Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Контрольная работа № 3.



2019-12-29 1604 Обсуждений (0)
Контрольная работа № 3. 0.00 из 5.00 0 оценок




ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ И НОРМАХ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

1. Охарактеризуйте термин «культура речи». Расскажите о нормативном, коммуникативном и этическом аспектах культуры речи.

2. Что такое языковая норма? Расскажите о значении и процессе формирования языковых норм.

3. Какие нарушения языковых норм считают императивными (диспозитивными)?

4. Перечислите известные вам виды языковых норм.

5. Расскажите о вариантах норм литературного языка.

6.Определите, к какому языковому уровню относятся следующие речевые ошибки.

1. Жалко этого животного.

2. По выходным я со своим классом гуляем, ходим в кино.

3. Вдруг послышались крики, свисты, топоты.

4. В завершение обоих дней этого мероприятия - концерт для детей.

5. Это свободный роман от всех рамок и норм литературного стиля.

6. Я был весь сырой от дождя.

7. Молодые были счастливы, взволнованные.

8. Никак не могу преодолеть языковый барьер.

9. В этом деле положительную роль имеет решение всего класса.

10. Каждый из нас не прочь бы был развлечься, покатаясь на санках, лыжах, коньках.

 

7.Найдите в предложениях ошибки и скажите, к какому типу ошибок относится каждая из них.

1. Собаки бежат быстро.

2. Мы пишем в газету о положение демобилизованных из армии.

3. На здравницу генерал ответил благодарностью.

4. Инженера собрались на совещание.

5. Он сказал обидчивое слово.

6. Хозяин дома спал.

7. Ни у кого из них не нашлось для больного слова сочувствия.

8.  Где мой туфель? - Вот твоя туфля.

 

8. Вспомните названия норм и заполните таблицу.

ПРАВИЛА НОРМЫ
ударения акцентологические
произношения  
употребления слов  
устойчивых сочетаний слов  
образования слов словообразовательные
образования грамматических форм  
объединения слов в словосочетания и предложения  
написания слов  
постановки знаков препинания  

Контрольная работа № 4.

Орфоэпические нормы

1. Охарактеризуйте орфоэпические нормы.

2. Распределите приведённые ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания гласных «чн».

[шн] [чн] и [шн] вариантное произношение [чн]
було[шн]ик   копее[шн]ый - копее[чн]ый   зада[чн]ик  

 

Булочная, горчичник, горячечный, дачник, игрушечный, конечно, крошечный, коричневый, молочная, Кузъминична, Никитична, Саввична, ночной, порядочный, пустячный, пушечный, прачечная, речной, скучно, стрелочник, скворечник, шапочный, яблочный, яичница, ячневая.

 

3. Распределите приведённые слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед буквой е.

Мягкое произношение Вариантное произношение Твёрдое произношение
[д]емагог   [д]епо - [дэ]по   [дэ]нди  

 

Адекватный, аннексировать, антенна, антисептика, атеист, ателье, бутерброд, бизнес, гипотеза, гантели, гротеск, дебаты, дебют, дебет, девальвация, декан, декада, декларация, демпинг, депрессия, де-факто, диспансер, игротека, интеграция, идентичный, индекс, интервидение, кодекс, кредо, критерий, компресс, консенсус, консервация, контекст, корректный, лотерея, менеджер, мотель, орхидея, патент, паштет, портмоне, проект, пресса, претензия, протеже, пюре, тенденция, термин, тезис, теннис, тент, тире, термос, террор, трек, фанера, фланель, шатен.

4.а)От существительных трёх групп образуйте формы именительного падежа множественного числа. Поставьте ударение.

1. Инженер, эконом, офицер, пионер;

2. Дом, лес, город доктор;

3. Слесарь, токарь, тенор, штурман.

б) Скажите, чем отличается ударение у существительных 1-й и 2-й группы? Какая особенность в постановке ударения у существительных 3-й группы?

5. Скажите, как следует произносить слова. Поставьте ударение

Тренер

тапер

магнетизер

гравер

костюмер

акушер

ретушер

пенсионер

гренадер

карабинер

решетчатый

афера

белесый

маневры

опека

блестка

внаем

зев

дебелый

ерничать

острие

планер

свекла

двоеженец

отключенный

прирученный шешестивесельный

вмененный

вычерпывать

грубошерстный

прирученный

вышеприведенный

6. Расставьте ударение в словах.

а) агент, аналог, аристократия, вербовщик, вероисповедование, ветеринария, визави, газопровод, генезис, деспотия, диспансер, договор, досуг, дремота, духовник, жалюзи, жерло, знамение, завсегдатай, заговор, значимость, индустрия, камбала, каталог, квашение, кремень, ломоть, маркетинг, мышление, намерение, обеспечение, олигархия, пасквиль, пиццерия, приданое, пуловер, таможня, танцовщица, феномен, ходатайство, христианин, щавель.

 

б) августовский, безудержный, валовой, давнишний, грошовый, грушевый, единовременный, избалованный, искристый, кухонный, лубочный, мизерный, оптовый, переходный, премированный, сливовый, тигровый, украинский.

 

в) вчистую, втридорога, завидно, задолго, издавна, издалека, исподволь, изредка, наверх, поутру.

 

г) баллотировать, взбодрить, закупорить, звонишь, исчерпать, кашлянуть, кичиться, маркировать, обезуметь, облегчить, ободрить, обострить, усугубить, черпать.

 

7. Обратите внимание на сохранение или изменение места ударения в зависимости от изменения грамматической формы слова.

а) от следующих существительных образуйте форму родительного падежа единственного числа и расставьте ударение.

Образец: бинт - бинта

 

Арбитраж, бант, брелок, герб, гусь, гуляш, дверь, жезл, клок, массаж, инструктаж, торт, унт.

 

б) от данных прилагательных образуйте всевозможные краткие формы и расставьте ударение.

Образец: бойкий - боек, бойка, бойко, бойки

 

Глухой, живой, дорогой, дружный, молодой, правый, редкий.

 

в) от следующих глаголов образуйте формы 1-го, 2-го и 3-го лица, расставьте ударение.

Образец: вертеть - верчу, вертишь, вертит

 

Влечь, дремать, звонить, манить, колебать, положить, баловать

 

8. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте словосочетания.

Образец: парить (репу) - парить (в облаках)

 

Атлас - атлас                                Кругом - кругом

Броня - броня                               Подвижный - подвижной

Видение- видение                        Трусить - трусить

Запасник - запасник                     Характерный - характерный

 



2019-12-29 1604 Обсуждений (0)
Контрольная работа № 3. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Контрольная работа № 3.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1604)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)