Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Философская система трансцендентального идеализма И. Канта



2019-12-29 163 Обсуждений (0)
Глава 1. Философская система трансцендентального идеализма И. Канта 0.00 из 5.00 0 оценок




Контрольная работа

По курсу «Философия»

Тема 7: «Немецкая классическая философия»

ПЛАН

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1.Философская система трансцендентального идеализма Иммануила Канта…………………………………………………………………………….5

Глава 2. Диалектический метод в философии Гегеля………………………17

Глава 3. Проблема «человек-общество» в антропологическом

материализме Л. Фей­ербаха………………………………………………….24

Глава 4. Основные направления и идеи……………………………………..31

Заключение…………………………………………………………………….36

Список использованной литературы………………………………………...37

 

 

Введение

Развитие немецкой классической философии было одним из важней­ших выражений эпохального подъема духовной культуры, начавшегося в герман­ских государствах с середины VIII в. и имевшего другим своим прояв­лением, главным по воздействию вширь на общественное сознание, классическую не­мецкую литературу, корифеями которой считаются Г. Э. Лессинг, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, Г. Гейне. Этот подъем был включен в общеевропейское движение об­щественной мысли, по­лучившее название Просвещения.

Немецкая классическая философия развивалась в эпоху глубочайших из­менений, которые происходили в экономической, социально-политической и духовно-идеологической жизни всей Европы, прямо или косвенно затраги­вая также немецкие государства и становясь предметом осмысления живших в них философов, чей мировоззренческий кругозор при всей его определен­ности ус­ловиями своей страны не был национально ограниченным.

Вместе с тем, уже в конце ХVIII столетия стало очевидно, что филосо­фия Нового времени себя исчерпала: теперь она не могла ни мировоззренче­ски обобщить достигнутый уровень человеческого познания, ни служить ос­новой дальнейшего развития научных знаний. Наука это времени уже пере­ступила рамки механистических взглядов на мир Декарта, Лейбница, Нью­тона, и на практике показала диалектическую противоречивость действи­тельности, ее по­стоянную изменчивость. Стали развиваться физика и химия, продвинулось впе­ред изучение органической природы. Открытия в области математики, учение Ламарка об обусловленности развития организма окру­жающей средой, астро­номические, геологичес­кие, эмбриологические теории, а также теории развития чело­веческого общества — все это со всей остротой и неизбежностью выдви­гало на первый план идею развития как теорию и ме­тод познания действительности.

Философски обобщить состояние и уровень достигнутого наукой по­стижения мира и тем самым открыть путь новым, невиданным в истории че­ловечества научным открытиям во всех областях знания легло на плечи не­мецких философов.

Глава 1. Философская система трансцендентального идеализма И. Канта

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге в се­мье шорника Иогана Георга Канта. В семье было пятеро детей. Маленького Иммануила воспитывали в обстановке уважения к труду, честности и пури­танской строгости.

В1730 году Кант поступил в начальную школу, а в 1732 году по совету друга семьи Кантов, пастора Франца Альберта Шульца, мальчика отдали в государственную церковную гимназию – «коллегию Фридриха», на латин­ское отделение. Благодаря природным способностям и прилежанию Кант, несмотря на хилое здоровье, был одним из лучших учеников гимназии. Его родители хотели, чтобы мальчик стал священником, но под влиянием препо­давателя латыни Кант увлёкся античной поэзией, филологией и неприяз­ненно относился к внешним проявлениям религиозного культа.

Осенью 1740 года в возрасте 16-ти лет Кант поступил в Кенигсбергский университет. До сих пор неизвестно точно, на каком факультете он учился, так как в сохранившихся списках студентов нет указаний на то, к какому фа­культету относился каждый из них. Первые биографы Канта полагали, что он выбрал теологию, однако, проанализировав перечень предметов, которым будущий философ уделял наибольшее внимание, можно сделать вывод, что он, вероятно, учился на медицинском факультете. Гимназическое увлечение филологией сменилось интересом к физике и философии.

На четвёртом году обучения Кант принялся за первое самостоятельное сочинение по физике. Первую свою работу «Мысли об истинной оценке живых сил» он писал с 1743 по 1746 год. Она представляла собой попытку выступить арбитром в споре Картезианцев и Лейбницев об измерении кинетической энергии. Кант, сам того не ведая, по сути лишь повторил решение Даламбера. Однако работа содержала ряд ори­гинальных умопостроений, в том числе рассуждения о связи трех мерности пространства и закона всемирного тяготения.

В 1747 году, не защитив магистерской диссертации, Кант впервые поки­дает Кенигсберг и в течение нескольких лет работает домашним учителем, посвящая, однако большую часть своего времени самообразованию. В этот период Кант написал рукопись по астрономии «Космогония или попытка объяснить происхождение мироздания, образование небесных тел и причины их движения общими законами развития материи в соответствии с теорией Ньютона». Статья была написана на конкурсную тему, предложенную Прус­ской академией наук, но молодой учёный не решился принять участие в конкурсе. Несколько позднее, в конце лета 1754 года, Кант публикует вторую статью, посвященную также вопросам космогонии, - «Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения». Эти две статьи были прелю­дией к космогоническому трактату «Всеобщая естественная история и теория неба», который был вскоре написан. В нем Кант разрабатывал «небулярную» космогоническую гипотезу об образовании планетной системы из первона­чальной туманности. Одновременно с этим, высказывалась догадка о суще­ство­вании Большой системы галактик вне нашей Галактики, и доказывалось замед­ление - в результате приливного трения - суточного вращения Земли. Кроме того, он развил учение об относительности движения и покоя, а так же сделал важные шаги в области биологии и антропологии, а именно: наметил идею ге­неалогической классификации животного мира и выдвинул идею ес­тественного развития человеческих рас.

Вернувшись в Кенигсберг, Кант решает завершить свое образование долж­ным образом и 17 апреля 1755 года попадает на философский факультет маги­стерскую диссертацию «Об огне», а через четыре недели сдаёт устный маги­стерский экзамен. Вторая диссертация Канта, написанная специально для «га­билитации», называлась «Новое освещение первых принципов метафизи­че­ского познания». Защитив её, учёный получил звание приват-доцента.

1762 год был переломным для философа. Принято считать, что важней­шую роль в новых исканиях Канта, которые в дальнейшем привели к созда­нию его критической философии, сыграло знакомство с творчеством Жан-Жака Руссо. Руссо стал для Канта, по признанию последнего, «вторым Нью­тоном». Если под влиянием формул Ньютона философ сформировал свои взгляды на космос, устройство солнечной системы, мир в целом, то па­радоксы Руссо помогли ему заглянуть в тайники человеческой души.

Итак, с 1770 года начинается критический период в творчестве Канта. Предпосылкой критической философии стало его учение о вещах в себе и яв­лениях, существующих независимо от нашего сознания. Целью этой филосо­фии становится критическое осмысление предшествующей философии и про­тивопоставление ей критического подхода при оценке возможностей и способ­ностей человека.

31 марта 1770 года специальным указом короля Кант назначается орди­нарным профессором логики и метафизики. Новая диссертация называлась «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира». В ней был зафиксирован новый «переворот» во взглядах, совершив­шийся, по словам самого автора, год назад. На смену эмпирической, дохо­дившей до скеп­тицизма позиции пришёл своеобразный дуализм во взглядах.

Канту понадобилось одиннадцать лет напряженного труда, прежде чем он смог закончить сочинение, озаглавленное «Критика чистого разума» (1781). Позже он продолжает «критический» цикл произведениями "Критика практиче­ского разума" (1788) и "Критика способности суждения" (1790). Понятие «кри­тика» в системе «критической» философии Канта весьма многозначно, что оп­ределяется многообразием отвергаемых им философских воззрений, хотя и имеющих, по его мнению, общий знаменатель — «догматизм».

Первой частью системы «критической» философии стала гносеологиче­ская концепция, разработка которой потребовала от Канта больше всего сил и вре­мени. Выяснить причины неудач прежней «метафизики» и найти способ преоб­разования «метафизики» в подлинную науку — такова главная двуеди­ная за­дача гносеологической концепции Канта. Эта задача может быть сфор­мулиро­вана также как выяснение причины неудач «чистого разума» в его «метафизи­ческих» построениях и определение области познавательно значи­мого приме­нения этого разума при трактовке им с необходимостью возни­кающих «мета­физических» проблем, к каковым Кант отнес бытие бога, сво­бод воли, бессмер­тие души и вместе с тем понимание мира как целого.

Для понимания сути кантовского подхода к вопросу о методе «метафи­зики» как науки и области ее применения имеет важнейшее значение тот факт, что Кант считал, что не только выводы математики, но и выводы есте­ствозна­ния представляют собой действительные научные истины. Несомнен­ность чув­ственно-эмпирических оснований естественных наук, равно как убеждение в чувственной основе математических знаний, побуждали Канта вовлечь в сферу своего гносеологического исследования наряду с интеллек­том и чувственность, что придало этому исследованию глобальный характер.

