Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Постмодернизм как культурная стратегия эпохи глобализма



2019-12-29 212 Обсуждений (0)
Постмодернизм как культурная стратегия эпохи глобализма 0.00 из 5.00 0 оценок




XX век, принесший так много нового, неоднозначного, трагичного; заставивший человека усомниться в своей разумности, человечности, впервые в истории противопоставивший в такой степени друг другу достижения культуры и цивилизации, служит, и еще долго будет служить предметом исследования для всего социогуманитарного знания. Таким образом, актуальность данной темы не вызывает сомнения.

Каждый период в истории культуры представляет собой сложную мозаику событий и тенденций развития. Главное внимание в данном вопросе мы уделяем состоянию общества и культуры, называемое сейчас постсовременностью (постмодерном).

ПОСТМОДЕРНИЗМ (букв. - то, что после современности, модерна) - совокупное обозначение тенденций в культурном самосознании стран Запада, появившееся в конце 60-х годов. Понятый чисто терминологически, П. воспринимается как принципиально новое, претендующее на современнейшее, состояние культуры. Фактически же П. органически связан с самыми древними основаниями западной культуры и является актуальным художественно-философским осмыслением ее фундаментального противоречия.

Отражая трагедию современного мира, П. сам остается трагическим элементом современной культуры, так как его способность к рефлексии над проблемами культуры ограничена принципиальным отрицанием любых элементов рационалистического метода познания.

Цивилизационную основу культуры модерна составляли индустриальная экономика, национально-государственный тип международных отношений, демократия, индивидуализм, либеральная идеология. Эта модель, долгое время считавшаяся универсальной для эволюционного обустройства мира - его модернизации, начинает корректироваться во второй половине нашего столетия под влиянием изменений, вызванных внедрением современных информационных технологий. Нынешняя стадия цивилизационного процесса характеризуется как постиндустриальное общество (термин введен американским социологом Д. Беллом в 1973 г.). От предшествующей её отличает переориентация экономики от товаропроизводства к сервису (развитие "цивилизации услуг"), доминирование наукоемких отраслей промышленности, превращение знания, информации в основной продукт производства, глобализация социального и информационного пространства.

Каждый период в истории культуры представляет собой сложную мозаику событий и тенденций развития. Главное внимание в данном вопросе мы уделяем состоянию общества и культуры, называемое сейчас постсовременностью (постмодерном).

Предшественниками П. считают философов, художников, поэтов, остро чувствующих противоречия западной культуры, стремящихся к разрыву с историей и традицией, к сверхновизне и к войне против европейского рационалистического разума. Среди них следует выделить Ш.Бодлера, Э.По, С.Кьеркегора, Ф.Ницше Б.Паскаля, З.Фрейда, М.Хайдеггера, Ж.Деррида. Постмодернисты увидели необходимость осмысления неестественности конструктивно-рассудочного способа существования, необходимость объективной социальной рефлексии и целостной философии. Феномен П. свидетельствует о глубоких изменениях, которые произошли с личностью и обществом за два тысячелетия европейской культуры, и подводит этим изменениям своеобразный итог.

Постмодернизм – эстетический переворот, который произошел в Европе в 60-70 годы. Как термин, начал применяться в 79 году. Это не стиль, это цитирование известных образцов, но в манере намеренного бреда и главная характерная черта – эклектика (соединение различных элементов – Восток, Запад, Африка, европейская культура). Такой путь ставил на одну грань точку отсчета и точку высшего развития (европейская цивилизация). Постмодернизм – результат студенческих движений, это была реакция на потребительское общество. Они пытались предвнести в безыдейное общество новую сверхидею. Подлинного художника в мире окружают враги, таким образом, постмодернизм – форма эстетического бунтарства и был озвучен идеей новой сексуальной революции и новой чувственностью. И модернизм, и постмодернизм не могут претендовать на широкую популярность, то есть возникали они как элитарные, тем не менее, модерн и постмодерн стали тем этапом в развитии культуры XX века, которые не только обозначили все его болевые точки, но и стали тем искусством, которое соединило эпоху XX века с позабытым в суете Вечным.

Основные понятия культурологии: природа, цивилизация.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civis — гражданин, что указывает на принадлежность к городской жизни).

