Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика средневековой философии.



2019-12-29 162 Обсуждений (0)
Общая характеристика средневековой философии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Философская мысль эпохи средневековья подвержена сильному влиянию религии. Главный вопрос, который ее интересует - это проблема правильного обоснования бытия Бога, который порождает возникновение такой гуманитарной дисциплины, как теология.

 

Человек сам по себе средневековую философию не интересует, ее занимает только отношение человека к Богу.

 

Величайшими философами эпохи Средневековья были Альберт Великий, Августин Аврелий, Григорий Нисский и Фома Аквинский.

11. Библия – основа христианского учения.

Би́блия (от греч. βιβλία — книги, ед. ч. βιβλίον, уменьшительное от βίβλος — книга) — собрание древних текстов, созданных на Ближнем Востоке на протяжении 15 веков (XIII в. до н. э. — II в. н. э.), канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания. христианство основывается в своем учении о мире на библейском повествовании, так как признает Библию Священным Писанием. Противники христианства нападают прежде всего именно на такое отношение к Библии, отвергая то, что повествование Библии представляет «Откровение свыше». Часто указывают на то, что рассказы Библии не могут претендовать на боговдохновенный характер, так как и в других (так называемых естественных) религиях мы встречаем сходные учения. Особенную остроту вопрос этот получил с того времени, когда (в 1873-1875 гг.) при раскопках в месте, где находилась древняя Ниневия, были открыты таблицы, написанные так называемой клинописью, в которых находились сказания, очень близкие к тому, что мы находим в Библии114. Открытие этих памятников древнего Вавилона произвело настоящую сенсацию, и целый ряд ученых, изучавших эти памятники, стали склоняться к выводу, что библейский текст (в первых главах книги Бытия) представляет переработку вавилонских сказаний. Возникло даже целое течение так называемого «панвавилонизма», которое утверждало, что вавилонские сказания проникли всюду и легли в основу религиозных сказаний в разных странах. Библейский текст отличается такой внутренней цельностью, основные понятия в нем так точны и ясны, так свободны от разных искажающих или ослабляющих подробностей, что это сразу бросается в глаза.


13. Христианское учение о происхождении и бытии мира.

Сущность христианского учения о происхождении мира состоит в том, что Бог создал мир из ничего. Иначе говоря, произвел все существующее через творение. Христианское учение особо подчеркивает, что Бог для сотворения мира не нуждался в исходном материале. Таким образом, Бог является Творцом мира не только по форме, но и по веществу. В Библии о творении из ничего прямо говорится только один раз, причем в неканонической книге: "Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего". В Священном Писании имеются также и косвенные указания на творение мира из ничего. В Быт. 1, 1 для выражения идеи творения использован еврейский глагол "бара", который может иметь двоякое значение: творение из ничего и создание из подручного материала. Однако очевидно, что здесь этот глагол употреблен в первом смысле, ибо в Быт. 1, 2 сказано, что "земля была безвидна и пуста", а потом уже из этой неоформленной материи Бог создавал мир. Кроме того, само наименование "вечный" в Священном Писании прилагается только к Божеству и Божественным свойствам, но никогда не прилагается к тому, что принадлежит миру.

14. Христианское учение о происхождении и назначении человека.

В Библии мы видим, что весь ряд творений Бог закончил человеком и что вся природа сотворена для блаженства человека. Христианское учение о происхождении человека представляет сотворение человека особым актом творческой воли сравнительно с остальным творением и, следовательно, свидетельствует об особом достоинстве человека. Современная наука отвергает это учение о происхождении человека , основываясь на том, что он ( человек ) не представляет собою ничего особенно выдающегося сравнительно с окружающим миром, что он - результат сил природы, высшее звено в цепи земных существ. Такое уравнение человека с остальными творениями мира проистекает из того, что учение это в объяснении происхождения мира вовсе отбрасывает понятие Бога, смотрит на мир как на нечто самостоятельное, что должно объясняться своими собственными законами вне всякой сторонней причинной зависимости. Отсюда попытка объяснить происхождение мира и человека из материи. Эта попытка кончилась неудачею: из материальных процессов не удавалось объяснить психических явлений. Тогда на место материализма выступил монизм, который признавал в атомах вместе с материальной и психическую сторону. Но и монизм не объяснил факта сознания из бессознательных душевных процессов, и эта неудача выразилась в том, что в самых главных представителях монизма (Нуаре) замечается тенденция внести сознание в самые атомы.

