Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства



2019-12-29 274 Обсуждений (0)
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства 0.00 из 5.00 0 оценок




Инфраструктура поддержки субъектов МСП – система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов МСП, региональных программ развития субъектов МСП, муниципальных программ развития субъектов МСП, обеспечивающих условия для создания, развития субъектов МСП и оказания им поддержки.

Инфраструктура поддержки субъектов МСП включает в себя центры и агентства по развитию предпринимательства, микрофинансовые организации, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов МСП, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.

Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, устанавливаются в федеральных, региональных и муниципальных программах развития субъектов МСП.

Поддержкой организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, является деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, ОМСУ, осуществляемая при реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов МСП и направленная на создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

Таким образом, ОМСУ, развивая инфраструктуру поддержки МСП, создают благоприятную среду для развития предпринимательства в муниципальном образовании. На рис. 2.2. изображена примерная схема взаимодействия органов государственной власти субъекта РФ, ОМСУ и инфраструктуры поддержки МСП с субъектами МСП на уровне муниципального образования.

 

® – линии коммуникации

 

Рис. 2.2. Схема взаимодействия органов власти субъекта РФ,
ОМСУ и инфраструктуры поддержки МСП с субъектами МСП
на уровне муниципального образования

 

Как видно из рис. 2.2, составляющие инфраструктуру поддержки МСП организации должны иметь тесную взаимосвязь, как между собой, так и с субъектами МСП, органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, и работать как единое целое.

Если такие капиталоемкие организации как микрофинансовые организации (фонды микрозаймов) и гарантийные фонды могут находиться на уровне субъекта РФ, при условии доступности предпринимателям всего субъекта, то муниципальные центры поддержки предпринимательства, объединения предпринимателей (ассоциации, союзы и т.п.) и координирующий всю деятельность в области МСП орган – Совет по предпринимательству – должны быть созданы как минимум в каждом муниципальном районе (городском округе).

Совет по предпринимательству.

Для обеспечения практического взаимодействия ОМСУ и представителей предпринимательских кругов, консолидации их интересов для выработки предложений по основным направлениям развития предпринимательства, участия в реализации экономической политики региона в целом и в отдельно взятом муниципальном образовании необходимо сформировать постоянно действующий совещательный орган – Совет по предпринимательству.

В состав Совета должны входить представители администрации, общественных организаций и объединений предпринимателей, организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательства, успешные предприниматели.

Цели, задачи и функции Совета представлены в Положении о Совете по предпринимательству муниципального образования, приведенном ниже.

 

Положение о Совете по предпринимательству
муниципального образования

_________________________________________________

(наименование муниципального образования).

 

1. Общие положения

1.1. Совет по предпринимательству на территории муниципального образования (далее – Совет) – постоянно действующий совещательный орган при органах местного самоуправления __________ (наименование муниципального образования).

1.2. В своей деятельности Совет руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательными и нормативными правовыми актами ___________ (наименование субъекта Российской Федерации), правовыми актами ________ (наименование муниципального образования).

1.3. Совет создается решением _____________ (наименование представительного органа муниципального образования), которое подлежит опубликованию в _____________ (наименование официального источника опубликования муниципальных правовых актов) и размещению на официальном сайте _______________ (наименование муниципального образования) в сети «Интернет».

2. Цели и задачи Совета

2.1. Основной целью Совета является содействие развитию предпринимательской деятельности на территории муниципального образования, выработка совместных действий органов местного самоуправления и предпринимательских, деловых кругов по вопросам развития и поддержки предпринимательства.

2.2. В задачи Совета входят:

– выдвижение инициатив, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства;

– защита прав и интересов предпринимателей в органах государственной власти и местного самоуправления;

– разработка предложений по созданию условий для развития предпринимательства и решения задач по устранению административных барьеров на территории муниципального образования;

– исследование проблем субъектов малого и среднего предпринимательства;

– совершенствование нормативной правовой базы развития предпринимательства;

– привлечение предпринимателей к решению важнейших социально-экономических проблеем муниципального образования;

– привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и выработки по данным вопросам рекомендаций.

3. Функции Совета

В соответствии со своими задачами Совет осуществляет:

– выработку предложений и рекомендаций по проектам и программам, финансируемым из бюджета и иных внебюджетных источников;

– формирование предложений по изменению законодательной базы;

– анализ развития предпринимательской деятельности на территории муниципального образования;

– разработку основных направлений политики в области повышения качества и безопасности продукции и услуг;

– защиту законных интересов предпринимателей, разработку предложений по устранению излишних правовых, административных, экономических и организационных препятствий в вопросах создания, функционирования и развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

– содействие привлечению внешних инвестиций в предпринимательство муниципального образования;

– подготовку и общественную экспертизу проектов нормативных документов, затрагивающих интересы предпринимательства;

– экспертизу, разработку предложений по совершенствованию муниципальных программ развития и поддержки предпринимательства в муниципальном образовании, общий контроль за ходом их выполнения;

– консультативную, информационную и организационную поддержку предпринимательства;

– обобщение и распространение опыта деятельности организаций и структур поддержки предпринимательства;

– формирование положительного общественного мнения о предпринимательстве через средства массовой информации;

– экспертизу и инициативную разработку проектов и программ развития и поддержки предпринимательства;

– организацию и проведение комплексных экспертиз социально-экономических, научно-технических, инвестиционных и других программ, проектов, предложений, внесенных на рассмотрение ___________ (наименование представительного органа муниципального образования) и затрагивающих интересы субъектов предпринимательства;

– координацию деятельности создаваемых Советом комиссий и рабочих групп;

– содействие созданию и деятельности объединений (союзов, ассоциаций) субъектов МСП;

– подготовку и проведение конференций, совещаний, семинаров и других организационных мероприятий с участием субъектов МСП и иных заинтересованных лиц;

– участие в мероприятиях по сотрудничеству с заинтересованными национальными, зарубежными и международными организациями.

4. Состав Совета

4.1. Непосредственное руководство деятельностью Совета осуществляют Председатели Совета.

Председатель Совета, заместители председателя Совета, члены Совета, секретарь Совета назначаются решением ____________ (наименование представительного органа муниципального образования) по согласованию с главой _____________ (наименование муниципального образования).

4.2. Совет формируется из представителей общественных объединений, союзов и ассоциаций предпринимателей, органов местного самоуправления, органов государственной власти, представителей организаций, являющихся частью инфраструктуры поддержки предпринимательства, в том числе финансовых и научно-образовательных организаций.

4.3. Представители общественных объединений, союзов и ассоциаций предпринимателей составляют не менее двух третей от общего числа членов Совета.

4.4. Члены Совета принимают участие в работе Совета на общественных началах (безвозмездно).

5. Организация работы Совета

5.1. Совет строит свою деятельность исходя из задач, закрепленных в разделе 2 настоящего Положения. Члены Совета участвуют в его работе лично.

5.2. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал.

5.3. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, принятом на заседании Совета.

5.4. Заседания Совета проводятся под руководством председателя Совета, в его отсутствие – под руководством заместителей председателя.

5.5. Исполнительным органом Совета является секретарь Совета.

5.6. Для проведения экспертных и аналитических работ Совет может создавать рабочие комиссии и экспертные группы под руководством и при участии членов Совета и с привлечением (при необходимости) высококвалифицированных специалистов, компетентных экспертов. Вопросы оплаты труда привлекаемых экспертов (специалистов) решаются Советом.

5.7. Председатель Совета:

а) осуществляет непосредственное руководство деятельностью Совета и несет персональную ответственность за ее результаты;

б) организует проведение заседаний Совета;

в) координирует работу по подготовке экспертных заключений и проектов решений по рассматриваемым вопросам.

5.8. Секретарь Совета организует работу Совета, ведет протоколы заседаний, оформляет соответствующую документацию Совета и выполняет другие функции в соответствии с поручениями председателя Совета.

5.9. Заседание Совета считается правомочным при наличии большинства от установленного числа членов Совета.

5.10. Решения Совета оформляются протоколами и носят рекомендательный характер.

5.11. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Совета осуществляют ____________ (указать орган(ы) местного самоуправления или их структурные подразделения).

