Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация как система



2019-12-29 168 Обсуждений (0)
Организация как система 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В экономике организация (фирма, предприятие) является хозяйствующим субъектом, реализующим собственные интересы посредством производства и реализации товаров на рынке.

«Системный подход» - предписывает видеть организацию, как целенаправленную систему, состоящую из элементов, подсистем, реализующих определенные функции. Оптимизация структур организаций, с применением данного подхода, основана на согласовании компонент «системной триады»: 

 

 

1. Целей, которые определяют смысл создания и существования организации и ее частей.

2. Деятельности в различных ее формах (функциональные задачи, процессы и т.п.), которая обеспечивает реализацию целей.

3. Организационной структуры, определяющей устройство организации.

Для согласования этих компонент их нужно идентифицировать, структурировать, связать друг с другом. Кроме того, каждой из целей необходимо приписать метрики – показатели, отражающие степень реализации системой любого уровня своего предназначения.

Каждая организация имеет, как правило, несколько целей, для достижения которых требуется достижения промежуточных целей, в организации можно выделить множество систем.

В системе управления обязательно присутствует субъект управления, соединенный с элементами объекта управления информационными (прямыми и обратными) связями.

 

 

                                      Объект управления

входной блок                                                  выходной блок

 

 


Информационная модель системы управления.

 

Практически любые системы управления являются сложными, их характеризуют следующие свойства:

· Большое число элементов;

· Между элементами циркулируют не только вещество и энергия, но и сигналы(информация);

· Наличие нескольких, в том числе противоречивых, целей;

· Несколько уровней и способов достижения;

· Несовпадение интересов групп субъектов;

· Наличие интересов групп субъектов;

· Наличие элементов, функционирующих в условиях неопределенности;

· Невозможность одному наблюдателю одновременно охватить и описать количественно взаимосвязи между элементами.

Сложность объектов управления и среды, воздействующей на них, обуславливает вероятностный характер систем управления. Причем бесконечно малые начальные изменения некоторых элементов объекта управления могут привести к существенным изменениям системы в целом. Взаимосвязь с внешней средой и зависимость от нее – важные свойства организации. Они определяют открытость или закрытость организации как системы.

Для исследования сложных систем применяют декомпозицию – разделение системы на части (подсистемы), которые могут рассматриваться как самостоятельные объекты. Декомпозиция – анализ систем по различным целям, функциям, способам достижения целей и др. в производственной организации можно выделить подсистемы маркетинга, собственно производства, научно-исследовательских и опытно конструкторских работ, финансов, менеджмента, управление персоналом и др.

Каждую из этих подсистем можно рассматривать как систему управления. Например, маркетинг, являясь частью системы управления на основе учета внешних факторов, может рассматриваться как объект управления. Для выделения задач управления маркетингом нужно раскрыть содержание функций управления (анализ, планирование, организация, мотивация, контроль и др.) применительно к комплексу маркетинга (товар, цена, система сбыта, продвижения товара).

Для категории «товар» можно определить следующие задачи управления маркетингом:

· Анализ товарных рынков, представляющих интерес для фирмы;

· Планирование товара, т.е. выбор нового или совершенствование выпускаемого, исходя из выявленных потребностей рынка;

· Участие маркетинговой службы в организации выпуска товара (организация необходимых научных исследований, составление программ выпуска и др.)

· Активизация производственны служб в выпуске товаров, удовлетворяющих потребности;

· Устранение противоречий между целями маркетинга и производства;

· Контроль за соответствием фактических характеристик товара установленным маркетингом.

В производстве можно выделить подсистемы технологической подготовки производства, основного и вспомогательного производства, материально-технического снабжения, контроля и качества и др. Эти подсистемы охватывают производственные функции, каждая из которых требует управления. В системе управления можно выделить целевые подсистемы: управление ресурсами, управление качеством, управление охраной окружающей среды и др. В каждой из этих подсистем реализуется ряд целей.

Функциональные подсистемы включают сущность и содержание управленческой деятельности, состав решаемых задач управления и, как правило, соответствуют организационной структуре управления.

Типичные функциональные подсистемы – маркетинг, финансы, бухгалтерский учет, которые обособлены в специальных подразделениях организации. Целевые подсистемы обычно не имеют соответствующих подразделений в аппарате управления, однако их функции закрепляются за линейными и функциональными подразделениями.

Практика применения системного подхода при анализе как технических, так и социально-технических систем, т.е. организаций говорит, что при их рассмотрении лучше сначала увидеть всю систему, а затем последовательно, по уровням выделять ее элементы. Т.е рекомендуется сначала увидеть слона целиком, а потом разбираться с хоботом или хвостом. Иначе можно переусердствовать, даже из лучших побуждений, и тогда хвост станет управлять слоном, а не помогать ему в реализации своей миссии .

В этом заключается, по большому счету, вся суть системного подхода: решать задачи последовательно, не углубляясь сразу в излишние детали, добиваясь оптимальности системы на каждом уровне рассмотрения

Целостность организации и ее открытость как системы обуславливают: разделение внутренней и внешней среды, зависимость организации от внешних факторов, взаимодействие внутренней и внешней среды, различную степень воздействия параметров внутренней и внешней среды и управления ими.

Внутреннюю среду организации представляют все рассмотренные выше ее составляющие элементы, связи и отношения между ними по поводу производства продукции и управления.

Поскольку организация создается людьми, то все ее элементы и связи в той или иной мере имеют переменный характер. К переменным внутренней среды организации относятся структуры производства, цели и задачи управления, технологии, люди. Структуры организации определяются логическим и количественным соотношением элементов системы и уровней управления.

Управляемость, помимо отмеченных условий, зависит и от технологии. Технология есть любое средство, с помощью которого входящие в производство или орган управления элементы преобразуются в выходящие.

Цели, относясь к переменным факторам внутренней среды, характеризуют конкретные конечные состояния организации.

Важнейшая часть и внутренней, и внешней среды организации – инфраструктура, т.е. комплекс элементов и связей, обеспечивающих условия жизнедеятельности коллектива организации и обслуживающих основные процессы производства и управления. К инфраструктуре можно отнести коммуникации и организационную культуру, в составе которых огромная роль отводится людям, их знаниям, способностям и искусству взаимодействия.

Организационная культура представляет собой систему норм и ценностей , которыми отличаются работники и в целом данная организация. Система норм и ценностей отдельного человека находится в сложной зависимости от его индивидуальности и личности (характер, взгляды, способности, образование и др.) и от установок и ценностей в организации, зависящих так же от многих факторов, включая руководителей организации. Все эти элементы в комплексе определяют поведение работников и успешность деятельности организации.

Организационная культура помогает решать задачи:

· Координации, осуществляемой с помощью установленных процедур и правил поведения;

· Мотивации, реализуемой путем разъяснения сотрудникам смысла выполняемой работы;

· Профилирования, позволяющего обрести характерное отличие от других предприятий;

· Привлечение кадров путем пропагандирования в среде претендентов на рабочие вакансии преимуществ своего предприятия. 

Успех организации в значительной степени зависит от учета внешних факторов. В среде прямого воздействия главное – это рынок и законы, его регулирующие.

При рассмотрении внешней среды и ее влияние на организацию и экономику в целом в последнее время все больше учитывают влияние неэкономических факторов на экономические процессы, такие как международные события, научно-технический прогресс, политические факторы, социокультурные факторы

Исходя из этого, в заключении можно сказать, что высокое качество взаимодействия и взаимосодействие организационных систем, реальная оптимизация деятельности, достигаются сбалансированным применением системного подхода.

 



2019-12-29 168 Обсуждений (0)
Организация как система 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация как система

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)