Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Факторный анализ прибыли организации ОАО «Газпром»



2019-12-29 940 Обсуждений (0)
Факторный анализ прибыли организации ОАО «Газпром» 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассмотрим более детально влияние различных факторов на формирование прибыли. Для начала изучим прибыль от реализации товаров и услуг (в курсовой работе остановимся на реализации 2 позиций: газа и нефти и газового конденсата). Для начала рассмотрим динамику прибыли от реализации продукции за 2006-2007 года, далее определим изменение прибыли в 2008 году, по сравнению с 2007 годом и выявим факторы, которые оказали наиболее сильное влияние на прибыль за исследуемые периоды. Исходные данные для расчетов по 2006-2007 годам представлены в таблице 19.

Таблица 19.

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции за 2006-2007 гг.

Показатель 2006 год Данные 2006 года, пересчитанные на объем продаж 2007 года 2007 год
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В), млрд.руб 1904,64 1947,45 2031,22
Полная себестоимость реализованной продукции (З), млрд.руб 313,37 312,46 399,08
Прибыль (П) 1591,27 1634,99 1632,14

     Найдем по формуле 2 индекс объема продаж, сопоставляя фактические показатели реализации за 2007 и 2006 года в стоимостном выражении:

То есть если бы величины других факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 0,3% и составить 1586,496 млрд. руб (1591,27∙0,997).

    Теперь определим сумму прибыли при объеме и структуре реализованной продукции за 2007 год, но при уровне цен и себестоимости 2006 года. Для чего согласно формуле 3 из условной выручки вычтем условные издержки:

Пусл2 = 1947,45 – 312,46 = 1634,99 млрд. руб

    Теперь рассчитаем условную прибыль, которую предприятие могло бы получить при объемах реализации, структуре и ценах 2007 года, но при себестоимости продукции 2006 года:

Пусл3 = 2031,22 – 312,46 = 1718,76 млрд. руб.

    Теперь можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора и общее изменение суммы прибыли (по формулам 5-9):

За счет изменения объема реализации:

 млрд. руб;

структуры товарной продукции

 млрд. руб;                                                                                            

отпускных цен

 млрд. руб;                                                                                               

себестоимости реализованной продукции

 млрд. руб.                                                                                                    

Итого:  млрд. руб

Таким образом, мы видим, что в целом величина прибыли за 2007 году увеличилась по сравнению с 2006 годом на 40,87 млрд.руб. Наибольшее влияние оказало изменение двух факторов: себестоимости и цены, причем рост себестоимости продукции способствовал уменьшению прибыли в большей степени, нежели увеличение отпускных цен ее росту. Немаловажным оказалось и изменение структуры товарной продукции, что так же привело к увеличению общей прибыли на 48,494 млрд. руб, в свою очередь общее снижение величины реализованной продукции снизило финансовый результат компании на 4,774 млрд. руб.     

Аналогичным образом проведем факторный анализ прибыли за период 2007-2008 годы. Исходные данные представим в таблице 20              

Таблица 20.

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции за 2007-2008 гг.

Показатель 2007 год Данные 2006 года, пересчитанные на объем продаж 2007 года 2008 год
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В), млрд.руб 2031,22 2153 2997,42
Полная себестоимость реализованной продукции (З), млрд.руб 399,08 399,89 514,75
Прибыль (П) 1632,14 1753,11 2482,67

То есть если бы величины других факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы возрасти на 0,2% и составить 1635,4 млрд. руб (1632,14∙1,002).

Пусл2 = 2153 – 399,89 = 1753,11 млрд. руб

Пусл3 = 2997,42 – 399,89 = 2597,53 млрд. руб.

Тогда изменение величины прибыли за счет каждого фактора составит:

За счет изменения объема реализации:

 млрд. руб;

структуры товарной продукции

 млрд. руб;                                                                                            

отпускных цен

 млрд. руб;                                                                                               

себестоимости реализованной продукции

 млрд. руб.                                                                                                

Итого:  млрд. руб

Итак, в 2008 году прибыль, полученная от реализации продукции, выросла на 850,53 млрд. руб в целом по сравнению с предыдущим годом. При этом важнейшим фактором, приведшим к такому результату, стало увеличение отпускной цены, что и дало значительную часть увеличения прибыли в целом. Другими факторами, изменение которых привело к росту прибыли, стали: рост объема реализации и изменение структуры реализованной продукции (увеличение прибыли соответственно 3,26 и 117,71 млрд. руб). По прежнему в ОАО «Газпром» наблюдается рост себестоимости произведенной продукции, что отражается и на величине общей прибыли (уменьшение составило 114,86 млрд. руб).

В целом, сопоставляя два периода можно сказать, что в целом колебания объемов реализации продукции оказывается незначительным и, по сути, не оказывает существенного влияние на общее изменение суммы прибыли. Структура товарной продукции от года к году становится все более и более оптимальной, что в свою очередь ведет к увеличению общей суммы прибыли компании ОАО «Газпром». Самый значимый фактор, приводящий к колоссальному росту прибыли от реализации, это, конечно же, цена реализуемой продукции. За два исследуемых периода наблюдался рост отпускных цен, что в свою очередь вызывает и рост прибыли. Единственный фактор, способствующий снижению величины общей суммы прибыли, это себестоимость продукции. За исследуемые периоды этот показатель увеличивался, что и вело к уменьшению финансовых результатов ОАО «Газпром».

     Проанализируем динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции (газа и конденсата) за те же периоды. Для начала рассмотрим 2007-2006 годы. Результаты сведем в таблицу 21.

Таблица 21

Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции

За 2006-2007 годы

Изделие

 

Объем продаж,

 

Цена изделия, руб.

Себестоимость изделия, руб.

Сумма прибыли, млрд. руб.

Изменение суммы прибыли,

млрд. руб.

 

to

 

t1

 

to

 

t1

 

to

 

t1

 

to

 

t1

общее

 

 

В том числе за счет

объема продаж цены себе­стоимо­сти
Газ 578,8 576,4 3023,95 3203,89 522,85 671,56 1447,64 1459,64 +12 -6 +103,72 -85,72
Конденсат 24,6 25,4 6275,76 7263,78 436,49 472,41 143,63 172,5 +28,87 +4,67 +25,1 -0,91
Итого 603,4 601,8 1591,27 1632,14 40,87 -1,33 128,82 -86,63

Примечание: для газа объем реализации измеряется в млрд.м3, цена и себестоимость – в руб/1000м3, для конденсата – объем реализации в млн.тонн, себестоимость и цена – в руб/тонну.

 

Рассчитаем влияние каждого из факторов (объем реализации, цена, себестоимость) по формулам 11-13:

Для газа:

ΔПурп = (576,4–578,8)∙(3023,95–522,85)/1000 = –6 млрд. руб;                                                                         

ΔПц = (3203,89 – 3023,95) ∙ 576,4/1000 = +103,72 млрд. руб;                                                                                          

ΔПс = – (671,56–522,85) ∙ 576,4/1000 = –85,72 млрд. руб.     

Для конденсата :                

ΔПурп = (25,4–24,6)∙(6275,76–436,49)/1000 = + 4,68 млрд. руб ;                                                                            

ΔПц = (7263,78 – 6275,76) ∙ 25,4/1000 = + 25,1 млрд. руб;                                                                                         

ΔПс = – (472,41 – 436,49) ∙ 25,4/1000 = –0,91 млрд. руб.

Итак, за счет изменений в реализации газа сумма прибыли возросла на 12 млрд. руб, при этом снижение объема продаж привело к снижению прибыли на 6 млрд. руб, за счет роста цены увеличение общей суммы прибыли составило 103,72 млрд. руб, и наконец, динамика себестоимости (рост за исследуемый период) снизило финансовый результат от реализации газа на 85,72 млрд. руб.

