Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задание повышенной сложности.



2019-12-29 288 Обсуждений (0)
Задание повышенной сложности. 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Заполните таблицу 1. и объясните, какому подходу в иссле­довании исторического пути человечества вы отдаёте предпочтение? Почему?

Табл.1. Три парадигмы исторического пути общества.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Формационная (К.Маркс)   Цивилизационная (А.Тойнби)   Культурологическая (О.Шпенглер)  
           

2. Установите, при изучении каких вопросов урока (или уроков) раскрывается сущность двух подходов к исследованию историческо­го пути человечества? (Программа Л.Боголюбова).

Вопросы для обсуждения и самопроверки:

1.Назовите основные черты материалистического понимания истории. Дайте определение общественно-экономической формации.

2. Раскройте сущность понятия «цивилизация». Слушая высту­пления докладчиков, сделайте краткие записи о взглядах филосо­фов—авторов теории цивилизаций в табл.2.

Табл.2. Взгляды мыслителей на развитие цивилизации.

Основные теории, взгляды   Представители   Краткое содержание теории  
Теория культур   О.Шпенглер      
Теория локальных цивилизаций   А.Тойнби      
Теория культурно-исторических типов   Н.Данилевский      
Теория социокультурных систем   П.Сорокин      

3. Какие линии сравнения можно выделить при характеристике двух подходов?

4. Какие точки зрения вам известны по поводу споров вокруг т.н. «пятичленки»? Какие достоинства, по мнению сторонников, и недостатки, по мнению критиков, отмечаются в формационном под­ходе?

5. Выделите достоинства и недостатки цивилизационного под­хода, на которые указывает автор рассматриваемой статьи.

6. Можно ли применять формационный и цивилизационный подходы в их взаимосвязи для исторического познания? Что думают по этому поводу современные философы? Ваше мнение на этот счёт? Свой вывод обоснуйте.

Занятие №3

Тема 3: Межпредметные связи обществоведческого курса.

Цели занятия:

• усвоить сущность, виды и функции межпредметных связей;

• усвоить значение связей для реализации целей урока, ликви­дации дублирования материала и устранения перегрузки учащихся;

• усвоить направления и способы установления связей с дру­гими предметами;

• сформировать умения отбирать необходимые методические приёмы и средства для реализации межпредметных связей.

План:

1 Роль и функции межпредметных связей. Классификация свя­зей.

2. Связь обществознания с историей.

3. Методические пути реализации межпредметных связей.

4. Практическая часть. Урок изучения нового материала с опо­рой на историю.

Литература:

1. Учебник по обществознанию...

2. Алексашкина Л.Н. Школьникам о цивилизациях прошлого и современности: Проблемы взаимодействия курсов истории и обще­ствознания // Обществознание в школе.—1997.—№2.

3. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания: Учебное пособие для студентов... Ч. 1., Тема 2.

4. Бахмутова Л.С. Методика преподавания истории в школе. 11 класс.—Тема 7.

5. Изучение темы «Цивилизации прошлого» в курсе «Человек и общество»// Обществознание в школе.—1998.—№2.

6. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древней­ших времён до конца XX века: 10-11 кл.: Учебное пособие.—М., 1999.

7. Хачатурян В.М. Как раскрывать понятие «цивилизация» на уроке// Обществознание в школе.—2000.—№3.

8. Яковец Ю.В. История цивилизаций. Учебное пособие для студентов вузов гуманитарного профиля. 2-ое издание.—М., 1997.

Методические рекомендации:

Подготовку к занятию надо начинать с выполнения теоретиче­ской части (вопросы 1-3 плана). Для этого используйте материал со­ответствующей лекции, пособие Бахмутовой Л.С. для учителя (тема 7), одну из статей: Хачатурян В.М. или Алексашкиной Л.Н. Ответ на третий вопрос необходимо записать в виде простого плана.

Практическая часть: подготовка и проведение урока по теме «Цивилизации прошлого».

1 группа. Тема: «Особенности древних цивилизаций»

2 группа. Тема: «Древнегреческая цивилизация».

3 группа. Тема: «Цивилизация эпохи средневековья».

4 группа. Тема: «Цивилизации Востока: Древняя Индия».

5 группа. Тема: «Цивилизации Востока: Древний Китай».

Для подготовки урока используйте учебник по обществозна­нию, пособие Бахмутовой Л.С. для студентов (тема 2), книги Хача­турян В.М. и Яковца Ю.В.

 

1.Проанализируйте материал учебника по данной теме. Опре­делите, какой известный материал из истории древнего мира и сред­них веков целесообразно привлечь для урока. Кратко запишите суть примеров в первые три графы Табл. 1:

Таблица 1. Опора на исторические знания по теме: «...»

Вопрос плана урока

 

Класс, курс истории, тема

 

Краткое содержание привлекаемо­го материала

 

Методический приём привлечения

 

деятельность учителя

 

деятельность учащихся

 

1)

 

(2)

 

(3)

 

(4)

 

(5)  

 

 

 

 

 

 

 

 

   
                 

2. Продумайте, в какой форме, какими путями и приёмами из­вестный ученикам исторический материал будет включаться в «кан­ву» обществоведческой темы, запишите этот вид деятельности в графу 4 и (или) 5 таблицы №1.

3. Составьте план-конспект урока, включив в устный рассказ-объяснение учителя, отобранный по междисциплинарным связям исторический материал.

4. Вспомните (повторите) из практических занятий по методике преподавания истории план-схему анализа урока.

Вопросы для обсуждения и самопроверки:

1. В чём сущность междисциплинарных связей? Почему изуче­ние курса «Человек и общество» невозможно без опоры на межпред­метные связи?

2. Почему самые глубокие, разносторонние связи обществозна-ние имеет с историей?

3. Перечислите приёмы, способы и средства реализации меж­предметных связей.

4. Почему учителю важно планировать работу по установлению связей?

Занятие №4

Тема 4: Подготовка и проведение урока изучения нового мате­риала. Методика формирования обществоведческих понятий.

Цели_занятия:

• опираясь на имеющиеся знания по формированию понятий ( курсы МПИ, МПО, педагогики, психологии), отобрать с учётом тре­бований стандарта обществоведческого образования основные факты, понятия, теоретические положения к уроку; соотнести их с его целями и познавательными возможностями учащихся;

• определить логические пути и этапы формирования понятий;

• отобрать наиболее эффективные методические приёмы пре­подавания и приёмы учения, а так же средства обучения;

• составить конспект урока;

• провести урок в студенческой аудитории.

План:

1. Классификация обществоведческих понятий, логические пу­ти их формирования. Этапы и методические условия формирования понятий.

2.Методические приёмы преподавания и учения, средства фор­мирования понятий, идей, теорий.

Практическая часть:

1. Проведение урока изучения нового материала по теме: «Мыслители прошлого об обществе и его развитии ».

2. Анализ (разбор) урока.

Литература:

1. Программа по обществознанию/ Авт. колл. под руковод. Л.Н.Боголюбова.—М., 1995.

2. Человек и общество: Учеб. пособие... 10-11класс./ Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой.—М.. 2000.

3. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания в школе. 11 класс.—М.. 2003.—Тема 6.

4. Долинина И.Г. Работа с понятиями на уроках обществозна­ния.// Обществознание в школе.—1999.—№2.

5. Куприянова Е.В. Изучение старшеклассниками основ фило­софии. // Преподавание истории и обществознания в школе_ 2001.—№2.

6. Лазебникова А.Ю. Цели философского образования как кри­терий отбора содержания.// Обществознание в школе.—1997.—№4.

7. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания. Учебное пособие для студентов...4.1. Тема 1.

8. Хрестоматия по обществознанию.

Методические рекомендации:

Подготовку к занятию начните с выполнения теоретической части (вопросы 1,2 плана). Повторите соответствующую тему из кур­са «Методика преподавания истории», лекцию по «Методике обще­ствознания»

Законспектируйте одну из статей методических журналов (Л а-зебникова, Долинина, Куприянова).

Практическая часть:

* Определите образовательные цели одного из уроков темы «Мыслители прошлого об обществе и человеке» (по указанию пре­подавателя);

* Отберите основные компоненты содержания и выявите функции формируемых знаний. С этой целью заполните Таблицу 2.

