Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ товарных запасов и оборачиваемости товаров



2019-12-29 177 Обсуждений (0)
Анализ товарных запасов и оборачиваемости товаров 0.00 из 5.00 0 оценок




Для обеспечения выполнения плана по товарообороту и бесперебойной торговли торговая организация должна иметь постоянный запас товаров в определенном ассортименте и размере. Товарные запасы подразделяются на запасы нормального и сезонного хранения, а также запасы целевого назначения.

Товарные запасы нормального хранения служат обеспечению бесперебойной торговли, следовательно, необходимо их постоянное и ритмичное пополнение. Нарушение сроков поставок товаров приводят к перебоям в торговле, неудовлетворению покупательского спроса, либо – напротив – к затовариванию.

Запасы сезонного хранения – это, либо продукция сезонного производства, спрос на которую в течение года относительно постоянен (например, овощи, фрукты), либо товары, производство которых постоянно, но сезонно меняется спрос на них (например, резиновая обувь, велосипеды).

Запасы целевого назначения, как правило, образуются в тех случаях, когда в силу разных обстоятельств (например, трудность завоза) торговые организации вынуждены формировать специальные запасы.

Контроль за состоянием и движением товарных запасов необходимо систематически проводить во всех подразделениях торговой организации, обращая внимание не только на общую их сумму и движение по группам, но и на состояние запасов по отдельным товарам, с выяснением причин образования излишков или отсутствия нужных запасов.

Анализируя товарные запасы, требуется определить их соответствие объему товарооборота, изучить структуру запасов и быстроту их оборачиваемости. Товарные запасы планируются и учитываются в абсолютной сумме и в днях оборота. Основной показатель при анализе – товарные запасы в днях, который рассчитывается путем деления суммы остатка товаров на однодневный оборот (однодневный оборот равен обороту, деленному на количество дней в анализируемом периоде). Этот показатель рассчитывается по основным группам товаров, при этом особое внимание уделяется тем из них, которые занимают значительное место (наибольший удельный вес) в общей сумме товарных запасов, а также по товарам сезонного спроса.   

В процессе анализа товарных запасов необходимо определить отклонение фактических запасов от установленных нормативов и начальных остатков в сумме и в днях оборота, для чего проводится сопоставление фактических и плановых показателей в целом и по товарным группам в отдельности.

Такой показатель, как товарооборачиваемость, также оказывает влияние на величину товарных запасов. Формула расчета данного показателя следующая: О = З *Д / Р, где О – оборачиваемость в днях; З – средний запас товаров; Д – число дней анализируемого периода; Р – реализация товаров за отчетный период.

Для определения влияния структуры товарооборота и уровня оборачиваемости отдельных товарных групп на величину запасов товаров, необходимо сначала вычислить следующие расчетные показатели:

a) суммарный товарный остаток при фактическом объеме товарооборота и сохранении плановых структуры и оборачиваемости отдельных товарных групп;

b) затем исчисляются товарный остаток при фактическом объеме и фактической структуре товарооборота с сохранением плановых норм оборачиваемости по каждой товарной группе. Данному среднему остатку будет соответствовать оборачиваемость в днях (c), рассчитываемая следующим образом: полученный средний товарный остаток  (b) умножаем на количество дней отчетного периода и делим на фактический товарооборот. Далее необходимо сравнить плановую и фактическую оборачиваемость товаров по имеющимся данным и проанализировать, за счет каких факторов произошло ее изменение (за счет замедления либо ускорения ее уровня – для чего сравниваем фактическую оборачиваемость с полученным расчетным показателем (с); либо за счет сдвига в структуре товарооборота – сравниваем плановую оборачиваемость с рассчитанным показателем (c). Также на основе полученных расчетных данных по товарным запасам можно определить влияние на их изменение таких факторов, как: рост либо сокращение объема товарооборота; сдвигов в его структуре и уровне товарооборачиваемости.

Далее проверка товарных запасов проводится с точки зрения отдельных ассортиментных групп: устанавливается, правильно ли организован завоз товаров, не имелось ли случаев затоваривания или, напротив, отсутствия необходимого минимального запаса товаров определенного ассортимента (в этом случае важно принять оперативные меры с целью пополнения запасов – поиск поставщиков, заключение договоров на поставку), выявляются неходовые товары. Состояние и уровень товарных запасов являются своеобразным барометром состояния торговли и степени сбалансированности между спросом и предложением.

Для анализа состава товарных запасов на торговом предприятии могут быть использованы ведомости по инвентаризации, акты уценки, списания товаров и другие документы. При этом отдельно должны рассматриваться запасы сезонного хранения, досрочного завоза и целевого назначения, так как они имеют специальные источники покрытия.



2019-12-29 177 Обсуждений (0)
Анализ товарных запасов и оборачиваемости товаров 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ товарных запасов и оборачиваемости товаров

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)