Задача выявления условий, предпосылок и того, как возможны главные формы научного знания, рассматриваемые в плане функционирования основ­ных познавательных способностей человека, образует сквозную проблему «Критики чистого разума», конкретизирующуюся в следующих трех вопросах: «Как возможна чистая математика?», «Как возможно чистое естество­знание?», «Как возможна метафизика как наука?».

Решающий шаг в построении гносеологической концепции Канта — это его утверждение об априорной основе научных истин. Согласно Канту, сле­дует признать наличие априорных оснований не только в интеллекте, но и в чувст­венности, и в неразрывно связанном с нею опыте. Не приемля тезис о сверхъес­тественном, божественном источнике априор­ных элементов челове­ческого соз­нания и одновременно отвергая их натура­листическое понимание, Кант рас­сматривал их просто как некую данность, которая фактически суще­ствует, но необъяснима. Причем априорными он называл «знания, безусловно, независи­мые от всякого опыта», а «чистыми» — те из них, «к которым совершенно не примешива­ется ничто эмпирическое». Априорным знаниям «противоположны эмпири­ческие знания, или знания, возможные только апо­стериори, т. е. посред­ством опыта».

Кантовский априоризм имел ярко выраженный субъективно-идеалисти­че­ский смысл, поскольку требовал отказаться «от господствующего убежде­ния» (материалистического по своей сути), что «всякие наши знания должны сообра­зоваться с предметами» (т. е. отражать в сознании познаваемые предметы), и «исходить из предположения, что предметы должны сообразоваться с нашим познанием...».

Принципиальное значение в гносеологической концепции имеет тезис: «Все теоретические науки, основанные на разуме, содержат априорные син­те­тические суждения как принципы». Синтетическими Кант называл сужде­ния, в которых «связь предиката с субъектом ... мыслится без тождества», что отли­чает их от аналитических суждений, в которых эта связь «мыслится че­рез тож­дество». То есть в аналитических суждениях предикат лишь раскры­вает импли­цитное содержание логического субъекта, а в синте­тических обогащает это со­держание новыми характеристиками.

Наполняя новым содержанием один из схоластических терминов, вклю­чаемый при этом в число важнейших понятий «критической» философии, Кант назвал «трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько пред­метами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным ап­риори». Трактуя тем самым «транс­цендентальное познание» как сугубо гно­сеологическое и притом априористское, Кант характе­ризовал «Критику чис­того разума» как «трансценденталь­ную критику» и вме­сте с тем как «полную идею трансцендентальной фило­софии», которая должна быть создана в будущем на основе содержащегося в этом произведении плана и полного перечня «всех основных понятий, со­ставляющих указанное чистое знание...». Заключенные в «Критике...» учения о познава­тельных способностях именуются «трансцен­дентальными», и это наименова­ние в значительной мере применяется для обозначения самих данных способностей.

В своей работе Кант резко противопоставляет «трансцендентальное» дру­гому заимствованному из схоластики и тоже переосмысленному понятию - «трансцендентному»; причем в этом противопоставлении значение «трансцен­дентального» расширяется и уточняется. В понимании Канта «трансцендент­ное» означает то, что существует вне сознания и недоступно ему, непозна­ваемо, а «трансцендентальное» - то, что имма­нентно сознанию, может быть по­знано и действительно познается.

Усматривая непреодолимые слабости в известных ему двух основных трактовках связи чувственного с рациональным Кант предпочел резко, почти абсолютно разграничить чувственность и интеллект как «два основных ствола человеческого познания», которые вырастают, «быть может, из од­ного общего, но неизвестного нам корня».

В своей работе Кант утверждает, что чувственные представления, име­нуе­мые им «созерцаниями», возникают в человеческой чувственности благо­даря «аффицированию» ее (т. е. воздействию на нее) предметами и вещами, сущест­вующими вне и независимо от нее. Строго говоря, кантовские харак­теристики чувственности сближали его позицию с материалистическим сен­суализмом. Они содержали, хотя и в недостаточно четкой форме, принципи­ально важное утверждение об объективной реальности тех вещей и предметов, которые при воздействии на че­ловека вызывают в его сознании чувственные представления. Стремление Канта выделить в чувственности априорные принципы, трактуе­мые как ее упорядочивающие формы, имеет своим след­ствием взгляд на чувст­венный образ предметов как целиком и полностью сформированный в его со­держании человеческим сознанием, тем самым ни в коей мере не отражающим «аффицирующих» его объективных предметов, остающихся для человека непо­знанными и с неизбежностью непознавае­мыми «вещами-в-себе». Вышеупомя­нутые чувственные образы предметов Кант называет «явлениями» и утвер­ждает, что только они выступают пред­метами научного познания. Расщепление действительности на мир объек­тивно существующих, но непознаваемых нау­ками «вещей-в-себе» и мир су­ществующих лишь в человеческом сознании по­знаваемых «явлений» - ха­рактерная идеалистическо - метафизическая дихото­мия «критической» фило­софии Канта, абсолютно разрывающей для теоретиче­ского разума сущность и явление.

