Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Контрольная работа № 5.



2019-12-29 889 Обсуждений (0)
Контрольная работа № 5. 0.00 из 5.00 0 оценок




Морфологические нормы.

 

1. Определите род имён существительных. Подберите согласованные определения.

кафе

туфля

тюль

кофе

рельс

картофель

какаду

шимпанзе

пальто

шоссе

метро

мозоль

депо

купе

какао

меню

такси

фойе

бюро

пари

жюри

тушь

безе

авеню

кенгуру

киви

табу

цунами

Батуми

Миссисипи

кольраби

салями

сулугуни

Сочи

пенальти

 

2. Отметьте, какая форма является нормативной, а какая - устаревшей.

Бакенбард  - бакенбарда    
банкнот - банкнота    
ботфорт - ботфорта    
ставень  - ставня    
клипс - клипса    
       
жираф - жирафа    
метод  - метода    
ласт - ласта    
катафалк - катафалка    

 

3. Образуйте (если возможно) существительные женского рода от существительных мужского рода. Определите стилистические и семантические различия.

Аквалангист

адвокат

бригадир

врач

генерал

директор

доктор

доктор наук

защитник

инженер

космонавт

кандидат в мастера

кондуктор

лаборант

машинист

научный сотрудник

педагог

слесарь

4. Выберите форму, указывающую на родовую принадлежность аббревиатуры.

1.ЛДПР (выступил - выступила).

2.(Наше - наша) ПВО.

3.СКВ (принималась - принималось - принимался).

4.ФИДЕ (объявил - объявила).

5.СНГ (выступил - выступила - выступило).

 

5. Укажите, какие из приведённых ниже существительных имеют форму единственного числа.

Подмостки

шахматы

брюки

яблони

цветы

ножницы

очки

качели

лекарства

гантели

сливки

цвета

сонеты

консервы

бакенбарды

 

6. Раскройте скобки и образуйте необходимую форму. Отметьте возможные варианты.

Из (вид), от (дым), с (пол), со (смех), со (страх), с (тыл), со (стол), с (холод), от (мороз).

7. Раскройте скобки. Образуйте форму родительного падежа множественного числа существительных.

Обширных (пустыня)

старых (простыня)

помещичьих (усадьба)

не хватает (ясли)

больших (гнездовья)

мощных (дизель)

открытых (слог)

нет детских (одеяльца, полотенце)

из глубоких (ущелье)

тонких (запястье)

у бочек нет (дно)

не видно долгожданных (баржа)

не убивал я этих (цапля)

у нас пока мало (читальня)

слабые (тенор)

быстроходные (катер)

старинных (копьё)

забытых (кушанье)

обских (низовье)

далёких (захолустье)

ящик (банан)

полкило (орех)

полведра (помидор)

чёрных (чулок)

детских (носок)

мука для (оладьи)

непоседливых (шалуньи)

женских (эскадрилья)

8. Определите, склоняются ли следующие имена собственные:

а) Наталья Гутман, Иван Дурново, Пётр Черных, Василий Гроссман, Булат Окуджава, Светлана Тома, Елена Земляничка, Игорь Кваша, Мария Милых, Александр Самосюк, Олег Буряк, Маша Середа, Анна Зегерс, Эмиль Золя, Федот Петрович Филин, Лев Владимирович Щерба, Пабло Неруда, Петя Фарада, Нина Капуста, Джина Лоллобриджида.

 

б) Коченёво, Кемерово, аэропорт Толмачево, село Верховое, районный центр Соколово, Сосновка, Мошково, Чикаго, Шушенское, Сухуми, Нагасаки, Махачкала, деревня Лисьи ушки, Орехово-Зуево, поселок Пушкино, Рио-де-Жанейро, Ростов-на-Дону.

 

9. Проанализируйте употребление иноязычных собственных имён. Найдите ошибки, исправьте .

Люблю книги Стефана Цвейга. Жюль Верна, Марка Твена, Стефан Цвейга, Джека Лондона, Вальтер Скотта, Майн Рида, Этель Лилианы Войнич, а особенно Конана Дойля о Шерлок Хомсе.

 

10. Объясните, как грамматические особенности данных ниже слов обуславливают возможность употреблять с ними а) только количественные числительные (два, три), б) только собирательные числительные (двое, трое) и в) обе формы. Выпишите слова с числительным ДВА.

Сын, пароход, командир, директор, батрак, сани, сутки, дочь, деревня, волк, село, преподаватель, военный, президент, они.

 

11. Раскройте скобки. Прочитайте предложения, употребляя количественно-именные сочетания в нужной форме.

1.Вес некоторых грибов достигает (полтора) (килограмм).

2.Объём производства снизился в 5,1 (раз).

3.Библиотека ежемесячно пополняется 300-400 (книга).

4.Вес третьего искусственного спутника.

5.Земли был равен 1327 (килограмм).

6.Разность между 87 и 58 составляет 29.

7.Держите сосуд (оба - обе) (рука).

8.На (оба - обе) (берег) реки расположилась живописная деревушка.

7.Город находится в (полтораста) (километр) отсюда.

 

Контрольная работа № 6 .

Лексические нормы

1. Найдите в каждом предложении слово, употребление которого по каким-либо причинам является ошибочным. Определите эти причины: не учитывается семантика слова, его стилистическая характеристика или стилевая принадлежность.

