Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ рентабельности активов ОАО «Газпром» как показателя эффективности хозяйственной деятельности.



2019-12-29 211 Обсуждений (0)
Анализ рентабельности активов ОАО «Газпром» как показателя эффективности хозяйственной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок




 Для начала проведем факторный анализ динамики рентабельности продукции в целом по предприятию, используя формулы 20-29 и данные таблицы 19, за период с 2006 по 2007 год (будем рассчитывать исходя из величины валовой прибыли).

;                                                               

;                                                     

;                                                     ;                                                          

.                                                              

Изменение рентабельности общее:

                                                                                                            

В том числе за счет:

                                                                                                         

                                                                                                       

                                                                                                        

                                                                                                           

Таким образом, можно сделать вывод, что рентабельность продукции за 2007 год снизилась на 98,81% по сравнению с этим же показателем в 2006 году. Причем, изменение объема производства не изменили рентабельности, ее росту способствовали изменение структуры производства и рост цены (на 15,47 и 26,81% соответственно), увеличение же себестоимости привело к значительному сокращению рентабельности продукции (на 141,09%). Стоит отметить, что для ОАО «Газпром» характерны колоссальные показатели рентабельности (порядка 400 – 500%), то есть каждый вложенный в производство продукции рубль приносит прибыль в 4-5 рублей.

    Теперь проведем аналогичные расчеты для 2007-2008 года.

;                                                               

;                                                         

;                                                     ;                                                          

.                                                                  

Изменение рентабельности общее:

                                                                                                            

В том числе за счет:

                                                                                                     

                                                                                                       

                                                                                                        

    

Итак, за 2007-2008 год рентабельность продукции возросла на 73,33% в целом, причем, как и за предыдущий период, изменение объемов реализации не сказалось на показателе рентабельности. Изменение структуры товарной продукции увеличило рентабельность на 29,42%, в то время как рост реализационных цен привел к увеличению показателя рентабельности продукции на 211,16%. И наконец, значительный рост себестоимости привел к тому, что рентабельность снизилось на 167,25%. Так же важно подчеркнуть, что несмотря на то, что уровень рентабельности продукции за 2008 год вырос, по сравнению с величиной 2007 года, однако он все еще не достиг показателей 2006 года (разница составляет 25,48%).

Теперь проведем факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции за исследуемые периоды. Сведем расчеты в таблицу 25.

 

Таблица 25

Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции

 

 

Вид

про­дук­ции

Цена, руб.

Себестои­мость, руб.

Рентабельность, %

Изменение рентабельности, %

 

t0

 

t1

 

t0

 

 

t1

 

t0

 

 

Усл.

 

t1

общее

 

 

В том числе за счет

цены

себе­стои­мости

2006-2007 год

газ 3023,95 3203,89 522,85 671,56 478,36 512,77 377,08

-101,28

34,41

-135,69
конденсат 6275,76 7263,78 436,49 472,41 1337,78 1564,13 1437,59

99,82

226,36

-126,54

2007-2008 год

Газ 3203,89 4760,10 671,56 874,50 377,08 608,81 444,32

67,24

231,73

-164,49
Конденсат 7263,78 8471,70 472,41 426,92 1437,60 1693,29 1884,40

446,80

255,69

191,10
                         

 

Итак, из расчетов видно, что за период 2006-2007 года рентабельность газа сократилась на 101,28%, причем этому в большей степени способствовал рост себестоимости продукции (привело к снижению рентабельности на 135,69%), рост цены, в свою очередь увеличил уровень рентабельности на 34,41%. Что касается конденсата, то его рентабельность за исследуемый диапазон возросла в целом на 99,82%, этому способствовал рост цен (изменение рентабельности оставило +226,36%), однако увеличение себестоимости снизило уровень рентабельности на 126,54%.

За 2008 год рентабельность и газа и конденсата возросли по сравнению с 2007 годом. Для газа увеличение составило в целом 67,24%. Положительная динамика (231,73%) наблюдается в основном за счет значительного увеличения цены на газ. Рост себестоимости снизил общее увеличение рентабельности на 164,49%. За исследуемый период рентабельность конденсата значительно выросла (на 446,8%). Этому способствовало одновременный рост цены и снижение себестоимости (изменение по каждому фактору – 255,69 и 191,1%). Таким образом, наиболее рентабельной оказывается реализация конденсата, нежели газа, однако доля конденсата в общей структуре продаж во много раз меньше объемов природного газа, что значительно снижает общий показатель продукции всего ОАО «Газпром».

По аналогичной схеме проанализируем рентабельность продаж отдельных видов продукции. Расчеты представим в таблице 26.

Таблица 26

Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции

 

 

Вид

про­дук­ции

Цена, руб.

Себестои­мость, руб.