15. Нравственное учение в христианстве.

Христианская этика - нравственное учение христианства, определяющее моральные ориентиры человеческого поведения, основанные на христианском представлении о природе и предназначении человека, его отношении с Богом. Х.э. получает свое выражение в христианском этосе - определенном стиле жизни, имеющем исторически многообразные формы и присущем как отдельным индивидам, так и большим общественным групам, исповедующим христианство. Источником Х.э. являются тексты Священного Писания, их интерпретация и этическая рефлексия Отцов и виднейших учителей Церкви, а также примеры нравственной жизни, явленные в жизни Церкви. Х.э. тесно связана с историей Церкви: будучи теорией христианского действия, она проявляет себя не столько в истории моральных идей, сколько в конкретной жизни Церкви (на нее влияют в том числе харизматические движения вроде монашества или пуританизма, жизнь отдельных харизматических лидеров и святых, т.п.)

16. Общая характеристика философии эпохи Возрождения.

Термин «Возрождение», или «Ренессанс», известен каждому человеку. Мы знакомы с наследием этого времени — живописным, литературным, музыкальным, знаем и о философском наследии. Эпоха Возрождения — достаточно сложный феномен западноевропейской культуры середины XIV — конца XVI в.

В западном Возрождении принято разделять три периода:

1-й период (гуманистический, или антропоцентрический): сер. XIV — сер. XV в.

2-й период (неоплатонический): сер. XV — нач. XVI в.

3-й период (натурфилософский): конец XVI — нач. XVII в.

Философия эпохи Возрождения представляет собой достаточно пеструю картину, набор разнообразных философских школ, часто несовместимых друг с другом, и не является чем-то целым, хотя и объединена многими общими идеями. Эта философия представляется тем более сложным явлением, если мы обратимся в глубь веков и увидим, что многие идеи Возрождения зародились гораздо раньше, чем начался отсчет эпохи, — в XIII в., когда еще бурлили споры в средневековых университетах, основными были идеи Фомы Аквинского и только еще появлялись идеи поздних номиналистов. Но тогда же в Италии зародились идеи, оппозиционные господствовавшему в то время схоластическому мировоззрению.


17. Общая характеристика философии эпохи Нового времени.

Предпосылки для формирования философии Нового времени связаны с переносом

интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы

натуралистической философии. В тот же период имеют место попытки философов

заново обосновать естествознание, соединив эксперимент и размышления как

основу теоретического метода. В 17 веке интерес философов был направлен на

вопросы познания. Два основных направления философии Нового времени:

1. Эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный

опыт как единственный источник знаний.

а) идеалистический эмпиризм (представители Беркин, Юм). Эмпирический опыт

совокупность ощущений и представлений, величина мира равны величине опыта.

б) материалистический эмпиризм (представители Бекон, Гоббс) - источник

чувственного опыта существующий внешний мир.

2. Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое

основание науки, признает разум источником познания и критерием его

истинности.

18. Общая характеристика философии эпохи Просвещения.

Термин «Просвещение» впервые употреблён Вольтером и Гердером; в 1784 в ст. «Ответ на вопрос, что такое Просвещение?» Кант предлагал рассматривать Просвещение как необходимую историческую эпоху развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса. Гегель характеризовал Просвещение как рационалистическое движение 18 в. в области культурной и духовной жизни, основанное на отрицании существующего способа правления, государственного устройства, политической идеологии, права и судопроизводства, религии, искусства, морали.

К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали Просвещение как буржуазно-демократическую идеологию, а деятелей Просвещения как мыслителей, осуществлявших идеологическую подготовку буржуазной революции. Составной частью Просвещения была передовая философия 18 — нач. 19 вв., теоретически обосновывавшая необходимость социальных преобразований. Конкретной разновидностью философии Просвещения явилась «деистская форма материализма» представители которой (Вольтер, Робине, Вольф, Я. Снядецкий, Д. С. Аничков) исходили из метафизической онтологии конечного мира, абсолютного дуализма причины и следствия, материи и движения, эволюции и целесообразности. Другая историческая форма философии Просвещения — материализм 18 в.— формировалась путём философской критики теоретических основ деизма на базе материалистического естествознания Коперника, Галилея, Декарта, Ньютона и способствовала формированию материализма 18 в. В решении основного вопроса философии материалисты эпохи Просвещения (Мелье, Дидро, Гольбах, Форстер, Радищев) отвергли субъективный идеализм Беркли и предприняли естественнонаучное обоснование концепции материи как объективной реальности, атрибутами которой являются движение, вечность во времени и бесконечность в пространстве.

21. Философия бессознательного Зигмунда Фрейда.

Он считал, что большая часть психики человека бессо­знательна, что человек находится в постоянном стремлении к удов­летворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, стремящееся ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей. З.Фрейд подчёркивал, что бессозна­тельное с большим трудом переходит в область сознания. Объясняется это действием двух механизмов — вытес­нения и сопротивления. Неприем­лемые из-за множества социальных запретов желания и влечения изгоня­ются за пределы сознания, не допус­каются в него. Тем не менее, они дают о себе знать в искаженной или симво­лической форме. Сновидения, описки, оговорки, провалы в памяти, разнооб­разные невротические симптомы — все это следы вытесненных травмиру­ющих переживаний. Они создают в сфере бессознательного сильно за­ряженный очаг, постоянно оказыва­ющий разрушительное воздействие и напоминающий о себе совершенно внезапными проявлениями. Фрейд считал, что в оговорках, ошибочных действиях проявляются истинные, скрытые намерения и чувства человека. Сны в символической,непрямой форме отражают конфликты и пе­реживания человеческой души.


19. Общая характеристика немецкой классической философии.

Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естествознания и общественных наук: стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также теории развития человеческого общества — все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.

Одним из величайших умов человечества, основоположником классического немецкого идеализма, возродившим идеи диалектики, был И. Кант (1724 - 1804). Именно с Канта началась философия нового времени. Кант, но словам Энгельса, пробил первую брешь в метафизическом объяснении природы: он сделал попытку приложить принципы современного ему естествознания не только к строению Вселенной, но и к истории ее возникновения и развития. Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Высшим достижением немецкой классической философии явилась диалектика Гегеля (1770—1831). На объективно-идеалистической основе он развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический метод мышления, господствовавший как в идеалистических, так и в материалистических учениях того времени.

12. Учения о Боге в христианской философии.

Традиционная тема христианской философии - защита совершенства бога и того, что им сотворено, перед лицом существующего в мире зла - занимает много места в работах Фомы Аквинского (1225? – 1274) самый видного и влиятельного философа-схоластика западноевропейского средневековья. Обращение его к этой проблеме и широкое ее рассмотрение диктовались историческими и доктринальными потребностями церкви. Перед христианской философией была поставлена важная дилема: если бог - творец всего и он добр, то откуда же берет начало зло? Из необходимости ответить на этот вопрос, возникла особая область христианской философии, называемая теодицеей и занимающаяся защитой совершенства бога и того, что сотворено им, перед лицом существующего в мире зла.

Исходным пунктом теодицеи Фомы была предпосылка, что зло не является позитивным явлением и не существует само по себе, как добро, а представляет собой просто обычное небытие, ущербность добра.

20. Марксистская философия, учения о человеке, его происхождении и основных этапах исторического процесса.

