Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РУДНОУДАЛИМЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ



2019-12-29 235 Обсуждений (0)
РУДНОУДАЛИМЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Если произведение имеет разрушения красочного слоя или левкаса, то до снятия трудноудалимых загрязнений должно быть проведено укрепление этих слоев коллагеновыми клеями или эмульсией желтка куриного яйца (см. с. 73—84).

При удалении остатков коллагенового клея теплой водой после процесса укрепления вместе с ним смывается значительная часть загрязнений (а иногда и все они). При удалении желтковой эмульсии загрязнения смываются еще лучше. Если укрепление проводится на отдельных участках, то, удаляя с них эмульсию, нужно промыть ею всю поверхность произведения. Иначе при удалении загрязнений специально составленными эмульсиями они будут смываться неравномерно.

Стойкие поверхностные загрязнения удаляются с защитной пленки специально составленными эмульсиями, в которые входят вода, пинен или скипидар и этиловый спирт (иногда с добавлением нашатырного спирта и подсолнечного масла). Из современных моющих средств можно употреблять 5%-ный водный раствор ОП-7, образующий пену, подобную мыльной. Для усиления его действия можно добавлять небольшое количество толуола, но с большой осторожностью, чтобы не растворить масляный лак защитной пленки.

Состав опробуют так. Смачивают в нем тампон из гигроскопической ваты, излишки жидкости отжимают. Положив тампон на поверхность произведения и, не нажимая сильно, делают им вращательные движения.

Правильно подобранным является такой состав, который удаляет загрязнения и в то же время не разрушает защитную пленку. Если тампон окрашивается в желтый цвет, то это свидетельствует о разрушении покровного слоя. В этом случае нужно заменить эмулпсию на более слабую.

Пробы на удаление загрязнений производятся только на самых неответственных участках произведения — на полях, фоне. Категорически запрещается проводить пробную промывку на ответственных участках изображений (ликах).

Бывают случаи, когда после промывки на поверхности остаются черные точки. Их нельзя тереть тампоном. После окончания промывки участка их удаляют острым скальпелем.

Удаляют загрязнения небольшими участками. Начинать удобнее всего с левого верхнего угла произведения, на фоне. Переходить к очистке изображений можно только после того, как будет получен хороший результат на неответственных местах. Удаление загрязнений со всей поверхности произведения проводят так же, как и при подборе эмульсии. Смоченным эмульсией ватным тампоном водят по поверхности вращательными движениями. При ином характере движений на поверхности могут появиться полосы. В процессе работы нужно постоянно сравнивать различные участки и следить за равномерностью промывки.

Если в красочном слое и левкасе имеются утраты, то при удалении загрязнений их следует обходить, чтобы промывающий состав не попал на поверхность доски, особенно если он содержит масло. Проникновение масла в незащищенные пористые участки древесины очень опасно, так как это осложняет последующие процессы и ослабляет контакт реставрационного левкаса с доской и краями авторского левкаса.

Два метода удаления загрязнений с поверхности живописи: с применением растворителей и всухую.

Традиционная технология расчистки (материалы, инструменты, способы).

Микроскопная технология удаления поверхностных загрязнений с поверхности темперной живописи (аппаратура, инструменты, материалы и технология).

Расчистка живописи под постоянным микроскопным контролем является делом весьма трудоемким, причем под микроскопом ясно видны не только результаты естественного старения памятника, но и все, что было «загримировано» и спрятано от зрителей самими реставраторами. В настоящее время можно считать убедительно доказанным, что без контроля под микроскопом за собственными действиями даже вполне добросовестный реставратор не способен различать мельчайшие детали и тонкие особенности живописи, прослеживать последствия своего вмешательства в памятник.

Принципы научной реставрации требуют перехода к технологии локального вмешательства — точечных операций на каждом микроучастке проблемной живописи, при постепенном, шаг за шагом, решении конкретных задач по устранению ее дефектов. Именно микроскопная технология позволяет включить эти принципы в реставрационную практику.69

Изучение памятников темперной живописи инструментальными методами позволяет гораздо точнее характеризовать памятник, чем традиционное искусствоведческое его описание, лучше контролировать реставрационный процесс. Технологический процесс микроскопии живописи имеет свои особенности и ограничения, но этот метод дает возможность избежать существенных ошибок, недоступных ААИ контроля невооруженным глазом. В настоящее время многие реставраторы используют современные стереомикроскопы (такие же, как в нейрохирургии и электронике). Они позволяют при относительно небольших увеличениях (порядка 12-25 крат) выполнять большинство операций вполне точно, анализировать живопись как совокупность (мозаику) множества дискретных визуальных микроплощадок. Очевидна прямая зависимость уровня реставрации от того, что именно видит реставратор на этих площадках, что он считает необходимым сделать для их сохранности.

Большинство химико-технологических и биологических исследований проводится специалистами НИИР на микроструктурном уровне (при помощи микроскопа МБС-9). Микроскоп используется также АЛЯ документальной фотосъемки. Было доказано, что раскрытие икон без приборного оснащения неизбежно ведет к повреждению и искажению красочного слоя — сколам, прорывам или полному уничтожению элементов живописи, лессировок, охрения, контуров и позолоты живописи.