Рентабельность, %

Изменение рентабельности, %

 

t0

 

t1

 

t0

 

 

t1

 

t0

 

 

Усл.

 

t1

общее

 

 

В том числе за счет

цены

себе­стои­мости

2006-2007 год

газ 3023,95 3203,89 522,85 671,56 82,71 83,68 79,04 -3,67

0,97

-4,64
конденсат 6275,76 7263,78 436,49 472,41 93,04 93,99 93,50 0,45

0,95

-0,49

2007-2008 год

Газ 3203,89 4760,10 671,56 874,50 79,04 85,89 81,63 2,59

6,85

-4,26
Конденсат 7263,78 8471,70 472,41 426,92 93,50 94,42 94,96 1,46

0,93

0,54
                         

 

Исходя из результатов, представленных в таблице можно сделать вывод, что рентабельность продаж газа за 2006-2007 год снизилась на 3,67%, причем с учетом того, что изменение цены повысило себестоимость на 0,97%, однако рост себестоимости снизил этот показатель на 4,64%, что в сумме и дало указанный выше результат. Кроме того, рост себестоимости так же продолжился и в 2008 году, что способствовало снижению рентабельности газа на 4,26%. Однако за этот период эффект изменения цены оказался более «сильным», вызвав прирост рентабельности на 6,85%. В итоге общее изменение рентабельности было в сторону увеличения (на 2,59%).

Реализация конденсата на протяжении всего исследуемого периода отличалась положительной динамикой показателя рентабельности (+0,45% для 2007 и +1,46% для 2008 года). Изменение цены за каждый из рассматриваемых периодов вызвало увеличение рентабельности продажи конденсата на 0,95 и 0,93% соответственно. Стоит подчеркнуть, что в 2007 году себестоимость конденсата возросла, что снизило рентабельность на 0,49%, но уже 2008 году затраты на производство конденсата снизились, что и привело к росту рентабельности на 0,54%.

И, наконец, проведем факторный анализ рентабельности капитала за период с 2007 по 2008 годы. На основании данных, представленных в таблицах 20 и 27, с помощью формул 40 – 51 рассчитаем влияние факторов на показатель рентабельности капитала (при этом величину прибыли от реализации мы считаем исходя из допущения, что предприятие реализует лишь два вида продукции, остальные данные взяты в целом по предприятию).

Таблица 27

Исходные данные для факторного анализа

Показатель

 

 

Значение показателя

2007 2008
Прибыль от реализации, млрд. руб. 1632,14 2482,67
Прочие финансовые результаты, млрд. руб. 33,8 -601,04
Сумма брутто-прибыли, млрд. руб. 1665,94 1881,63
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала, млрд. руб. 4887,22 6055,45
Выручка от реализации продукции, млрд. руб. 2031,22 2997,42
Коэффициент оборачиваемости капитала 0,42 0,49

 

                                                      

                                               

                                               

                                                

                                                     

                                                         

Общее изменение уровня рентабельности капитала составляет:

                                                                                                            

В том числе:

За счет изменения удельного веса:                                                     

За счет изменения цены                                                                     

За счет изменения себестоимости                                                    

За счет изменения прочих финансовых результатов:

              

За счет изменения коэффициента оборачиваемости капитала

     

Таким образом, расчеты показывают, что в целом в 2008 году рентабельность совокупного капитала снизилась на 3,02% по сравнению с показателем 2007 года. Причем, наиболее существенным образом повлияло изменение прочих финансовых результатов фирмы (снизило уровень рентабельности совокупного капитала на 8,89%), которые в 2008 году дали отрицательный результат. В свою очередь, рост оборачиваемости капитала способствовал росту этого показателя рентабельности на 4,7%. Динамика других факторов: удельного веса реализуемой продукции, цены и себестоимости отразилась незначительно на общем показателе рентабельности совокупного капитала (+0,77%, +2,01% и – 1,61% соответственно).


 3 Резервы роста финансовых результатов деятельности ОАО «Газпром»

     Как показывает проведенный анализ, за последние 3 года наблюдается устойчивая тенденция к увеличению суммы прибыли от реализации газа и конденсата. Однако немаловажным является тот факт, что основным фактором роста прибыли является рост реализационной цены. Рассчитаем перспективное возможное увеличение величины прибыли от реализации рассматриваемой продукции за счет иных факторов: снижения себестоимости продукции и увеличения объемов реализации.   Резерв увеличения прибыли за счет повышения объемов реализуемой продукции найдем по формуле 52, результаты оценки сведем в таблицу 28.