В естественнонаучном обосновании фил-я марксизма серьезное значе­ние имело диалектико-материалистиче­ское осмысление природы, в котором существенную роль сыграли естественнонаучные открытия -открытие з-на сохранения и превра­щения энергии, созда­ние эволюционного учения. В з-не сохранения и превращения энергии основоположники мар­ксизма увидели подтверждение принципов материального единства мира. В учении о клеточном строении живых организмов они усматривали док-во внутреннего единства растит. и животного мира. Теоретическ. ис­точники явились нем. классическ. философы, английские классич. политэко­номы, французские утопические социалисты. Диалектика Гегеля -источник формирования мате­риальной диалектики. Смит и Рикардо способствовали созданию исторически материализму. Маркс и Энг. связали в единый узел теорию и рев. практику. Мар­ксизм говорит, что бытие людей определяет их сознание. Фил. марксизма как цельное учение формировалось в органическом единстве всех его составных частей. Она выступает как научный метод познания и преобразования мира. Суть философии состав­ляют исследования классических философских ??, концентрирую­щихся вокруг отношений людей между собой и природы ч-ка. В эволюции марксисткой ф-ии вы­деляют 2 этапа: 1. Ранний, для которого хар-ны попытки разработки целостного мировоззрения преимущественно средствами философского анализа ("Экономико-философские рукописи)" 2. Поздний, на котором вместо прежней абстрактной конструкции ч-ка и его сущностных сил сложи­лась конкретная, основанная на изучении экономической и социальной стр-ры об-ва научно-фи­лософская теория, в которой было обрисо­вано новое миросозерцание, последовательный мате­риализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика как наибо­лее всестороннее и глу­бокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно исторической роли пролетариата.


22. Учение Фридриха Ницше о сверхчеловеке.

"Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ. ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ НЕЧТО, ЧТО ДОЛЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ. ЧТО СДЕЛАЛИ ВЫ, ДАБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ ЕГО? ДОНЫНЕ ВСЕ СУЩЕСТВА СОЗДАВАЛИ НЕЧТО, ЧТО ВЫШЕ ИХ; ВЫ ЖЕ ХОТИТЕ СТАТЬ ОТЛИВОМ ЭТОЙ ВЕЛИКОЙ ВОЛНЫ И СКОРЕЕ ВЕРНУТЬСЯ К ЗВЕРЯМ, ЧЕМ

ПРЕОДОЛЕТЬ ЧЕЛОВЕКА?" "СЛУШАЙТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ! СВЕРХЧЕЛОВЕК - СМЫСЛ ЗЕМЛИ. ПУСТЬ ЖЕ И ВОЛЯ ВАША СКАЖЕТ: ДА БУДЕТ

СВЕРХЧЕЛОВЕК СМЫСЛОМ ЗЕМЛИ!" "ПОИСТИНЕ, ЧЕЛОВЕК - ЭТО ГРЯЗНЫЙ ПОТОК. НАДО БЫТЬ МОРЕМ, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ ЕГО В СЕБЯ И НЕ СТАТЬ НЕЧИСТЫМ. И ВОТ - Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ: ОН - ЭТО МОРЕ, ГДЕ ПОТОНЕТ ПРЕЗРЕНИЕ ВАШЕ." "ВНЕМЛИТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ: ОН - ТА МОЛНИЯ, ОН - ТО БЕЗУМИЕ!" "Сверхчеловек", заимствованный термин из чужой

терминологии (у Гете). Сверхчеловек - это наименование. Сверхчеловек — понятие, введённое философом Фридрихом Ницше, которое стало центральным в его произведении «Так говорил Заратустра». Это была своеобразная попытка заменить «устаревший и исчерпавший себя» образ Иисуса Христа, новым, более современным и концептуально совместимым с идеями Ницше об идеальном человеке будущего. Сверхчеловека Ницше нельзя понимать буквально как Супермена из голливудского фильма.

23. Ложная духовность: тоталитарные секты.

«Радастея» — общественная организация, признаваемая РПЦ и рядом антисектантских движений тоталитарной деструктивной псевдонаучной сектой. Основана в середине 90-х гг. XX века Евдокией Марченко, уроженкой г. Миасс, Челябинской области. В настоящее время открыла свои филиалы — учебные центры «Радавита» — во многих странах мира и во всех крупных городах России. Кроме того, она действует под именем таких организаций, как «Институт Ритмологии» (см. Ритмология), «Международная Академия информатизации» и «Международный Центр Авиации». Включена в справочник «Тоталитарные секты России». Есть сведения о ритуальных самоубийствах членов организации и исчезновении детей в одном из лагерей «Радастеи».

В 2003 году по решению собрания членов "МОО Радастея" было принято решение о ликвидации организации.

 

Армия сопротивления Господа (АСГ или LRA, Lord’s Resistance Army) — угандийская правохристианская повстанческая группировка. Рекрутирует своих солдат из представителей народности ачоли. Основана генерал-майором Джозефом Кони, объявившим себя пророком и гласом Святого Духа. Вторым человеком в армии является Винсент Отти. Группировка действует с 1987, сражаясь за установление в Уганде теократического режима, основанного на 10 библейских заповедях.

Предполагается, что базы и опорные пункты АСГ находятся на юге Судана. Печальную известность приобрели массовыми похищениями детей, из которых вербуют боевиков. По идеологии организации, новое общество можно построить только из детей, не тронутых грехами современного мира.

В связи со всё усиливающимся религиозным компонентом в идеологии АСГ её часто считают деструктивной сектой.

26. Развитие философской мысли в России в 19 века.

В общественно-философской мысли России середины XIX века мы наблюдаем формирование активного интереса к вопросам существования человека, его самоценности и свободы в обществе. Социальные характеристики человека выделяются в это время, как условие взаимодействия личности и общества, общества в котором сущность человека рассматривается через глубокое понимание его внутреннего мира.

33. Философские проблемы человеческой жизни.

Загробная жизнь — жизнь после смерти, представление о существовании бессмертной души, продолжающемся после смерти человека. Представления о загробной жизни существуют как в различных религиях, так и в менее значимых течениях. Среди основных представлений: воскресение мёртвых — согласно нему люди будут воскрешены после своей смерти, реинкарнация — согласно нему душа человека возвращается в мир снова и снова в новых воплощениях, посмертное воздаяние — согласно нему после смерти жизни душа человека попадает в ад или в рай в зависимости от земной жизни человека.

Наука не может подтвердить или опровергнуть факт существование загробной жизни. По её представлениям, после остановки сердца наступает так называемая клиническая смерть, состояние которой длится 7-10 минут, из которого человека иногда ещё можно вывести при реанимации. Если оживления не произошло, то наступает биологическая смерть, когда в головном мозге уже происходят необратимые разрушения.


24. Основные этапы истории русской философии.

Русская философия — философия, разрабатываемая русскими мыслителями XIX—XX веков. Характерные черты русской философии: Сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; Философские мысли выражаются через художественное творчество, литературную критику, публицистику, искусство;

Целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; Большая роль проблем морали и нравственности;

Конкретность; Широкое распространение в массах, понятность простому народу. Основные этапы русской философии:

1. #Период зарождения русской философии в раннехристианской философии Руси;

Данный этап русской философии относится к IX—XII вв. и соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства — Киевской Руси до времени феодальной раздробленности Руси. Представители: Илларион, Владимир Мономах, Климент Смолятич, Филипп Пустынник. Основные темы ранней русской философии — моральные и нравственные ценности, объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством, государство, право, природа.

2. #Философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства;

Данный этап русской философии относится к XII—XVII вв. Представители:

Сергий Радонежский, Философий, Максим Грек, Андрей Курбский, Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Аввакум, Никон, Юрий Крижанич.

