Психологические параметры нарушенного психического развития.
Психологические основы специального образования. Специальная психология- это область психологии науки изучающая лиц, для которых хар-но отклонение от норм пихологического развития, связанная с рожденными или преобретенными нарушениями формирования н.с. Специальная педагогика. На основе такого извучения определяются возможности и пути преодоления нарушенийпсих. развития. строится система обучения и воспитания лиц с нарушениями псих. развития. Спец. психология и педагогика подразделяются на психологию: - тифло педагогику и психологию (зрение) -сурдо психологию и педагогику (слух) Значение спец. психологии для спец. педагогике. определяется тем, что на ее основе строится система обучения воспитания, соц. адаптации лиц с нарушениями псих. развития. Строится система проф. ориентации. Основные понятия. дефект псих. развития – это псих. недостаток вызывающий нарушения нормального развития. Компенсация нарушенных ф-ций – это возмещение недоразвитых или нарушенных псих. ф-ций путем использованя сохраненных или перестройки части но нарушений ф-ций. При компенсации происходит вовлечение в работу нарушеня функций новых стр-р которые ранеене участвовали в осуществелнии данной ф-ции или выполняли при этом другую роль. Пути компенсации: 1. Внутрисистемная компенсация. – осуществляется за счет привлечения сохраненных нервных элементов нарушенной ф-ции. 2. Межсистемный осуществляется путем перестройки функций ,перестройки сис-м и включение в работу ф-ций из др. стр-р за счет не свойственных им ранней ф-ции. Пр. межсистемная компенсация. зрение плохое – улучшается осязание. Специальное обучение и воспитане явл. компенсирующее направленными.
Причины (этиология) нарушения псих. развития. факторы: а) биологические – генетический материал поврежден, генные мутации, наследственно обусловленные нарушения обмена. б) социальные факторы – неблагоприятные соц. условия (эмоц. дипривация раннего возраста => невозможность удовлетворить потребности в эмоц. общении) психич. депривация – невозможность удовлитворить псих. потр. дифицит инф-ции. По времени воздействия потагенные факторы делят на: а) пренатальные б) натальные 3) постнатальные Пренатальные факторы: интоксикации организма матери (алкоголь, лекарства, ), инфекции (нейроинфекции), конфликты по резус фактору, гипоксия или кислородная недостаточность плода, радиоционные излучения. Натальный период: использование средств родовспоможения, асфексия новорожденного. Постнатальный: инфекции и т.д., лекарственные интенфикациии, травмы н.с., опухолевые заболевания. Все патогенные факторы делятся на: а) внутренние и б) внешние
Психологические параметры нарушенного психического развития. Дизонтогенез- 1) связан с функциональной локализацией нарушения. В зависимости от нее различают 2 осн. вида дефекта: 1 частный – он обусловлен дифицитарностью отдельных псих ф-ций. 2 общий – связан с нарушением деятельности коры и подкорки в целом. 2) связан с временим поражения, характер анамалии будет различным в зависимости от того когда возникло поврежедение н.с. Чем раньше произошло поражение н.с. тем вероятнее недоразвитие псих. ф-ций. Чем позднее произошло поражение н.с. тем больше вероятности явления повреждения с распадам стр-ры псих. ф-ции. Неустойчивость псих. ф-ций в синзетивный период. Может обусловить регресс (или возврат) на более ранний возрастной уровень и может так же распад т.е. грубую дизорганизацию либо выпадение псих. ф-ций. 3) характеризует взаимоотношение нарушений в стр-ре дифекта. Дефект имеет структуру (Выготский) В этой стр-ре выделены 2 группы: первичные и вторичные. 1. Первичные вытекают непосредственно из биологического хар-ра заболевания. 2. Вторичные нарушения возникших опасредованного в процессе аномального соц-го действия. 3. Первичный дефект может иметь хар-р поврежденя, дедоразвития или их состояния. Вторичный дефект явл. основным объектом психол. изучения и пед. коррекции. 4) параметр дизонтогенеза связана с нарушением межфункциональных взаимодействий в процессе аномального развития. В нормальном онтогенезе выделяют сл. типы межфункциональных отношений: - (явления временной независимости) врем. независимые функции - ассоциативные связи - иерархические связи. а) явления временной независимости. При поталогии временная независимость превращаетсяв изоляцию. Изолированная ф-ция (т.е. со стороны др. ф-ций изоляций) стереотипизируется зацикливается в своем развитии. Пр. моторная ф-ция не развита => …, тормозится б) ассоциативные связи обуславливает объединение в 1 целое разномодальных впечатлений на основе временно пространственной связи. Пр. Если увидеть в окно то мы увидем в целом и адекватно ориентируемся. При поталогии ассоциативной связи хар-ется повышенной энертностью в результате чего происходит их поталогическая фиксация. Эти энертные стереотипы тормозят псих. развитие. «Меньше видит, меньше замечает». При нарушении ассоциативных связей могут распространятся и на сл. годы возраста (от 3 лет) Патологическая фиксация приводит к своевременной инволюции. (замена высш. псих. ф-ций низменными) более ранних форм псих. деятельности что замедляет развитие. Пр. автономная речь (3-4) года потом более высшая. Но у детей с задержкой эта речь может сохранять сл. годы (т.е. фиксация) в) Иерархичекий тип связи. (развитие от низм к высш. т.е. гетерохрония) Обеспечивает перестройку усложнение псих. процессов в определенной психол. последовательности обусловленной законом «гетерохронии», т.е. это разновременность формирования различных псих. ф-ций. При патологии происходит нарушение этой последовательности, возникают диспропорции в развитии или ассинхрония. Ее основные проявления: 1. ретардация – это незавершенность отд. периодов развития. Отсутствие инвалюции более ранних форм псих. ф-ций. Пр. более хар-но для умственно отсталых. Пр. автономная речь после 3-4 лет заметно у умств. отсталого она задержана. 2. аксилирация отдельных ф-ций предполагает изолированное развитие к-либо ф-ции. 3.Сочетание ретардации и патологической акселирации псих. ф-ций. (речь ретордация + опорно. двиг + ..)
Типы нарушенного психического развития или варианты псих. дизонтогинеза ( по Лебединскому) 6 типов дизонтогенеза. 1 вариант. Псих. недоразвитие 2. Задерженное психическое развитие. 3. Поврежденное псих. развитие 4. Дифицитарное псих. развитие 5. Искаженное псих. развитие 6. Дисгармоническое псих. развитие
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |