Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. Предмет экономической теории



2019-12-29 340 Обсуждений (0)
Тема 1. Предмет экономической теории 0.00 из 5.00 0 оценок




Примерный план

Введение

Предпосылки экономической деятельности: потребности и ресурсы

Основные характеристики экономики как системы. Экономические отношения

Предмет экономической теории. Позитивная и нормативная экономика

Заключение

Упражнения

1. Бензин и техобслуживание, амортизация и ремонт - все эти вещи требуют
расходов на содержание личной автомашины. Какие из этих расходов могут
рассматриваться как альтернативные издержки в контексте следующих
ситуаций:

1) у вас есть машина и вы решаете, не поехать ли вам на уик-энд к другу,
живущему в другом городе, в 10 км от вас;

2) у вас нет машины, и вы решаете, покупать ли вам ее; в случае покупки вам
удастся получить работу в месте, расположенном в 5 км от вашего дома.

Почему контекст, в котором вы принимаете решение заняться некой деятельностью, влияет на альтернативную стоимость этой деятельности?

2. Федеральная программа по талонам на питание могла бы быть разработанной так, чтобы каждая семья с низким доходом получала купонную книжку с определенным количеством купонов на хлеб, на молоко и т.д. Однако в реальности программа дает семьям книжки с купонами, которые можно тратить на любой вид пищи. При данных затратах федерального правительства какой план, по вашему мнению, лучше удовлетворяет требованиям эффективности в распределении? Почему? Теперь рассмотрим такую программу, которая позволяла бы семьям обменивать талоны на наличные деньги, или которая просто предусматривала бы выдачу бедным семьям денег, на которые они смогли бы купить все, что им вздумается? Сравните эту альтернативу с существующей программой в терминам нормативной и позитивной экономической теории.

3. Предположим, что в вашей университетской столовой недостаточно места, чтобы вместить всех студентов сразу, поэтому она открыта до обеда с 12-00 до 14-00 ч. Рассмотрите следующие три метода распределения студентов в этот двухчасовой период (цель: каждый должен получить место):

1) администрация устанавливает правило, в соответствии с которым каждый
курс получает определенный получасовой промежуток времени для еды;

2) время делится на получасовые сегменты с зелеными билетиками на первый
период, голубыми - на второй и т.д. Печатается равное количество билетов
каждого цвета. В начале каждого сегмента происходит "аукцион" по раздаче
билетов;

3) студенты могут приходить в столовую, когда захотят, и если не будет
свободных мест, то они будут ждать в очереди. Сравните схемы, пользуясь
понятиями: 1) стихийный порядок и иерархия; 2) информация и стимулы; 3)
эффективность.

4. Иван Петров имеет четыре поля, разбросанные по склону холма. Он может выращивать на каждом поле картофель или пшеницу, но поля, расположенные ниже, лучше использовать для картофеля, а более высокие поля - для пшеницы. Вот некоторые сочетания пшеницы и картофеля, которые могут быть произведены:

 

Количество полей под картофелем Картофель, т. Пшеница, т.
4 1000 0
3 900 400
2 600 700
1 300 900
0 0 1000

 

Используя эти данные, постройте границу производственных возможностей для пшеницы и картофеля. Какова альтернативная стоимость пшеницы, выраженная в картофеле, когда фермер использует для производства пшеницы только одно, верхнее поле? Что происходит с альтернативной стоимостью пшеницы по мере увеличения числа используемых для нее полей.

5. Студентка во время летних каникул может заработать 5000 руб., выполняя работу машинистки, или пойти на двухмесячные курсы английского языка. В обоих случаях расстояние от дома значительное. Студентка выбрала курсы и составила смету своих расходов:

Плата за обучение на курсах 2000руб.
Плата за учебные пособия на курсах 300руб.
Расходы на питание 1800руб.
Расходы на транспорт 600 руб.

Определите альтернативные издержки обучения.

6. Определите наиболее полное и корректное  определение предмета экономической теории:

1) экономическая теория изучает деятельность, включающую производство и обмен товарами;

2) экономическая теория изучает переменные величины, поведение которых воздействует на состояние экономики страны (цены, производство, занятость и т.д.);

3) экономическая теория изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров в целях удовлетворения потребностей его членов;

4) экономическая теория изучает деньги, банковскую систему, капитал и т.п.

Покажите, какая связь существует между этими определениями предмета экономической теории.

7. Определите, какое из следующих утверждений относится к позитивным, а какое - к нормативным:

1) в последние годы более 30% жителей России имеют совокупные доходы ниже уровня прожиточного минимума;

2) в текущем году рост цен существенно снизил уровень жизни и правительственная политика должна быть направлена на значительное сокращение темпов инфляции;

3) дефицит госбюджета является фактором, усиливающим инфляционные процессы, поэтому правительство России должно стремиться к достижению бездефицитного бюджета;

4) чрезмерно высокие ставки налогов ведут к сокращению доходов госбюджета и способствуют увеличению его дефицитности;

5) реформирование экономики неизбежно ведет к резкому росту безработицы, что влечет за собой социальную дестабилизацию и поэтому реформы должны проводиться постепенно.

Литература

1. Долан Е.Д., Линдей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель. С-Пб; 1992.-Гл.1

2. Курс экономической теории /Рук авт. колл. А.В. Сидорович. - М., 1997. - Гл. 1,2,3.

3. Курс экономической теории /Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. -Киров: Изд-во "АСА", 1995 - Гл. 2,3.

4. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник /Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. - М.: ПРОМО-Медиа, 1995.

5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М.: Республика, 1992. -Т.1. - Гл. 1,2.

6. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика. - М.: Высшая школа, 1998.

7. Пороховский А. XXI век и экономическая теория: мировые тенденции и российские реальности //Российский экономический журнал - 1999 - №11-12.



2019-12-29 340 Обсуждений (0)
Тема 1. Предмет экономической теории 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. Предмет экономической теории

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (340)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)