3. #Философия XVIII в.;

Представители: Философы эпохи петровских реформ — Феофан Прокопович, В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир; Материалистическая философия середины и второй половины XVIII в. — М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев;

4. #Философия XIX в.;

Представители: Социально-политическая философия декабристов — П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, И. Киреевского, В. Кюхельбеккера;

Историческая философия П. Я. Чаадаева; Философия западников и славянофилов — А. И. Герцена, Н. П. Огарева, К. Д. Кавелина, В. Г. Белинского, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, А. Н. Островский, братья К. С. и И. С. Аксаковы; Ортодоксально-монархическая философия — Н. В. Федорова, К. Н. Леонтьева; Философия Достоевского; Философия Толстого; Революционно-демократическая философия — Н. Г. Чернышевского, народников Н. К. Михайловского, М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачева, анархиста П. А. Кропоткина, марксиста Г. В. Плеханова. Либеральная философия В. С. Соловьёва.

5. #Русская и советская философия XX в.;

Представители: Русская религиозная философия — С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского; Философия космизма Н. В. Бугаева, В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского; Естественнонаучная философия Сеченова, Менделеева, Тимирязева, Мечникова, Ковалевского; Советская философия Н. И. Бухарина, А. Богданова, А. Ф. Лося, А. М. Деборина, Л. Гумилева. М. Мамардашвили, В. Асмуса, Ю. Лотмана; Философия «русского зарубежья» П. С. Мережковского, Л. Шестова, П. Сорокина, Н. А. Бердяева;

25. Славянофилы и западники в русской философии.

Русская философия имеет богатое наследие. Десятки крупных русских философов оказывались в центре духовной культуры России. Многие исследователи отмечают, что в истории русской философии особо выделяется период, охватывающий XIX и начало XX века. В середине XIX века разгорелась борьба между славянофилами и западниками по кардинальным вопросам философии. Особенно большие расхождения были по проблеме исторической роли и исторических судеб России. Философские баталии по этой проблеме начались после публикаций "Философских писем" Чаадаева.

Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский) обосновывали идею о мессианской роли России в истории человеческой цивилизации. Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Основой духовности должно быть православие. Русскому народу присущи такие ценности, как соборность, коллективизм, общинность.

Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен) придерживались идеи "европеизации" России. Россия должна смотреть на Запад как на образец. Она должна перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы государственного устройства и западные духовные ценности.

Спор, начатый славянофилами и западниками, то затихал, то вновь возникал, вовлекая в свою орбиту новых идеологов.

Вопрос о том, куда больше тяготеет Россия - к Западу или Востоку, не потерял значения и в наши дни.

 


27. Судьбы русской философии в 20 века

Представители: Русская религиозная философия — С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского;

Философия космизма Н. В. Бугаева, В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского; Естественнонаучная философия Сеченова, Менделеева, Тимирязева, Мечникова, Ковалевского; Советская философия Н. И. Бухарина, А. Богданова, А. Ф. Лося, А. М. Деборина, Л. Гумилева. М. Мамардашвили, В. Асмуса, Ю. Лотмана;

Философия «русского зарубежья» П. С. Мережковского, Л. Шестова, П. Сорокина, Н. А. Бердяева;. Русская философия выражает противоречивые устремления общества и представлена двумя направлениями. С одной стороны, наблюдаются попытки найти обоснования духовности в русской православной традиции. Ярким примером этого является «Неопатристический синтез» Хоружего (1994). Он отмечает, что Россия сформировалась на базе византийского православия, последним творческим взлётом которого был исихазм — мистика безмолвной молитвы и ментального созерцания Фаворского света. Исихазм не получил развития из-за внешних причин (гибель Византии под натиском турок), поэтому русская философия должна взять на себя миссию продолжения этой традиции. Хоружий осмысливает и развивает традицию исихазма, трактуя его посредством понятийного аппарата современной психологии и философии. С другой стороны, русская философия существует в рамках мировой философии и развивает идеи таких современных направлений как постмодернизм и феноменология, задействуя философские категории для истолкования фрагментов повседневного бытия. Яркой работой подобного плана является «Метафизика футбола» Руднева (1999).

29. Квалификация онтологических позиций (В.В. Зеньковский).

