Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В. Охарактеризуйте вклад в развитие психологии Г.В. Лейбница.



2019-12-29 227 Обсуждений (0)
В. Охарактеризуйте вклад в развитие психологии Г.В. Лейбница. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Теория познания немецкого философа и ученого-энциклопедиста Готфрида Вильгельма Лейбница (1646-1716) – идеалистический рационализм – направлена против сенсуализма и эмпиризма Дж. Локка.

Так, к его положению «нет ничего в интеллекте, чего не было бы в чувствах» Г. Лейбниц добавил: «кроме самого интеллекта». Он отрицал чувственный опыт как источник всеобщности и необходимости знания. По его мнению, душа изначально содержит в себе начало различных понятий и положений, которые только побуждаются внешними объектами. На вопрос о том, как соотносятся между собой духовные и телесные явления, Г. Лейбниц ответил формулой, известной как психофизический параллелизм: они не могут влиять друг на друга. Зависимость психики от телесных воздействий, по Г. Лейбницу, не более чем иллюзия.

С точки зрения психологии когнитивных процессов заслуживает внимания положение ученого о «малых перцепциях» как неосознаваемом восприятии. Малые перцепции могут осознаваться, когда к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый акт – апперецепция. Она включает внимание и память. Таким образом, в сознании объекта непрерывно представлена скрытая от него работа неосознаваемых восприятий. Понятия о бессознательной психике, малых перцепциях и апперцепции прочно вошли в содержание предмета психологии.

 

Часть 2. Задания к работе по теме: Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных этапах развития психологии

 

1. Каким ученым-психологам принадлежат следующие высказывания, термины:

А. Поток сознания.

Термин «поток сознания» принадлежит американскому философу-идеалисту Уильяму Джеймсу: сознание — это поток, река, в которой мысли, ощущения, воспоминания, внезапные ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо, «нелогично» переплетаются («Основания психологии», 1890). «Поток сознания» часто представляет собой предельную степень, крайнюю форму «внутреннего монолога», в нём объективные связи с реальной средой нередко трудно восстановимы.

Поток сознания создаёт впечатление, что читатель как бы «подслушивает» его опыт в сознании персонажей, что даёт ему прямой интимный доступ в их мысли. Включает в себя также представление в письменном тексте того, что не является ни чисто вербальным, ни чисто текстуальным.

Б. Закон упражнения.

Закон упражнения таков: У любой реакции на ситуацию, при прочих равных условиях, сила ее связанности с данной ситуацией пропорциональна числу возникновения этой реакции в связи с этой ситуацией и средней силе и продолжительности таких связей".

Одним из основателем бихевиоризма был Э.Торндайк (1874-1949гг.) , изложивший обширный экспериментальный материал в своей докторской диссертации "Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов".

Он изучал на животных законы интеллекта как научения. Для этого использовал так называемые "проблемные" ящики. Помещенное в ящик животное могло выйти из него, или получить подкормку, лишь приведя в действие специальное устройство - нажав на пружину, потянув петлю и т.п. Первоначально животное совершало множество движений, бросалось в разные стороны, царапало ящик и т.п., пока одно из движений случайно не оказывалось для него удачным. "Пробы, ошибки и случайный успех" - таково было заключение, принятое ученым для всех типов поведения как животных, так и человека. Открытия Э.Торндайка были истолкованы как законы образования навыков. При этом под интеллектом имелась в виду выработка организмом "формулы" реальных действий, позволяющих успешно справиться с проблемной ситуацией. Вводился в обиход "вероятностный стиль мышления": в органическом мире выживает лишь тот, кому удается, "пробуя и ошибаясь", отобрать наиболее выгодный из многих возможных вариант реакции на среду.

Сложное поведение животных и человека бихевиоризм рассматривал как совокупность двигательных реакций (R) в ответ на внешние воздействия - стимулы (S). S->R - такова формула бихевиоризма. Достижением бихевиоризма стала разработка экспериментальных методик, основанных на контроле внешних воздействий и реакции организма на эти воздействия. Согласно бихевиоризму человек при рождении имеет определенное количество врожденных схем поведения, над которыми надстраиваются более сложные формы - "регуляторы поведения". Удачные реакции закрепляются и в будущем имеют тенденцию к воспроизведению. Закрепление реакций происходит по "закону упражнений" - в результате многократного повторения они автоматизируются.

В. Архетип.

  Архетип — одно из основных понятий аналитической психологии швейцарского психолога К. Г. Юнга. Архетипы (от греч. arche – начало + typos – образ) — элементы коллективного бессознательного. Представляют собой врожденные диспозиции, обусловливающие появление у конкретного индивида определенных мыслей, представлений, отношений, действий, снов. Архетипы, сохраняясь в форме коллективного бессознательного, присущего каждому индивиду, являются результатом многовекового опыта наших предков. При этом речь идет не о конкретном, четко очерченном представлении, образе, или эмоции, но о некоторых врожденных предписаниях общего плана, побуждающих к активности или реагированию на ситуацию. Данные предписания приобретают конкретную, в том числе образную, форму уже в рамках той или иной культурной среды и могут выражаться в продуктах творческой деятельности как типичные персонажи мифов, сказок или священных писаниях (Большая мать, Мудрый старик). Архетипы коллективного бессознательного, взятые в аспекте исходных форм, а не дальнейших конкретных выражений, Юнг соотносил с инстинктивным поведением животных. Как он писал, «архетипы имеют не содержательную, но исключительно формальную характеристику, да и ту лишь в весьма ограниченном виде. Содержательную характеристику первообраз получает лишь тогда, когда он проникает в сознание и при этом наполняется материалом сознательного опыта. Напротив, его форму можно сравнить с системой осей какого–нибудь кристалла, которая до известной степени преформирует образование кристалла в маточном растворе, сама не обладая вещественным существованием».

 

Г. Супер – Эго.

Супер-Эго – Сверх-Я. В теории Фрейда - одна из компонент структуры личности, которая связана с нравственностью и идеалами. В то время как Ид озабочено мгновенным удовлетворением своих желаний, Супер-Эго определяет, является ли данное поведение морально приемлемым. Супер-Эго развивается в результате решения проблем Эдипова комплекса и большей частью представляет собой интернализацию установок, правил и ценностей отца или матери, в зависимости от пола ребенка. Оно делится на две части: Эго-идеал, заключающий в себе стандарты нравственного поведения, к которым мы стремимся, и совесть, удерживающую нас от поступков, которые считаются морально неприемлемыми. Совесть заставляет нас испытывать гордость и удовлетворение, когда мы соответствуем Эго-идеалу, либо чувство вины и стыда, когда мы преступаем моральные нормы. Супер-Эго постепенно начинает оказывать мощное влияние на наше поведение, однако оно постоянно находится в конфликте с Ид, и противоречивые требования двух этих аспектов личности разрешаются через суждения Эго — третьей составляющей структуры человеческой личности.



2019-12-29 227 Обсуждений (0)
В. Охарактеризуйте вклад в развитие психологии Г.В. Лейбница. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В. Охарактеризуйте вклад в развитие психологии Г.В. Лейбница.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)