Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В чем состоял вклад необихевиориста Б.Ф. Скиннера в классическую схему стимул-реакция?



2019-12-29 196 Обсуждений (0)
В чем состоял вклад необихевиориста Б.Ф. Скиннера в классическую схему стимул-реакция? 0.00 из 5.00 0 оценок




Берхауз Фредерик Скиннер (1904-1990) окончил Гарвардский

университет, защитив в 1931 году докторскую диссертацию. Одной из центральных идей Скиннера является стремление понять причины поведения и научиться им управлять. Исходя из представления о том, что не только умения, но и знания представляют собой вариации по ведения, Скиннер разрабатывает его особый вид оперантное поведение. В принципе он исходил из того, что психика человека основана на рефлексах разного рода и разной степени сложности. Однако, сравнивая свой подход к формированию рефлексов с подходом Павлова, Скиннер подчеркивал существенные различия между ними. Условный рефлекс, формируемый в экспериментах Павлова, он называл стимульным поведением, так как его формирование связано с ассоциацией между разными стимулами и не зависит от собственной активности субъекта. Так, собаке по звонку всегда дается мясо независимо от того, что она в этот момент делает. Таким образом происходит ассоциация между мясом и звонком, в ответ на который наблюдается слюноотделение. Однако, подчеркивал Скиннер, такая реакция быстро формируется, но и быстро исчезает без подкрепления: она не может быть основой постоянного поведения субъекта.

В противовес этому подходу, при оперантном обучении подкрепляется только поведение, операции, которые совершает субъект в данный момент. Большое значение имеет и тот факт, что сложная реакция разбивается на ряд простых, следующих друг за другом и приводящих к нужной цели. Такой подход к формированию нужной реакции имел большие преимущества по сравнению с традиционным. Прежде всего, это поведение было намного устойчивее, оно очень медленно угасало даже при отсутствии подкрепления. Скиннер обратил внимание на то, что даже одноразовое подкрепление может иметь значительный эффект, так как устанавливается хотя бы случайная связь между реакцией и появлением стимула. Если стимул был значимым для индивида, он будет пытаться повторить реакцию, которая принесла ему успех. Такое поведение Скиннер называл "суеверным", указывая на его большую распространенность.

Разработанный Скиннером метод программированного обучения давал возможность оптимизировать учебный процесс, разработать корректирующие программы для неуспевающих и умственно отсталых детей. Кроме того, эффективность и безошибочность выполнения повышали мотивацию учения, активность учащихся. Появлялась и возможность индивидуализировать процесс обучения в зависимости от темпа усвоения знаний.

Однако у этих программ был и существенный недостаток, так как экстериоризация, играющая положительную роль при начале обучения, тормозит развитие свернутых, умственных действий, так как не дает возможности интериоризовать действие и свернуть развернутую педагогом схему решения задачи.

Несмотря на эти недостатки подход Скиннера дал реальную возможность корректировать и направлять процесс обучения, процесс формирования новых форм проведения.

Сравните психологические практики – гештальттерапию и клиент-центрированную терапию, укажите черты сходства и различия (теоретические первоисточники терапевтического направления, тип взаимоотношений врача с клиентом, конечный результат терапии).

    Оба вида психотерапии являются одними из распространенных направлений в гуманистической психотерапии. Клиент-центрированная терапия относится к философскому подходу, который использует экзистенциальные принципы как основу для проведения психотерапии. В процессе взаимного диалога или встречи (“здесь и теперь”) проводится вербальная психотерапия. А гештальт-терапия - соматическому подходу, который основывается на применении невербальных методов, ведущих к интеграции Я посредством сосредоточения внимания на субъективных телесных стимулах и сенсорных ответах.

Клиент-центрированная терапия - направление психотерапии, характеризующееся ориентацией терапевта на рефлексию и приятие непосредственных переживаний клиента, стимулированием к свободному выражению мыслей клиента.  Клиент-центрированная терапия, изначально разработанная в 40-х годах Карлом Роджерсом (1902-1987), представляет собой постоянно развивающийся подход к человеческому росту и изменению. Ее центральная гипотеза заключается в том, что потенциал любого индивида к росту имеет тенденцию к раскрытию в отношениях, в которых тот, кто оказывает помощь, испытывает и выражает подлинность, реальность, заботу, глубокое и точное безоценочное понимание. Основная идея данной терапии - понять самовосприятие клиента.

