Глава 4. Основные направления и идеи
Немецкая философия XIX в. — уникальное явление мировой философии. Уникальность немецкой философиив том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось: 1. Глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии; 2. Совместить в себе почти все известные в тот период философские направления — от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма; 3. Открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в "золотой фонд" мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.). В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления: 1.Немецкая классическая философия (первая половина XIX в.); 2.Материализм (середина и вторая половина XIX в.); 3.Иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), "философия жизни". Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII - первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: 1.Иммануила Канта (1724 - 1804); 2.Иоганна Фихте (1762 - 1814); 3.Фридриха Шеллинга (1775 - 1854); 4.Георга Гегеля (1770 - 1831); 5.Людвига Фейербаха (1804 - 1872). В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления: 1.объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель); 2.субъективный идеализм (Фихте); 3.материализм (Фейербах). Немецкая классическая философияразработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она: 1.Повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности; 2.Особое внимание уделила проблеме развития; 3.Значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии; 4.Взглянула на историю как целостный процесс. Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 — 1804). Иммануил Кант: 1.Дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона — из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи; 2.Выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего ("вещей в себе"); 3.Выдвинул учение о категориях — основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия; 4.Сформулировал моральный закон ("категорический императив"); 5.Выдвинул идею о "вечном мире" в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете. Георг Гегель (1770 — 1831) отождествил бытие и мышление, выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального мира, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма, распространенную в ряде стран Запада. Исключительная заслуга Гегеля перед философией - разработка диалектики — учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов. Иоганн Фихте (1762 —1814), наоборот, внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая "Я - концепция"). Фридрих Шеллинг (1775 - 1854) глубоко обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе. Людвиг Фейербах(1804 — 1872) был представителем материалистического направления в немецкой классической философии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал отсутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перенесением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов. Другим направлением немецкой философии XIX в. наряду с немецкой классической философией был материализм, получивший широкое распространение во второй половине XIX в. Немецкий материализм XIX в. представлен главным образом: 1.Философией Людвига Фейербаха; 2.Марксистской философией; 3.Творчеством вульгарных материалистов. Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фейербаха причисляется как к немецкой классической философии, так и к материализму. Это справедливо, так как философия Фейербаха завершила немецкую классическую философию и заложила основы немецкого материализма XIX в., явилась водоразделом между ними. Классический материализм XIX в. представлен марксизмом, комплексным учением, в состав которого входили: 1.Марксистская философия; 2.Политэкономия (экономическое учение); 3.Научный коммунизм (социально-политическая теория). Основателями марксизма были немецкие ученые и философы Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895). Марксистская философия: 1.Выдвинула последовательно-материалистическую картину мира; 2.Показала роль экономики, производства для материального и общественного бытия; 3.Осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма); 4.Рассматривала историю как целенаправленный и закономерный процесс (исторический материализм); 5.Дала подробную картину возникновения человека, общества, государства; 6.Выступала с атеистических позиций. Разновидностью немецкого материализма XIX в. был вульгарный материализм. Вульгарные материалисты — Фохт, Бюхнер, Молешотт — смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии). В частности, они: 1.Механически переносили законы природы (поведение, организацию жизни животных, естественный отбор, борьбу за существование) на человеческое общество (социальный дарвинизм); отрицали идеальное, идеальность сознания; 2.Рассматривали деятельность сознания как физиологический процесс ("мозг выделяет мысль, как печень — желчь"). Во второй половине XIX в. особое распространение в Германии получили идеи иррационализма. Иррационализм — направление в философии, отрицавшее объективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей. Основоположником иррационализма считается Артур Шопенгауэр (1788 - 1860). В целом философия Шопенгауэра наполнена пессимистическим духом, неверием в возможности человека влиять на окружающий мир и собственную жизнь. Близкой к иррационализму является "философия жизни", которая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия — бытие, идея, материя и т. д., а бытие человека в мире — то есть жизнь, единственную реальность для человека. Одним из основоположников "философии жизни" являлся Фридрих Ницше (1844 — 1900). В частности, им были выдвинуты идеи о возможности человека полностью влиять на свою судьбу, движущих силах человеческого поведения ("воля к жизни", "воля к власти" — экспансия своего "Я"), иллюзорности, неактуальности Бога ("Бог умер"). В будущем "философия жизни" легла в основу популярных современных философских направлений — прагматизма и экзистенциализма. Заключение Завершив к середине XIX в. свое развитие, немецкая классическая философия оказалась включенной в мировую философскую культуру в качестве одного из ее самых содержательных и вместе с тем живых компонентов. Исторические судьбы немецкой классической философии столь же сложны и противоречивы, как и образующие ее учения. Немецкая философия – это громадное достижение в области философии достижение и значимость которого трудно переоценить. Остановившись на самых ярких чертах философских идей И.Канта, Г.Гегеля и Л.Фейербаха, мы смогли увидеть выдающуюся индивидуальность каждого из их. Вместе с тем весь период развития классической немецкой философии предстает как целостный процесс, включающий в себя взаимодействие и противоборство различных концепций, а так же их взаимовлияние.
Список использованной литературы
1.Http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/fil_dict/321.php 2.http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st109.shtm 3.http://kds.eparhia.ru/bibliot/kyrasov/nasalfilosii/kn2_part4_kn6/ 4.http://www.philosophy.ru/edu/ref/kuzn_nkf.html Электронный учебник В.Н.Кузнецов 5.Критика чистого разума. Иммануил Кант, Изд.: Эксмо.,2006 г.-736с
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |