Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Диалектический метод в философии Гегеля



2019-12-29 168 Обсуждений (0)
Глава 2. Диалектический метод в философии Гегеля 0.00 из 5.00 0 оценок




Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в 1770 году в Штутгарте, сто­лице Вюртембергского княжества. Его отец, секретарь казначейства, вхо­дил в состав высшего чиновничества. В гимназии Гегель, бывший образцо­вым уче­ником, особый интерес проявлял к античной литературе. В семье го­товили Ге­геля к карьере пастора, для чего он прошел курс обучения в Тю­бингенском тео­логическом институте (1788 — 1793) В течение последующих трех лет он изу­чил курс теологии, за успешное освоение которого Гегелю была присвоена сте­пень кандидата теологии. Однако, проявляя живой инте­рес к происходящему вокруг Гегель разочаровался в карьере пастора и его интеллектуальные инте­ресы сосредоточи­лись на философии, но, заниматься только ею он смог лишь спустя несколько лет, в тече­ние которых он вынужден был трудиться домаш­ним учителем и воспитателем — сначала в Швейцарии, в Берне, а затем в не­мецком городе Франкфурт-на-Майне. Здесь же нача­лось философское творче­ство Гегеля — создание ряда работ, посвященных в основном весьма критиче­скому осмыслению причин возникновения и распространения христиан­ства.

Получив после смерти отца свою долю наследства и имея собственные сбережения из педагогических заработков, Гегель получает возможность все­цело отдаться философ­ской деятельности. В начале 1801 г. Гегель приезжает в Йену, где после защиты двух дис­сертаций получает право преподавать в мест­ном университете как приват-доцент филосо­фии.

Первой значительной философской публикацией Гегеля, сделавшей его известным, была объемистая работа «Различие между системами философии Фихте и Шеллинга» (1801). В ней он выступил с критикой субъективного идеа­лизма Фихте и поддержал шеллинговский поворот к объективному идеализму, впервые четко разъяснив, в чем, собственно, заключается суть этого поворота, и охарактеризовав его как принципиально важную философскую новацию. В том же духе Гегель написал ряд статей в 1802 г. для «Критического журнала философии», который он издавал совместно с Шеллингом. Из-за этих публика­ций многие, начиная с самого Шеллинга, считали Гегеля вплоть до завершения йенского периода последовательным шеллингианцем. В названных же публи­кациях Гегель, идя по тому же пути, по которому шла до сих пор мысль Шел­линга, уходит уже несколько вперед и намечает перспективы, недостижимые для последнего. Вообще Гегель заявляет о себе как об оригинальном философе как раз в то время, когда шеллинговская мысль вслед за фихтевской исчерпала потенции прогрессивного развития и повернула в теософские тупики.

К концу 1806 г. Гегель заканчивает «Феноменологию духа», которую по­сле написания обширного предисловия публикуют в начале 1807 г.

В 1808 году Гегель перебрался в баварский город Бамберг, где он с помо­щью своего влиятельного друга Нитхаммера был назначен редактором местной газеты. Гегель пробыл на этой должности полтора года, после чего из-за столк­новений с цензурой газета была закрыта. После этого Гегель был назначен ди­ректором гимназии в Нюрнберге. В Нюрнберге Гегель неспешно и продуманно работал над своим главным философским произведением — «Наукой логики». Эта публикация послужила основанием для приглашения Гегеля на кафедру философии в Гейдельбергском университете, где Гегель завершил и опублико­вал новую, итоговую версию своей философской системы под заглавием «Эн­циклопедия философских наук» (1817)

После «критической философии» Канта это была первая в Германии осно­вательно разработанная философская система, важнейшим объективным досто­инством которой была ее насыщенность диалектическими идеями. Гегель по праву был признан крупнейшим немецким философом современности.

В 1818 году Гегель перебирается в Берлин, где публикуется сравнительно не много его работ: «Основоположения философии права», «Философия права». В 1827 вышло в свет второе издание «Энциклопедии философских наук», в которую Гегель внес немало дополнений. Он взялся за подготовку зна­чительно расширенного издания «Науки логики», но успел внести дополнения лишь в первую из ее трех частей.

Гегель был полон творческих сил и планов, когда 14 ноября 1831 года эпиде­мия холеры скоропостижно оборвала его жизнь на 62-м году. Он ушел из жизни в апогее авторитета созданной им философии, на базе которой появилась целая школа. Гегель оказался единственным из корифеев немецкой классической фи­лософии, не дожившим до времени массированного критического наступления на свою систему взглядов и вызванного этим упадка их влияния.

Предметом философии является, по Гегелю, абсолютная идея, которую он зачастую называет просто идеей. Указывая, что «лишь целостность науки есть изображение идеи» и что «идея обнаруживает себя как простота самотождест­венного мышления и вместе с тем как деятельность, состоящая в том, что мыш­ление противопоставляет себя себе самому для того, чтобы быть для себя и в этом другом все же быть лишь у себя самого», Гегель выводит отсюда разделе­ние философской науки на следующие три части: 1) логику как науку об идее в себе и для себя, 2) философию природы как науку об идее в ее инобытии, 3) философию духа как науку об идее, возвращающейся в самое себя из своего инобытия.

Подчеркивая гносеологическую сердцевину «абсолютной идеи», Гегель указывает, что она есть «абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея, и именно мыслящая себя в качестве мыслящей, логической идеи». Эту абсолютную истину он характеризует со стороны содержания, которое опреде­ляет как «систему логического». Здесь дается четкое и вместе с тем предельно сжатое понимание истины как диалектического процесса развития знаний: «ин­терес представляет всё движение в целом», «весь путь развития», так как со­держание абсолютной истины «есть живое развитие идеи...». Во-вторых, Гегель характеризует абсолютную истину со стороны ее формы, указывая, что послед­няя сводится к методу названного содержания и этот метод «есть не внешняя форма, а душа и понятие содержания...». Гегель именует этот метод «спекуля­тивным», выделяя в нем два момента: «начало» и «поступательное движение».

Гегель указывает, что идея постигается как положительно-разумное («спе­кулятивное») единство противоположностей. Но, утверждая положение о един­стве противоположностей, Гегель каждый раз указывает на относительность, односторонность, даже неистинность данного положения, поскольку в назван­ном единстве продолжается диалектический процесс отрицания. Гегель отме­чает, что «сама идея представляет собой диалектику, которая вечно отделяет и отличает тождественное с собой от различенного, субъективное от объектив­ного, конечное от бесконечного, душу от тела, и лишь постольку идея есть веч­ное творчество, вечная жизненность и вечный дух»; «она есть диалектика». Противо­речие единства взаимоисключающих и одновременно – взаимопредпола­гающих друг друга противоположностей, по Гегелю, недостаточно понимать лишь в виде антиномии, апории, т.е. в виде логически неразрешенного противоречия: его следует брать вместе с его разрешением в составе более глубокого и кон­кретного понимания, где исходная антиномия одновременно и осуществляется, и исчезает ("снимается").

Методологическая содержательность гегелевского учения о диалектике дает достаточные основания для того, чтобы называть разработанный им метод «диалектическим».

Суть выработанного Гегелем «абсолютно идеалистического» понимания логики состоит в том, что она представляет собой фундаментальную, осново­полагающую философскую науку. Хотя логика определяется как «наука о чис­той идее, т. е. об идее в абстрактной стихии мышления», в силу онтологической первичности ее «чистых» определений «другие философские науки - филосо­фия природы и философия духа — являются как бы прикладной логикой, ибо последняя есть их животворящая душа».

 Мышление как «основание всего», являющееся предметом науки логики, это «подлинно всеобщее всего природного и всего духовного», выходящее «за пределы всех их». Данная точка зрения абсолютного идеализма требует ради­кального переосмысления того, что такое истина. Согласно Гегелю, надо отка­заться от распространенной трактовки истины как соответствия нашего пред­ставления предмету, — в высшем «философском смысле, напротив, истина в своем абстрактном выражении вообще означает согласие некоторого содержа­ния с самим собой».

Методологическая концепция, вырисовывавшаяся во вводной части науки логики, резюмировалась выделением трех ступеней «логического»: 1) рассу­дочной, которую можно назвать метафизической (когда мышление абсолютно жестко фиксирует противоположные понятия и абсолютно разделяет их), 2) от­рицательно-разумной, или «диалектической» (когда оно разрушает такую раз­деленность и показывает переход понятий в их противоположности), 3) поло­жительно-разумной, или «спекулятивной» (когда оно объединяет противопо­ложности в единстве).

Первоначальная характеристика гегелевской логики как науки «об идее в абстрактной стихии мышления» уточняется в дальнейшем трактовкой логики как учения о саморазвитии «понятия» — этим термином обозначается логиче­ская форма идеи, «чистая идея», «чистое мышление». Согласно Гегелю, логика «содержит учение о мысли»: 1) «в ее непосредственности — о понятии в себе»; 2) «в ее рефлексии и опосредствовании — о для-себя-бытии и видимости поня­тия»; 3) «в ее возвращении в самое себя и о ее развитом у себя бытии — о по­нятии в себе и для себя». Задачу логики Гегель видел в том, чтобы «показать, что мысли, лишь представляемые и как таковые не постигнутые в понятии и не доказанные, об­разуют ступени самого себя определяющего мышления; таким путем эти мысли вместе с тем постигаются и доказываются».

С помощью созданного им диалектического метода Гегель критически пе­реосмысливает все сферы современной ему культуры, открывая повсюду на этом пути напряжённую диалектику, процесс постоянного "отрицания" каждого наличного достигнутого состояния духа следующим, вызревающим в его не­драх состоянием. Будущее вызревает внутри настоящего в виде конкретного, имманентного ему противоречия, определённость которого предполагает и оп­ределенный способ его разрешения. Остро критический анализ современного ему состояния науки и её понятий переплетается с критическим воспроизведе­нием и философским "оправданием" ряда догм и предрассудков сознания. Это противоречие пронизывает не только логику, но и другие части гегелевской философской системы - философию природы и философию духа. Так, в фило­софии природы Гегеля, критически анализируя механистические воззрения науки XVIII в., высказывает множество идей, предвосхищающих последующее развитие естественнонаучной мысли (о взаимосвязи и взаимопереходах опре­делений времени и пространства, об "имманентной целесообразности", харак­терной для живого организма), но одновременно отказывает природе в диалек­тическом развитии. Рассматривая прошлое лишь с точки зрения тех диалекти­ческих коллизий, которые вели к созреванию "настоящего", т. е. современно­сти, некритически понятой как венец и цель процесса, Гегель завершает фило­софию истории идеализированным изображением прусской конституционной монархии, философию права – идеализированным изображением буржуазного правосознания, философию религии - апологией протестантизма…

Вместе с тем гегелевская диалектика заключала в себе возможность и ре­волюционно-критического переосмысления действительности. Это переосмыс­ление - с материалистических позиций - было осуществлено в 40-х гг. XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом.

 



2019-12-29 168 Обсуждений (0)
Глава 2. Диалектический метод в философии Гегеля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Диалектический метод в философии Гегеля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)