Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Новые материалы для реставрации картин



2019-12-29 770 Обсуждений (0)
Новые материалы для реставрации картин 0.00 из 5.00 0 оценок




Именно для реставрации станковой живописи был осуществлен синтез и организован промышленный выпуск синтетических клеев, лаков, синтетических полиэфирных холстов, пленок, грунтов, и все это производится и продается в широком ассортименте.

Подробное описание научных разработок, выполненных в 80 — 90-х гг. прошлого века, было сделано в обзоре «Применение синтетических материалов в практике реставрации станковой масляной живописи» [66].

Для укрепления красочного слоя синтезированы синтетические клеи, представляющие собой водные полимерные дисперсии или растворы полимеров в малотоксичных растворителях.

В настоящее время за рубежом для подклейки тонкого шелушения красочного слоя используются акриловые дисперсии марок Plextol P550, Lascaux Acrilic Adhesives 360 и 498, растворы акриловых сополимеров марки Paraloid, из которых наиболее употребительным является Paraloid B-72.

До 70-х гг. для дублирования использовались исключительно глютиновые клеи и воскосмоляные мастики. Эти способы дублирования приводили к пропитке нитей холста и его усадке и другим негативным последствиям. В начале 80-х гг. Бергер предложил использовать для дублирования новый материал, специально разработанный и изготовленный для реставрации картин — BEVA 371.

Этот синтетический аналог воскосмоляной мастики— BEVA 371, выпускается в виде 40 %-го раствора сополимера винилацетата с этиленом в смеси бензина и толуола, широко применяется, как для дублирования, так и для подведения кромок. В последнее время появились материалы этой марки, позволяющие проводить и другие реставрационные операции [66] — в виде сухой смеси (Beva 371 Dry Resin Mix), в виде геля, в виде пленки для дублирования кромок картин (Beva 371 Film), для дублирования произведений живописи на картон, бумагу. Для склейки тканей этот материал поставляется в виде разбавленных растворов, которые можно наносить кистью, валиком или использовать в виде спрея (Beva 371 Solution). Этот материал выпускается также в виде водно-спиртовых дисперсий (Beva D-8 Dispersion). Для повышения адгезионных свойств рекомендуется использование этого материала в смеси с акриловыми дисперсиями (BevaGel) [71].

Наряду с BEVA 371, для дублирования и подведения кромок за рубежом используют водные сополимерные дисперсии марки Plextol B500, однако для проведения этой операции требуется вакуумный стол с обогревом. При использовании дисперсий, для избежания повреждения картины влагой, рекомендуется перед дублированием нанести на холст раствор акриловой смолы. Другой способ исключить негативное влияние влаги заключается в формировании эластичной пленки из акриловой дисперсии Plextol D360, которую перед нанесением на холст «оживляли» нагреванием до 50 °С или воздействием растворителя, а затем сдублированный холст обрабатывали на вакуумном столе.

В настоящее время для дублирования используют адгезивы Plextol D500, D360, D498, D541, а также аналогичные материалы, выпускающиеся фирмой Lascaux — Lascaux Acrylic Adhesive 360 HV и 498 HV.

В качестве связующего реставрационных грунтов наряду с природными глютиновыми клеями часто используются растворы поливинилового спирта. Такие грунты характеризуются повышенной биостойкостью и лучшими деформационными свойствами.

В лаборатории химических технологий реставрационных процессов ГосНИИР разработан способ гидрофобной обработки холста кремнийорганическим олигомером (марки «Разакор»), который позволяет осуществлять операцию укрепления красочного слоя картин без предварительного дублирования на новый холст; в 70-е гг. был разработан и повсеместно используется метод заделки прорывов холста «встык» с помощью растворов поливинилбутираля [3].

В качестве защитно-декоративных покрытий применяются матовые и блестящие натуральные и синтетические лаки фирмы Maimery (Италия).

Очистка настенной живописи от поверхностных загрязнений.

В настоящее время для расчистки и удаления загрязнений при реставрации картин предложены новые, современные технологии.