Процедура выявления априорных форм чувственности заключалась кон­кретно в том, что «от представления о теле» Кант абстрагировал, во-первых, то, что трактовалось им как рассудочные определения, а во-вторых, то, что считал принадлежащим к ощущению, или эмпирическому созерцанию в ре­зультате чего оставались только «две чистые формы чувственного созерцания как прин­ципы априорного знания, а именно пространство и время...». Кант провозгла­шает тезисы о «трансцендетальной идеальности» пространства и времени, ут­верждающие, «что пространство есть ничто, как только мы отбра­сываем усло­вия возможности всякого опыта и принимаем его за нечто лежащее в основе вещей в себе», и что время, «если отвлечься от субъективных условий чувст­венного созерцания, ровно ничего не означает и не может быть причислено к предметам самим по себе...».

Важно, что производимая Кантом «дематериализация» мира явлений, рас­пространялась имплицитно также на «вещи-в-себе». Дело в том, что им, по Канту, не может быть присуща никакая определенность чувственно вос­прини­маемых тел; «представление о теле в созерцании не содержит ничего, что могло бы быть присуще предметам самим по себе...». Так, уже в рамках «трансценден­тальной эстетики» кантовская «вещь-в-себе» оказыва­лась неодно­значной и даже имеющей противоположные смыслы: материали­стический и антиматериалистический.

Согласно Канту все вещи как явления, как пред­меты чувственного созер­цания с необходимостью существуют в простран­стве и времени. Эту всеобщ­ность и необходимость существования явлений в пространстве и времени Кант называл «объективной значимостью» послед­них, тем самым субъективно-идеа­листически истолковывая саму объектив­ность.

Разрабатываемую «трансцендентальную логику» Кант отличал от ранее существовавшей «общей логики» как логику «содержательную» от логики «формальной». Придание логике содержательности обеспечивается, по Канту, тесной и постоянной связью познающего мышления с чувственными представ­лениями, исследованными в трансцендентальной эстетике, т. е. с «созерца­ниями». В рассуждениях Канта заметен подход к пониманию того, что переход от чувственной ступени познания к рациональной носит харак­тер качествен­ного скачка, т. е. диалектичен. С этим связано, в частности, подчеркивание Кантом активности («спонтанности») рассудка по сравнению с пассивностью («восприимчивостью») чувственности.

Итак, вторая часть работы – «трансцендентальная аналитика» - посвя­щена анализу процесса познания, осуществляемому рассудком. На первый план здесь выступает обоснование априорного характера категорий и прин­ципов, без ко­торых нельзя мыслить ни один предмет нашего опыта, но лишь в некоторой части утверждения физико-математического естествознания оста­ются неизмен­ными. Обнаруживая свою зависимость от опыта, оно подлежит неизбежным ис­торическим перемена. Таким образом, возможности науки ог­раничены лишь опытом, т.е. миром феноменов.

Тот факт, что в трансцендентальной эстетике и трансцендентальной ло­гике Кантом характеризуется не только научно-познавательная активность челове­ческого сознания, но и конструировании познаваемых явлений, озна­чает, что в «Критике чистого разума» содержится не только гносеологиче­ская концепция, но и концепция онтологическая. Согласно этой концепции бытие, на которое, по Канту, направлен познающий рассудок, представляет собой только мир яв­лений (феноменов).

Важнейшие мировоззренческие вопросы ставятся Кантом при освеще­нии оснований «различения всех предметов вообще на феномены и ноумены», на новом уровне трактуя ту проблему, решение которой ранее привело его к раз­личению названных предметов на явления и «вещи-в-себе». Понятие «фено­мен» обозначает у Канта чувственный предмет, мыслимый рассудком, и оно аналогично понятию «явление». Понятие же «ноумен» Кант существенно отли­чает от понятия «вещь-в-себе»: если «вещь-в-себе» имеет «положительный смысл», обозначая некоторую объективную реальность, хотя и непознаваемую, то «ноумен» «мы должны понимать исключительно лишь в негативном смысле», т. е. только как то, что «не есть объект нашего чувственного созерца­ния», и ни в коем случае как то, что имеет «действи­тельное существование».

«Трансцендентальная диалектика» Канта имеет своим предметом иссле­до­вание разума, характеризуемого Кантом как высшая познавательная спо­соб­ность. Кант указывает на тесную связь разума с рассудком и вместе с тем на от­личие первого от последнего, заключающееся в том, что в разуме нахо­дит свое высшее и полное воплощение синтезирующая функция интеллекту­ального зна­ния. Называя «принципами» «синтетические знания из понятий», которых не может доставить рассудок, Кант определяет «понятия разума» как «трансцен­дентальные идеи» и разделяет их на три класса: «Первый содержит в себе абсо­лютное (безусловное) единство мыс­лящего субъекта, второй — абсолютное единство ряда условий явлений, а третий — абсолютное единство условий всех предметов мышления». Три идеи разума — душа, мир, Бог. И именно эти идеи венчают знание, оказыва­ются предельными идеями нашего познания и обла­дают априорным характером. По отношению к рассудку идеи разума высту­пают как обозначение никогда не достижимой задачи. Таким образом, идеи ра­зума имеют регулятивное значение и науки, сделавшие свои предметом изуче­ния души, мира и Бога с помощью разума оказываются в проблематичном по­ложении. Методы метафизических наук в силу этой проблематичности ведут совершенно закономерно к не­разрешимым и неустранимым в пределах само ра­зума антиномиям, то есть можно с легкостью доказать, совершенно противопо­ложные утверждения, таким образом, метафизика не может стать наукой.

Предметом следующей «Критики…» Канта становится практический ра­зум (т.е. «условия возможности» человеческого ума к моральному действию) и очерчивание его законных притязаний. Но важно отметить, что присутствует асимметрия в отношении к ноуменам теоретического и практического разума. Бесспорное преимущество Кант отдает разуму практическому, поскольку ему может открыться то, что недоступно теоретическому.

Искомый априорный синтез в сфере практического разума не основан ни на чувственной интуиции, ни на опыте – в этом заключены основания автоном­ности морали. Но, поступки, совершаемые человеком и оцениваемые им с мо­ральной точки зрения, лишены подобной чистоты. А это означает отступление от собственно нравственного характера поступка. Последний отвечает этому характеру если он обусловлен действием морального закона, автономного по своей природе. Этот закон – категорический императив Канта.

Таковы основные положения «критической» философии Иммануила Канта, но вернемся к его творчеству. Кант упорно продолжает работать, издает все новые книги, печатает статьи и рецензии. Вместе с тем, он расширяет рамки критической филосо­фии: принципы, найденные в теории познания, применяет в социальных сфе­рах. Обретённая истина подвергается многократной проверке, выдержав ко­торую получает дополнительное обоснование, а, не выдержав, за­меняется новой, подвергающейся, в свою очередь, проверке, уточнению и со­вершенст­вованию. В середине 80-х годов XVIII века Кант особое внимание уделяет размышлениям над философией истории.

В 1787 году «Критика чистого разума» издается повторно. Тем време­нем Кант избирается ректором университета, а Берлинская академия наук включает его в число своих членов. В период с 1795 по 1798 год он написал: «К вечному миру», «Об органе души», «Метафизика нравов», «Оповещение о скором под­писании договора о вечном мире в философии», «О мнимом праве лгать из че­ловеколюбия», «Спор факультетов». Завершив «Метафизикой нравов» по­строение философ­ской системы, Кант почувствовал потребность изложить своё учение в более или менее концентрированном виде. Так появилась «Антропо­логия» (1798) – последняя работа, изданная самим автором. Здесь подводится итог размышлениям о человеке и вообще всем философским размышлениям.

Кант – философ XVIII века. Век был на исходе. Система критической фи­лософии создана и завершена, и в ноябре 1801 года философ окончательно рас­стался с университетом. Умер Кант 12 февраля 1804 года.

В заключении следует подчеркнуть, что изобилующее противоре­чиями учение Канта оказало огромное влияние на последующее развитие на­учной и философской мысли. Своим учением об антиномиях разума он сыг­рал выдаю­щуюся роль в развитии диалектики. Канта критиковали и пыта­лись на него опе­реться философы самых различных направлений. Возникшее в 60-х гг. XIX в. неокантианство стремилось разработать на основе идей Канта систему идеа­лизма. Двойственный характер философии Канта, допус­кающий её критику "справа" и "слева" отмечали классики марксизма-лени­низма, высоко оценивая её положительные стороны и критикуя её субъек­тивно-идеалистические тен­денции…

Как мы видим, идеи Иммануила Канта, подвергаясь постоянному ос­мыс­лению и переработке, продолжают свою плодотворную жизнь.

 

 



2019-12-29 163 Обсуждений (0)
Глава 1. Философская система трансцендентального идеализма И. Канта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Философская система трансцендентального идеализма И. Канта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)