 

Таблица 2. Содержательный анализ системы знаний учащихся по теме:

Основные   Главные   Основные   Основные   Идеи   Ценности   Функции  
вопросы   факты   Понятия   Выводы            
содержания                          
(1)   (2)   (3)   (4)   (5)   (6}   (7)  
                           

• Составьте план-конспект урока: а) в разделе: «Деятельность учителя» укажите логические пути (дедукция, индукция) и этапы ра­боты по формированию основных понятий урока, б) по межпредмет­ным связям с историей определите известный ученикам исторический материал, нужный, («актуальный») для новой обществоведче­ской темы (Табл. 1. предыдущего практического занятия).

Вопросы для обсуждения и самопроверки:

1. Что такое понятие? Почему понятия являются стержнем сис­темы научных знаний?

2. На основе анализа школьной программы дайте классифика­цию обществоведческих понятий.

Вопросы и задания по проведённому уроку:

1. Назовите все новые понятия, которые сформированы на дан­ном уроке. Насколько полным был перечень новых понятий?

2. Какой логический (логические) путь (пути) избрал учитель для работы над понятиями?

3. Назовите основные пути формирования понятий, определите полноту этапов, их последовательность, эффективность работы по формированию понятий.

4. Назовите методические приёмы привлечения известного ис­торического материала (по межпредметным связям), которые ис­пользованы на уроке.

Занятие №5

Тема 5: Подготовка и проведение урока изучения нового мате­риала с использованием условно-графической наглядности.

Цели занятия:

1) продолжить работу по:

а) выделению центральных, основных и опорных понятий, за­конов и ведущих идей темы;

б) определению уровня их усвоения, методических приёмов преподавания и учения;

2) продумать (подготовить, отобрать) наиболее эффективные виды условно-графической наглядности (таблицы, схемы графики, диаграммы и т.п.) для изучения материала урока;

3) подготовить макет оформления доски к уроку.

4) продолжить развивать умения проводить урок изучения но­вого материала;

5) продолжить отрабатывать навыки анализа урока.

План:

1. Подготовка плана-конспекта урока по разделу «Экономиче­ская сфера общества». Разработка (отбор) необходимых видов ус­ловной, графической наглядности для урока.

2. Проведение урока в студенческой аудитории.

3. Разбор-анализ урока.

Литература:

1. Учебник по обществознанию...

2. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания в школе. 11 класс.—С.95-119.

З.Захарова Е.Н. Проблемы индустриального общества в школь­ном курсе обществознания: (Материалы к изучению.) // Обществоз-нание в школе.—1997. -№1.

4. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. // Обществознание в школе.—1997.—№4, 5, 6.

5. Лысенко Е.Г. Тесты, логические схемы и таблицы к курсу «Человек и общество». //Обществознание в школе.—-1997.—№5.

6. Методические рекомендации по курсу «Человек и общест­во»: В 2-х ч./ Под ред. Л.Н.Боголюбова.—М., 2001. 4.2. 11 класс.— Тема 4.

7. Савельева О.О., Лазебникова А.Ю. Использование статисти­ки при изучении экономических вопросов. // Обществознание в шко­ле.—1997.—№1.

Методические рекомендации:

Проанализируйте тему 4 Программы «Экономическое развитие современной цивилизации». Выясните, какие проблемы (вопросы) подлежали изучению на 9-ти уроках; какие вопросы составляют со­держание данного (вашего) урока. Ознакомьтесь с параграфом учеб­ника. Воспользуйтесь «Методическими рекомендациями» Л.Н, Бого­любова, ч.2., тема 4. Определите основные понятия, выводы, законы, которые предстоит усвоить старшеклассникам.

Воспользуйтесь методическими рекомендациями Бахмутовой Л.С. (Пособие для учителя). Из 22 схем, предлагаемых в пособии к уроку, отберите те, которые нужны для решения целей урока. Обос­нуйте свой выбор. Предложите собственный вариант схем и таблиц для урока.

Подберите к уроку современный материал (документы, научно-публицистические статьи, статистические данные и др.) и определите пути его включения в объяснение учителя. Разработайте задания учащимся для работы с дополнительным материалом, с содержанием схем и таблиц.

Составьте план-конспект урока. Выделите макет оформления доски. Подготовьтесь к проведению урока в аудитории.

Вопросы для обсуждения и самопроверки:

1. Какова роль условно-графической наглядности в изучении обществознания? Какие группы составляют условную наглядность?

