Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Б . В чем наиболее существенно отличаются теоретические подходы Декарта и Локка?



2019-12-29 616 Обсуждений (0)
Б . В чем наиболее существенно отличаются теоретические подходы Декарта и Локка? 0.00 из 5.00 0 оценок




Рене Декарт: рефлексы и "страсти души". Д. Локк
 Материя находится в количественном и качественном движении, определяемом универсальными законами механики. Но за рамки механических законов выходит человек: он (его тело) – часть природы, но человек наделен душой, разумом и речью. Мышление не определяется телом, оно независимо. Сотворенный Богом мир делится на два рода субстанций – духовную и материальную. Существует еще третья высшая субстанция – Бог. Духовная субстанция неделима, обладает главным атрибутом - мышлением. Духовный мир человека – врожденный. Врожденные идеи: идея Бога, основные математические и логические понятия. Духовный детерминизм: духовное порождается духовным и только им. Материальная субстанция делима до бесконечности, обладает главным атрибутом – протяженностью. Дуализм Декарта: он признавал наличие двух независимых субстанций (в отличие от монизма – единая субстанция) Декарт предложил способ мышления – рационализм. Декарт считал, что начало познания – ум, но его сначала нужно развить, научить всему, в том числе математике (той, которая была у древних греков). Человек (его ум, интеллект) располагает двумя способами познания: 1. Интуиция – ум и только он усматривает некое простое знание. Это прирожденные истины, но они не заданы физическими родителями (от них только тело). Эти знания – от Бога. 2. Дедукция - знание об одной вещи через знание другой вещи, выводное знание – обоснование теорем в науке. Три орудия познания: 1. Чувства – контакт с настоящим. Интеллект нужен для интерпретации чувств. 2. Память - контакт с прошлым. 3. Воображение – проектирование будущего. Способность к мышлению задана сверхприродой человека – Богом. Кроме мышления у человека есть способность воли. Метод научного познания Декарта называется аналитическим или рационалистическим.   Локк признает: ощущение и рефлексию. Локк отвергает возможность врожденного знания. Тем не менее, его классификация идей по сути не отличается от декартовой. Врожденные идеи Декарта частично “покрываются” идеями рефлексии Локка (в частности, таковыми оказываются идеи мышления, сознания и т. п.). Что же касается идеи Бога, представления о законах мышления и т. п., то они трактуются как Локком, так и Декартом возникающими изнутри познавательных способностей при их правильном применении. При этом сохранялось идущее от Локка частичное терминологическое неприятие слова “врожденное”. Особый интерес представляет обсуждение Локком идей рефлексии. Рефлексия – наш взгляд на самих себя, т. е. на деятельность души. Локк выделяет всего две простые идеи в данной сфере: представление и желание. Модусами представления являются ощущение, память, воображение, интеллект и т. д. Свои модусы имеются и у желания. Локк выдвигает программу редукции множественных модусов мышления к нескольким фундаментальным силам. Это тоже вполне картезианская интенция (Декарт был склонен объяснять множественность модусов мышления замутнением интеллекта вследствие его связи с телом, т. е. тоже мог различать и различал первичные и вторичные уровни душевных способностей), но у Локка она выражена гораздо более четко. Декарт, Локк, Лейбниц – все они приходят к идее дуалистического устройства душевных способностей, базирующегося на оппозиции интеллект – воля. Исследуя душевные способности, Локк затрагивает несколько важнейших тем. В частности, он дает четкую систематизацию деятельности рассудка. Рассудок может разделять (абстрагировать), соединять и сравнивать идеи.  Любопытные наблюдения высказываются Локком относительно памяти и особенно тождества личности, которое он связывает, скорее, с самосознанием, чем с единым духовным носителем идей, т. е. с мыслящей субстанцией. Он полагает, что, с одной стороны, духовная субстанция может быть носителем нескольких личностей, с другой – что одна личность может реализовываться во многих духовных субстанциях, а, возможно, что и вообще без них. Локк согласен с Декартом в утверждении тождества мышления и сознания. Он тоже отрицает возможность бессознательных идей. Он сходно трактует память (душевные способности припоминания обращаются за информацией к материальным идеям в мозге). Локк серьезно расходится с Декартом относительно понимания соотношения мышления и мыслящей субстанции. Локк считает, что мышление – не атрибут, а акцидентальное свойство человека. Человек может и не мыслить. Вопрос о природе субстрата мышления не может быть прояснен до конца. Материален он или нет, неизвестно. Материя вполне может обладать способностью мыслить. Локк не согласен и с тем его тезисом, что изолированная от тела душа достигла бы большего интеллектуального совершенства. Он полагает, что внутренняя жизнь души должна быть инициирована внешними (т. е. исходящими от внешних нам материальных вещей) ощущениями. Локк гораздо менее оптимистично, чем Декарт, смотрит на возможность доказательства реальности внешних нам вещей. В этом вопросе мы видим яркий пример некогерентности локковского “Опыта” – следствие его “философского долгостроя”.  Так или иначе, но не Декарт, как полагал Кант, а Локк – истинный представитель “проблематического идеализма” (впрочем, многое зависит от определения этого термина, о чем будет подробнее сказано в разделе о Канте). В отличие от Декарта, Локк, признает наличие психической жизни у животных. Вопрос о бессмертии души мало обсуждается им. Локк гораздо более скептичен, чем Декарт. Он более систематичен, но менее аргументативен. Для него характерна чрезмерная эмпиричность стиля (но не философии).

 



2019-12-29 616 Обсуждений (0)
Б . В чем наиболее существенно отличаются теоретические подходы Декарта и Локка? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Б . В чем наиболее существенно отличаются теоретические подходы Декарта и Локка?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (616)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)