Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика анализа финансовых результатов деятельности организации



2019-12-29 242 Обсуждений (0)
Методика анализа финансовых результатов деятельности организации 0.00 из 5.00 0 оценок




Предварительный анализ финансовых результатов включает в себя агрегированный анализ отчета о прибылях и убытках предприятия (форма №2) за исследуемый период, в котором будет отражена динамика основных показателей, что позволит сделать наиболее общие выводы о тенденции в деятельности предприятия. Расчеты можно свести в таблицу ( таблица 1).

 

 

Таблица 1

Анализ динамики и состава прибыли

 

Показатель

Базовый период

Отчетный период

Темп

роста при­были, %

Сумма, тыс. руб. Доля, % Сумма, тыс. руб. Доля, %
           

 

После чего следует основательно изучить факторы изменения каждого рассмотренного показателя.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, вы­полнение плана прибыли от реализации продукции и определя­ются факторы изменения ее суммы (рис. 2).

Рис. 2. Структурно-логическая факторная модель прибыли от реализации продукции и услуг

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зави­сит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi):

                                                                  (1)

Объем реализации продукции может оказывать как положитель­ное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увели­чении объема реализации происходит уменьшение суммы при­были.

Структура реализованной продукции может также оказывать и положительное, и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту сум­мы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорцио­нально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли воз­растает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выпол­нить способом цепной подстановки, используя данные, приведен­ные в таблице 2.

              Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следу­ет рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базо­вую сумму прибыли скорректировать на его уровень.                                                                                  

 

 

Таблица 2

Исходные данные для факторного анализа прибыли

от реализации продукции

Показатель Базисный период Данные базисного периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода Отчетный период
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В)
Полная себестоимость реализованной продукции (З)
Прибыль (П = В-З)      

 

Индекс объема продаж исчисляют путем сопоставления факти­ческого объема реализации с базовым в натуральном (если продук­ция однородная), условно-натуральном или стоимостном выраже­нии (если продукция неоднородна по своему составу). То есть:

                                                                                        (2)

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объ­еме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вы­честь условную сумму затрат:

                                                                         (3)

Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие мог­ло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

                                                                (4)

Порядок расчета данных показателей в систематизированном виде представлен в таблице 3.

                                                                                                  Таблица 3

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы

прибыли от реализации продукции в целом по предприятию

Показа­тель прибыли

Факторы

Порядок расчета

 

 

Прибыль

 

 

    Объем продаж Структура продаж Цены Себестои­мость
По to to to to Во – Зо  
Пусл1 t1 to to to По ∙ iрп  
Пусл2 t1 t1 to to Вусл – Зусл  
Пусл3 t1 t1 t1 to В1 – Зусл  
П1 t1 t1 t1 t1 В1 – З1  

 

По данным табл. 3 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет:

объема реализации продукции

;                                                                                           (5)

структуры товарной продукции

;                                                                                            (6)

отпускных цен

;                                                                                           (7)

себестоимости реализованной продукции

.                                                                                                (8)

Итого:                                                             (9)

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина кото­рой зависит от трех факторов первого уровня: объема продажи про­дукции, себестоимости и среднереализационных цен. Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид

П = VРПi ∙(Цi – Сi).                                                                                        (10)

Методика расчета влияния факторов способом абсолютных раз­ниц (на основании данных таблицы 4):

ΔПурп = (УРП1–УРП0)∙(Ц0–С0);                                                                         (11)

ΔПц = (Ц1 – Ц0) ∙ УРП1;                                                                                      (12)

ΔПс = – (С1 – С0) ∙ УРП1.                                                                                    (13)

Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции. Данные таблицы 4 показывают, по каким видам продукции при­быль увеличилась, а по каким уменьшилась, и за счет каких фак­торов.

Таблица 4

Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции

 

Изделие

 

Объем продаж,

шт

Цена изделия, тыс. руб.

Себестоимость изделия, тыс. руб.

Сумма прибыли, тыс. руб.

Изменение суммы прибыли,

тыс. руб.

 

to

 

t1

 

to

 

t1

 

to

 

t1

 

to

 

t1

общее

 

 

В том числе за счет

объема продаж цены себе­стоимо­сти
А                        
Итого                        

 

Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены ре­ализуются конечные коммерческие цели, определяется эффектив­ность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой струк­туры предприятия.

Ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавлива­ет цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситу­ации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей (овладение определенной долей рынка, заво­евание лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, максимизация прибыли, выживание фирмы и т.д.). При этом ценовая политика должна корректироваться с учетом стадии жизненного цикла товаров.

Для каждого вида продукции можно рассчитатьизменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции (таблица 6)

 

Таблица 6

Влияние рынков сбыта продукции на изменение средней цены изделия А

Рынок сбыта

 

 

Цена изделия, руб.

 

 

Объем продаж, шт.