Что касается реализации конденсата, то к увеличению суммы прибыли привели рост объемов продаж и увеличение цены (на 4,68 и 25,096 млрд. руб соответственно). Незначительный рост себестоимости привел небольшому снижению общей суммы прибыли всего лишь на 0,91 млрд. руб. Общее изменение прибыли от реализации газа и конденсата за 2007 год составило +40,87 млрд. руб. по сравнению с показателем прибыли 2006 года.

Проведем аналогичные расчеты для периода с 2007 по 2008 год. Решение так же представим в таблице 22.

Таблица 22

Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции

За 2007-2008 годы

Изделие

 

Объем продаж,

 

Цена изделия, руб.

Себестоимость изделия, руб.

Сумма прибыли, млрд. руб.

Изменение суммы прибыли,

млрд. руб.

 

to

 

t1

 

to

 

t1

 

to

 

t1

 

to

 

t1

общее

 

 

В том числе за счет

объема продаж цены себе­стоимо­сти
Газ 576,4 573,1 3203,89 4760,10 671,56 874,50 1459,64 2226,84 767,2 -8,36 +891,86 -116,3
Конденсат 25,4 31,8 7263,78 8471,70 472,41 426,92 172,50 255,83 83,33 +43,46 +38,42 +1,45
Итого 601,8 604,9 1632,14 2482,67 850,53 +35,1 +930,28 -114,85

Примечание: для газа объем реализации измеряется в млрд.м3, цена и себестоимость – в руб/1000м3, для конденсата – объем реализации в млн.тонн, себестоимость и цена – в руб/тонну.

 

Рассчитаем влияние каждого фактора:

Для газа:

ΔПурп = (573,1–576,4)∙(3203,89–671,56)/1000 = –8,36 млрд. руб;                                                                             

ΔПц = (4760,1–3203,89) ∙ 573,1/1000 = +891,86 млрд. руб;                                                                                      

ΔПс = – (874,5–671,56) ∙ 573,1/1000 = –116,3 млрд. руб.     

Для конденсата :                

ΔПурп = (31,8–25,4)∙(7263,78–472,41)/1000 = + 43,46 млрд. руб ;                                                                            

ΔПц = (8471,7–7263,78) ∙ 31,8/1000 = + 38,42 млрд. руб;                                                                                         

ΔПс = – (426,92–472,41) ∙ 31,8/1000 = + 1,45 млрд. руб.

Таким образом, совокупный рост прибыли за 2008 год составил 850,53 млрд. руб по сравнению с предыдущим годом, причем в большей степени она увеличилась за счет изменений в реализации газа (на 767,2 млрд. руб), нежели от продажи конденсата. Стоит отметить, что в основном увеличение прибыли (при реализации газа) приходится на существенный рост цены (+ 891,86 млрд. руб). В свою очередь объем реализации, несколько снизившийся в 2008 году относительно 2007 года, а так же колоссальный рост себестоимость газа привели к уменьшению общей суммы прибыли (на 8,36 и 116,3 млрд. руб соответственно).

Если говорить о реализации конденсата, стоит обратить внимание на то, что динамика всех трех факторов (рост объема реализации и цены, а так же снижение пусть и незначительное себестоимости) приводила к росту общей суммы прибыли на 43,46, 38,42 и 1,45 млрд. руб соответственно. При этом общий рост суммы прибыли компании за счет изменения факторов, связанных с продажами конденсата, составил 83,33 млрд. руб.

За весь исследуемый период с 2006 по 2008 годы резкое увеличение суммы прибыли произошло в 2008 году, причем в большей степени за счет роста реализационных цен на газ.

    Поскольку компания ОАО «Газпром» реализует свою продукцию по трем направлениям: на внутреннем рынке, в страны бывшего советского союза (БСС), а так же в страны Европы, стоит рассмотреть, как повлияли различные рынки сбыта на среднюю продажную цену каждого продукта. Имеющиеся данные позволяют рассчитать данный показатель для периода с 2006 по 2008 годы и оценить общую динамику, как для газа, так и для конденсата.

Расчеты за 2006 – 2007 годы представим в форме таблицы 23.