2. Назовите методические условия применения условной на­глядности.

По окончании урока, проведённого студентом:

а) Назовите виды условно-графической наглядности, использо­ванной в ходе урока. Дайте методическую оценку ее применения.

б) Определите методы и приёмы преподавания учителя, дайте оценку его объяснению нового материала.

в) Выявите способы установления межпредметных связей с историей, географией... Оцените умение учителя привлекать учащихся к познавательной деятельности.

г) Определите полноту решения запланированных целей урока.

Занятие №6

Тема 6: Изучение различных источников в обществоведческом курсе. Разработка (моделирование) урока: «Лабораторное занятие по обществознанию».

Цели занятия:

в закрепить и развивать знания о приёмах и формах работы с источниками знаний; документами;

- выявить их виды, особенности работы с текстами в курсе обществознания;

- научиться подготавливать и проводить лабораторное занятие в старших классах.

План:

1. Роль источников знаний в решении целей курса.

2. Основные типы источников, приёмы работы с ними.

Практическая часть:

Разработать и представить модель лабораторного занятия по теме «Марксистское учение об обществе»,

Литература:

1. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания в школе.— 11 класс.—Тема 8.

2.Боголюбов Л.Н. Работа с документами в процессе общество­ведческого образования. // Обществознание в школе.—1998.—№4.

3.Иоффе А.Н. Использование источников для ознакомления с политической жизнью прошлого. // Обществознание в школе.—

1998.—№4.

4.Басик Н.Б. Педагогические возможности работы с докумен­тами в школьном курсе обществознания. // Обществознание в шко­ле.—1999.—№4.

5.Учебник по обществознанию...

6.Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». / Под ред. Л.Н.Боголюбова. Ч.2.—М.,2001.

7.Человек и общество. Основы современной цивилизации. Хре­стоматия./ Сост. П.А.Белоусов, О.Н.Козлова, Г.А. Нечаева и др.— М.,1992.

8.Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия для учащихся старших классов./ Сост. А.Ф. Малышеве к и и, А.Ю. Ла-зебникова и др.—М., 1993.

9.Захарова Е.Ы. Дидактический материал для 11 класса.—М., 1993. Вып.1.

Ю.Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 класс,/ Под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Т. Кинкулькина.

11.Человек и общество: Практикум для основной школы./ Под ред. Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой.—М., 1993.

12Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 классе: Методическое пособие по курсу «Человек и общество».— М., 1998.

13.Философский словарь.

14.Философский энциклопедический словарь./ Ред. сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева и др.—М., 1997.

15.Энциклопедический социологический словарь./ Общая ред. акад. РАН Осипова Г.В.—М., 1995,

16.Словарь-справочник по социологии и политологии./ Э.В. Тадевосян.—М., 1996.

Методические рекомендации:

Изучите одну из работ под №№2, 3, 4 списка литературы. Это даст вам возможность подготовиться к теоретической части занятии, а так же поможет выполнить практическое задание.

Подготовьте модель урока: «Лабораторное занятие по теме "..."». Для этого ознакомьтесь с документами хрестоматий, отберите те, которые относятся к данной теме урока. Определите, какие поло­жения, черты материалистического понимания истории раскрывают­ся в этих документах. Используйте литературу под №№1, 5-16 списка.

Определите методические приёмы и формы изучения текстов, виды записей учащихся. Подготовьте образец записей учащихся по одному из вопросов (заданий).

Продумайте ход лабораторного занятия. Разработайте различ­ные типы заданий для учащихся (ответы на вопросы, раскрывающие содержание текста; задания, предполагающие анализ основных по­ложений двух документов (фрагментов документов), их сравнение, оценку; задания, позволяющие выявить аргументы учёных, мыслите­лей, сделать выводы и обобщения и на этой основе составить срав­нительные таблицы; задания, выявляющие личностное отношение к идеям, формирующие оценочное суждение; познавательные и про­блемные задания и др.). Предусмотрите два варианта. Определите задания повышенной сложности. Отметьте форму проверки выпол­ненного задания. Напишите план урока «Лабораторное занятие». За­полните таблицу:



2019-12-29 288 Обсуждений (0)
Задание повышенной сложности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задание повышенной сложности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (288)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)