Для повышения платежеспособности и деловой активности сельскохозяйственных предприятий необходимо принять следующие меры:
1. Поскольку значительная сумма долга приходится на задолженности по налогам и платежам во внебюджетные фонды – необходимо снижать налоговые ставки для сельскохозяйственных предприятий либо переход на единый налог;
2. Создание системы страхования доходов сельскохозяйственных предприятий;
3. Рост дотаций и компенсаций из государственного бюджета;
4. Оптимизация структуры основных и оборотных средств предприятия. Возможна продажа, аренда неиспользуемых хозяйством основных средств; обоснованное сокращение производственных запасов. Эти меры ускорят оборачиваемость оборотных средств и увеличат объем выручки, следовательно и оборачиваемость дебиторской задолженности, что повысит ликвидность активов и платежеспособность;
5.Совершенствование управленческого аппарата, создание маркетингового отдела, завоевание новых рынков сбыта продукции;
6. Внедрение достижений НТП, техническая модернизация производства;
Исходя из настоящего положения предприятия следует, что структура баланса неудовлетворительна и хозяйство не платежеспособно. Согласно федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве) юридического лица» в ближайшее время может быть возбуждено дело по признанию ФГУП учхоз «Пригородное» АГАУбанкротом, но может быть предоставлено право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Реализация всего комплекса мероприятий потребует значительных усилий как от руководства, так и управляющего, обслуживающего персонала. Разделим мероприятия на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Сроки выполнения мероприятий по реструктуризации представлены на основании изученного практического опыта других предприятий.
Таблица 18
Перечень мероприятий по реструктуризации финансовой задолженности
ФГУП учхоз «Пригородное» АГАУ
Наименование мероприятия
| Необходимые процедуры
| Срок реализации
| Ожидаемый финансово-экономический эффект
|
1. Проведение реструктуризации кредиторской задолженности в Федеральный, региональный и местный бюджеты.
| Подача заявления в территориальный орган ИМНС России о проведении реструктуризации просроченной кредиторской задолженности в соответствии с постановлением правительства №1002(2)
| 4-6 лет
| Освобождение предприятия от накопившейся задолженности, отсрочка пеней, штрафов, пополнение высвобождающихся оборотных средств на расширение основного производства
|
2. Проведение реструктуризации кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками.
| Проведение переговоров о переводе обязательств в разряд долгосрочных. Предложение об участии поставщиков в уставном капитале предприятия
| 12 мес.
| Перенос сроков уплаты на период более года. Улучшение показателей краткосрочной ликвидности. Списание задолженности перед поставщиками и подрядчиками, пополнение оборотных средств за счет увеличения уставного капитала.
|
3. Разработка плана-графика погашения задолженности по заработной плате.
| Приоритетное погашение задолженности по з/п сотрудникам по сравнению с другими видами задолженности, с четким соблюдением графика. Возможно частичное погашение долга продукцией предприятия, с согласия работников и руководства
| 12 мес.
| Постепенное освобождение от задолженности по оплате труда, улучшение психологического климата на предприятии, сохранение трудового коллектива
|
4. Усиление контроля за возвратом дебиторской задолженности
| Разработка плана-графика по безусловному взысканию дебиторской задолженности в соответствии с законодательством, закрепление этого плана как обязательного к исполнению
| 2-3 мес.
| Дополнительное увеличение оборотных средств, направление их на развитие основного производства.
|
5. Проведение анализа состава и структуры основных средств
| Выявление основных средств, не эффективно используемых в производственном процессе, и не имеющих перспектив к переоснащению. Сокращение доли активов и основных средств, не вносящих вклад в создание добавленной стоимости
| 6 мес.
| Снижение себестоимости производства и реализации продукции. Снижение рыночных цен на продукцию.
|
6. Четкое выявление и определение основных средств, способствующих выпуску рентабельной продукции
| Увеличение доли этих основных средств, поддержание их в работоспособном состоянии.
| 12-18 мес.
| Постепенное наращивание объемов производства рентабельной продукции, рост выручки от ее реализации.
|
7. Сдача в аренду основных средств, не используемых в основном производстве
| Выявление основных средств, непосредственно не участвующих в процессе производства. Сдача в аренду этих основных средств, а также помещений не используемых под производство и складирование
| 12 мес.
| Получение дополнительных средств от аренды, дополнительные инвестиции на расширение основного производства
|
8. Постановка четкого финансового и налогового планирования на предприятии, введение строго режима "экономии" текущих затрат
| Контроль за соблюдением графика погашения задолженности в бюджет и внебюджетные фонды, также возможность привлечения внешних инвесторов.
| 12 мес.
| Режим контроля за исполнением текущих платежей, а также совместная разработка и утверждение финансового и производственного планов, что позволит избежать сбоев по обязательным платежам и четко спланировать поступление и расходование оборотных средств.
|
Изменения в финансовой сфере предприятия целесообразно проводить с изменениями организационной структуры производства. Для этого необходима предварительная диагностика состояния организационной структуры предприятия, а также анализ ее эффективности относительно целей и стратегии дальнейшего развития. В качестве долгосрочных мероприятий, направленных на преобразование и совершенствование системы управления финансами, предлагается воспользоваться мероприятиями, представленными в таблице 19.
Таблица 19
Перечень мероприятий по реструктуризации системы управления финансами ФГУП учхоз «Пригородное» АГАУ
Наименование мероприятия
| Необходимые процедуры
| Срок реализации
| Ожидаемый финансово-экономический эффект
|
1. Постановка службы финансового учета и планирования на предприятии
| Повышение квалификации кадров, обучение современным методикам хозяйствования, привлечение внешних профессиональных консультантов и экспертов для разработки эффективного финансового планирования
| 12 мес.
| Постановка реально действующей службы финансового планирования и прогнозирования доходов и затрат на предприятии позволит крупных потерь прибыли предприятия, определить эффективность привлечения заемных средств в тот или иной момент времени, повысит управляемость финансовыми потоками.
|
2. Разработка и постановка комплексной автоматизированной системы управления производством и финансовыми потоками на предприятии
| Анализ масштабов производства и движения денежных средств на предприятии, перспектив развития. Подбор, адаптация и внедрение с помощью специалистов необходимого программного пакета. Обучение персонала
| 3-4 мес.
| Автоматизированный финансовый учет позволит оперативно получать достоверную информацию в виде сводных отчетов по отделам предприятия, глубже анализировать и прогнозировать финансовые потоки
|
3. Разработка
бизнес-планов инвестиционных проектов предприятия
| Разработка и утверждение бизнес-планов и инвестиционных проектов на предприятии. Поиск стратегических инвесторов. Получение дополнительных инвестиций на расширение ассортимента и объемов производства
| 12-36 мес.
| Приток инвестиций необходимых для развития и укрепления рыночной позиции предприятия.
|
Если провести хотя бы часть из предложенных мер в последующие годы, то можно будет восстановить платежеспособность предприятия в ближайшие годы. Особое внимание следует обратить на реструктуризацию кредиторской задолженности, с целью скорейшего погашения просроченных обязательств перед бюджетом и органами социального страхования, а также на переоснащение производства.