Таблица 28

Резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции (газ и конденсат)

Вид продукции Резерв увеличения объема продаж, млрд.м3 (млн.т) Фактическая прибыль на единицу продукции,руб/1000м3(т) Резерв увеличения суммы прибыли, млрд.руб.
Газ 35,4 3885,5 137,55
Конденсат 15,1 8044,78 121,48
Итого - - 259,03

Таким образом, за счет возможного роста объема реализации газа на 35,4 млрд. м3 компании ОАО «Газпром» удастся повысить сумму прибыли на 137,55 млрд. руб, то время как увеличение объема продаж газового конденсата на 15,1 млн.т способно привести к повышению уровня прибыли на 121,48 млрд. руб. В совокупности общий рост реализуемой продукции увеличит прибыль на 259,03 млрд. руб, что составляет 10,43% от полученной в 2008 году прибыли.

Теперь рассчитаем резерв увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости каждой из реализуемой продукции, воспользовавшись формулой 53. Результаты расчетов занесем в таблицу 29. Причем планируемый объем реализации указан с учетом найденного резерва роста объема реализации исследуемой продукции.

Таблица 29

Резервы увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости продукции

Вид продукции Резерв снижения себестоимости единицы продукции, руб/1000м3(т) Планируемый объем реализации продукции, млрд.м3 (млн.т) Резерв увеличения прибыли, млрд. руб
газ 92,2 608,5 56,1
конденсат 23,47 46,9 1,1
Итого - - 57,2

Снижение себестоимости реализуемого компанией газа на 92,2 рубля в расчете на 1000 м3 газа при запланированном объеме продаж может привести к увеличению прибыли на 56,1 млрд. руб, резерв снижения себестоимости конденсата ниже и составляет всего 23,47 рубля на тонну. С учетом того, что и объем реализации его меньше, планируемый рост прибыли за счет этого фактора составит всего лишь 1,1 млрд.руб. В целом прибыль по предприятию за счет снижения себестоимости может увеличиться на 57,2 млрд. руб, что составляет 2,3% от прибыли, полученной за 2008 год.

    Итак, ОАО «Газпром» может увеличить свою прибыль от реализации газа и конденсата за счет изменения двух факторов: снижения себестоимости каждого вида продукции и увеличением объемов продаж так же по каждому виду. Суммарное увеличение прибыли может составить 316,23 млрд.руб. (или 12,73% от величины текущей прибыли).

    И наконец выявим резерв повышения уровня рентабельности продукции, с учетом полученных в предыдущих расчетах результатах. Расчет проводится по формуле 55:

То есть предпринятые мероприятия по повышению общей суммы прибыли и снижению затрат (себестоимости продукции) обеспечат прирост рентабельности на 83% по сравнению с показателем 2008 года.


Заключение

 Компания ОАО «Газпром» является важнейшим производителем газа и газового конденсата у нас в стране, а так же крупнейшим экспортером соответствующей продукции на мировом рынке. Основной объем выручки компания получает от реализации своей продукции и услуг в страны дальнего зарубежья, несмотря на то, что большая часть газа реализуется на внутреннем рынке. Объясняется это тем, что цена, по которой компания продает газ за рубеж значительно выше (ибо формируется согласно законам рынка на основе спроса и предложения, складывающихся на рынке), нежели цены внутри страны, поскольку во многом тарифы контролируются государством. Однако в ближайшей перспективе ОАО «Газпром» нацелен на доведение внутренних цен до уровня мировых.

       Помимо реализации газа, компания осуществляет и иные виды деятельности, в частности:  разведка и добыча газа; транспортировка газа; добыча нефти и газового конденсата - добыча и разведка нефти и газового конденсата, продажа нефти и газового конденсата, переработка нефти, газового конденсата и прочих углеводородов и продажа продуктов переработки, а так же банковское дело, продажа электроэнергии и медиа-бизнес.

     За 2008 год ОАО «Газпром» получил рекордную прибыль по сравнению с предыдущими периодами (рост составляет более 84% по сравнению с 2007 годом и около 77% в сравнении с 2006годом). Причем таких результатов удалось достигнуть в основном за счет изменения следующих факторов: рост цен, изменение структуры реализуемой продукции (увеличение доли продаж в страны дальнего зарубежья).

     Что касается рентабельности продукции в целом по предприятию ОАО «Газпром» показывает поразительные результаты (около 500%). Однако за 2007 год рентабельность снизилась по сравнению с предыдущим годом. И хотя, в 2008 году уровень рентабельности продукции вырос, он все же не достиг уровня 2006 года.

     Если рассматривать рентабельность различных видов продукции, то нельзя не отметить, что продажа газового конденсата обеспечивает большую рентабельность, нежели реализация газа (почти в три раза). Более того, именно по производству газового конденсата в 2008 году наблюдалось снижение себестоимости, что так же привело к увеличению рентабельности данного вида продукции.