Главную роль в своем подходе Роджерс отводил взаимоотношениям между терапевтом и пациентом, как важнейшее условие эффективного лечения.

В клиент-центрированной терапии терапевт не является экспертом, не интерпретирует, не критикует, не успокаивает, не хвалит, не направляет клиента. Самое главное — соприсутствие и сопровождение клиента, а сама терапия представляет собой не «способ действия», а «способ существования» с клиентом.

Считается, что наиболее сильные техники клиент-центрированной терапии — это следующие поведенческие установки психолога по отношению к клиентам:

• конгруэнтность (искренность);
     • безусловное принятие (уважение);
     • эмпатия.

Гештальт-терапия - (от нем. Gestalt – образ, форма, структура) – форма психотерапии, разработанная в рамках гештальтпсихологии Ф.Перлзом (1893 – 1970). Гештальт-терапия – это направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания человека и посредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя, достижение большей внутриличностной целостности, большей наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром, в том числе с окружающими людьми. В результате гештальт-терапии клиент приобретает способность сознательно выбирать свое поведение, используя различные аспекты своей личности, сделать свою жизнь более наполненной, избавиться от невротических и других болезненных симптомов. Человек становится устойчивым к манипуляциям других людей и сам способен обходиться без манипуляций другими.

Гештальттерапевт фокусирует внимание клиента на осознании процессов протекающих в «здесь и теперь», в каждый момент настоящего времени. Посредством этого гештальттерапия развивает осознанность, ответственность и восстанавливает способность к переживанию своих реальных эмоций и чувств. Методы гештальттерапии направлены на развитие целостного образа человека.

Если говорить о «Я-концепции», то в ходе клиент-центрированной терапии происходят изменения, главным образом касающиеся «Я-идеального», которое становится более достижимым. Значительно повышается степень самопринятия, понимания самого себя. Отношения с другими людьми приносят большее удовлетворение, чем до терапии.

Стремление к индивидуальности, целостности, к собственной неповторимости, уникальности личности составляет главную особенность гештальт-терапии, отличающую ее от других психотерапевтических направлений. В клиент-центрированной психотерапии К. Роджерса акцент ставится на полноте жизненных проявлений, на стремлении жить «полной грудью» в атмосфере любви, принятия и теплых, понимающих, чистых, незамутненных никакими играми и манипуляциями отношений. Роджерс растворил Бога в межличностных отношениях, а Перлз просто отказался от него, не признавая никаких авторитетов.

    Гештальт-терапия дает клиенту возможность уйти от социально-нормированных и социально-контролируемых чувств к подлинным, отказаться от стереотипов и клише, открыться новому опыту. Основная задача гештальт-терапевта состоит в том, чтобы «выбить» клиента из привычной жизненной позиции, которая позволяет ему спрятаться от реальности, помочь ему увидеть все многообразие жизненных выборов и стать свободным и ответственным за свою жизнь.

Мудрость тела, так же как и понятие самоактуализирующей тенденции, принятое в клиент-центрированной психотерапии К. Роджерса, в гештальтерапии прежде всего выражает уважение и доверие к личности, свойственные гуманистическим направлениям психотерапии.

В процессе гештальт-терапии на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности пациент проходит через пять уровней, которые Перлз называет уровнями невроза.

        

 

Литература:

1. Введение в психологию. Под ред. Петровского А.В. М.: Академия, 1996 - 496 с.

2. Джордж Франкл «Неизведанное Я» /Перевод И.Е.Киселевой/ George Frankl. The Unknown Self. London: Open Gate Press, 1990 М.: "Прогресс", 1998.

Дэниел Н. Робинсон «Интеллектуальная история психологии» /Перевод М.Тимофеевой/ Daniel N.Robinson. An Intellectual History of Psychology. The University of Wisconsin Press, 1986 М.: Институт философии, теологии и истории св.Фомы, 2005.

4. Мотылёва Т. Л. Внутренний монолог и «поток сознания», в её кн.: Зарубежный роман сегодня, М., 1966.

5. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. -- М., Российское педагогическое агентство. 1996, 374 с.

6. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая       философия. Пермь Издательство Пермского Университета 2000. - 482 с.



2019-12-29 196 Обсуждений (0)
В чем состоял вклад необихевиориста Б.Ф. Скиннера в классическую схему стимул-реакция? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В чем состоял вклад необихевиориста Б.Ф. Скиннера в классическую схему стимул-реакция?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)