионов И.Н. Католичество и православие.// Преподавание ис­тории в школе.—1994.-—№5.

4. Милоелавский Г.В. Ислам.// Преподавание истории в шко­ле.—1994.—№5.

5. Религии мира./ под ред. -Я.П. Щапова.—М., 1994.

6. Овчинников В.Г. Русская православная церковь в XX в.// Преподавание истории в школе.—1992.-—№1,2.

7. Основы религиоведения./ Под ред. И.И. Яблокова.—-М„ 1994.

8. Осипов А.И., Щапов Я.Н. Православие: основы вероуче­ния...// Преподавание истории в школе.—199!.—№6.

9. Передельский А.А. Церковь как социально-политический ин­ститут.// Преподавание истории в школе. — 1991. — №2.

III

Методическая литература:

1. Жильцова Е.Н. Нетрадиционные формы занятий...// Общест-вознание в школе. — 1997. — -№!.

2. Елисеева Л.А. Учебная игра для учащихся старших классов.// Обществознание в школе. — 1997. — №6.

3. Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге. — М., 1989.

4. Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 1991.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.

Методические рекомендации:

Выберите один из 7 уроков темы «Духовные ценности совре­менного общества». Углубите и расширьте свои знания по выбран­ной теме с помощью предлагаемых книг и журнальных статей.

Определите возможности изучения данной темы в виде урока-диспута, дискуссии, деловой игры, беседы «за круглым столом», «те­лемоста» и др. Помощь в подготовке и проведении нетрадиционной формы урока вам окажет методическая литература (третий раздел списка).

Выделите вопросы, положения, задания для проблемного об­суждения (для дискуссии). Подготовьте систему «мелких» вопросов по каждой обсуждаемой проблеме. Подберите факты, примеры для своей собственной аргументации положений, выводов, оценок.

Разработайте сценарий (структуру, план, цели, оформление) выбранного вида урока. Определите и запишите, какие ориентиры и умения будут формироваться на уроке.

Продумайте и выделите:

• деятельность ведущего (им может быть сам учитель);

• жюри и его работу;

• работу групп учащихся (адепты и противники);

• критерии оценки знании и подведение итогов.

Определите и запишите элементы руководящей деятельности учителя:

• формирование и разъяснение заданий;

• инструктаж;

• контроль и коррекция хода урока;

• промежуточные выводы;

• итог — проверка и оценка результатов: образовательных и ор­ганизационных.

Вопросы для обсуждения и самопроверки:

1. Какие разновидности урока получили распространение в по­следнее время? Что такое игра? Каковы её функции? Признаки? Классификации?

2. Назовите этапы и содержание каждого этапа игры.

3. Воспроизведите памятку «Правила участника диспута (дис­куссии)».

4. Каковы требования к современному уроку обществознания?


 

 

Яковлева Светлана Павловна.

 

 

Практические занятия по методике преподавания обществознания.

 

Методические рекомендации для студентов исторического факультета.

 

Подписано в печать 17.05.2004

Формат 60*84

Печать офсетная. Бумага офсетная.

Усл. п.л. 1/8

Тираж 100 .Заказ № 265

Подразделение оперативной типографии БГУ.

 



2019-12-29 168 Обсуждений (0)
Основные черты материалистического понимания истории. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные черты материалистического понимания истории.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)