Позже микроскоп стали использовать для проведения реставрационных операций — таких, как расчистка и укрепление живописи. Исследования НИИР показали, что многие загрязнения, хорошо видные под микроскопом, легко удаляются и без применения химических реактивов и растительного масла (меняющего цвета авторской живописи). Микроскоп позволяет контролировать глубину расчистки до микронов и добиваться локального выравнивания цветовых и тональных деформаций красочного слоя.

Особенности очистки станковой масляной картины.

Промывка и расчистка картин связана с выявлением самой живописи, с освобождением ее от всевозможных наслоений, портящих впечатление и мешающих видеть настоящий тон ее. Эти процессы относятся к области реставрации живописной (в отличие от технической) и являются делом крайне ответственным.

Для того, чтобы промывать картины, нужно хорошо знать приемы работы старых мастеров — создателей этих картин.

Реставратор постоянно может встретиться с образцом сложной комбинированной техники. Положение усложняется еще и тем, что старые картины несут на себе многочисленные, изменившиеся в цвете лаковые слои, начиная от авторского, по своей давности почти равняющегося лессировочным покрытиям, и кончая самым поздним. Слои лака как бы срослись с лессировками, и подчас даже опытному глазу бывает трудно разобрать, где кончается лессировка и начинается лаковый слой. Кроме того, между слоями лака и поверх его часто бывают налеты грязи. Поэтому промывка и расчистка живописи путем растворения и снятия этих наслоений является делом чрезвычайно ответственным. Сильно действующими веществами — растворителями - при операциях над лаками можно легко повредить и самую живопись, поэтому от работающего требуется, во-первых, понимание техники реставрируемого произведения, умелый подбор состава, растворяющего загрязненные лаки, осторожность, соединенная с ловкостью и вкусом, опыт, любовь к своему делу и чувство величайшей ответственности.

В руководствах по реставрации имеются указания на некоторые вещества, применявшиеся при чистках картин. В частности, Гупиль(4, профессор рисования, изучивший ряд трактатов по этому вопросу и испытавший многие средства, указывает способы чистки картин. Приведем выдержку из его сочинения, касающуюся промывок картин:

«Чистая вода, как средство для чистки картин, есть одно из невиннейших, в особенности при смывании с них грязи. Воды одной достаточно для освобождения их от всех тел липких, каковы гуммиарабик, рыбий клей, крепкий клей, мед, сахар, леденец и все прочее, растворимое водою.

Яичный белок с течением времени приобретает все более и более способностей сопротивляться воде и действиям кислот, что происходит вследствие несчастной привычки некоторых художников покрывать картины белком чистым без добавления к нему спирта и сахара-леденца.

Из всех допускаемых при чистке картин щелочных солей, каковы древесная зола и жемчужная, поташ и винный камень, должен быть употребляем один последний, растворенный в воде, потому что все другие, действуя вредно на масла и краски, суть настоящие протравы в применении к излагаемому нами делу. Итак, можно пользоваться только винным камнем, начиная сперва растворением слабым и потом усиливая его.

Если, однако, все вышеуказанные средства останутся без результатов для чистки, то можно прибегнуть к буре; действуя медленно, бура, растворенная в воде, дает одну из наиболее безвредных щелочных солей. Рассыпая по картине тонко просеянные древесные золы, смачивая их тепловатой водою и притом легонько смывая губкой, достигают тех же результатов.

Но этому выщелачиванию не должно позволять действовать на краску долго; тотчас же, едва заметится очищение, следует прибегать к помощи сочно смоченной губки. Чистая известковая вода или раствор извести в воде могут оказать те же услуги.

Мыла, получаемые из соединения жира или масла со щелочами благодаря последнему элементу приобретают растворяющую способность, которой не должно, однако, слишком доверяться. В некоторых случаях употребление черного мыла может сделаться опасным; но если уже встретится необходимость пользоваться им, то следует сначала испробовать его на какой-нибудь наименее важной части картины.

Мыло, взбитое на чистой воде, куда добавлено немного обыкновенной поваренной соли, дает пену, которую можно употреблять для очистки сильно закопченных картин. Накладывая эту пену на те части, которые предстоит чистить, ее снимают пропитанной чистой водою губкой в то время, когда она начнет оседать и исчезать.

Обычный состав для чистки приготовляют, соединяя две части очищенного винного спирта с одной частью терпентинного масла; прочие масла: лавандовое, розмариновое, смешанные каждое порознь в той же пропорции со спиртом, дают те же результаты.

При чистке картин, еще не крытых лаком, можно пользоваться более нежным способом; здесь можно употреблять кислоту, растворенную в воде, муку, разведенную в известковой воде, водку или уксус.

Промывку и расчистку картин следует подразделить на четыре, вида 1) промывка картин от поверхностных загрязнений; 2) промывка с частичным удалением лака; 3) снятие лака; 4) расчистка живописи от записей.

_________

1) «Гризайль» — одноцветная (монохромная) живопись, при которой применяются черные, белые и коричневые краски. Общий колорит вещи, исполненной техникой «гризайль», обычно серый.

2) Лессировками называются прозрачные сквозные красочные покрытия, протирки.

3) Подробное описание приемов старых мастеров дано в труде Д.И.Киплика «Техника живописи», т. IV.

4) «Руководство к живописи масляными красками с прибавлением небольшого трактата реставрировании картин». 1898.

Первоисточник:

Техника реставрации картин. Е.В.Кудрявцев, М., 2002

 

 



2019-12-29 235 Обсуждений (0)
РУДНОУДАЛИМЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РУДНОУДАЛИМЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)