     Рентабельность продаж за исследуемый период так же находится на высоком уровне для каждого из реализуемых продуктов (около 80-85% для газа и порядка 93-94% для газового конденсата). Отклонения этого показателя незначительны и варьируются в пределах 1,5 – 3,5%. 

В свою очередь, рентабельность капитала за период 2007-2008гг. снизился чуть более чем на 3%. Такое снижение в основном произошло из-за отрицательной динамики показателя, характеризующие прочие финансовые результаты деятельности компании (их уменьшение вызвано кризисными явлениями на мировом рынке).

Однако расчеты показывают, что у ОАО «Газпрома» есть резервы роста, как прибыли, так и рентабельности. Увеличив объем реализуемой продукции и снизив ее себестоимость, предприятие может повысить величину прибыли от реализации более, чем на 316 млрд. руб., что составляет почти 13% от показателя 2008 года. Так же, реализация указанных мер приведет к росту рентабельности продукции в целом по предприятию на 83% .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом ОАО «Газпром» является стабильно работающим предприятием, с благоприятными показателями, как величины прибыли, так и уровня рентабельности, несмотря на то, что мировой финансовый кризис, безусловно, отразился на деятельности всего предприятия.


Список литературы

1. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие/Под ред. О.В.Ефимовой, М.В.Мельник. – М.: Омега-Л, 2007. – 408 с.

2. Аткина Н.А. Стратегическое планирование использования рыночного потенциала предприятия// Менеджмент в России.- 2003.- №2.- с.3-12.

3. Баев И.А., Варламова З.Н., Васильева О.Е. и др. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов. изд-е 4-е/ под ред. В.М. Семенова.– СПб.: Питер, 2005.– 384с.

4. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие.– М.: ИНФРА-М, 2005.– 215 с.

5. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций.– М.: ИНФРА-М, 2007.– 280 с.

6. Гермогентова М., Сураев А. Построение системы финансового планирования па предприятии// Проблемы теории и практика управления.-2006.- №10.- с.91-96.

7. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии: Учебник.– М.: Информационный издательский дом «Филинъ», 1999.– 328 с.

8. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия/ В.П. Грузинов, В.Д. Грибов.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 206 с.

9.  Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения/ Б.Г. Литвак.- М.: Дело, 2001.- 392 с.

10. Любушин Н.П. и др. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия.: Уч.пособие для вузов / М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 435 с.

11. Мелкумов Я.С. Теоретическое и практическое пособие по финансовым вычислениям, М., Инфра-М, 2004. – 280 с.

12. Менеджмент: Учебник для ВУЗов/ 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.– 511 с.

13. Мухин В.И. Основы теории управления/ В.И. Мухин.- М.: ЭКЗАМЕН, 2003.- 255 с.

14. Равенков А. Финансовое планирование на предприятии// Экономист.- 2004.-№11.- с.72-79. 645 с.

15. Радионов Н.В., Радионова С.П. Основы финансового анализа: математические методы, системный подход. – Спб.: Альфа, 2003. – 365 с.

16. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учеб./ К.А. Раицкий.- М.: Информационно- внедренческий центр “Маркетинг”, 1999.- 692 с.

17. Репина Е.А. и др. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.- 240 с.

18. Русак Н.А., Русак В.А. Основы финансового анализа. – Минск: ООО "Меркаванне", 2002. – 420 с.

19. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник.–4-е изд., перераб. и доп.– М.: ИНФРА-М, 2008.– 512 с.

20. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс.– 2-е изд., испр.– М.: ИНФРА-М, 2003.– 303 с.

21. Севрук М. Экономический анализ в условиях самостоятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 238 с.

22. Скляренко В.К., Прудников В.М., Акуленко Н.Б., Кучеренко А.И. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчётах): Учебное пособие/ под ред. В.К. Скляренко, В.М. Прудникова.– М.: ИНФРА-М, 2006.– 256 с.

23. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб./ Е.А. Черныш.– М.: ПРИОР, 1999.- 421 с.

24.  Чиненов М.В. Инвестиции: Учебное пособие/ М.В. Чиченов и др. под ред. М.В. Чиченова.– М.: КНОРУС, 2007.– 248 с.

25. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М.: Инфра-М, 2005. – 349 с.

26. Экономика предприятия/ Под. ред. Н.А. Сафронова.- М.: Экономистъ, 2005.-

27. Экономика предприятия: Учебник/ под ред. О.И. Волкова, О.В. Девяткина. изд-е 3-е перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004.– 601 с.

28. Экономика фирмы: Учебник для ВУЗов/ под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.– 511 с.

 


Приложения

 



2019-12-29 211 Обсуждений (0)
Анализ рентабельности активов ОАО «Газпром» как показателя эффективности хозяйственной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ рентабельности активов ОАО «Газпром» как показателя эффективности хозяйственной деятельности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)