6. Права и обязанности членов Совета

6.1. Члены Совета имеют право:

а) запрашивать и получать через председателя Совета, его заместителей, секретаря Совета информацию, необходимую для выполнения порученных задач;

б) принимать участие в работе совещательных органов местного самоуправления;

в) вносить предложения по организации работы Совета;

г) выступать в средствах массовой информации по вопросам, связанным с рассматриваемыми на Совете проектами (мероприятиями), в рамках протоколов, принятых Советом.

6.2. Члены Совета обязаны:

а) своевременно и качественно проводить экспертизу документов и решений;

б) участвовать в работе Совета.

 

Муниципальный центр поддержки предпринимательства – базовый объект инфраструктуры поддержки МСП – организация, созданная по инициативе ОМСУ для активизации развития в муниципальном образовании деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (в настоящее время достаточно часто указанные центры имеют статус муниципальных автономных учреждений и действуют в соответствии с муниципальным заданием).

Основные задачи муниципальных центров поддержки предпринимательства:

– аккумулирование процесса оказания предпринимателям (потенциальным и действующим) ряда государственных и муниципальных услуг в режиме «одного окна»;

– содействие развитию в муниципальном образовании предпринимательства посредством оказания комплексной разнообразной поддержки МСП;

– организация взаимодействия и сотрудничества с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Федерации, ОМСУ, региональным центром поддержки предпринимательства, научно-образовательными организациями, муниципальными организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства, финансовыми организациями, муниципальными общественными объединениями предпринимателей и др.;

– выявление и комплексное решение существующих проблем деятельности МСП на муниципальном уровне.

Основными функциональными обязанностями муниципальных центров поддержки предпринимательства являются:

1) адресное предоставление потенциальным предпринимателям муниципального образования комплекса услуг в режиме «одного окна» (помощь в осуществлении государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, постановки на учет в государственных внебюджетных фондах, содействие в лицензировании, оформлении имущественно-земельных отношений, получении государственной (муниципальной) поддержки и др.);

2) оказание субъектам МСП комплекса методических, информационных, консультационных, образовательных услуг:

– консультирование по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, бизнес-планирования и инвестиционного проектирования, лицензирования, правовой защиты, информационных технологий, кадровой работы, проведения рекламных и маркетинговых мероприятий, повышения квалификации и обучения кадров и др.;

– оказание практической помощи в составлении типовых документов, используемых в процессе осуществления предпринимательской деятельности;

– оказание практической помощи при оформлении пакета конкурсной документации для участия в муниципальном заказе;

– предоставление доступа предпринимателей к информационным базам данных и иным информационным ресурсам, находящимся в распоряжении центра (о муниципальной программе развития МСП, размещении государственного и муниципального заказа, неиспользуемых земельных участках и офисных помещениях, видах предпринимательской деятельности, необходимых для развития экономики и социальной сферы муниципального образования, образовательных учреждениях высшего и среднего специального образования, действующих на территории региона, включая виды специальностей, направлений и программ дополнительного образования, и др.);

– содействие в поиске инвесторов и посредничество в контактах с потенциальными деловыми партнерами;

– предоставление доступа к деловой библиотеке центра;

– проведение семинаров, конференций, тренингов и других образовательных мероприятий, содействие по участию предпринимателей в выставочных мероприятиях, ярмарках, аукционах и презентациях;

3) организация взаимодействия и сотрудничества (заключение соглашений, получение и актуализация информационных ресурсов, проведение совместных мероприятий и др.) с:

– региональным центром поддержки предпринимательства;

– территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (их структурными подразделениями, действующими на территории муниципального образования);

– органами исполнительной власти субъекта РФ;

– органами местного самоуправления;

– организациями, осуществляющими поддержку МСП в муниципальном образовании;

– высшими, средними и начальными профессиональными образовательными учреждениями;

– Советом по предпринимательству муниципального образования;

– общественными, саморегулируемыми организациями и профессиональными объединениями, отраслевыми ассоциациями и союзами хозяйствующих субъектов и др.