1. Такой и врезалась в память та сцена: протянутая из двери теплушки рука девушки и ответный короткий оскал зубов в робкой благодарной улыбке на тёмном солдатском лице.

2. Вагон нервно тормознулся, и стоящий рядом с моей подругой пассажир буквально повалился на неё.

3. В марте 1997 года в небе английского графства Кент произошло одно из наиболее очевидных нашествий НЛО.

4. Но, несмотря на такой вроде бы философский заворот, все проблемы в фильме затронуты очень поверхностно, так что он остался очень лёгким и ненавязчивым.

5. Первыми на этот странный факт обратили внимание в буддийских монастырях Тибета, этих настоящих заповедниках человеческих феноменов.

6. В результате всем видным политикам пришлось публично определить своё отношение к наезду на премьера.

7. Саму кабину изувечило, а на чердаке, где расположено машинное отделение, оторвало внешнюю панель.

8. Оперативники выехали на место. Натюрморт действительно не из приятных: простыня в крови, у хозяина из груди торчит нож, в комнате всё перевёрнуто.

 

2. В приведенных из телевизионных интервью отрывках нарушена лексическая сочетаемость. Попробуйте определить, что хотел сказать выступающий. Исправьте предложения.

1. От этой ситуации голова встаёт дыбом.

2. Переговоры вошли в более другой виток.

3. Видимо, мы прекратил ситуацию, когда офицер будет недобросовестно относиться к исполнению обязанностей.

4. И дальше нас ждёт постоянное прозябание и ходьба на коленях.

5. О нас вытерли ноги не только западноевропейские наши партнёры, которые молчаливо нам говорили, что они не во всём согласны с Соединёнными Штатами.

6. Врач говорит: протекание здоровья такое.

7. Как только глава администрации будет назначен, я считаю, что и будет повышена экономика.

8. Вопрос пойдёт о том, как реально помочь этому человеку.

 

3. Найдите случаи речевой избыточности (плеоназм и тавтологию).

1.При въезде в город их обыскивали и проверяли у них сумки на предмет наличия чего-нибудь опасного.

2. Для обмена валюты необходимо обязательное наличие паспортов.

3. Это аксиома, не требующая доказательств.

4. Я увидел вывеску: «Горячий хот-дог».

5. Сегодня импичменту по отрешению главы государства от должности в Государственной думе дан ход.

6. Она может не быть хорошей или рачительной хозяйкой, но так поставить себя в глазах мужа, что именно в их семье лучше, нежели у других.

8. Стоит, кажется, шагнуть один шаг - и ты уже в другом измерении.

9. Более 9 тысяч состоявшихся и начинающих профессионалов посетили выставку за 4 дня её работы.

10. Чтобы пробить приличный договор, его нужно лоббировать.

11. Для этой цели, как считает наш собеседник, целесообразнее организовать отдельную партию.

12. Особняком выделяется образ Наташи Ростовой.

 

4. Из приведённых в скобках паронимов выберите нужный, подчеркните его.

1. Машина (встать - стать) посреди дороги.

2. Испытания нового оружия (производиться - проводиться) во время военных учений.

3. В речи прозвучали очень (обидчивые - обидные) слова.

4. Перед правлением (стать - встать) вопрос.

5. Необходимо (представить - предоставить) отчёт о проделанной работе.

6. Между странами установились (дружеские - дружественные) отношения.

7. Он (занести - нанести) на кату координаты маршрута.

8. Прицельтесь и нажмите на (спускной - спусковой) механизм.

9. Он говорил (обличительный - обличительский) тон.

10. Благодаря (советчики - советники) президент не всегда принимает правильные решения.

11. (Эстетские - эстетные) манеры сразу выдавали в нём поклонника прекрасного.

12. Чтобы разглядеть предметы, достали фонарик и с его помощью (высветить - высветлить) в темноте все углы.

 

5. В отрывке из рассказа М. Зощенко “Слабая тара” замените разговорные и просторечные слова нейтральными эквивалентами. Как изменился стиль отрывка?

Слабая тара

       Нынче взяток не берут. Это раньше шагу нельзя было шагнуть без того, чтобы не дать или не взять.

       А нынче характер у людей сильно изменился к лучшему.

       Взяток, действительно, не берут.

       Давеча мы отправляли с товарной станции груз.

       У нас тётка от гриппа померла и в духовном завещании велела отправить ейные там простыни и прочие мещанские вещицы в провинцию, к родственникам со стороны жены.

       Вот стоим мы на вокзале и видим такую картину, в духе Рафаэля.

       Будка для приёма груза. Очередь, конечно. Десятичные метрические весы. Весовщик за ними. Весовщик, такой в высшей степени благородный служащий, быстро говорит цифры, записывает, прикладывает гирьки, клеит ярлыки и даёт разъяснения.

       Только и слышен его симпатичный голос:

       — Сорок. Сто двадцать. Пятьдесят. Сымайте. Берите. Отойдите... Не станови сюда, балда, станови на эту сторону.

       Такая приятная картина труда и быстрых темпов.

 

 



2019-12-29 889 Обсуждений (0)
Контрольная работа № 5. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Контрольная работа № 5.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (889)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)