Онтологическая позиция предполагает удержание того и другого образа мира в их единстве именно в силу поддержания субъективного тождества представляющего и представляемого — завершенности рефлексии как целостного процесса. Онтологизм не может быть «русским» или «нерусским», — на данном уровне абстрагирования снимаются все подобные определенности, тогда и Россия находится не в отношении к миру, а в единстве с ним. Иначе, если рефлексия отсутствует, возникает та или иная относительность: Россия представляется либо «богоизбранной», либо «забытой Богом», а мир без России — пустыней или плеромой.

31. Происхождение человека (В.В. Зеньковский)

Вопрос о происхождении человека имеет исключительное значение для нашего религиозного сознания, - и потому, что Библия определенно и точно учит об особом творении человека (что предваряется «предвечным Советом Божиим»), - и потому, что вся наша религиозная жизнь определяется тем, что человек связан не только с природой, но и с Богом. Эта наша связь с Богом и особенно Боговоплощение Сына Божия на земле, выделяет человека из порядка природы, хотя и не разрывает связи его с природой. По учению Библии, человек призван «владеть» (обладать) землей, хозяйствовать на ней, подчинять ее себе. Это царственное положение человека было, правда, нарушено грехом прародителей, вследствие чего человек утерял свое начальное положение в природе, попал в рабскую зависимость от нее. Но и сама земля пострадала от этого («проклята земля за тебя», сказал Господь Адаму после грехопадения. См. Бытие гл. III, ст. 17), - что привело к той «поврежденнос-ти» земли, вследствие которой на земле воцарилась смерть, борьба за существование, взаимное истребление одних существ другими. Эта таинственная связь человека с природой уже в античное время истолковывалась в том смысле, что человек является «микрокосмом» (т. е. малым миром), что вся природа живет в нем и проявляет себя в нем.

37. Русская философия истории.

Филосо́фия исто́рии (историосо́фия) — раздел философии, призванный ответить на вопросы о том, что́ есть история, каков её смысл и конец, если вообще таковые имеются. В этой области существуют две основные парадигмы. Первая подразумевает, что история является единым процессом, стройным и определённым. Вторая же — что история — не более чем хаос отдельных поступков, и всяческая связь между ними есть плод нашего воображения. К. Маркс выработал формационный подход к истории, синтезировав рационалистическую логику философии истории Гегеля и натуралистические концепции истории. Он видел в историческом процессе эволюцию видов взаимодействия человека и природы в трудовой деятельности. В первобытном обществе труд очень примитивен, орудий труда нет, и потому все члены общин равны. Но, как только процесс труда и производства начинает совершенствоваться, появляются избытки благ и вместе с ними — борьба за их присвоение — классовая борьба. Маркс выделял несколько этапов развития общества, и, соответсвенно, несколько типов общества, от наименее развитого до совершенного — несколько общественно-экономических формаций:

первобытно-общинная

рабовладельческая

феодальная

капиталистическая

коммунистическая.


28. Охарактеризуйте творчество одного из русских философов.