4) организация и обеспечение деятельности удаленных рабочих мест в сельских поселениях (этот пункт относится к центрам поддержки предпринимательства муниципальных районов);

5) оказание субъектам предпринимательства практической помощи в осуществлении ими предпринимательской деятельности, в том числе:

– содействие в продвижении продукции, выпускаемой субъектами предпринимательства, на рынки;

– оказание содействия коммерциализации инновационных проектов и продвижению инновационной продукции на муниципальном уровне;

– выявление фактов нарушения прав субъектов предпринимательства при осуществлении ими предпринимательской деятельности; отстаивание интересов предпринимателей муниципалитета; выработка предложений по сокращению административных барьеров в развитии предпринимательства;

– организация и проведение мероприятий, направленных на создание благоприятной внешней среды для предпринимательской деятельности, проведение информационно-рекламных и организационных мероприятий (конкурсы предпринимателей, выставки, семинары, тренинги, курсы, встречи с представителями органов власти, ОМСУ и т.д.) и др.

6) создание, пополнение и обеспечение функционирования электронных информационных баз, в том числе принятых в муниципальном образовании нормативных правовых актов, регулирующих сферу предпринимательства;

7) участие в формировании и реализации муниципальной программы развития МСП;

8) сбор и аналитическая обработка информации о показателях развития МСП, оценка перспектив и направлений предпринимательства, предоставление информации в ОМСУ и региональный центр поддержки предпринимательства; подготовка анонсов о деятельности муниципального центра поддержки предпринимательства для размещения на сайте регионального центра поддержки предпринимательства и др.

Процесс создания и деятельности муниципального центра должен регламентироваться решением ОМСУ о создании центра, а также муниципальным нормативно-правовым актом о создании и функционировании такого центра.

Порядок, виды, принципы взаимодействия муниципального центра поддержки предпринимательства с какими-либо структурами должны найти отражение при заключении Соглашений о сотрудничестве с органами власти, ОМСУ и иными организациями. Более детально механизм сотрудничества (сроки, формат, актуализация баз данных, условия проведения совместных мероприятий, закрепленные ответственные лица и др.) должны быть прописаны в регламентах взаимодействия.

Кроме того, для повышения качества обслуживания субъектов предпринимательства также целесообразно утвердить специальные внутренние регламенты и правила работы центра (например, регламент оказания консультации, сроки и порядок направления информации о результатах работы центра в ОМСУ и др.).

Процесс создания и работы муниципального центра поддержки предпринимательства должен быть построен на принципах:

– стандартизации и регламентации деятельности;

– комфортности получения услуг предпринимателями;

– безвозмездности и модернизации предоставления услуг;

– сохранения свободы выбора предпринимателя и др.

В то же время в отношении муниципального центра поддержки предпринимательства действует еще один важный принцип:

– реализация механизма «одного окна» – нецелесообразность требования у субъектов предпринимательства документов и информации, имеющихся в распоряжении государственных органов, ОМСУ и организаций, участвующих в предоставлении услуг, то есть оказание целого комплекса услуг без обязанности предпринимателя дублировать документы для каждого вида услуг.

В случае если муниципальный центр поддержки предпринимательства будет создан в форме муниципального учреждения, финансирование его деятельности должно осуществляться за счет средств бюджета муниципального образования и внебюджетных источников в соответствии с законодательством РФ.

При этом отметим, что подавляющее количество услуг должно предоставляться субъектам предпринимательства бесплатно (за исключением услуг, требующих затрат на привлечение узких специалистов, экспертов, специальных работ. Например, привлечение аудиторов, экспертов, разработчиков инвестиционных проектов и др.).

В то же время муниципальный центр поддержки предпринимательства должен быть наделен правом заключать договоры на предоставление в помещении центра сопутствующих услуг на возмездной основе (услуг нотариуса, возможно страховой компании и пр.) в соответствии с законодательством РФ и субъекта РФ.

При определении механизмов работы центра, разработке положения о его деятельности необходимо, как и в региональном центре, предусмотреть систему мониторинга эффективности его функционирования. Мониторинг должен проводиться с целью обобщения не только количественных, но и качественных оценок работы центра, в том числе в части оценки степени удовлетворенности предпринимателей качеством работы центра, выявления недостатков в работе центра, его «слабых» сторон, обобщения предложений по совершенствованию работы центра.

Наиболее удобная форма проведение такого мониторинга – анкетирование обратившихся в центр граждан.