В середине 80-х гт. появилось много работ, посвященных использованию гелей, содержащих водные растворы поверхностно-активных веществ (ПАВ), растворители, энзимы и соли смоляных кислот (смоляные мыла). Применение таких композиций позволило снизить капиллярное всасывание растворителя. Цель этого метода заключалась в том, чтобы слои лака удалялись последовательно, с тем чтобы можно было снять верхний, окисленный слой лака, не затронув нижележащие слои, связанные физически, а может быть, и химически с авторским красочным слоем. В результате снижения скорости проникновения растворителя в красочный слой удается контролировать процесс удаления лака по глубине.

Однако исследования, проведенные в 80-х и 90-х гг. в Институте консервации Гетти, показали, что при использовании для расчистки живописи гелей полностью удалить остатки ПАВ и смоляных мыл невозможно. Эти остатки могут изменить оптические свойства живописи, а кроме того, они длительное время сохраняют химическую активность, т. е. могут повредить красочный слой [67].

Одним из методов расчистки, ограниченно использующихся в отечественной и зарубежной практике, является метод лазерной очистки. Идея очистки поверхности от загрязнений и записей с помощью лазерного излучения была впервые реализована более 30 лет назад, однако и сейчас еще не выяснено, каковы безопасные границы применения этого метода [68]. С одной стороны, представляется привлекательной возможность удалять очень тонкие слои вещества контролируемой толщины, с другой — до сих пор не ясно, каковы последствия воздействия лазерного излучения на лежащие под загрязнениями или удаляемым лаком слои живописи. Сообщается о некоторых успешных опытах в этом направлении, например, об использовании KrF лазеров для удаления краски с поврежденных, хрупких или иных трудно очищаемых поверхностей.

Другим нестандартным способом удаления загрязнений, вызывающим неоднозначные суждения, является метод ферментативной очистки поверхности живописи. Этот способ был впервые предложен в начале 80-х гг. и в настоящее время получает все большее признание реставраторов. Многочисленные сообщения показывают возможность щадящего удаления с помощью ферментов загрязнений, животного клея, состаренной олифы. Однако, как и в случае лазерной очистки, существует опасность, что при проведении такой процедуры эти очистители могут проникнуть в красочный слой и нанести вред картине. Так, в работе [69] ставится под сомнение возможность использования ферментов липаз для удаления слоя состаренной олифы.

Удаление загрязнений с поверхности станковой темперной живописи.

Окружающий произведения воздух всегда в той или иной степени содержит в себе различные неорганические и органические вещества: копоть и другие продукты неполного сгорания, газы, содержащие соединения серы, хлора и так далее. Осаждению и закреплению их на поверхностях произведения способствуют постоянно содержащиеся в воздухе пары воды. Загрязнениями являются также остатки от плесневых грибов и продуктов их жизнедеятельности. При небрежном хранении на поверхность произведения попадают брызги красок, воска и птичий помет, которые, как правило, загрязняют небольшую часть площади произведения, однако могут сильно разрушить отдельные его участки.

Способы удаления поверхностных загрязнений обычно влажные, поэтому их называют промывкой. На протяжении столетий (XIX век не исключение) это был единый термин, обозначающий удаление поверхностных загрязнений и потемневшей олифной пленки. Промывали обычно древесной золой, щелоком, разведенным в воде или сваренным с мукой. В результате таких «промывок» от живописи обычно оставались только первые слои.

В настоящее время удаление загрязнений, поздних наслоений в виде записей и удаление потемневшего слоя масляного лака или олифы проводятся новыми современными методами, причем последовательно и раздельно.

Своевременное удаление поверхностных загрязнений позволяет ликвидировать их вредное, разрушающее действие, а также выявить изображение. Очень часто удаление поверхностных загрязнений становится единственным процессом в реставрации произведения (ил. 54).

Приступить к удалению поверхностных загрязнений с живописи произведения можно только в том случае, если красочный слой и левкас не имеют разрушений (шелушения и отставания). Часть загрязнений может быть удалена во время завершения процесса укрепления при удалении излишков желточной эмульсии или при удалении коллагеновых клеев.

С тыльной стороны произведения всегда необходимо удалить загрязнения. Это нужно сделать как можно быстрее, чтобы загрязнения и содержащиеся в них споры плесневых грибов и яичек жуков-точилыциков не распространялись на другие произведения. Если состояние левкаса и красочного слоя неудовлетворительное, то сначала делают профилактическую заклейку (см. с. 50—53).



2019-12-29 770 Обсуждений (0)
Новые материалы для реставрации картин 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Новые материалы для реставрации картин

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (770)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)