Бердяев Николай Александрович (1874 - 1948) - русский философ - идеалист. Философия Бердяева впитала в себя множество разнообразных источников. В различные периоды его вдохновляли Кант, Маркс, Шопенгауэр, Ницше. Из русских мыслителей заметное влияние оказали Михайловский, Достоевский, Соловьев и другие. С начала ХХ в. был одним из главных идеологов богоискательства. Ранний Бердяев пытался сочетать гуманизм Маркса с антропологическим социализмом Михайловского и метафизикой неокантианства. Зрелые философские воззрения Бердяева представляют собой одну из первых в Европе разновидностей христианского экзистенциализма. Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого бытия (существования). Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу, и он живет в чуждом ему мире: его бытие со всех сторон окружено таинственными знаками, символами. Страх важнейшее понятие философии экзистенциализма. Мир тем более страшен, что он бессмыслен и непостижим. Человека на каждом шагу подстерегают неприятности. И он не в силах их предвидеть. Большое место в экзистенциализме занимает проблема свободы, определяемая как выбор человеком самого себя: человек таков, каким он себя свободно выбирает. “Чувство вины за все совершающееся вокруг него - чувство свободного человека” (Бердяев). Узник или раб тоже может быть “свободен “, говорит Бердяев, соответствующим образом самоопределяя свое отношение к своему положению. Отсюда вывод: задача человека заключается не в том, чтобы изменить мир, а том чтобы изменить свое отношение к нему. Экзистенциализм различают религиозный и атеистический. Именно к религиозному - и относится Бердяев. Философия Бердяева антропоцентрична - проблема духовности, свободы и творчества, судьбы, смысла жизни и смерти всегда были в центре его философских размышлений. По Бердяеву “личность вообще первичнее бытия”, бытие - воплощение причинности, необходимости, пассивности, духовное начало свободное, активное, творческое. Бердяев, создавая "Смысл творчества", испытывал состояние творческого экстаза, но очень близкое к состоянию творческого религиозного экстаза, и он упоминает о нем. Вот что он пишет по этому поводу: "Пережитое мною откровение творчества, которое есть откровение человека, а не Бога, нашло себе выражение в книге "Смысл творчества. Опыт оправдания человека". Книга эта написана единым, целостным порывом, почти в состоянии экстаза. Книгу эту я считаю не самым совершенным, но самым вдохновенным своим произведением, и в ней впервые нашла себе выражение моя оригинальная философская мысль. В неё вложена моя основная тема, моя первородная интуиция о человеке. И я считаю своей слабостью, что я не исключительно посвятил себя этой теме и периодически отвлекался и другими темами, менее для меня характерными". (Н. Бердяев, “Самопознание”).

39. Судьба России в творчестве русских мыслителей.

Размышляя в последние годы жизни о трагических судьбах России, Бердяев. был твердо убежден в том, что обновление и освобождение Родины явится результатом не какого-то давления извне, а произойдет от имманентных импульсов, "от внутренних процессов в русском народе". Возрождение прерванных культурных ценностей, принципов самоценности и суверенности личности, идеалов духовной свободы может и должно, по Б., выступить основанием для этого процесса. Будучи по существу романтиком и мало интересуясь реальностью, Б., мысль которого работала очень интенсивно, постоянно находился под властью своих исканий. Самое глубокое в нем было связано с его этическими поисками, с его публицистическими темами; все его метафизическое дарование здесь проявлялось с огромной силой. В этой сфере Б. по праву имел мировое значение; к его голосу прислушивались во всем мире. Наиболее значительный вклад Б. в диалектику русской и мировой мысли определялся его философскими построениями в сфере морали.

3. Различие между идеализмом и русской христианской философией. Различие между религиозной философией и идеализмом может быть анализируемо в аспекте гносеологии. Так, русская религиозная философия акцентирует внимание на том, что философское познание есть познание целостным духом, в котором разум соединяется с волей, чувством и в котором нет рационалистической рассеченности. Разнятся между собой эти два типа мировоззрения и в методологических подходах. Для религиозного философа главным предстает откровение, которое есть духовный опыт и духовный факт, а не авторитет школы. Методом религиозной философии чаще всего является интуитивизм. С.Л. Франк отмечал, что интуитивизм русской религиозной философии рассматривается не столько как факт познания, сколько как факт бытия.


30.Соотношение науки и религии (Арх. Лука)

Анализу соотношения между наукой и религией посвящены работы архиепископа Крымского и Симферопольского Луки (в миру — профессора, доктора медицинских наук Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, причисленного в 1998 г. к лику святых православной церкви):«На своем жизненном пути нам встречаются два типа людей. Одни во имя науки отрицают религию, другие ради религии недоверчиво относятся к науке. Встречаются и такие, которые умели найти гармонию между этими двумя потребностями человеческого духа. И не составляет ли такая гармония той нормы, к которой должен стремиться человек?» Закончил систематическое изложение своей концепции соотношения религии и науки святитель Лука в 1954 году.

32. Русская религиозная антропология: дух, душа, тело.

Тело, душа, дух - основные понятия религиозной антропологии. В мифологиях и религиозных представлениях осознавалось наличие в человеке сознания, нравственности, несводи



2019-12-29 162 Обсуждений (0)
Общая характеристика средневековой философии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика средневековой философии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)