ОМСУ (его структурное подразделение, курирующее вопросы развития предпринимательства) может самостоятельно провести такой мониторинг или, по-возможности, привлечь научные и консалтинговые организации. Мониторинг может проводиться в виде опросов предпринимателей, граждан – клиентов центра, сотрудников центра или должностных лиц различных органов и организаций, сотрудничающих с центром.

С учётом выявленных недостатков по итогам проведения мониторинга может быть принято решение о корректировке каких-либо направлений деятельности центра, изменении или перераспределении нагрузки между его сотрудниками.

Контроль за деятельностью муниципального центра поддержки предпринимательства должно осуществлять структурное подразделение ОМСУ, курирующее вопросы развития предпринимательства, а также региональный центр поддержки предпринимательства. Для этого муниципальный центр в точно установленные сроки направляет в указанные органы отчет о деятельности (по согласованной форме). Кроме того, ОМСУ и региональный центр должны на постоянной основе рассматривать жалобы и обращения субъектов предпринимательства и граждан по вопросам качества обслуживания и предоставления услуг сотрудниками муниципального центра. Такого рода обращения могут поступать в письменном виде (по почте, по электронной почте), а также устно (постоянно или периодически работающие «горячие» линии ОМСУ).

Качество предоставления предпринимателям услуг будет в значительной мере зависеть от уровня подготовки сотрудников муниципального центра. Уровень компетенции сотрудников центра будет во многом зависеть от того, насколько они владеют федеральной, региональной и муниципальной нормативной правовой базой в области предпринимательства, отслеживают её изменения и дополнения.

В связи с этим руководству центра необходимо разработать систему подбора и расстановки кадров, последовательного и постоянного повышения квалификации сотрудников. Обучение может происходить в форме семинаров, обучающих курсов, тренингов и охватывать как можно больше граней подготовки (изменение законодательства, уровня или порядка межведомственного взаимодействия, повышение комфортности обслуживания предпринимателей, коммуникативные навыки общения и др.).

На официальном сайте муниципального центра поддержки предпринимательства целесообразно разместить следующую информацию:

– перечень услуг, которые предприниматель может получить при обращении в муниципальный центр поддержки предпринимательства, в том числе с выделением услуг «одного окна»;

– об организациях, составляющих инфраструктуру поддержки предпринимательства региона, муниципального образования;

– о структурных подразделениях ОМСУ, в компетенции которых находятся вопросы развития предпринимательства;

– о территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, имеющих отношение к деятельности субъектов МСП (включая ссылки на их официальные сайты);

– о реализуемых на территории муниципального образования мерах поддержки субъектов МСП (целевые программы поддержки, ожидаемые результаты, цели, задачи, механизмы реализации и мероприятия);

– о бесплатных образовательных услугах, предоставляемых в рамках муниципальных целевых программ (о системе бесплатного дистанционного образования; о повышении квалификации, курсах и семинарах);

– методические материалы и рекомендации об организации и ведении бизнеса (в том числе, как начать свой бизнес);

– вопросы бизнес-планирования, ведения бухгалтерского и налогового учета, управления персоналом, продвижения товаров и услуг, внешнеэкономической деятельности;

– нормативно-правовая документация (нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность субъектов МСП);

– шаблоны и образцы документов, анкет, справок;

– электронные книги и словари по различным тематикам (или ссылки на специальные сайты);

– о проводимых конкурсах на размещение государственного и муниципального заказа;

– о проведении конкурсов, семинаров, выставок для субъектов МСП;

– каталог организаций (блок, содержащий информацию об организациях МСП региона, данные о товарах и услугах в разрезе отраслей, прайс-листы и др.);

– информационные сообщения, статьи о происходящих процессах в сфере экономики, финансов, политики, вызывающие наибольший интерес у субъектов МСП.

 

Контрольные вопросы:

1. Что включает в себя инфраструктура поддержки субъектов МСП?

2. В каких документах устанавливаются требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП?

3. Какой существует порядок взаимодействия органов государственной власти субъекта РФ, ОМСУ и инфраструктуры поддержки МСП с субъектами МСП на уровне муниципального образования?

4. Кем и для чего создается Совет по предпринимательству муниципального образования?

5. Какие функции выполняет муниципальный центр поддержки предпринимательства?

 



2019-12-29 274 Обсуждений (0)
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (274)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)