Слово и понятие Ц. столь же многозначны, как и “куль тура”. Зачастую лексемы “цивилизация” и “культура” толкуются как синонимы, в литературном и публицистическом языке они часто взаимозаменяемы, хотя стилистически и различны. У многих авторов, в т. ч. и у русских философов, понятия культуры и Ц. разделяются и даже противопоставляются. К культуре относят сферу духовности (идей), а к цивилизации — область результатов материальной деятельности (вещей). Ц. стала трактоваться как материальный аппарат культуры. Утверждается, что культура гибнет и сникает перед торжеством Ц. Распространено и иное толкование Ц., когда она представляется как общая характеристика исторически конкретных типов социальности и культуры. В этом случае Ц. понимается как определенная ступень общественной истории, длительного периода развития народов и мира в целом, определяемая наличным состоянием социальной структуры и духовного мира. Наиболее краткое определение Ц. таково: “Ц. — социально-культурные комплексы, складывающиеся в разное время в различных областях Земли и несущие в себе черты социального и культурного своеобразия. Именно поэтому встречаются выражения “цивилизация инков”, “греческая цивилизация”, “древняя цивилизация”, “современная цивилизация” и др.

Общеизвестно, что само слово «cultura» возникло как оппозиция понятию «natura» – природа. Однако такое противопоставление не вполне корректно. Ибо человек не только создает вторую природу, он меняет и облик и первой. Природа земли все в большей степени окультурена, а сама культура неизбежно включает в себя природное. Природа и культура едины и неразрывны, они отрицают и взаимно обогащают и дополняют друг друга.

Понятие «природы» употребляется в русском языке в различных смыслах. Природой подчас именуют сущность какого-либо явления. Природой мы называем непосредственно окружающую нас естественную среду. Наконец, в самом общем смысле слова «природа» - синоним понятия «материальный мир», точнее весь материальный мир, не созданный человеком.

Рассматривая вопрос культуры и природы, под природой следует понимать совокупность естественных условий существования человеческого общества. Природа имеет свою историю, неотделимую от истории человеческого общества. Это освоенная человеком, вовлеченная в орбиту его жизнедеятельности часть мира. В ходе истории человечества все новые и новые пласты окружающего мира входят в эту сферу, становятся природой. Культура выступает своеобразным посредником между природой, с одной стороны, и обществом с другой. Влияние общества на природу, равно как и влияние природной среды на общество, опосредуется культурой.

Природа и культура неразрывны. Они связаны генетически, ибо человек – высший цвет развития природы, а культура – величайшее из творений человека. Природа – материал и почва культуры. В конечном счете, все естествознание – изучение, «испытание природы». Природа – древнейший и наиболее постоянный объект эстетического и художественного освоения.

Морфология культуры.

Морфология — один из вариантов типологии, когда в качестве основания типологизации принимается форма. Соответственно в словарях и энциклопедиях термин «морфология» (от греч. morphe — форма) обычно означает знание о форме и строении познаваемого объекта. В самом общем виде морфология — это знание о формах. Уместно также говорить, что морфология изучает структуру.

Чаще всего термин «морфология» применяется в биологии (тут он исторически возник) и в лингвистике. В биологии морфология включает в себя, например, анатомию и эмбриологию человека и животных, а также морфологию растений; в лингвистике ее предмет — формы слов. О морфологическом подходе говорят сегодня в физике, в геологии и в географии (например, при описании совокупности форм скал и камней, возникших из-за эрозии), он проникает и в обществознание (например, «морфология искусства»). Э.А. Орлова подчёркивает, что морфологический подход имеет ключевое значение для изучения конкретной культуры: он позволяет выявлять соотношение универсальных (общекультурных) и уникальных, характерных именно для данного этноса элементов и характеристик.

Морфологический подход позволяет строить модели культуры. Формы культуры при этом выявляются на основе определения культуры, принятого в избранном методологическом подходе. Тогда можно говорить о системе понятий культуры, принятых в конкретном исследовании, а также о системных свойствах, выделяемых в культуре компонентов.

Морфология культуры изучает формы культуры «внутри» конкретной исторически определённой или локальной культуры, формы культурных объектов и артефактов и их соотношения. Когда в качестве основания типологии принимается некоторая группа в составе исторически конкретного общества, выделяются некоторые производные от основной культуры формы (подтипы культуры), часто называемые субкультурами.



2019-12-29 212 Обсуждений (0)
Постмодернизм как культурная стратегия эпохи глобализма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Постмодернизм как культурная стратегия эпохи глобализма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)