Из таблицы видно, что в связи с изменением рынков сбыта продукции средний уровень цены за 2007 год на газ повысился на 80,44 руб, что привело к увеличению прибыли на 46,37 млрд. руб; средняя цена конденсата же за этот период снизилась на 51,58 руб, а следовательно, сократилась и прибыль на 1,31 млрд.руб. В результате в целом по ОАО «Газпром» изменение рынков сбыта привело к совокупному росту прибыли на 45,06 млрд. руб за 2006-2207 гг.

Таблица 23

Влияние рынков сбыта продукции на изменение средней цены газа за период 2006-2007 гг.

Рынок сбыта

 

 

Цена изделия, руб/1000м3

(руб/т)

 

Объем продаж, млрд м3 (млн.т)

Структура рынков сбыта, %

Изменение средней цены, руб/1000м3.

(руб./т)

 

  to   t1   to   t1   +, -

Газ

Дальнее зарубежье 7119,4 161,5 168,5 27,90 29,23 +1,33 +94,69
Страны БСС 2408,4 101 100,9 17,45 17,51 +0,06 +1,45
РФ 1129,4 316,3 307 54,65 53,26 -1,39 -15,7
Итого 3023,95 578,8 576,4 100,00 100,00 - +80,44

Конденсат

Дальнее зарубежье 6320,50 18,3 15,6 74,39 61,42 -12,97 -819,77
Страны БСС 6783,40 2,1 2,5 8,54 9,84 +1,3 +88,18
РФ 5827,00 4,2 7,3 17,07 28,74 +11,67 +680,01
Итого 6275,76 24,6 25,4 100,00 100,00 - -51,58

 

Аналогичные расчеты проведем для периода с 2007 по 2008 год, представив результаты в таблице 24. В целом за 2007-2008 гг сохранилась прежняя динамика: средняя реализационная цена на газ увеличивается (на 154,64 руб), на конденсат снижается (на 80.17 руб) в результате изменения рынка сбыта. В результате рост прибыли за счет изменений на рынке газа составил 88,62 млрд. руб, снижение величины прибыли из-за изменений рынков сбыта конденсата – на 2,04 млрд. В итоге общая сумма прибыли повысилась на 86,58 млрд.руб.

 

Таблица 24

Влияние рынков сбыта продукции на изменение средней цены газа за период 2007-2008 гг.

Рынок сбыта

 

 

Цена изделия, руб/1000м3

(руб/т)

 

Объем продаж, млрд м3 (млн.т)

Структура рынков сбыта, %

Изменение средней цены, руб/1000м3.

(руб./т)

 

  to   t1   to   t1   +, -

Газ

Дальнее зарубежье 6891,4 168,5 184,4 29,23 32,18 +2,95 +203,3
Страны БСС 2835,3 100,9 96,5 17,51 16,84 -0,67 -18,99
РФ 1301,1 307 292,2 53,26 50,98 -2,28 -29,67
Итого 3203,89 576,4 573,1 100,00 100,00 - +154,64

Конденсат

Дальнее зарубежье 7512,82 15,6 16,7 61,42 52,52 -8,9 -668,64
Страны БСС 7840,00 2,5 3,3 9,84 10,37 +0,53 +41,55
РФ 6534,25 7,3 11,8 28,74 37,11 +8,37 +546,92
Итого 7263,78 24,6 25,4 100,00 100,00 - -80,17

 

Таким образом, можно сделать вывод, что ОАО «Газпром» проводит грамотную политику в области реализации газа на различных рынках сбыта, что принесло дополнительную прибыль как в 2007, так и в 2008гг, однако, что касается конденсата, то тут изменения объемов реализации на различных рынках сбыта привели лишь к уменьшению прибыли за весь исследуемый период, следовательно нужно вносить изменения в этой области.



2019-12-29 940 Обсуждений (0)
Факторный анализ прибыли организации ОАО «Газпром» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Факторный анализ прибыли организации ОАО «Газпром»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (940)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.286 сек.)