Основные формы и этапы региональной экономической интеграции
В результате длительного исторического процесса на всех континентах формировались связи между соседствующими странами, образующие хозяйственный комплекс внутри региона. Поэтому каждая из этих систем имеет неповторимые черты, присущие только ей экономические особенности. Но проводя анализ существующих экономических и торговых союзов можно выделить определенные закономерности в их становлении – особые этапы, каждому из которых присущи определенные черты. Взгляд на интеграцию как на процесс, развивающийся от простых к более сложным формам, позволил осуществить классификацию стадий интеграционного процесса. Классической классификацией стала схема Б. Баласси. Стоит различать пять основных форм интеграции:[6] Зона свободной торговли . Под ней принято понимать такую форму соглашений, при которой ее участники договариваются о снятии таможенных пошлин и количественных ограничений в отношении друг с другом. Вместе с тем в отношении третьих стран каждый участник зоны свободной торговли сохраняет автономность выбора стратегии. Подобная форма интеграции реализуется в ЕАСТ, НАФТА. Таможенный союз. Основное отличие от зоны свободной торговли заключается в том, что устраняются не только барьеры во взаимной торговле, но и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран. Таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах единой таможенной территории Таможенный союз является логически завершенной формой. В то же время, ограничиваясь сугубо сферой международной торговли, он сам таит в себе внутреннее противоречие, развитие которого неизбежно порождает потребность в переходе к еще более сложным формам торгово-экономических союзов. Общий рынок. В добавление к тому, что предусматривают рамки таможенного союза, данная форма предполагает устранение препятствий для свободного перемещения между странами-участницами всех факторов производства. Сказанное предполагает сближение национальных законодательств, стандартов, а также развития институциональных основ интеграции, формирование общих органов управления объединительными процессами. Однако и в этом случае правомерно говорить о действии тех же факторов, которые преобразовали зону свободной торговли в общий рынок. В принципе свободное перемещение факторов производства внутри определенной группировки стран должно способствовать более рациональному использованию совокупных ресурсов, развитию разделения труда и специализации производства, оптимизации производственных структур и полному использованию фактора экономии от увеличения масштабов производства. Вместе с тем этому препятствуют различия в экономической политике, проводимой государствами, входящими в общий рынок. Это допускает наличие в данной области полного разнобоя со всеми вытекающими из этого негативными последствиями, Опять возникает проблема, решение которой возможно лишь при условии перехода к более сложным формам торгово-экономических союзов Экономический и валютный союз . Данная форма предполагает снятие отмеченного выше противоречия путем согласования экономической политики, проводимой странами-участниками. В рамках ЕС проводится единая сельскохозяйственная политика, согласованная промышленная, энергетическая, транспортная, региональная, социальная, научно-техническая политика. Валютный союз — создание единой региональной валютной системы, включая создание единого центрального банка, введение ели ной валюты. Обеспечивается согласование и становление единой валютно-кредитной, скоординированной макроэкономической политики и проч. Полная экономическая и политическая интеграция. Формирование единого экономического, валютного и политического союза, в том числе проведение общей внешней политики и политики в сфере правосудия и внутренних дел, введение единого гражданства и т.д. В данном случае речь идет о превращении единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование. Это предполагает не просто согласование, но и проведение унифицированной, фактически единой экономической политики, полную унификацию законодательной базы. На этом этапе вызревает необходимость и постепенно формируется новый многонациональный субъект международных экономических и политических отношений, происходит движение к созданию единого федеративного или конфедеративного государства. Таким образом, процесс экономической интеграции представляет собой поступательное движение от низшей к более высокой форме экономического взаимодействия. Но опыт региональной интеграции показал колоссальные сложности создания единого экономического пространства и разную степень заинтересованности в глубине взаимодействия сторон, что не укладывается в формальные схемы. А многообразие моделей интеграции в Северной Америке, Латинской Америке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Африке, на Ближнем Востоке, отразившее значительную дифференциацию страновых, региональных и субрегиональных экономических систем, механизмов воспроизводства, других ключевых параметров развития, позволяет видеть и частичную модификацию классической схемы в одних случаях и ее существенную трансформацию — в других. История показывает, что не существует ни строгих закономерностей, ни автоматизма между этапами региональной интеграции, все зависит от конкретно-исторических условий в МЭО, в отдельных странах, от экономических и политических интересов данных стран. Так, в отличие от ЕС, страны - члены НАФТА, создавая зону свободной торговли, не ставили задачи перейти затем к таможенному союзу (да это вряд ли возможно при столь огромных различиях в экономических потенциалах стран-участниц объединения), но одновременно с первых же шагов вводят определенные элементы общего рынка ([7]либерализация капиталовложений, меры по сближению стандартов, либерализация в сфере услуг). В АТЭС поставлена сдача формирования (до 2020 г.) зоны свободной торговли и свободного движения инвестиций. При этом, согласно Осакской Программе действий, с 1997 г. либерализация распространяется не только на тарифные и нетарифные меры в торговле товарами, инвестиционные потоки, но и на услуги (телекоммуникации, энергетика, туризм); интеллектуальную собственность; политику конкуренции, правительственные закупки, разрешение споров. Одной из нетрадиционных схем интеграции является и создание так называемых «треугольников роста». «Треугольники роста» представляют собой транснациональные экономические зоны, распространенные на довольно большой, но четко определенной географической территории, в которой различия в имеющихся факторах трех или более стран и/или субрегионов используются с целью развития внешней торговли и привлечения иностранных инвестиций. Считается, что функции «треугольника роста» в экономическом развитии значительно шире функций еврорегионов, так как они позволяют соединять в единое целое регионы (типы регионов), обладающие взаимодополняющими видами ресурсов. В идеале, три региона включают по одному из компонентов экономической системы: земля — труд — капитал; четвертый компонент — предпринимательские способности — есть результат взаимодействия всех трех регионов или типов регионов. Таким образом, создавая подобное стратегическое объединение, географически смежные субрегионы могут использовать принцип сравнительных преимуществ. Концепция «треугольников роста» была впервые официально заявлена в 1989 г., когда руководящие политические органы Сингапура, Малайзии и Индонезии официально предложили создать «Южный треугольник роста» (SIJORI). В него вошли Сингапур, Джохор (Малайзия) и остров Батам провинции Риау (Индонезия). В 1996 г. «треугольник» был расширен за счет включения в него новых районов Малайзии и Индонезии, после чего его площадь превысила полмиллиона квадратных километров, а население — 34 млн. человек. В связи с этим расширением его название сменилось на «треугольник роста Индонезия — Малайзия — Сингапур». Помимо официально созданного треугольника в Юго-Восточной Азии без открытой координации на высоком политическом уровне возник «Южно-Китайский треугольник роста». Его образуют Гонконг, часть Тайваня и провинции Гуандун и Фуцзянь (КНР).[8] Финский профессор У. Кивикари, изучив азиатский опыт, предложил сформировать Южно-Балтийский «треугольник роста» с включением в его состав: • регионов развитых в экономическом отношении стран ЕС: Северной Германии и Польши, Южной Швеции; • регионов стран с переходной экономикой, тогдашних кандидатов (а в настоящее время членов) в ЕС — Северной Польши, Литвы, Западной Латвии; • регионов стран — «прямых соседей» расширяющегося ЕС — Северо-Западной Белоруссии и Калининградской области РФ. В дальнейшем он же предложил организовать «треугольник роста» в Финском заливе, куда могли бы войти Южная Финляндия, Эстония и регион Санкт-Петербурга.[9] Но, не смотря на формы интеграционных группировок, все они создаются для получения преимуществ.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (264)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |