Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Вариативность как объективное свойство языка



2019-12-29 211 Обсуждений (0)
Глава 2. Вариативность как объективное свойство языка 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие вариативности

 

Константность и вариативность являются существеннейшими свойствами структуры языка, обусловленными самой его природой и назначением: без них язык не мог бы существовать и развиваться. Константность и вариативность проявляются во всех аспектах («уровнях») языка и их единицах соответственно специфике каждого аспекта. Анализ взаимодействия этих противоречивых свойств структуры языка в синхронном и диахроническом планах является важной задачей как общего, так и частного языкознания, включающего детальное изучение отдельно взятых языков и их аспектов [10].

Установлено что, словесное ударение реализуется в акцентной структуре слова и непосредственно связанно с вариативностью её характеристик в речевом потоке.

Согласно Торсуеву Г.П., вариативность – это объективное условие языковой эволюции, так как язык как динамическая система находится в постоянном движении. Она придаёт языку необходимую гибкость [9].

Непременной основой вариативности является некоторый инвариант, сохраняющий тождество самому себе в серии видоизменений объекта. Вариативность в широком смысле представляет всякую изменчивость, модификацию. В узком смысле вариативность определяется как “характеристика способа существования и функционирования единиц языка в синхронии” [8].

Универсальный характер вариативности проявляется в языке и в речи, так как общее существует в системе языка и через язык проявляется в речи своими вариантами. В потоке речи в результате ритмико-слоговых отношений многие характеристики слова и его составляющие ослабляются на одних участках и усиливаются на других. В результате неустойчивого акцентного равновесия формируются новые акцентно-ритмические организации слова.

Вариативность проявляется на всех уровнях речевой коммуникации – от владения средствами разных языков до осознания говорящими допустимости разных фонетических или акцентных вариантов, принадлежащих одному языку.

Вариативность или вариантность, и связанные с этим понятием термины «вариант», «инвариант», «варьирование», а также производные от них не являются изначально лингвистическими. Это междисциплинарные термины, с помощью которых обычно характеризуют структуру, существование и функционирование объектов, принадлежащих к различным сферами действительности. В настоящее время эти термины прочно укрепились и в лингвистических работах, посвящённых единицам языка и их функционированию.

Как известно, в лингвистике понятие вариативности используется двояко. Во-первых, как характеристика всякой языковой изменчивости, модификации, которая может быть результатом эволюции, использования разных языковых средств, для обозначения сходных или одних и тех же явлений или результатом иных причин. Во-вторых, понятие вариативности используется как характеристика способа существования и функционирования единиц языка в синхронии. В этом втором случае, особенно в фонологических исследованиях, понятие варьирования выступает на фоне понятия инвариативного, неизменного.

Заметим, что понятие варьирования, вариативности, вариантов в лингвистике появилось раньше понятия инварианта. Конкретные объекты, составляющие группу, или класс, по отношению к которым может быть выведен инвариант, являются вариантами. При таком понимании инвариантов и вариантов они предполагают друг друга и не могут существовать друг без друга. Сама идея вариативности предполагает изменчивость, модификацию чего-либо при сохранении некоторых сущностных свойств «чего-либо», остающегося «самим собой». Следовательно, вариативность – это не просто изменчивость, но такая изменчивость или модификация, которая не ведёт к появлению новой сущности. Вариативность, таким образом, предполагает и изменчивость, и постоянство, выступает как единство изменчивого и постоянного.

В самом явлении варьирования заложена возможность изменения и развития, существование одной и той же единицы в виде разных форм создаёт специфику языковой вариативности, само бытие отдельной единицы языка есть её варьирование, есть сосуществование множества её вариантов. В вариативности единиц языка проявляется вариативно-инвариантное устройство всей языковой системы.

Существует много источников и видов вариативности. Вариативность в языке тесно связана с парадигматическим строем языковой системы, с объединением единиц языка в различные парадигмы, или классы.

Вариативность неразрывно связана с другими общими свойствами языка – с дискретностью и парадигматическим устройством, с линейностью и дихотомией «язык-речь» и другими свойствами. Развитие языка, как известно, возможно только при функционировании языка в виде речи, а речь по своей природе состоит из вариантов, т.е. вариативна.

Проявляясь при функционировании языка, вариативность является одним из внутриязыковых факторов развитии и изменения языка.

Процесс изменения и развития языка, определяемый, в конечном счёте потребностями общения людей, осуществляется в процессе бесконечного использования, отбрасывания, отбора, создания различных вариантов, в ходе бесконечного варьирования.

Вариативность акцентной структуры многосложного слова в речи в решающей степени зависит от речевой ситуации, которая порождает высказывание и определяет выбор тех или иных средств выражения [7]. В частности, интересным и важным представляется рассмотрение модификации акцентной структуры английского многосложного слова в текстах, различающихся условиями общения, например, в спонтанной речи.

 



2019-12-29 211 Обсуждений (0)
Глава 2. Вариативность как объективное свойство языка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Вариативность как объективное свойство языка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)