Структура рынков сбыта, %

Изменение средней цены, руб.

 

 

  to   t1   to   t1   +, -
Экспорт              
Внутренний              
Итого              

Размер прибыли в значительной степени зависит от финансо­вых результатов деятельности, не связанных с реализацией про­дукции. Это прежде всего доходы от инвестиционной и финансо­вой деятельности, а также прочие внереализационные доходы и расходы.

К инвестиционным доходам относятся проценты к получению по 0бЛигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам, до­ходы от участия в других организациях, доходы от реализации основных средств и иных активов и т.п.

финансовые расходы включают выплату процентов по облигаци­ям, акциям, за предоставление организации в пользование денеж­ных средств (кредитов, займов).

Прочие внереализационные доходы и расходы — это прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году; курсовые раз­ницы по операциям в иностранной валюте; полученные и выпла­ченные пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадеж­ной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки иско­вой давности; убытки от стихийных бедствий; убытки от недостачи и уценки имущества, судебные издержки и др.

Основными видами ценных бумаг являются акции, облигации внутренних государственных и местных займов, облигации хозяй­ствующих субъектов (акционерных обществ, коммерческих бан­ков), депозитные сертификаты, казначейские, банковские и ком­мерческие векселя и др.

Доход держателя акций складывается из суммы дивиденда и прироста капитала, вложенного в акции вследствие роста их цены. Сумма дивиденда зависит от количества акций и уровня дивиденда на одну акцию. В процессе анализа изучается дина­мика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или сниже­ния.

Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, орга­низациями и учреждениями. При анализе устанавливаются при­чины невыполнения обязательств, принимаются меры для их пред­отвращения.

Изменение суммы полученных штрафов может произойти не толь­ко в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового конт­роля со стороны предприятия в отношении их. Поэтому при ана­лизе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств поставщикам были предъяв­лены соответствующие санкции.

Убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится не на должном уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, так­же свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.

В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков потерь от внереализационных операций и увеличение прибыли долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

Следующим этапом анализа является исследование показателя рентабельности. Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности, характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, идентифицируют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп, характеризующих:

1) окупаемость затрат;

2) прибыльность продаж;

3) доходность капитала и его частей.

Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):

                                                                                                    (14)

Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. При определении его уровня в целом по пред­приятию целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.

Аналогичным образом определяется доходность инвестици­онных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от инвестиционной деятельности (Пщ) относится к сумме инвести­ционных затрат (ИЗ):

                                                                                                        (15)

рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты про­центов и налогов на сумму полученной выручки (В ). Характери­зует эффективность производственной и коммерческой деятель­ности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

                                                                                                          (16)

Рентабельность совокупного капитала исчисляется отношением брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов (БП) к средне­годовой стоимости всего совокупного капитала (KL).

                                                                                                         (17)

Рентабельность (доходность) операционного капитала исчисля­ется отношением прибыли от операционной деятельности до вы­платы процентов и налогов (Под) к среднегодовой сумме операци­онного капитала (ОК). Она характеризует доходность капитала, задействованного в операционном процессе:

                                                                                                    (18)

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конку­рентами.

Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех ос­новных факторов первого порядка: изменения структуры реализо­ванной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:

                                                            (19)

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рента­бельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные таблиц 2 и 3.

;                                                           (20)

;                                                     (21)

;                                                     (22)

;                                                      (23)

.                                                              (24)

Изменение рентабельности общее:

                                                                                                        (25)

В том числе за счет:

                                                                                                     (26)

                                                                                                   (27)

                                                                                                    (28)

                                                                                                       (29)

Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

                                         (30)

По данным таблицы 10 рассчитаем влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности изделия способом цепной подстановки:

                                                                                                   (31)

                                                                                                  (32)

                                                                                                      (33)

Общее изменение рентабельности по изделию:

                                                                                                        (34)

В том числе за счет изменения

Среднего уровня отпускных цен:

                                                                                                        (35)

Уровня себестоимости продукции

                                                                                                        (36)

Аналогичные расчеты делаются по каждому виду товарной про­дукции после чего видно, какие виды продукции на предприятии более доходные, как изменился уровень рентабельности, и какие факторы на это повлияли.

                                                                                                            Таблица 10

Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции

 

 

Вид

про­дук­ции

Цена, руб.

Себестои­мость, руб.

Рентабельность, %

Изменение рентабельности, %

 

t0

 

t1

 

t0

 

 

t1

 

t0

 

 

Усл.

 

t1

общее

 

 

В том числе за счет

цены себе­стои­мости
А                    
Б                    
И т.д.                    

Примерно таким же образом производится факторный анализ рентабельности оборота. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

                                                     (37)

Зная, из-за каких факторов изменились прибыль и выручка от реализации продукции, можно узнать их влияние на изменение уровня рентабельности, последовательно заменяя базовый уровень каждого фактора данной модели на фактический отчетного пери­ода.

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции за­висит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

                                                (38)

Расчет их влияния производится также с помощью приема цеп­ной подстановки.

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности капитала. Общая сумма брутто-прибыл и зависит от объема реали­зованной продукции (VРП), ее структуры (Уд(), себестоимости (Сi), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих ви­дов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ПФР).

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (KL) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффи­циента оборачиваемости Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует допол­нительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции.

    Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности
совокупного капитала можно записать в виде следующей модели:
                         (39)

На основании полученных ранее данных и таблицы 12 произведем расчет влияния факторов способом цепной подстановки.

Таблица12

Исходные данные для факторного анализа

Показатель

 

 

Значение показателя

t0 t1
Прибыль от реализации, тыс. руб. 15 477 18 597
Прочие финансовые результаты, тыс. руб. 2783 3653
Сумма брутто-прибыли, тыс. руб. 18 260 22 250
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала, тыс. руб. 41 700 53 955
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 83 414 97 120
Коэффициент оборачиваемости капитала 2,0 1,8

 

                                                      (40)

                                               (41)

                                               (42)

                                                (43)

                                                     (44)

                                                         (45)

Общее изменение уровня рентабельности капитала составляет:

                                                                                                            (46)

В том числе:

За счет изменения удельного веса:                                                    (47)

За счет изменения цены                                                                     (48)

За счет изменения себестоимости                                                    (49)

За счет изменения прочих финансовых результатов:                 (50)

За счет изменения коэффициента оборачиваемости капитала       (51)

Методика определения резервов роста прибыли и рентабельности

Основные источники резервов увеличения суммы прибыли (которые определяются по каждому виду продукции): увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рисунок 3):

 

Рисунок 3. Основные направления поиска резервов увеличения прибыли от реализации продукции

Для определения резервов роста прибыли за счет увеличения объ­ема реализации продукции (таблица 13) необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации (Р↑VРП) умножить на фак­тическую прибыль (Пi1) в расчете на единицу продукции соответ­ствующего вида:

                                                                    (52)

                                                                                                Таблица 13

Резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции

 

Вид продукции Резерв увеличения объема продаж, шт Фактическая прибыль на единицу продукции, тыс.руб. Резерв увеличения суммы прибыли, тыс.руб.
А      
Б      
Итого      

 

Подсчет резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг (Р↑Пc) осуществляется следующие образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости (Р↓С) каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста (таблица14):

                                                                                      (53)

Таблица 14

Резервы увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости продукции

Вид продукции Резерв снижения себестоимости единицы продукции, тыс руб Планируемый объем реализации продукции, шт Резерв увеличения прибыли, тыс. руб
А      
Б      
Итого      

 

Подсчет резервов роста прибыли за счет повышения качества продукции производится следующим образом: планируемое изме­нение удельного веса каждого сорта (ΔУдi,) умножается на отпуск­ную цену соответствующего сорта (Цi), результаты суммируются, и полученное изменение средней цены умножается на планируемый объем реализации продукции с учетом резервов его роста (таблица 15):

                                                                      (54)

                                                                                         Таблица 15

Резервы роста прибыли за счет улучшения сортового состава продукции

Сорт

Цена,

 руб

Удельный вес

Изменение средней цены реализации, руб

Фактически Планируемый Отклонение, +/-
Первый          
Второй          
Итого          

Аналогично подсчитываются резервы роста прибыли за счет изменения структуры рынков сбыта, каналов и сроков реализации продукции. В заключение анализа необходимо обобщить все вы­явленные резервы роста прибыли по каждому виду продукции и в целом по предприятию (таблица 16).

                                                                                                       Таблица 16

Обобщение резервов увеличения суммы прибыли

Источник резервов

 

 

Вид продукции

Всего
А Б    
Увеличение объема продаж      
Снижение себестоимости продукции      
Повышение качества продукции      
И т.д.      
Итого      

Основные источники резервов повышения уровня рентабельности продукции — увеличение суммы прибыли от реализации продукции (Р↑П) и снижение ее себестоимости (Р↓С). Для подсчета резер­вов может быть использована следующая формула:

                                                                                        (55)

где P↑R - резерв роста рентабельности;

Rв - возможный (прогнозируемый) уровень рентабельно­сти;

R1 - фактический уровень рентабельности;

П1 - фактическая сумма прибыли отчетного периода

Р ↑П - резерв роста прибыли от реализации продукции;

VPПiв - возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;

Сiв - возможный уровень себестоимости i-x видов продук­ции с учетом выявленных резервов снижения;

З1 - фактическая сумма затрат по реализованной продук­ции.




2019-12-29 242 Обсуждений (0)
Методика анализа финансовых результатов деятельности организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика анализа финансовых результатов деятельности организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)